Календарно – тематическое планирование
по предмету «Маленький гений» (математика для дошкольников)
6 – 7 года
34 часа
№ п/п |
Тема |
Кол – во часов |
Краткое содержание |
Дата |
1 |
Вводное занятие
|
1 |
Выявление уровня развития математических способностей у детей 6-7 лет (диагностика). |
|
2 |
Числа и цифры от 0 до 10. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление знаний о числах от 1 до 10. Написание цифр. Устанавливание соответствия между количеством предметов и цифрой, работа со счетными палочками и математическими знаками. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Черчение геометрических фигур квадрата и прямоугольника в тетради с помощью линейки; штриховка и раскрашивание. Формулирование учебной задачи. Сравнение предметов по размерам, форме, цвету. Решение ребусов. Знакомство с объёмными фигурами: куб, цилиндр, кирпичик, брусок. |
|
3 |
Величина: сравнение предметов. |
1 |
Счёт предметов. Устанавливание соответствия между количеством предметов и цифрой, работа со счетными палочками. Закрепление знаний о математических знаках, умение их писать. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Повторение меры длины: сантиметр. Сравнение предметов по длине, высоте, ширине, толщине, записывание результата сравнения. Составление арифметических задач и запись их решение. Знакомство со структурой задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Выполнение заданий на ориентировку на листе бумаги и в пространстве. Состав чисел от 2 до 5. |
|
4 |
Счет по образцу и названному числу. |
1 |
Счёт тройками до 21 и обратно. Устанавливание соответствия между количеством предметов и цифрой. Называние соседей числа. Закрепление знаний о последовательности частей суток; умений считать по образцу и названному числу. Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе. Преобразование неравенства в равенство. Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах, сравнение предметов с фигурами. Самостоятельное формулирование, понимание и выполнение учебной задачи. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Рисование различных предметов по памяти. |
|
5 |
Состав числа 6. |
1 |
Счёт предметов. Называние соседей числа. Счёт тройками до 21 и обратно. Устанавливание соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о математических знаках, умение их писать. Состав числа шесть из двух меньших. Рисование геометрических фигур в тетради. Решение логических задач на установление закономерностей (логическая задача «дорисовка предмета»). Закрепление знаний о геометрических фигурах: треугольник, трапеция. Составление и решение задач, нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. Сравнение предметов по 2 – 3 признакам. Нахождение отличий у 3 – 5 предметов. Знакомство с объёмными фигурами: шар, пирамида. |
|
6 |
Знакомство с часами.
|
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Запись цифрой результата счета. Отгадывание математической загадки и запись ее решение с помощью знаков и цифр. Составление и решение задач, нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. Знакомство с часами, их разнообразием и назначением, мерами времени: час, получас, минута, понятиями: по часовой стрелке, против часовой стрелки. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Срисовывание предметов по точкам в разных масштабах. Нахождение «четвёртого лишнего». |
|
7 |
Дни недели. |
1 |
Счёт предметов. Упражнения в понимании отношения между числами. Выполнение учебной задачи самостоятельно. Закрепление умения устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. Определение словом положения предмета по отношению к себе и другому лицу. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Знакомство с понятиями: в том же направлении, в противоположном. Закрепление знаний о днях недели. Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2 – 3 признакам. Срисовывание предметов по клеточкам. |
|
8 |
Порядковый счет, счет по названному числу. |
1 |
Счёт предметов. Количественный и порядковый счет в пределах 10. Ответы на вопросы: сколько, который по счету. Воспроизведение количества предметов по названному числу. Закрепление умения понимать соотношение между числами. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Преобразование неравенства в равенство (метод наложения и приложения). Рисование овалов в тетради в клетку. Решение логической задачи. Знакомство с составом числа семь из двух меньших. Знакомство с объёмными усечёнными фигурами. Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объёмных фигур. |
|
9 |
Арифметические задачи. Решение примеров. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Решение арифметических задач, записывание решения с помощью цифр и знаков. Измерение длины линейкой, записывание результатов измерения. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги, в пространстве (рисование узоров на слух в клеточку). Повторение направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперёд, назад. Решение примеров. Составление и решение задач, нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. Выделение и группировка предметов по 2 – 3 признакам. |
|
10 |
Число 11. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление знаний о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умений устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. Занимательные вопросы. Знакомство с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка. Называние соседей числа. Закрепление умения ориентироваться по часам, определение времени по часам. Решение логической задачи «Дорисовка недостающего предмета» (на установление закономерностей). Сравнение предметов по 2 – 3 признакам. Понимание учебной задач и выполнение ее самостоятельно. |
|
11 |
Состав числа 7. |
1 |
Счёт предметов. Отгадывание математических загадок. Решение математической задачи, запись её решения. Упражнения на понимание независимости числа от величины предметов и от пространственного расположения предметов. Закрепление умения понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших. Рисование символических изображений животных в тетради в клетку, используя образец. Выбор и группировка предметов по 2 – 3 признакам из группы предметов. Знакомство с объёмными фигурами: параллелепипед, призма, конус. |
|
12 |
Число 12. |
1 |
Счёт предметов. Счёт тройками до 21 и обратно. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 12. Закрепление понятия счетной единицы – десяток. Знакомство с образованием числа 12.Называние соседей числа. Определение времени на часах. Решение логической задачи «дорисовка недостающего предмета» (на установление закономерностей). Закрепление знаний о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (черчение при помощи линейки, измерение сторон, называние свойств фигуры). Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2 – 3 признакам. Штриховка и раскрашивание. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Сравнение предметов по 2 – 3 признакам. |
|
13 |
Состав числа 8.
