Календарно-тематическое планирование 3 класс окружающий мир Школа России (домашнее обучение)
Оценка 4.8

Календарно-тематическое планирование 3 класс окружающий мир Школа России (домашнее обучение)

Оценка 4.8
doc
14.05.2020
Календарно-тематическое планирование 3 класс окружающий мир Школа России (домашнее обучение)
раб пр (окр) домашнее.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы..М.: Просвещение, 2011 с учётом реализации в ОУ проекта «Воспитание экологической культуры школьников».

              Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьник овладевает основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования  фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит ему освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

 

 

 

Общая характеристика курса

 

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

                                                    Ценностные ориентиры содержания курса

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Место курса в учебном плане

 

 

 

3  КЛАСС

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Как устроен мир»

3

3

2

«Эта удивительная природа»

9

9

3

«Мы и наше здоровье»

5

5

4

«Наша безопасность»

4

4

5

«Чему учит экономика»

6

6

6

«Путешествия по городам и странам»

7

7

всего

 

34

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты изучения курса

 

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и п

 

                                            

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Количество часов: всего 34 ч. В неделю 1 ч, т.к планирование создано для домашнего обучения.

Планирование составлено на основе программы по окружающему миру для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А.Плешаков

Учебник «Окружающий мир» 3 класс в 2х частях А.А.Плешаков. Москва «Просвещение» 2013г

 

Тема

Характеристика деятельности

Универсальная учебная деятельность

 

Кол-во часов

 

Дата

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

Раздел «Как устроен мир» 3 ч

 

 

1

Природа.

 

Человек.

 

 

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей

 

 

 

Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

-анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

 

- взаимосвязь природы и человека

- взаимосвязь природы и человека

 

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

 

-формирование личного отношения к окружающему миру

-формирование личного отношения к окружающему миру

 

1

 

2.09

 

2

 

 

Проект «Богатства отданные людям»

 

 

Человек как член общества. Человечество.

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Общество.

 

 

Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

-оценивать результаты работы

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

 

- взаимосвязь природы и человека

 

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

 

формирование личного отношения к окружающему миру

 

1

9.09

 

 

3

Что такое экология.

 

Природа в опасности!

 

 

 

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

 

 

 

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий  голубь - примеры животных исчезнувших  по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий,  работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе,

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохраняемых мероприятиях в своём селе ; участвовать в природоохранной деятельности,

 

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

 

- взаимосвязь природы и человека

- взаимосвязь природы и человека

 

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

 

формирование личного отношения к окружающему миру

 

 

 

1

 

16.09

 

Раздел «Эта удивительная природа» 9 ч.

4

Тела, вещества, частицы.

 

 

Разнообразие веществ.

 

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.

 

 

Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

-правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку

-  моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

23.09

 

5

Воздух и его охрана.

 

 

Вода.

 

 

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.

 

 

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

 

 

 

 

 

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать схему с целью определения состава  воздуха

- исследовать с помощью опытов  свойства воздуха,

-различать цель опыта, ход опыта, вывод;  фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

30.09

 

6

Превращения и круговорот воды.

 

Берегите воду!

 

 

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

 

 

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать в ходе научного  эксперимента образование капель при охлаждении пара

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить  и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника,

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

-работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

7.10

 

7

Как разрушаются камни.

 

Что такое почва.

 

 

 

Процесс разрушения горных пород, причины, последствия

 

 

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

- наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

14.10

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений;  обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве,  обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,

-высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Разнообразие растений.

 

Солнце, растения и мы с вами.

 

 

 

Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях.

 

 

Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и  человека.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника

-работать в группе: классифицировать растения  из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»;  использовать предложенную информацию при характеристики групп растений,

- приводить примеры растений разных групп и видов

-используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений,

-моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

21.10

 

 

 

 

 

9

Размножение и развитие растений.

 

 

Охрана растений.

 

 

Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.

 

 

 

 

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения

- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать сведения, полученные в 1 -2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений,

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе,

-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

 

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

 

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

28.10

 

10

Разнообразие животных.

 

Кто что ест?

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

 

 

Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные.  Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.

 

 

 

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания.

Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать группы животных

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками

- приводить примеры животных разных групп.

- работать с электронным приложением к учебнику

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных по типу питания,

-приводить примеры  животных по типу питания,

-анализировать схемы  цепей питания,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-определять цель и этапы работы

- распределять обязанности

- находить материалы о природе родного края

- составлять и презентовать  «Книгу природы родного края»

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

 

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

13.11

 

11

Размножение  и развитие животных.

 

Охрана животных.

 

 

Размножение и развитие животных разных групп.

 

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп

-Рассказывать, как заботятся домашние животные  о своем потомстве

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,

-обсуждать меры по охране животных,

-формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе,

-создать книжку – малышку «Береги животных»

 

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

 

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

20.11

 

12

В царстве грибов.

 

Великий круговорот жизни.

 

 

 

 

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

 

 

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение шляпочных грибов.

различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители,

- рассказывать о круговороте веществ в природе,

-моделировать круговорот веществ в природе

- наблюдать опыт

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ в природе,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

 

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

 

1

 

27.11

 

 

Раздел «Мы и наше здоровье» 5 ч

 

 

13

Организм человека.

Органы чувств.

 

 

 

 

 

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы.

 

 

 

 

Глаза, уши нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказ по предложенному плану,

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента,

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

 

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

 

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

 

1

 

4.12

 

14

Надежная защита организма.

 

Опора тела и движение.

 

 

 

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги,  обмораживание)

 

 

 

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки.  Роль физической  культуры в поддержании тонуса мышц.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма,

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека,

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

 

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

 

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

 

1

11.12

 

15

Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».

 

 

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа.

 

Питательные вещества, необходимые организму

 ( белки, жиры,  углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта

Дыхание и кровообращение.

