Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
1 класс
№ урока |
Тема,
|
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
Форма работы |
Творческая, исследоваль- ская, проектная деятелность учащихся |
Формы контроля |
|
Предметные |
Личностные Метапредметные |
||||||
Книги - мои друзья |
|||||||
1
|
Знакомство с учебником. Обращение авторов учебника «Литературное чтение». Система условных обозначений.
|
|
Система условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника Книга, писатель. читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Обложка, автор, каталог. С. Маршак «Новому читателю». Способ чтения: чтение целыми словами. Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
Индивидуальная - рассматривание и чтение условных обозначений; рассматривание обложки, титула, содержания учебника; выполнение упражнений на нахождение нужной главы в содержании учебника, условных обозначений, по ориентировке в учебнике. Работа в паре - чтение диалога героев учебника Ани и Вани. Фронтальная — ответы на вопросы; объяснение значений слов книга, писатель, читатель; чтение стихотворения С. Маршака «Новому читателю»; участие в конкурсе юных читателей; объяснение смысла высказывания: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений», слов обложка, автор, каталог |
|
|
|
(поиск и открытие нового спо- соба дей- ствия) |
||||||
2 |
Книга в жизни современного человека. Возникновение письменности (на образно-иллюстративной основе). |
|
Книга в жизни современного человека. Возникновение письменности (на образно-иллюст-ративной основе). Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисун-ки. Иероглифы. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Культура обращения с книгой Библиотека. Тематический указатель при выборе книг. С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?» Способ чтения: чтение целыми словами |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений но обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками |
Индивидуальная - чтение (наи-зусть) стихотворения С. Маршака «Новому читателю»; рассмат-и-вание изобразительных знаков - иероглифов; чтение (по памяти) стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать». Фронтальная — ответы на вопросы; объяснение смысла загадки: Кто говорит молча?; чтение высказывания К. Ушинского, текста. Работа в паре – чтение загадок, пословиц, диалога героев учебника Ани и Вани. Коллективная - обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой». Фронтальная - слушание, чтение (5—7 минут), рассматривание иллюстраций к юмористическим произведен-ям: Б. Заходер «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин»; А. Барто «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки»; А. Прокофьев «Как на горке, на горе...» (по выбору учителя) |
1. Сочинение письма с помо-щью знаков-рисунков на те-мы: «Я люблю читать книги», «Я люблю иг-рать в футбол» (но выбору). 2. Составление собственных загадок о книге. 3. Чтение произведения, прослушанного на уроке внеклассного чтения. 4. Нахождение в домашней биб-лиотеке книг, таких же по жанру, как в те-ме по внеклассному чтению |
Работа в парах |
3 |
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
|
|
|||||
4 |
А.С.Пушкин-великий русский писатель. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»).
|
|
А. С. Пушкин - великий русский писатель. Пушкинский стиль письма. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Лукоморье, дол |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопро-сы; совершенствование уровня читательской компе- тентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия но точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная — ответы на вопро сы; рассматривание выставки книг: стихи, сказки А. Пушкина; чтение стихов А. Пушкина; объяснение значения слов лукоморье.дол; выборочное чтение, соотнесение иллюстраций и строк из по-эмы. Индивидуальная - чтение отрывков из сказок А. Пушкина. Коллективная - обмен впечатлениями но прочитанному отрывку из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», мнениями по вопросам: почему имя А. Пушкина внесено в раздел «Мои любимые писатели»? Почему произведения А. Пушкина любимы многими людьми? |
|
Ответы на воросы |
6 |
К. Чуковский «Айболит». Жанровое своеобразие произведения К. Чуковского «Ай- болит». Качества хоро-шего чтеца |
|