|
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Выполнение упражнений, как из неравенства сделать равенство; на понимание отношения между числами 11 и 12. Составление и решение арифметической задачи, записывание её решения. Повторение понятий: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальная и вертикальные, ломаные и кривые линии. Измерение и черчение отрезков заданной длины. Закрепление умения составлять число 8 из двух меньших чисел, записывание соответствующими цифрами, чтение записи. Повторение знаний о месяцах. Знакомство с понятиями: холоднее, жарче, пустой, полный. |
|
14 |
Число 13. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 13, запись числа в тетради. Называние соседей числа. Решение арифметической задачи «разделение предмета на части», запись её решения. Рисование символических изображений предметов из геометрических фигур в тетради в клетку, штриховка и раскрашивание. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Рисование различных предметов по памяти. Решение примеров. Закрепление понятий: высоко, низко, рядом. Активизация в речи предлогов. |
|
15 |
Величина: выше, глубже. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Составление, чтение и решение примеров. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Закрепление умения правильно пользоваться математическими знаками; различать понятия выше, глубже. Знакомство с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). Знакомство с понятиями: глубокий, мелкий. Срисовывание предметов по точкам в разных масштабах. |
|
16 |
Число 14.
|
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 14, его записью. Закрепление знаний о десятке. Называние соседей числа. Решение логических задач. Повторение знаний о неделе; объяснение, что в двух неделях 14 дней. Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Выполнение упражнений на развитие зрительного внимания. Срисовывание предметов по клеточкам. Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клеточки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клеток. Занимательные вопросы. |
|
17 |
Состав числа 9. |
1 |
Счёт по образцу и названному числу. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа, каждого второго, каждого третьего. Составление арифметической задачи, её решение, запись и чтение решения. Состав числа 9 из двух меньших. Закрепление умения дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. Знакомство с понятиями: разомкнутые и замкнутые линии. Рисование различных предметов по памяти. Разгадывание ребусов. Активизация в речи предлогов. |
|
18 |
Число 15. |
1 |
Счёт предметов. Счёт тройками до 21 и обратно. Устанавливание соответствия между количеством предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 15 и закрепление понятия - десяток. Запись и чтение числа 15. Называние соседей числа. Ориентировка в тетради в клетку: рисование символической фигуры кошки, раскрашивание и штриховка. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Активизация в речи предлогов. |
|
19 |
Числа от 1 до 15. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Выполнение упражнений на понимание отношения между числами в числовом ряду. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Решение примеров в пределах второго десятка. Закрепление умения решать логическую задачу. Дорисовывание овалов до знакомых предметов. Выделение и группировка предметов по 2 – 3 признакам. Ориентировка в кабинете по схеме. Активизация в речи предлогов. |
|
20 |
Число 16. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 16 и закрепление понятия – десяток. Написание числа 16. Называние соседей числа. Измерение линейкой, запись результата измерения. Знакомство с понятиями: длиннее, короче. Сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине. Сравнение предметов по результатам. Определение времени по часам. Рисование различных предметов по памяти. |
|
21 |
Повторение состава числа 9. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Отгадывание математической загадки. Определение математического знака в примере. Повторение состава числа 9 из двух меньших, запись результатов составления. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов. Срисовывание предметов по точкам и по клеточкам. Классификация фигур по 3 – 4 признакам (размер, форма, цвет, величина). Ориентировка в кабинете по плану. Активизация в речи предлогов. |
|
22 |
Число 17. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 17 и закрепление понятия – десяток. Написание числа 17. Называние соседей числа. Решение примеров в пределах второго десятка. Счёт по названному числу и образцу. Закрепление умения понимания отношения между числами. Преобразование равенства в неравенство. Знакомство с циферблатом часов (стрелки, циферблат). Решение логической задачи «поиск недостающей фигуры». Сравнение предметов по 2 – 3 признакам. |
|
23 |
Число 17. |
1 |
Счёт предметов. Разгадывание ребусов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Повторение образования числа 17. Закрепление умения записывать число 17. Рисование символического изображение собачки. Анализирование узора и продолжение его по образцу. Выполнение упражнений в определении расположения предметов на листе бумаги. Ориентировка в кабинете по схеме. |
|
24 |
