Сизикина Нина Александровна
Музыкальный руководитель структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Звездочка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад "Планета детства" комбинированного вида».
Какими компетенциями должен обладать воспитатель будущего?
Работа воспитателя — кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи, ведь воспитатель должен уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для каждого малыша, пришедшего в детский сад. Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: "… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце".
Компетенция – это способность конкретного специалиста решать поставленные перед ним профессиональные задачи. Также под этим термином понимают требования, предъявляемые к сотрудникам в сфере их деятельности, а также личностные и профессиональные их качества.
К компетенции воспитателя ДОУ по ФГОС предъявляются новые требования. Педагоги должны не только хорошо знать направление собственной деятельности, но и иметь мотивации к самосовершенствованию и успешному профессиональному росту.
Чтобы осуществлять на высоком уровне воспитательно-образовательный процесс, чтобы успешно решить задачу по подготовке детей к школе и их дальнейшей успешной социализации, воспитателю необходимо обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нынешний лозунг:
«Современному ребенку – современного воспитателя».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых
разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень
овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности,
которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным
требованиям.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Понятие профессионализма - это особое
мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является
профессиональная компетентность, которая оценивается по трем критериям:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в
профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с
принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности
является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а
также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество
испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века -
это: -
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному,
профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения
и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен
постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием,
обладать многогранностью интересов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования
знаний. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий
утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный
способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.
Постоянное
самообразование
- вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать
от поезда современности»:
-Условия профессионального роста.
-Самообразовательная работа.
-Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
-Обзор в Интернете.
-Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
-Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
-Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
-Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
-Изучение информационно-компьютерных технологий.
-Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
-Участие в конкурсах в Интернете.
-Помещение
своих разработок на сайтах в Интернете.
Мы поговорили про профкомпетентность. Но, как я сказала, существует еще спектр
качеств и свойств педагога, профессионально значимых для его деятельности:
1. Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы., то есть
воспитателю необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать
действие сильных раздражителей (дети, родители, коллеги, руководство, быть
выдержанным и собранным, сохранять общий тонус).
2. Умеренная экстравертированность.
Важная характеристика для педагога, так
как экстраверты – это люди, ориентированные на окружающий мир,
непосредственные, активные, открытые в своих проявлениях. Для них характерна
общительность, хорошие организаторские способности, активная жизненная позиция.
3.Стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная
устойчивость.
Профессия педагога относится к разряду стрессовых, требующей самообладания.
Эмоционально устойчивые люди не склонны к беспокойству, вызывают доверие.
Ученые-педагоги согласны: высокий уровень невротизма педагога противопоказан в
работе с дошкольниками.
4. Уровень интеллектуального развития по сенсорно - перцептивным показателям,
то есть показатели восприятия, памяти, мышления не ниже среднего.
5. Адекватность самооценки и уровня притязаний. Ощущение, что уровень
собственной компетентности выше уровня коллег и администрации возникает у
педагогов с завышенной самооценкой.
6. Определенный оптимум тревожности: то есть необходим нормальный уровень
тревоги и страха (за жизнь детей, за проведение мероприятия)
7. Целенаправленность, то есть любое воздействие на ребенка должно быть с
определенной целью.
8. Эмпатийность, то есть умение проникнуть в переживания другого человека,
прочувствовать.
9. Высокий уровень воображения, фантазии и творчества, ведь именно творческий
человек сможет воспитать любовь к творчеству .
10. Гибкость, то есть умение перестроиться, участвовать в инновационной
деятельности.
11. Эмоциональная привлекательность – внешняя привлекательность, умение
расположить к себе детей. Манерой поведения, внешним видом, что очень важно.
12.Общительность, подлинная заинтересованность в общении.
13. Корпоративность, умение работать в «команде», сотрудничать.
Таким образом, это желательный набор качеств педагога, который будет способствовать его профессиональному росту.
Это своеобразный эталон, к которому
необходимо стремится каждому.
Как сказала одна воспитатель, проработавшая всю жизнь в детском
саду: «Моя цель как воспитателя - педагога современного мира: делать детей
счастливыми, дарить им свое тепло, раскрыть секреты математики и грамоты,
познакомить детей с красотой окружающего нас мира, с добрыми и волшебными
произведениями великих людей, мечтать и верить в чудеса и самое главное
воспитывать достойного гражданина нашего общества.
Очень хочется дать
детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом чтоб каждый шел
не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно.
Необходимо просто понять, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны
остаться почемучками. И если мои воспитанники, бегут к родителям, чтоб
рассказать о чём-то новом, то это и есть, высшая оценка воспитателя – профессионала».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.