К. Чуковский «Айболит». Жанровое своеоб-разие произведения К. Чуковского «Ай- болит». Качества хоро-шего чтеца |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетент-ности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; постановки и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собст-венное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная — рассматривание выставки книг К. Чуковского; ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение (наи- зусть) отрывков из известных сказок К. Чуковского. Групповая - инсценирование сказки К. Чуковского «Айболит» (распределение ролей; исполнительские задачи: выразить голосом тревогу, заботу, удивление, радость; определение интона-ции, с которой надо произносить слова Айболита, зверят). Коллективная - обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; выбор лучшего чтеца (артиста, исполни геля) сказки К. Чуковского |
|
Работа в группах |
7 |
К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому». Нравственные понятия: добро. зависть, злость, ложь, милосердие. В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу» |
|
К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому». Нравственные понятия: добро. зависть, злость, ложь, милосердие. В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные:уметь: формулировать собст-венное мнение и позицию; участвовать в коллектив ком обсуждении проблем; продуктивно взаимодейс-твовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопро- сы; слушание произведении К. Ушинского. Работа в паре - чтение рассказа К. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Коллективная - обсуждение на- звания рассказа, смысла нравст- венных понятий: добро, зависть. злость, ложь, милосердие; заучивание пословицы наизусть; выяв-ление практическою смысла пословицы. Индивидуальная - чтение расска-за В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу». Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстраций к произведениям: В. Бианки «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок»; Н. Сладков «Лесные сказки»; Е. Чарушин «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко»; М. Приш-вин «Ёж», «Глоток молока»; Я. Аким «Мой верный чиж»; Б. Заходер «Собачкины огорче-ния»; Р. Сеф «Кто любит собак?» (по выбору учителя)
|
1. Чтение произведения, прослушанного на уроке вне-классного чте-ния. 2. Нахождение в домашней биб-лиотеке книги, такой же по жанру, как в теме по внек-лассному чте-нию |
Обобщение по разделу |
Радуга-дуга |
|||||||
8 |
Малые фольклор-ные жанры: пословицы, пого-ворки, загадки.
|
|
Малые фольклор-ные жанры: пословицы, пого-ворки, загадки. • Без пословицы речь не молвится. «Секрет» загадок |
Познавательные: общеучебные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов па вопросы; овладение принципом разгадывания зага-док; постановка и решение, проблем самостоятель-ный поиск и создание способов решения проблем творческою характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную зада-чу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные:уметь: формулировать собствен-ное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Работа в паре — чтение диалога Ани и Вани. Фронтальная объяснение смысла пословицы: Вез посло-вицы речь не молвится; чтение и разгадывание загадок; ответы на вопросы; объединение загадок по темам; чтение пословиц из старинных книг; рассматривание репродукции картины А. Киселева |
Составление пословиц, загадок (о петрушке, свёкле, тыкве) |
|
9 |
Песенки разных народов. |
|
Песенки русского народа, народов России (удмуртская народная песенка «Дождик»), на- родов разных стран. Песенки - потешки. Считалки. Способ чтения: чтение целыми словами |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на воп-росы; овладение способом чтения целыми словами. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия но точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные; уметь; формулировать собственное мнение и позицию |
Индивидуальная — чтение песенок русского народа, удмуртской народной песенки «Дождик», песенок народов разных стран (по выбору), песенки-потешки; заучива- ние песенок, считалок. Фронтальная - ответы на вопросы |
|
|
10
|
Мы идем в библиотеку Книги-сборники народных загадок, пословиц, поговорок. «Рифмы Матушки Гусыни» (английский фольклор для детей). Считалка «Дождь», английская народная песенка «Перчатки» (перевод с англ. С. Маршака) |
|
Книги-сборники народных загадок, пословиц, поговорок. «Рифмы Матушки Гусыни» (английский фольклор для детей). Считалка «Дождь», английская народная песенка «Перчатки» (перевод с англ. С. Маршака) |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании отвесов на вопро-сы; овладение техникой чтения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать соб-ственное мнение и позицию; продуктивно взаимо-действовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Индивидуальная - чтение английской народной считалки «Дождь» (перевод с англ. С. Маршака). Работа в паре — чтение песенки «Перчатки» (распределение ро-лей с помощью считалки) |
|
Работа в групп-пах,опрос |
11 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Песни «Вьётся, вьётся хоровод», приго- ворки, народные песни, потешки, считалки, загадки, небылицы. |
