Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10.
Всероссийский фестиваль педагогического
творчества
(2019/2020 учебный год)
Номинация: Организация и управление учебным процессом
Название работы: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Учебник: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. «География. Землеведение. 5 – 6 классы.»
Москва. «Дрофа». 2018. 272 с.
Автор: Боханова Светлана Александровна, учитель географии,
первая квалификационная категория
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. «Дрофа». 2018. 272 с.
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 6 классе обучение географии в объёме 35 часов (1 час в неделю).
1. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы. Москва. «Дрофа». 2018. 272 с.
2. А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. «География. Землеведение». 5 - 6 классы. Методическое пособие. Москва. «Дрофа». 2018.
3. А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. «География. Землеведение». 6 класс. Рабочая тетрадь. Москва. «Дрофа». 2018.
4. А.В. Румянцев «Диагностика результатов образования» к учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы.
5. Атлас по географии 6 класс.
6.Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
7. Методическая поддержка на www.drofa.ru
Основное содержание курса: «География. Землеведение 6 класс» (35 часов)
Введение ( 1 час)
Что изучает география. Место географических знаний в современной жизни.
Раздел I “Земля во Вселенной» ( 4 часа)
Тема 1 «Земля — планета солнечной системы»
Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Земля — единственная обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2 «Изображение Земли на глобусе»
Представления о форме и размерах Земли у древних людей. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сеть, параллели и меридианы, тропики, полюса, полярные круги. Географические координаты.
Практическая работа : «Определение по глобусу географических координат точки» ( решение прямой и обратной задачи)
Раздел II “Развитие географических знаний о земной поверхности» ( 8 часов)
Тема 1 «Путешествия и их географическое отображение» Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение. План местности, изображение местности на плане, масштаб, условные знаки, определение на местности направлений и рас- стояний, компас, азимут, их определение. Чтение плана местности. Карта полушарий, история создания карт, масштабы карт, классификация карт, работа с картой. Компьютерные карты.
Практические работы: 1. «Создание краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащими- ся» 2. «Ориентирование на местности при помощи компаса, определение азимута точек» 3. «Составление плана местности по ее описанию» 4. «Чтение плана местности» 5. «Определение расстояний и направлений по географической карте».
Тема 2 «История открытия и освоения Земли» Географические открытия древности и Средневековья. Финикийцы, геогра- фы Древней Греции и Рима. Великие географические открытия. Географические открытия XVII – XX вв. Российские путешественники и их вклад в изучении Земли, исследования внутренних частей материков в XIX в. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX в.
Практическая работа: «Составление таблицы : «Как люди открывали Землю».
Раздел III “Природа Земли» ( 17 часов)
Тема 1 «Как устроена наша планета» Материки и океаны, соотношение площади океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия, острова, полуострова, архипелаги. Свойства вод Мирового океана. Движения вод Мирового океана.
Тема 2 «Внутреннее строение Земли» Горные породы, их образование. Земная кора и литосфера. Движения земной коры. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы, гейзеры, горячие источники.
Практическая работа: 1. «Знакомство с горными породами» 2. «Определение на карте сейсмических районов земного шара» 3. «Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера»
Тема 3 «Рельеф Земли» Рельеф земли и его значение для человека. Основные формы рельефа. Изображение рельефа на физических картах. Горные области. Равнины суши.
Практическая работа: 1. «Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей» 2. «Нанесение на к/к некоторых элементов географической номенклатуры».
Тема 4 «Атмосфера и климаты Земли» Атмосферный воздух и его значение для человека,состав атмосферы, воздушные массы и их свойства. Температура воздуха и ее измерение. Погода и климат. Климатические пояса Земли.
Практическая работа: 1. «Составление схемы - вертикальное строение атмосферы» 2. «Составление таблицы — воздушные массы и постоянные ветры земного шара» 3. «Знакомство с климатической картой и картой Климатические пояса и области Земли» 4. «Наблюдение за погодой».
Тема 5 «Вода - «кровеносная система» Земли» Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географических картах. Крупнейшие реки планеты, озера, их виды, озерные котловины, их значение, Подземные воды. Болота. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа: 1. «Составление простейшей схемы — Круговорот воды в природе» 2. «Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира» 3. «Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности».
Раздел IV “Географическая оболочка — среда жизни» (4 часа)
Тема 1 «Живая планета» Возникновение жизни на Земле. Биосфера и ее границы. Закономерности распределения органического мира по поверхности нашей планеты. Почва как особое природное тело. Плодородие, значение почв и их охрана.