 

Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

 Пульс и его частота

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания

- моделировать строение пищеварительной системы

-обсуждать  правила рационального  питания

-составлять меню здорового питания

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы и кровеносной системы

-характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме

 

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

 

1

 

18.12

 

16

Умей предупреждать болезни.

 

 

Здоровый образ жизни.

 

 

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии.  Правила поведения в случае заболевания.

 

 

Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы закаливания,

-формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию,

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие,

-характеризовать понятие ЗОЖ,

-обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

 

1

 

25.12

 

17

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

 

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения

 

 

 

- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  и т.д.

 

 

1

15.01

 

 

Раздел «Наша безопасность»  4 ч.

 

 

18

Огонь, вода и газ.

 

Чтобы путь был счастливым.

 

 

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

 

 

 

 

Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле.

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить,

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

 

- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  и т.д.

- уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

 

-   усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

1

22.01

 

 

 

19

Дорожные знаки

 

Проект «Кто нас защищает».

 

 

 

 

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода,

-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

1

 

29.01

 

20

Опасные места

 

Природа и наша безопасность

 

 

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д.

 

 

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах,

-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать опасности природного характера

-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»

отличать гадюку от ужа,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

 

- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  и т.д.

- уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

 

-   усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

1

 

5.02

 

21

Экологическая безопасность.

 

 

 

 

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения,

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм,

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.02

 

Раздел «Чему учит экономика»  6 ч.

 

 

22

 

Для чего нужна экономика

 

 

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

 

 

 

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

 

 

Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить

-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»

-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану,

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров,

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий

-раскрывать роль науки в экономическом развитии

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

 

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

 

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

 

1

19.02

 

23

Полезные ископаемые.

 

 

Растениеводство.

 

 

 

Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.

 

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки)

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения,

-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономик и труд растениеводов,

-выявлять связь растениеводства и промышленности

 

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

 

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

 

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

 

1

 

 

 

24

Животноводство.

 

 

Какая бывает промышленность.

 

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание  и разведение сельскохозяйственных животных

 

 

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов,

-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров,

-соотносить продукцию и отросли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

 

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

 

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

 

1

 

4/03

 

25

Проект «Экономика родного края».

 

Что такое деньги.

 

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

 

 

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

-собирать информацию об экономике своего края (села)

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

-коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

конкретизировать представления о городах нашей страны

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

 

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

 

1

 

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купли-продажа); моделировать ситуации и купли-продажи

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

 

 

 

 

 

26

Государственный бюджет.

 

 

Семейный бюджет.

 

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

 

 

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства,

-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья,

-обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными, моделировать семейный бюджет

 

1

18/03

 

27

Экономика и экология.

 

Экономика и экология.

 

 

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую  среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду

-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза

-приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов

-моделировать экологические прогнозы

 

 

 

 

1

 

8/04

 

 

Раздел «Путешествия по городам и странам» 7 ч

 

 

28

Золотое кольцо России.

 

Золотое кольцо России.

 

 

 

 

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

- готовить сообщения;

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

- конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

 

- формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

1

 

15.04

 

29

Золотое кольцо России.

 

Проект «Музей путешествий»

 

 

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

 

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

 

22.04

 

30

Наши ближайшие соседи.

 

На севере Европы

 

 

 Государства, граничащие с Россией, их столицы.

 

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы,

-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений

-соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 

 

 

 

1

 

29/04

 

31

Что такое Бенилюкс?

 

 

В центре Европы.

 

 

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

 

 

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

- сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

- конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

 

- формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

 

1

6/05

 

 

32

По Франции и Великобритании

(Франция).

 

По Франции и Великобритании (Великобритания)

 

 

 

Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

 

 

 

 Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

 

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

1

 

 

 

33

На юге Европы.

 

 

По знаменитым местам мира.

 

 

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

 

 

 

 

Отдельные памятники архитектуры и искусства,  являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся,

-обсуждать цели международного туризма

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

 

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

 

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

1

 

 

 

34

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

-Выполнять тесты с выбором ответа,

- оценивать правильность

/неправильность предложенных ответов,

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

 

 

 

 

конкретизировать представления о городах нашей страны

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

1

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьник овладевает основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи…

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьник овладевает основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи…

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока…

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока…

Проект «Богатства отданные людям»

Проект «Богатства отданные людям»

Что такое экология. Природа в опасности!

Что такое экология. Природа в опасности!

национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать…

национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать…

Раздел «Эта удивительная природа» 9 ч

Раздел «Эта удивительная природа» 9 ч

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 23

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 23

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 130

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 130

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 7

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 7

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 7

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 7

Ботаника – наука о растениях.

Ботаника – наука о растениях.

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 121

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 121

Красной книге, правилах поведения в природе -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, -обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения…

Красной книге, правилах поведения в природе -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, -обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения…

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные

Меры по охране животного мира.-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения

Меры по охране животного мира.-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 27

Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей 1 27

Надежная защита организма.

Надежная защита организма.

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа

Способы закаливания организма

Способы закаливания организма

Школа кулинаров».выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами -

Школа кулинаров».выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами -

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

Правила экологической безопасности

Правила экологической безопасности

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, -приводить примеры использования природных богатств…

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, -приводить примеры использования природных богатств…

Труд растениеводов.-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) - формулировать выводы из изученного материала,…

Труд растениеводов.-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) - формулировать выводы из изученного материала,…

Что такое деньги. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что такое деньги. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи

Раздел «Путешествия по городам и странам» 7 ч 28Золотое кольцо

Раздел «Путешествия по городам и странам» 7 ч 28Золотое кольцо

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных…

Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных…

Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику…

Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику…

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

На юге Европы. По знаменитым местам мира

На юге Европы. По знаменитым местам мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020