|
Загадка, пословица, считалка, детская песенка, колыбель-ная песня — малые произведения устного народного творчества. Жанровые при- знаки колыбельных песенок. Тематические группы пословиц. Загадки- вопросы, загадки-описания. Слова с уменьшительно-ласкательными формами имен нарицательных и собственных |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение техникой чтения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собст-венное мнение и позицию; участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем |
Фронтальная - ответы на вопро-сы. Коллективная - обсуждение и обмен мнениями по проблеме. Индивидуальная выполнение заданий к загадкам: прочитать загадки, сравнить, соотнести, какие относятся к загадкам-вопросам, какие - к загадкам-описаниям; чтение колыбель-ных песенок. Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут) произведений устното народного творчества: песни «Вьётся, вьётся хоровод», приго- ворок, народных песен, потешек, считалок, загадок, небылиц (но выбору учителя) |
I. Чтение произведения, прослушанного на уроке вне-класссного чтения. 2. Нахождение в домашней библиотеке книг, таких же по жанру, как в теме по вне- классному чтению |
Обобщение |
Здравствуй, сказка! |
|||||||
12 |
Узнай сказку! Г. Юдин «Почему «А» первая»; И. Гамазкова «Живая азбука»; Т. Коти «Катя и буквы» |
|
Народная сказка - произведение устного народного творчества. Способ чтения: чтение целыми словами. Действия -главная характеристика персонажей в сказках о живот-ных. Г. Юдин «Почему «А» первая»; И. Гамазкова «Живая азбука»; Т. Коти «Катя и буквы» |
Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на воп-росы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные:: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; прояв-ляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани. Коллективная - обмен мнениями о прочитанных сказках; придумывание продолжения сказки. Фронтальная - чтение отрывков из сказок; ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций к сказкам. Индивидуальная — чтение произведения И. Гамазкова «Живая азбука», сказки Т. Коти «Катя и буквы» |
|
Продолжение сказки |
13 |
Сравни сказки Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят |
|
Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны». Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят» |
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное ноет роение речевою высказывания в устной форме при формулировании ответов на воп-росы; совершенствование уровня читательской ком-петентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собст-венное мнение и позицию, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочи-танное |
Индивидуальная выполнение читательской разминки: чтение целыми словами, произнесение слова со звуком [д] {Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны»), уп-ражнение на интонационное чте-ние (интонация вопроса и восклицания); словесное рисо-вание по сказке. — ответы на вопросы; рассматривание иллю-страций к сказке «Волк и семеро козлят»; сравнение сказки народной и авторской; чтение сказки (учителем и учащимися) С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Коллективная - обмен мнениями, высказывание с предположений |
|
Выводы |
14 |
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки» |
|
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки» |
Познавательные общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на воп-росы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия но точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Индивидуальная – рассматри-вание иллюстраций; слушание сказки «Лиса, заяц и петух»; чтение сказок «Лиса, заяц и петух», Л. Пантелеева «Две лягушки». Фронтальная - ответы на вопросы. Работа в паре — чтение диалога (предварительно отмстить границы диалога: Зайчик — Собака - Лиса; Зайчик - Медведь - Лиса; Зайчик Петушок - Лиса); соотнесение качеств сказочных ге-роев; обсуждение но вопросам: кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? Почему Петух побеждает?); нахождение непонятных или незнакомых слов в сказке (образцов малых фольклорных жанров -закличек, приговорок). Коллективная - обмен мнени-ями, высказывание предположе-ний о содержании сказок по главной мысли: «Не падай духом!» |
Иллюстрирова-ние эпизода сказки (но выбору). подготовка выразительного пересказа выбранной смысловой части с по- мощью рисунка |
пересказ |
15 |
Сказки народов России
Татарская сказка «Три дочери». Сказки «Два лентяя», «Заяц и черепаха» |
|