Практическая работа: 1. «Сравнение растительности экваториальных лесов умеренного пояса( степей и тундр). 2. «Знакомство с рисунками различных почвенных профилей».
Тема 2 «Географическая оболочка и ее закономерности» Оболочки Земли, взаимодействие оболочек Земли, свойства географической оболочки. ПК как части ГО. Зональность и высотная поясность.
Практическая работа: 1. «Работа с картой: Природные зоны Земли и составление комплексного описания одной из зон».
Тема 3 «Природа и человек» Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли и его масштабы. Охрана природы. Загрязнение окружающей среды. Человек как жертва природных воздействий. Мирное сосуществование человека и природы.
Практическая работа : 1. «Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями в своей местности» 2. «Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности: составление краткого описания одного из них».
Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе.
Разделы, темы. |
К-во часов |
Сроки изуче- ния |
Уроки |
Планируемые результаты
|
Формы аттестации учащихся |
|
предметные |
метапредметные |
|||||
I. Земля во Вселенной. |
4 ч. |
|
1. Вращение Земли и его следствия. 2. Распределение солнечного света и тепла на Земле. 3. Географические координаты: способы их определения 4. Урок-практикум. Определение географических координат точки на картах атласа. |
Уметь объяснять значение по- нятий: полярные круги, тропи- ки, тепловой пояс, полярные ночь и день, географические координаты: широта и долгота; показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; объяснять механизм сме- ны времён года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их координатам.
|
-уметь ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответ- ствии с поставленной учебной задачей; работать в соответ- ствии с предложенным планом; участвовать в совмест- ной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемы- ми; оценивать работу одно- классников; |
Текущий, фронтальный, индивидуаль-ный опрос
1. Практ. раб: «Определение географических координат точки на картах атласа»
|
II. Путешествия и их геогра- фическое отражение.
|
5 ч. |
|
5.Понятие о плане мест- ности. Масштаб. Услов- ные топографические знаки. 6. Многообразие карт. Урок-практикум. Работа с картой. 7. Контрольная работа за I ч. по теме:«Виды изображений поверх- ности Земли» 8. Ориентирование по плану и на местности. 9. Урок практикум. Сос- тавление простейшего плана местности. |
Уметь составлять и оформ- лять планы местности; -ориентироваться с по- мощью плана, по компасу, местным признакам; - приводить примеры гео -графических карт, различаю щихся по масштабу, охвату территории, назначению; - определять по карте местоположение объекта. |
выделять главное, су- щественные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать ин- формацию по заданным признакам; |
Фронтальный и картографи- ческий опрос
2.Практикум
Контр. раб за Iч по теме: «Виды изображений поверхности Земли».
3. Практ.раб: «Составление простейшего плана местнос-ти» |
III. Природа Земли. 1.Планета воды.
2. Внутреннее строение Земли.
3. Рельеф суши.
4. Атмосфера и климаты Земли.
5. Гидросфера – кровеносная система Земли. |
19 ч.
2 ч.
4 ч.
3 ч.
7 ч.
3 ч. |
|
10.Свойства вод Мирового океана. 11.Движение вод в мировом океане.
12.Движение литосфер- ных плит. 13. Землетрясения: причины и последствия. 14. Вулканы, гейзеры, источники. 15. Контрольная рабо- та за II ч. по темам: «Планета воды и внут- реннее строение Земли»
16.Изображение рельефа на планах местности и географических картах 17. Горы. 18. Равнины.
19. Температура воздуха 20. Атмосферное давление и ветер. 21. Облака и атмосфер- ные осадки. 22. Урок – практикум. Работа с климатически- ми картами. 23. Урок – практикум. Наблюдение за погодой. 24. Контрольная рабо- та за III ч. по теме: «Рельеф суши и клима- ты Земли» 25. Погода и климат.
