Календарно-тематическое планирование ( Примечание: знаком * отмечены темы, возможные для изучения дистанционно)
№п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Решаемые проблемы |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
|
|
I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО (3 часа) |
|
|
|
1. |
2/09 |
|
От клетки до биосферы |
Какие уровни организации живой природы существуют? Можно ли условно называть их «высшими» или «низшими»? |
Беседа с учителем, ответы на поставленные проблемные вопросы, конспектирование. Работа с иллюстрациями учебника |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
|
2. |
9/09 |
|
Чарльз Дарвин и происхождение видов* |
Почему существует биологическое разнообразие? Каковы его причины? |
Беседа с учителем, слушание рассказа учителя, ответы на проблемные вопросы, заполнение таблицы |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания |
3. |
16/09 |
|
Что такое систематика |
Для чего необходимо систематизировать объекты живой природы |
Беседа с учителем, ответы на поставленные проблемные вопросы, выполнение тренировочных игр-заданий «Я-учёный систематик» |
Развитие умения выделять главное, умения анализировать; умение оперировать понятиями, формировать научное мировоззрение. |
|
|
|
II.ЦАРСТВО БАКТЕРИИ(5 часов) |
|
|
|
4. |
23/09 |
|
Подцарство Настоящие бактерии |
Является ли бактерия носителем клеточного строения? |
Просмотр учебного фильма, проблемные вопросы и дискуссия |
Формирование культуры биологической речи
|
5. |
30/09 |
|
Подцарство Архебактерии |
Почему эти бактерии получили такое название? |
Выполнение тренировочных тестов, зарисовки в тетради |
Формировать умение считывания биологической информации с латинских названий |
6. |
07/10 |
|
Подцарство Оксифитобактерии |
Почему эти бактерии получили такое название? |
Выполнение тренировочных тестов, зарисовки в тетради |
Формировать умение считывания биологической информации с латинских названий |
7. |
14/10 |
|
Обобщающий урок по теме «Бактерии» |
Почему бактерии относят к отдельному царству живой природы? Каковы их отличительные черты? |
Биологический диктант, взаимопроверка и анализ результатов |
Обобщение знаний по основным признакам организмов и их значении в природе и жизни человека. Выявление отличительных особенностей |
8. |
21/10 |
|
К/работа по теме «Бактерии» |
|
Выполнение контрольных тестов |
|
|
|
|
III.ЦАРСТВО ГРИБЫ(4 часа) |
|
|
|
9. |
11/11 |
|
Микология-наука о грибах.Строение гриба |
Названия различных биологических наук, их многообразие. Почему для грибов важны определенные условия существования и как они связаны с их строением |
Беседа с учителем, актуализация знаний о грибах, зарисовки в тетрадях, обсуждение и элементы дискуссии |
Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Знать общие грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. |
10. |
18/11 |
|
Положительная и отрицательная роль грибов в жизни человека* |
Какие знания о грибах жизненно необходимы человеку? |
Презентация докладов и сообщений |
Знать правила сбора грибов, умение определять ядовитые грибы, знать о первых приёмах оказания помощи при отравлении грибами. |
11. |
25/11 |
|
Систематика грибов |
Как отличить ядовитый гриб от съедобного? Почему грибы имеют большое разнообразие жизненных форм? |
Работа с микроскопом, рассмотрение гифов и мицелия гриба, элементы дискуссии. |
Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков. |
12. |
|
|
Обобщающий урок по теме «Грибы». Самостоятельная работа |
Связь строения гриба с условиями его обитания, значение для человека |
Игра-викторина, проверочный тест по материалам игры |
С помощью загадок и занимательных вопросов расширить кругозор |
|
|
|
IV.Лишайники (1 час) |
|
|
|
13. |
|
|
Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Экология лишайников |
Почему лишайники называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» ? Какие бывают виды лишайников? |
Демонстрация природного материала и его изучение. Просмотр фрагмента обучающего фильма, обсуждение и конспектирование |
Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека. |
|
|
|
V. Царство Растения(6 часов) |
|
|
|
14. |
|
|
Основные признаки растений |
Почему растения называют Высшие и Низшие? По каким критериям происходит это деление? |
Извлечение информации о классификации растений, анализ и отбор информации, работа с учебником |
Называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы. |
15. |
|
|
Общая характеристика водорослей |
Как название этой группы организмов её характеризует? |
Беседа-характеристика об обязательных условиях, необходимых для жизнедеятельности водорослей |
Вспомнить определение растительных пигментов. |
16. |
|
|
Отдел Зелёные водоросли* |
Как название этой группы организмов её характеризует? Какие пигменты определили название водоросли? |
Самостоятельная работа с источниками информации |
Усвоение знания о глобальной роли зелёных водорослей |
17. |
|
|
Отдел Красные водоросли* |
Как название этой группы организмов её характеризует? Каковы особенности местообитания? |
Самостоятельная работа с источниками информации |
|
18. |
|
|
Отдел Бурые водоросли* |
Как название этой группы организмов её характеризует? Какие пигменты определяют окраску? Где географическое месторасположение этих природных объектов? |
Самостоятельная работа с источниками информации |
|
19. |
|
|
К/работа по теме «Водоросли» |
|
Выполнение контрольного теста |
|
|
|
|
IV. Споровые растения (5 часов) |
|
|
|
20. |
|
|
Общая характеристика и классификация высших растений |
При изучении каких растений мы познакомились со следующими терминами: высшие растения, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота, вайи, корневище, придаточные корни, заросток, сорусы? |
Решение тестовых заданий, заданий различного характера: на соответствие, установление правильной последовательности |
Развивать умения анализировать, обобщать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь
|
21. |
|
|
Отдел Моховидные |
Какое
царство живых организмов изучили на прошлых уроках? |
Беседа. Работа с гербарием |
Умение
выделять особенности организации моховидных (распространение, места обитания,
питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов, |
22. |
|
|
Отдел Плауновидные |
Экологические, исторические, промышленные аспекты, связанные с древнейшими растениями |
Игра «Станции» |
Формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения плауновидных в природе и жизни человека |
23. |
|
|
Отдел Хвощевидные |
-корневище - спорангии - гирлянды - известкование Что известно об этих понятиях?