Татарская сказка «Три дочери». Пословицы: • Кто скоро помог, тот дважды помог. • Ближе матери родни нет. • Кто родите- лей почитает. тот вовек не погибает. Сказки «Два лентяя», «Заяц и черепаха» |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия но точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная — ответы на вопро-сы. Индивидуальная чтение сказок «Три дочери», «Два лентяя», «Заяц и черепаха»; словесное рисо-вание по сказкам; чтение пословиц. Коллективная — обмен мнениями. Фронтальная - слушание, чтение {5-7 минут), рассматривание иллюстраций к сказкам народов России: «Айога»; К. Иванов «Две дочери» (чувашская сказка) (но выбору учителя); ответы на воп-росы; пересказ отдельных эпизодов, деталей текста;обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства) |
1. Чтение произведения, прослушанного на уроке вне- классного чтения. 2. Нахождение в домашней библиотеке книг, таких же по жанру, как в теме по внеклас-сному чтению. 3. Воспроиз-ведение текста но иллюстрации |
Внеклассное чтение |
16 |
Лень до добра не доведет Сказка С. Ми- халкова «Сами виноваты» |
|
Сказка С. Ми- халкова «Сами виноваты» |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия но точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать соб-ственное мнение и позицию; участвовать в коллек-тивном обсуждении проблем; продуктивно взаимо-действовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение сказки С.Михалкова «Сами виноваты». Групповая - инсценирование сказки. Коллективная — обмен мнениями |
|
Ответы на вопросы |
17 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии Народная и литературная сказки. Художественные и научно- познавательные произведения. «Лиса и заяц». «Лисица» |
|
Народная и литературная сказки. Художественные и научно- познавательные произведения. «Лиса и заяц». «Лисица» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевою высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем само-стоятельный поиск и создание способов решении проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. К о м м у н и к ативн ы е : уметь: формулировать соб-ственное мнение и позицию; участвовать в коллек-тивном обсуждении проблем. Личностные: проявляют эмоциональную отзывчи-вость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопро-сы. Индивидуальная - чтение текстов «Лиса и заяц», «Лисица», сказок; пересказ сказки (но выбору). Коллективная - обмен мнениями, впечатлениями |
|
Обобщение |
Люблю всё живое |
|||||||
18 |
Никого не обижай В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки |
|
Люблю все живое. «Природу может спасти только наша любовь». В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на воп-росы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Работа в паре — чтение диалога Ани и Вани; разыгрывание диалога но произведению И. Токмаковой «Лягушки». Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения высказывания «Природу может спасти только наша любовь»; чтение вывода. Коллективная — обмен мнении-ями. Индивидуальная - чтение стихотворений В. Лунина «Никого не обижай», В. Благининой «Котенок», И. Токмаковой «Лягуш-ки». Групповая — составление рас-сказа о котенке по произведе-нию Е. Благининой «Котенок» |
|
Составление рассказа |
19 |
И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» Звукозапись - средство создания образа.
|
|
Звукозапись - средство создания образа. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение стихо- творения И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», произведе- ния В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». Работа в паре — чтение по ролям произведения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». Коллективная — обмен мнени-ями. Фронтальная - чтение (5-7 минут), рассматривание иллюст-раций к стихотворениям о животных: Б. Заходер «Про мохнатых и пернатых»; Ю. Мориц «Малиновая кошка»; С. Маар-шак «Детки в клетке»,«Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке» (по вы-бору учителя); ответы на воп-росы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства) |
1. Чтение произведения, прослушанного на уроке вне- классного чтения. 2. Нахождение в домашней библиотеке книг, таких же по жанру, как в теме по внеклассно-му чтению |
Ответы на вопросы, чтение по ролям |
20 |
Мы в ответе за тех, кого приручили... И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик» |
|
«Мы в ответе за тех, кого приручили...» И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик» |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение смысла высказывания А. Сснт-Экзюпери: «Мы в ответе ж тех, кого прир-учили». Индивидуальная — чтение произведений И. Пивоваровой «Всех угостила», С. Михалкова «Зяблик». |
|
Ответы на вопросы по прочитанному |
21 |
Общение с миром природы Н. Сладкое «Без хвоста». Фотогазета |
|
Н. Сладкое «Без хвоста». Фотогазета |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставлен-ной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодейство-вать со сверстниками |