Число 18. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 18 и закрепление понятия – десяток. Написание числа 18. Называние соседей числа. Закрепление умения правильно пользоваться знаками. Выполнение упражнений на понимание отношений между числами в числовом ряду. Закрепление умения составлять число 18 из двух меньших. Воспроизведение количества предметов по названному числу. Повторение знаний о геометрических фигурах (вершины, стороны, углы). Деление фигур на равные и неравные части. Решение логической задачи «поиск недостающей фигуры». |
|
25 |
Число 18. |
1 |
Счёт предметов. Счёт тройками до 21 и обратно. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Методы наложения и приложения. Повторение образования числа 18. Закрепление умения записывать число 18. Повторение последовательности времен года, ориентировка в месяцах. Упражнения на ориентировку на листе бумаги и в пространстве. Решение примеров с числами второго десятка. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. |
|
26 |
Число 19. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 19 и закрепление понятия – десяток. Написание числа 19. Называние соседей числа. Составление числа 10 из двух меньших чисел. Сравнение предметов по величине, используя результаты сравнения. Решение логической задачи на установление последовательности событий. Знакомство с понятиями: легче, тяжелее. Рисование различных предметов по памяти. |
|
27 |
Число 19. |
1 |
Счёт предметов. Занимательные вопросы. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Повторение образования числа 19. Закрепление умения записывать число 19. Дорисовывание квадратов до знакомых предметов. Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур. Измерение линейкой, запись результатов измерения. Рисование символического изображения лошади в тетради в клетку, штриховка и раскрашивание. Ориентировка в кабинете по плану. Активизация в речи предлогов. |
|
28 |
Число 20. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Знакомство с образованием числа 20 и закрепление понятия – десяток. Написание числа 20. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Решение примеров в пределах второго десятка. Решение логической задачи на нахождение связей и зависимостей. Срисовывание предметов по точкам. Нахождение отличий у 3 – 5 предметов. |
|
29 |
Состав числа 10. |
1 |
Прямой и обратный счёт в пределах 20. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Ориентировка в счёте десятками до 100. Состав числа 10 из двух меньших. Решение арифметической задачи и примеров в пределах второго десятка. Измерение линейкой. Начертание геометрических фигур. Сборка целых фигур из 18 – 22 частей. Упражнения на ориентировку на листе бумаги, в пространстве. Рисование в тетради в клетку узоров на слух. |
|
30 |
Определение времени на часах. |
1 |
Прямой и обратный счёт в пределах 20. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Ориентировка в счёте десятками до 100. Закрепление знаний о математических знаках, умения их писать. Отгадывание математических загадок. Решение математической задачи. Определение времени на часах. Выполнение упражнений на понимание соответствия между количеством предметов и цифрой. Знакомство с понятиями: быстрее, медленнее. Активизация в речи предлогов. |
|
31 |
Решение примеров. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Прямой и обратный счёт в пределах 20. Ориентировка в счёте десятками до 100. Решение примеров в пределах второго десятка. Рисование в тетради в клетку. Повторение последовательности дней недели. Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, цикличность суток, дней недели, месяце, времён года. Повторение геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник), штриховка и раскрашивание. Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур. |
|
32 |
Ориентировка по отношению к себе, другому лицу. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Прямой и обратный счёт в пределах 20. Ориентировка в счёте десятками до 100. Ориентировка в пространстве по отношению к себе, к другому человеку. Выполнение упражнений на понимание отношений между числами. Решение примеров и задач. Нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. Срисовывание предметов по клеточкам. |
|
33 |
Решение примеров и задач. |
1 |
Счёт предметов. Закрепление умений соотносить количество предметов с цифрой. Прямой и обратный счёт в пределах 20. Ориентировка в счёте десятками до 100. Решение задач-шуток с математическим содержанием. Решение примеров с использованием знаков, чтение записи. Отгадывать математических загадок. Закрепление представлений: месяцы, времена года, год. Составление и решение задач, нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. |
|
34 |
Счет. Геометрические фигуры. |
1 |
Прямой и обратный счёт в пределах 20. Называние последующего, предшествующего, последнего, предпоследнего числа. Ориентировка в счёте десятками до 100. Составление и решение задач, нахождение в задаче условия, вопроса, решения, ответа. Преобразование равенства в неравенство. Решение логических задач на нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Повторение геометрических фигур: многоугольник, ромб. Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур. Активизация в речи предлогов. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.