|
Чтение понятий, составление предложений, подчёркивание затруднений
|
Понимание об усложнении в строении хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубление представления о высших споровых растениях; формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
|
24. |
|
|
Отдел Папоротникообразные |
Цветёт ли папоротник? |
Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего вида некоторых папоротникообразных» |
Усвоить черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными. |
|
|
|
VII. Отдел Голосеменные (4 часа) |
|
|
|
25. |
|
|
Общая характеристика Голосеменных растений |
Почему голосеменные получили своё название? |
Беседа, актуализация знаний, просмотр учебного фильма |
Усвоить черты усложнения организации голосеменных по сравнению с папоротникообразными |
26. |
|
|
Размножение и жизненный цикл голосеменных растений |
Какие преимущества имеет семенное размножение по сравнению со споровым? |
Составление рисунка жизненного цикла сосны обыкновенной, работа в группах |
Уметь анализировать и сопоставлять причинно-следственные связи на примере возможности оплодотворения споровых и голосеменных |
27. |
|
|
Многообразие и значение голосеменных в хозяйственной деятельности человека* |
-Какой можно сделать вывод о многообразии голосеменных и об их распространении? Каково значение голосеменных для природы и жизни человека? |
Сообщение и доклады учащихся |
Продолжение формирования экологической культуры и воспитание бережного отношения и любви к природе. Развитие умений работать с дополнительной литературой |
28. |
|
|
К/работа по темам «Споровые» и «Голосеменные растения» |
|
Выполнение контрольного теста |
|
|
|
|
VIII.Отдел Покрытосеменные, или Цветковые растения (7 часов) |
|
|
|
29. |
|
|
Отличительные черты цветковых растений |
Почему покрытосеменные получили свое название? Какой орган растения является определяющим в этом вопросе? |
Демонстрация природного материала и его изучение. Просмотр фрагмента обучающего фильма, обсуждение и конспектирование, групповая работа |
Формирование умения сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному. |
30. |
|
|
Многообразие форм цветковых растений* |
С чем связано многообразие жизненных форм растений? |
Работа с гербарием, с дополнительными источниками информации |
Уметь различать древесные, кустарниковые и травянистые формы растений |
31. |
|
|
Строение цветковых растений |
Какое строение имеют органы растения в зависимости от выполняемой функции? |
Работа с гербарием, заполнение таблицы, рисунки в тетради |
Сформировать знания о существенных признаках органов цветкового растения; о значении их в жизни растения.
|
32. |
|
|
Размножение цветковых растений |
Какое значение имеет цветок? Роль плодаи семени в размножении растения? |
Заполнение схемы «Главные части цветка» |
Способствовать формированию знаний об этапах полового размножения у цветковых растений, представления о сути двойного оплодотворения у цветковых растений, умения различать орган полового размножения |
33. |
|
|
Класс Однодольные |
Какие систематические единицы вам известны? На какие группы делится отдел Цветковые? |
Группировка раздаточного материала по общим признакам, анализ информации, самостоятельные выводы и групповое обсуждение |
Совершенствовать умение работать с дидактическим материалом, формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей
|
34. |
|
|
Класс Двудольные |
Какие представители двудольных имеют практическое значение? В чем отличие двудольных и однодольных? |
Составление сравнительной таблицы, групповая работа |
Продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся |
35. |
|
|
Итоговая к/работа по теме «Отдел Покрытосеменные, или Цветковые» |
|
Выполнение контрольного теста |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.