Коллективная — составление плана действий. Фронтальная — ответы на вопросы. Индивидуальная — чтение рассказа Н. Сладкова «Без хвоста»; выполнение 'заданий к тексту; рассматривание содержания иллюстрации . Групповая - создание фотогазеты на тему «Жизнь леса» (отбор материала, сочинение подписей к иллюстрациям фотогазеты); представление газеты |
|
Создание фотогазеты |
22 |
Обходиться добром со всяким Л. Толстой «Русская азбу- ка». Л. Толстой «Обходиться добром со вся- ким», «Не му- чить животных» |
|
Л. Толстой «Русская азбу- ка». Л. Толстой «Обходиться добром со вся- ким», «Не му- чить животных» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочи- танного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Фронтальная — рассматривание выставки книг, портрета Л. Толстого; ответы на вопросы. Коллективная обмен мнениями. Индивидуальная - слушание рассказов Л. Толстого из «Русской азбуки» |
Семейное чтение. Л. Толстой. «Пожарные собаки» |
Ответы на воросы |
23 |
Сказки о животных |
|
С. Маршак. «В зоопарке» (Б. Житков «Ве- чер») (но выбо- ру)- К). Ту в им «За- гадки о живот- ных» |
Дознаватель и ы е: общеучебные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами по- нимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный по- иск и создание способов решения проблем творческою характера. Регулятивные: принимать и сохра- нять учебную задачу; планировать дейст- вия согласно поставленной задаче; адек- ватно воспринимать оценку учителя или товарища. К о м м у и и к а г и в н ы с: уметь: форму- лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - ответы на вопросы; отгадывание загадок; разбиение загадок на группы (загадкисравнения, загадки-описания). Работа в парах - чтение стихо- творения С. Маршака «В зоопарке». Индивидуальная - чтение стихо- творений Ю. Тувима. Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматри-вание иллюстраций к сказкам о животных: К. Чуковский «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Та- раканище»; Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно»; «Три поро- сенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства) |
1. Сочинение загадок. 2. Чтение произведения, прослушанно- го па уроке внеклассного чтения. 3. Нахожде- ние в домаш- ней библио- теке книги. такой же по жанру, как в теме по вне- классному чтению. 4. Воспроизведение текста по иллюстрации |
Отгадывание загадок, воспроизведение текста по иллюстрации |
24 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. С. Маршак «Волк и лиса».
|
|
С. Маршак «Волк и лиса». В. Берестов «Лягушата». Художествен- ные и познава- тельные тексты. Приемы рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать дейст- вия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
|
Фронтальная — ответы на вопросы; рассматривание содержании иллюстрации. Индивидуальная - чтение фраг- ментов произведений, в которых действующими лицами являются Лиса и Волк; чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса», стихотворения В. Берестова «Лягушата»; составление рассказа по серии иллюстраций |
|
Составление рассказа по серии иллюстраций |
Хорошие соседи, счастливые друзья |
|||||||
25 |
Когда мои друзья со мной
|
|
Счастливый че- ловек, дружба. друг. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич. Пс- сенка «Когда мои друзья со мной». А. Барю «Сонечка» |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной за даче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
|
Коллективная - обмен мнениями. Фронтальная / индивидуальная - чтение пословиц; ответы на вопросы; объяснение значений слов счастливый человек, дружба, друг. Работа в паре — чтение произведения С. Михалкова «Песенка друзей». Индивидуальная - чтение песенки «Когда мои друзья со мной», стихотворения А. Барто «Сонечка» |
|
Ответы на вопросы,обмен мнениями |
26 |
Нет друга - ищи, а нашел - береги
|
|
Е. Пермяк «Са- мое страшное»; В. Осеева «Хо- рошее»; Э. Шим «Брат и младшая сестра» (но вы- бору). Способ чтения целыми словами |
Познавательные: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохра- нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная — ответы на вопросы. Индивидуальная — чтение рас-сказов К. Пермяка «Самос страшное»,В.Осеевой «Хоро-шее», Э. Шима «Брат и младшая сестра» (по выбору). Коллективная - обмен мнениями. Работа в паре — выполнение исследовательской работы по тексту рассказа В. Осеевой «Хорошее». Отмстить в тексте, о чем мечтал Юра; обсуждение ответов на вопросы: хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что будет испытывать сестренка в тот момент, когда Юрины мечты сбываются? Что испытывают няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? В каком случае можно сделать что-то хорошее? Почему Юра не заметил простых дел? Каким был Юра? |
