Каковы уроки по ФГОС

  • Семинары
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

важнейший посыл ФГОС – обучение на современном уроке главным образом идёт не через монолог учителя, а через организацию им собственной деятельности детей. Профессионализм педагога проявляется теперь, прежде всего, в следующем: 1) учитель изучает ученика и использует это знание при планировании и проведении урока, который должен проходить в комфортной обстановке как для педагога, так и для ребёнка 2) оказывает помощь детям в раскрытии для них личностного смысла любого изучаемого на уроке материала 3) применяет аксиологический подход, заключающийся в том, что каждый урок, каждое школьное мероприятие несут обязательную ценностную нагрузку 4) предлагает задания по использованию знаний в новой ситуации
Иконка файла материала каковы уроки по ФГОС.docx
Каковы хорошего урока хорошего учителя до ФГОС и хорошего урока на основе ФГОС? Требования новых федеральных государственных образовательных  стандартов не являются чем­то исключительно уникальным, совершенно  незнакомым в педагогической практике. Возникновение новых стандартов  связано с попыткой распространения лучшего педагогического опыта,  который в нормативном документе обобщён и должен стать фундаментальной основой работы каждого учителя. Передовые учителя всегда, во все эпохи,  использовали элементы (приёмы, методы и др.), вошедшие в ФГОС, только  сейчас их применение становится обязательным и системным. В настоящее время все классы начальной школы занимаются по новым  стандартам, а с 1 сентября 2015г. переход на ФГОС ожидает пятиклассников.  Соответственно преподавателям учебных дисциплин в среднем и старшем  звене необходимо перенимать опыт своих коллег ­ учителей начальных  классов. Однако как нередко бывает в разных сферах, бывает и в образовании, вместо реальной деятельности происходит её имитация, вместо реальных  результатов выдаётся фиктивно­демонстративный продукт. В нашу речь  входят новые термины – инновации, метапредметность, компетентности и др.  – но на практике люди продолжают делать всё то же самое, что делали вчера.  Между тем один выдающийся ученый заметил: «Если сегодня мы учим детей  так же, как учили вчера, то мы крадем у них завтра».  В этой связи ключевым становится вопрос: «Каковы же отличия хорошего  урока хорошего учителя до ФГОС и хорошего урока на основе ФГОС?».  Попросил на него подготовить ответ учительницу самой высокой  квалификации, которая, увы, в этом году собралась уходить на пенсию, и все  мы вокруг (администрация, сотрудники школы, родители, дети) жалеем об  этом. Екатерина Яковлевна, несмотря на возраст, изначально стала ярой  сторонницей новых стандартов, горячо выступала на педсоветах, убеждая  всех нас в важности происходящих перемен. Человек скрупулёзный и  добросовестный, ответ она написала в несколько страниц.  Чтобы сделать содержание более удобным для восприятия непрофессионалов (например, родителей, которым интересны школьные изменения) из него я  выбрал то, что представляется наиболее значимым. В то же время эта  выжимка в виде главных тезисов, полагаю, будет полезна всем практикующим  педагогам. Итак, основные отличия хорошего урока на основе федеральных  государственных образовательных стандартов в сравнении с урокомтрадиционным до внедрения ФГОС: ­ самостоятельная деятельность учащихся стала занимать более половины  времени урока; ­ образовательная среда, которая раньше создавалась преимущественно  учителем (он оформлял стенды и т.п.), теперь создаётся детьми (они готовят  презентации и др.); ­ в организации деятельности детей стали преобладать такие формулировки,  как докажите, сравните, создайте схему, исследуйте, придумайте и т.п.  (вместо, как мы помним, решите, спишите, найдите, выполните); ­ на занятиях групповая и индивидуальная формы работы отодвигают на  второй план работу фронтальную (со всем классом); ­ в результатах обучения учитель ориентируется на самооценку учеников,  ведёт учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Среди плюсов современного урока учитель называет: стремление  самостоятельно планировать уроки; учет обученности, обучаемости, учебных  и воспитательных возможностей учащихся; опору на межпредметные связи;  практическую направленность учебного процесса; включение в содержание  разнообразных упражнений творческого характера; осуществление  дифференцированного подхода только на основе диагностики реальных  учебных достижений детей.  От себя добавлю, что важнейший посыл ФГОС – обучение на современном  уроке главным образом идёт не через монолог учителя, а через организацию  им собственной деятельности детей. Профессионализм педагога проявляется  теперь, прежде всего, в следующем: 1) учитель изучает ученика и использует это знание при планировании и  проведении урока, который должен проходить в комфортной обстановке как  для педагога, так и для ребёнка  2) оказывает помощь детям в раскрытии для них личностного смысла любого  изучаемого на уроке материала 3) применяет аксиологический подход, заключающийся в том, что каждый  урок, каждое школьное мероприятие несут обязательную ценностную  нагрузку 4) предлагает задания по использованию знаний в новой ситуации  Поясню пункт 1. Рамочный принцип отношений учителя и учеников,  заложенный в ФГОС, позволяет оценивать школьника на основании его  способностей (которые могут быть низкие – средние – высокие) и  максимальных возможностей, а не на основании невыполнимых для него  требований. Соответственно, чтобы эти возможности и способности  правильно определять, должны эффективно заработать педагогические  консилиумы, и сам учитель должен здесь приложить серьёзные усилия.  Педагогические коллективы (те, которые действительно заинтересованы втом, чтобы деятельность учителя оценивалась не только и не столько  результатами ЕГЭ) будут осваивать технологию уровневой оценки –  единственную, что построена на изначальной диагностике ребенка в зоне его  ближайшего развития.  Итак, учителям старших классов предстоит большая работа, но в тоже время  работа крайне интересная, творческая и многообещающая, призванная  реализовывать масштабную реформу, предложенную на основе накопленного  отечественной педагогической наукой и системой образования опыта. С  глобальной задачей формирования не только предметных, но и  метапредметных и личностных результатов не смогут справиться учителя, не  замечающие ничего за рамками собственного предмета. Новая школа ждёт  учителя эрудиционного типа, притягательного для детей своими увлечениями, характером, обаянием, о чем метко выразился Караковский: «Дети не всегда  тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Плохо, когда учитель –  «пирожок ни с чем».