26. Реки в природе и на географических картах. 27. Озёра. 28. Подземные воды. Болота. Ледники.
|
знать: свойства воды мирового океана и их изменения; объяс- нять: особенности движения вод в мировом океане и причи- ны их образования; определять: причины изменения свойств во- ды; называть и показывать ос- новные течения мирового океа- на.уметь объяснять понятия: литосферные плиты,сейсмичес- кий пояс, эпицентр землетрясе- ния, кратер, гейзер, абсолютная и относительная высота, гори -зонталь. знать: литосфера, зем- ная кора,горы, нагорье, равни- ны, низменность, возвышен- ность, горный хребет и долина, плоскогорье,впадина. называть и показывать: крупнейшие рав- нины и горные системы земно- го шара. объяснять: взаимо-связь основных форм рельефа с тектоническими структурами, при- чины образования разных форм рельефа. определять: сейсмические р-ны на карте; средние и абсолютные высоты равнин и горных систем Земли. Описывать: горы и равнины по типовому плану;
Знать: климатические пояса Земли. Называть и показывать источники поступления тепла на Землю; пояса освещенности и факторы, влияющие на кли- мат планеты; Определять: ам- плитуду t 0; среднюю t0 воздуха за сутки, месяц, год, преобла- дающее направление ветра за определенный период времени по статистическим данным и собственным наблюдениям. Описывать: изменение атмо- сферного давления с высотой; Объяснять: причины и след- ствия нагревания атмосферы; зависимость t 0 воздуха от вели- чины угла падения солнечных лучей, суточный и годовой ход t 0; причины образования ветра и атмосферных осадков; причи- ны, влияющие на их количест- во; зависимость климата от географической широты.
Уметь объяснять понятия: речная система и её части, бассейн реки, водораздел, питание и режим реки. Показывать на карте: основные объекты вод суши.
|
решать проблемные задачи; выявлять причинно – следственные связи; уметь ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответ- ствии с поставленной учебной задачей; работать в соответ- ствии с предложенным планом; участвовать в совмест- ной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемы- ми; оценивать работу одно- классников; выделять главное, су- щественные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. сравнивать факты, объекты, явления, собы- тия по заданным крите- риям; высказывать суждения, подтверждая их факта- ми; классифицировать ин- формацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи. уметь ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответ- ствии с поставленной учебной задачей работать в соответ -ствии с предложенным планом; участвовать в совмест- ной деятельности; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.
|
Текущий, фронтальный, индивидуаль-ный опрос 4.Практ.раб: «обозначение на к/к течений ми- рового океана». Текущий, фронтальный, индивидуаль-ный опрос
Контр.раб за II чет .по темам: «Планета воды и внутреннее строение Земли»
5.Практ.раб: «Характеристи-ка гор и равнин по плану»
6.Практикум
7.Практ.раб: «Составление графика хода t0 и розы ветров в п. Зимовники»
Контр. раб за III ч по теме: «Рельеф суши и климаты Земли».
Текущий, фронтальный, индивидуаль-ный опрос
|
VII. Географичес- кая оболочка – среда жизни. 1.Живая планета.
2. Географи- ческая обо-лочка и её за- кономернос-ти
3. Природа и человек. |
7 ч.
2 ч.
4ч.
1 ч. |
|
29. Закономерности распространения живых организмов на Земле. 30. Почва как особое природное тело. 31. Понятие о географи- ческой оболочке. 32. Природные комплек- сы как части географи- ческой оболочки. 33. Природные зоны Земли. 34. Контрольная работа за год по теме:«Взаимо- связи компонентов природы».
35. Стихийные бедствия и человек.
|
Уметь объяснять значение по- нятий: растительный покров, местообитание, почва и её пло- дородие, гумус. Приводить ар- гументы для обоснования тези- са - «почва-особое природное тело». Объяснять: закономер- ности неравномерного распрост ранения живых организмов
Уметь объяснять значение по- нятий: географическая оболоч- ка, её целостность и ритмич- ность, природный комплекс и прир. зона, географическая зо- нальность, высотная поясность. Использовать: географические карты для поиска информации. Приводить примеры стихий- ных бедствий в разных районах Земли. Определить: тематические карты по географии, которые пришлось использовать в 6-м классе. Подведение итогов обучения: Что узнали? Чему научились? |
анализировать связи со- подчинения и зависимос ти между компонентами объекта; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; давать характерис- тику географических объектов; искать и отбирать ин- формацию в учебных и справочных пособиях и словарях; классифицировать ин- формацию. создавать тексты раз- ных типов(описатель-ные, объяснительные и др) анализировать связи со- подчинения и зависимос ти между компонентами объекта; работать с текстом и нетекстовыми компо-нентами; Уметь формировать умения самооценки себя и своих коллег. |
Текущий, фронтальный, индивидуаль-ный опрос
Контрольная работа за год по теме: «Взаимосвязи компонентов природы».
Сообщения
|
Итого: 35 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.