Выполнение творческого задания (чте- ние по ролям рассказа В. Осеевой «Хорошее»: задача пер- вой группы -дать советы, как прочитать ту или иную фразу; задача другой группы -исполнение ролей) |
Чтение по ролям |
27 |
Доброе слово лучше мягкого пирога
|
|
Е. Благинина «Паровоз, паро- воз...», «При- шла ко мне под- ружка...». В. Лунин «Мне туфельки ма- ма...». М. Пляиковский «Солнышко на память» (сказ- ка). Ю. Мориц «Это-да! Это- пет!». • Доброе слово лучше мягкого пирога |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать дейст- вия согласии поставленной задаче; адек- ватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личности ые: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную от- зывчивость на прочитанное |
Фронтальная — ответы на вопросы; чтение сказки М. Пляцковского «Солнышко на память»; объяснение смысла пословицы Доброе слово лучше мягкого пирога. Коллективная - обмен мнениями. Индивидуальная - чтение стихо- творения В. Лунина «Мне туфельки мама...». Фронтальная /индивидуальная — чтение стихотворения Ю. Мориц «Это - да! Это — нет!». Групповая - инсценировка стихотворения Ю. Мориц «Это - да! Это-- нет!». Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстраций к рассказам о детях: В. Осеева «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья»; Е. Пермяк «Первая рыбка», «Бумажный змей»; Э. Мошковская «Обида», «Книга для друга» (но выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмыеление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства)
|
1. Чтение произведе- ния, прослу- шанного на уроке вне- классного чтения. 2. Нахожде- ние в домаш- ней библио- теке книг. таких же но жанру. как в теме по внекласс- ному чтению. 3. Воспроиз- ведение тек- ста по иллю- страции |
Инди- виду- альная. Чтение стихо- творе- ний Е. Бла- гини- ной «Паро- воз, паро- воз...», «При- шла ко мне под- руж- ка...» |
28 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии
|
|
Нравственно- этические поня- тия (дружба. дручья, обман, лень, доброта, совесть, трудо- любие, чест- ность). Л. Толстой. Рас- сказы (по выбо- ру)- В. Сутеев «Чей же гриб?» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевою высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохра- нять учебную задачу; планировать дейст- вия согласно поставленной задаче; адек- ватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личности ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Индивидуальная — чтение пословиц, стихов о дружбе, рассказа Л. Толстого (по выбору), В. Сутеева «Чей же гриб?». Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение понятий: совесть.честность, обман, лень, трудолюбие, внимание к ближнему. Коллективная – обмен мнениями. Групповая - разгадывание кроссворда |
Семейное чтение. Л. Толстой. Рассказы. Обсуждение по вопросам: почему рас- сказ, напи- санный давно, читают и се- годня? Чем он ценен? Какие мудрые мысли содержатся в этом рассказе? Какие советы дает автор? |
Ответы на вопросы |
«Край родной, навек любимый..» |
|||||||
29 |
Лучше нет родного края
|
|
11. Вороиько «Лучше пет родного края». Столица. А. Плещеев «Весна». Города России. С. Есенин «Черемуха»; стихотворения С. Дрожжина, И. Сурикова, И. Грекова |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенство ванне уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитаного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учи юля или товарища. К о м м у н и к а т и в и ы с: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личности ы с: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанного |
Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани о родном крас, о России. Индивидуальная — рассказывание о своей малой родине; рассматривание иллюстрации; чтение стихо- творений С. Есенина, С.Дрожжина, А. Плещеева, И. Сурикова, Н. Грекова. Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения слова столица |
|
Ответы на вопросы, рассказ о своем крае |
30 |
Стихотворения русских поэтов о родной природе
|
|
Стихотворения А. Пушкина, А. Плещеева о зиме. Сравне- ние. Пелена. Текст «Четыре сестры». Стихотворный и прозаический тексты |
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов па вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов; постановка и решение проблем самостоятельный поиск и соз- дание способов решения проблем творче- ского характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Индивидуальная – рассматривание иллюстраций, репродукции картины П. Копчаловского; чтение стихотворений А. Пуш-кина, А. Плещеева о зиме, И. Сурикова «Зима», текста «Четыре сестры». Фронтальная — ответы на вопросы; объяснение значения слова пелена: сравнение стихотворногои прозаического текстов; подбор слов-ассоциаций к слову зима. Коллективная - обмен мнениями; составление сказки. Работа в паре - выполнение исследовательской работы (определить «цвет» каждой строфы, какие слова создают ощущение покоя) |
