важнейший посыл ФГОС – обучение на современном уроке главным образом идёт не через монолог учителя, а через организацию им собственной деятельности детей. Профессионализм педагога проявляется теперь, прежде всего, в следующем:
1) учитель изучает ученика и использует это знание при планировании и проведении урока, который должен проходить в комфортной обстановке как для педагога, так и для ребёнка
2) оказывает помощь детям в раскрытии для них личностного смысла любого изучаемого на уроке материала
3) применяет аксиологический подход, заключающийся в том, что каждый урок, каждое школьное мероприятие несут обязательную ценностную нагрузку
4) предлагает задания по использованию знаний в новой ситуации
каковы уроки по ФГОС.docx
Каковы хорошего урока хорошего учителя до ФГОС и хорошего урока на
основе ФГОС?
Требования новых федеральных государственных образовательных
стандартов не являются чемто исключительно уникальным, совершенно
незнакомым в педагогической практике. Возникновение новых стандартов
связано с попыткой распространения лучшего педагогического опыта,
который в нормативном документе обобщён и должен стать фундаментальной
основой работы каждого учителя. Передовые учителя всегда, во все эпохи,
использовали элементы (приёмы, методы и др.), вошедшие в ФГОС, только
сейчас их применение становится обязательным и системным.
В настоящее время все классы начальной школы занимаются по новым
стандартам, а с 1 сентября 2015г. переход на ФГОС ожидает пятиклассников.
Соответственно преподавателям учебных дисциплин в среднем и старшем
звене необходимо перенимать опыт своих коллег учителей начальных
классов. Однако как нередко бывает в разных сферах, бывает и в образовании,
вместо реальной деятельности происходит её имитация, вместо реальных
результатов выдаётся фиктивнодемонстративный продукт. В нашу речь
входят новые термины – инновации, метапредметность, компетентности и др.
– но на практике люди продолжают делать всё то же самое, что делали вчера.
Между тем один выдающийся ученый заметил: «Если сегодня мы учим детей
так же, как учили вчера, то мы крадем у них завтра».
В этой связи ключевым становится вопрос: «Каковы же отличия хорошего
урока хорошего учителя до ФГОС и хорошего урока на основе ФГОС?».
Попросил на него подготовить ответ учительницу самой высокой
квалификации, которая, увы, в этом году собралась уходить на пенсию, и все
мы вокруг (администрация, сотрудники школы, родители, дети) жалеем об
этом. Екатерина Яковлевна, несмотря на возраст, изначально стала ярой
сторонницей новых стандартов, горячо выступала на педсоветах, убеждая
всех нас в важности происходящих перемен. Человек скрупулёзный и
добросовестный, ответ она написала в несколько страниц.
Чтобы сделать содержание более удобным для восприятия непрофессионалов
(например, родителей, которым интересны школьные изменения) из него я
выбрал то, что представляется наиболее значимым. В то же время эта
выжимка в виде главных тезисов, полагаю, будет полезна всем практикующим
педагогам.
Итак, основные отличия хорошего урока на основе федеральных
государственных образовательных стандартов в сравнении с уроком традиционным до внедрения ФГОС:
самостоятельная деятельность учащихся стала занимать более половины
времени урока;
образовательная среда, которая раньше создавалась преимущественно
учителем (он оформлял стенды и т.п.), теперь создаётся детьми (они готовят
презентации и др.);
в организации деятельности детей стали преобладать такие формулировки,
как докажите, сравните, создайте схему, исследуйте, придумайте и т.п.
(вместо, как мы помним, решите, спишите, найдите, выполните);
на занятиях групповая и индивидуальная формы работы отодвигают на
второй план работу фронтальную (со всем классом);
в результатах обучения учитель ориентируется на самооценку учеников,
ведёт учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя.
Среди плюсов современного урока учитель называет: стремление
самостоятельно планировать уроки; учет обученности, обучаемости, учебных
и воспитательных возможностей учащихся; опору на межпредметные связи;
практическую направленность учебного процесса; включение в содержание
разнообразных упражнений творческого характера; осуществление
дифференцированного подхода только на основе диагностики реальных
учебных достижений детей.
От себя добавлю, что важнейший посыл ФГОС – обучение на современном
уроке главным образом идёт не через монолог учителя, а через организацию
им собственной деятельности детей. Профессионализм педагога проявляется
теперь, прежде всего, в следующем:
1) учитель изучает ученика и использует это знание при планировании и
проведении урока, который должен проходить в комфортной обстановке как
для педагога, так и для ребёнка
2) оказывает помощь детям в раскрытии для них личностного смысла любого
изучаемого на уроке материала
3) применяет аксиологический подход, заключающийся в том, что каждый
урок, каждое школьное мероприятие несут обязательную ценностную
нагрузку
4) предлагает задания по использованию знаний в новой ситуации
Поясню пункт 1. Рамочный принцип отношений учителя и учеников,
заложенный в ФГОС, позволяет оценивать школьника на основании его
способностей (которые могут быть низкие – средние – высокие) и
максимальных возможностей, а не на основании невыполнимых для него
требований. Соответственно, чтобы эти возможности и способности
правильно определять, должны эффективно заработать педагогические
консилиумы, и сам учитель должен здесь приложить серьёзные усилия.
Педагогические коллективы (те, которые действительно заинтересованы в том, чтобы деятельность учителя оценивалась не только и не столько
результатами ЕГЭ) будут осваивать технологию уровневой оценки –
единственную, что построена на изначальной диагностике ребенка в зоне его
ближайшего развития.
Итак, учителям старших классов предстоит большая работа, но в тоже время
работа крайне интересная, творческая и многообещающая, призванная
реализовывать масштабную реформу, предложенную на основе накопленного
отечественной педагогической наукой и системой образования опыта. С
глобальной задачей формирования не только предметных, но и
метапредметных и личностных результатов не смогут справиться учителя, не
замечающие ничего за рамками собственного предмета. Новая школа ждёт
учителя эрудиционного типа, притягательного для детей своими увлечениями,
характером, обаянием, о чем метко выразился Караковский: «Дети не всегда
тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Плохо, когда учитель –
«пирожок ни с чем».
Каковы уроки по ФГОС
Каковы уроки по ФГОС
Каковы уроки по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.