Выразитель- ное чтение стихотворе- ния И. Сури- кова «Зима» (наизусть) |
опрос |
31 |
Родина любимая - что мать родимая
|
|
Мать. «Родина как мать», «се- мейное согла- сие». Стихотворения В. Берестова, Г. Висру, II. Бромлей. Рассказ Л. Ми- тяева «За что люблю маму» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов. Регулятивные: принимать и сохра- нять учебную задачу; планировать дейст- вия согласно поставленной задаче; адек- ватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные:уметь: форму- лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Работа в паре — чтение диалога Ани и Вани. Фронтальная — ответы на вопросы; объяснение значений слова мать. Индивидуальная — чтение рассказа А. Митяева «За что люблю маму», стихотворений В. Берес-това. Фронтальная - слушание, чтение, рассматривание иллюстраций к произведениям о Родине: Г. Скрсбицкий «Мать»; В. Степанов.«Моя родина - Россия»; С. Баруздин «Главный город»; Е. Тру гнева «В родном краю»; Л, Преображенская «Наша улица» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства); пересказ отдельных эпизодов, деталей текста |
1. Семейное чтение. Л. Толстой «Мальчик и отец». Об- суждение по вопросам: почему гово- рят «правда всего доро- же»? Что де- лать, если правду ска- тать страшно? 2. Слушание (чтение) про- изведений из старинных учебников (И. Косяков «Все она»; К. Ушинский «Лекарство»). Обсуждение по вопросу: какие строки стихотворения И. Косякова созвучны содержанию стихотворений В. Берестова, Г. Висру? |
Чтение стихов о Родине |
32 |
Мы идем в библиотеку |
|
Е. Пермяк «Пер- вая рыбка» |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Фронтальная - рассматривание выставки книг о Родине; ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» |
|
Индивидуальное чтение |
Сто фантазий |
|||||||
33
34 |
Волшебная страна фантазий Литературные произведения с элементами фантазии. |
|
Фантазии. Лите- ратурные произведения с 'элементами фантазии |
Познавательные: общеучебные — формулирование ответов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. К оммуни к а т и в н ы с : уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем
|
Коллективная — обмен мнениями. Фронтальная — ответы на вопросы; рассматривание содержания иллюстраций, соответствующих прочитанному отрывку; пересказ эпизода (но выбору учащихся). Индивидуальная — чтение произведений (по выбору учащихся) |
|
Пересказ эпизодов обмен мнениями |
Рефлексивная фаза учебного года |
|||||||
35 |
Проверка техники чтения |
|
Правила провсрки техники чтения. Параметры техники чтения |
Познавательные: общеучебные — владение способом чтения целыми слова- ми; осознанное и произвольное построе- ние речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохра- нять учебную задачу; адекватно воспри- нимать оценку учителя. Личностные: дают объективную оценку своей деятельности по выполнению заданияП |
Индивидуальная /работа в паре — чтение текста в течение 1 минуты (учитывать способ чтения, объем прочитанного, осмысление прочи- танного, выразительность чтения). Индивидуальная - выявление пробелов в знаниях; выполнение работы над ошибками |
|
Индиви- дуаль- ная. Провер- ка тех- ники чтения (см. Прило- жение |
36 |
Рефлексивное сочинение
|
|
Рефлексия. Со- чинение - пись- менное изложе- ние своих мыс- леи, своего от- ношения к опре- деленному явлению, событию |
Познавательные: общеучебные -- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохра- нять учебную задачу. Личное т н ы с: осознают необходимость самосовершенствования |
Индивидуальная составление письменного рассказа, отражающего собственное отношение, впечатление о пройденном на уроках материале; формули-рование вывода, содержащею итоги изучения тем предметного курса |
|
Индиви- дуальная. Состав- ление письмен- ного рас- сказа |
37 |
Проектная работа «Книга- лучший друг и помощник» |
|
Проектная рабо- та. Правила пре- зентации. Пра- вила поведения присутствую- щих на презен- тации. Правила оценивания представленной работы |
Индивидуальная (групповая) — представление результатов проектной работы; оценивание и аргументация своего ответа и ответа товарища на соответствие содержания ответа одноклассника заданию и качество его выступления |
|
Выполнение и презента- ция проект- ной работы по темам: «Книга — лучший друг и помощник», «Век живи — век учись» (по выбору) |
Групповая Проектная работа |
38 |
Проектная работа (завершение работ) |
|
|||||
39 |
Презентация проектных работ. |
|
Презентация проектов |
||||
40 |
Книги для чтения летом. |
|
|
|
|
Рекомендации на лето |
Список литературы |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.