№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках окружающего мира. Мы – граждане России
|
Знания о разнообразии народов России, о том, что соединяет нас всех в едином государстве. Умение высказывать мотивированное суждение о роли русского языка в РФ; понимание важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
02.09 |
|
2 |
Мы – союз народов России
|
Знания о разнообразии народов России, о том, что соединяет нас всех в едином государстве. Умение высказывать мотивированное суждение о роли русского языка в РФ; понимание важности доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
05.09 |
|
3 |
Мы – жители Вселенной
|
Знакомство со строением Вселенной, ее взаимосвязями с Землей. Понимание зависимости жизни на Земле от положения ее в Солнечной системе. Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
09.09 |
|
4 |
Наш «космический корабль» - Земля |
Знакомство с понятиями о горизонте, сторонах горизонта, компасе. Осознание необходимости бережного отношения к Земле. Планирование учебной деятельности на уроке. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
|
12.09 |
|
5 |
Практическая работа с компасом. Глобус |
Умение работать с компасом и глобусом. Понимание где и как их человек может использовать. Планирование свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осознание границ собственного знания и «незнания». Осознание необходимости самосовершенствования, умение адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). |
16.09 |
|
6 |
Время
|
Знакомство с понятиями «единицы измерения времени»; старинные и современные часы; образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. Умение работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
19.09 |
|
7 |
Сутки и неделя |
Знакомство с понятиями: связь естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; образ времени как единство прошлого, настоящего и будущего. Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
23.09 |
|
8 |
Месяц и год |
Знакомство с понятиями: связь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; важность наблюдения за живой, неживой природой: за «жизнью» Луны, за сменой времен года. Умение ориентироваться в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
27.09 |
|
9 |
Времена года. Проверочная работа по теме: «Время»
|
Знакомство с понятиями: причина смены времен года; важнейшие сезонные явления природы; связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
30.09 |
|
10 |
Практическая работа с термометром. Погода |
Понятия «погода»; виды термометров; знание о назначение метеорологических приборов. Понимание необходимости бережного и безопасного обращения с термометром. Потребность добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
03.10 |
|
11 |
Календарь – хранитель времени, страж памяти |
Знакомство с календарями разных типов; правилами пользования ими; датами начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях; связью календаря с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Уважение чужих традиций. Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
07.10 |
|
12 |
Красные дни календаря |
Знакомство с различиями между государственными праздниками России и международными праздниками; с содержанием общегражданских государственных праздников современного российского календаря. Умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
10.10 |
|
13 |
Народный календарь |
Формирование представления о народных приметах погоды: поведении животных, изменении в мире растений, в неживой природе, ощущениях разных органов чувств у людей. Понимание важности народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
14.10 |
|
14 |
Экологический календарь |
Знакомство с понятиями: «экология»; экологический календарь как проявление культуры общества, осознавшего уникальность природы Земли; задачами экологии как науки и экологического движения в России. Осознание необходимости охраны природы. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
17.10 |
|
15 |
Контрольная работа по разделу: «Вселенная. Время. Календарь» |
Планирование свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют границы собственного знания и «незнания». Осознание самосовершенствования. Умение адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Умение определять успешность выполнения своего задания самостоятельно. |
21.10 |
|
16 |
За страницами учебника. Экскурсия в парк
|
Знакомство с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире. Воспитание бережного отношения к природе. Умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне ее и следовать им. Умение вступать в беседу на уроке и в жизни, слушать и понимать речь других. |
24.10 |
|
17 |
Осенняя прогулка (экскурсия) |
Построение рассуждения об изменениях в природе в осенний период. Умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Умение учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
07.11 |
|
18 |
Осенние месяцы. Осень в неживой природе |
Понимание как соотносятся признаки осени в живой и неживой природе. Знакомство с народными названиями осенних месяцев; со старинными осенними праздниками народов России; обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия. Осознание необходимости эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности. Знания об осенних явлениях в неживой природе; дне осеннего равноденствия; особенностях ранней и поздней осени; старинных детских играх осенью. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
11.11 |
|
19 |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия
|
Знакомство с народными праздниками, как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; о празднике земледельцев; праздниках охотников и оленеводов; о связи народных праздников с сезонными изменениями в природе. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
14.11 |
|
20 |
Звездное небо осенью |
Формирование представления о древних и современных ученых; легендарная история Большой Медведицы. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
18.11 |
|
21 |
Трава у нашего дома |
Знакомство с понятиями травянистые растения осенью; с наиболее распространенными травами, их особенностях, значении для человека. Осознание важности бережного отношения к природе. Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
21.11 |
|
22 |
Старинная женская работа
|
Знакомство с обычаями взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов; работой со льном в жизни народов России; особенностями льняной ткани; нравственным значением совместной работы людей. Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
25.11 |
|
23 |
Деревья и кустарники осенью |
Знание о состоянии лиственных и хвойных деревьев в период осени. Осознание необходимости бережного отношения к природе. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
28.11 |
|
24 |
Чудесные цветники осенью |
Умение узнавать изученные растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
02.12 |
|
25 |
Грибы
|
Знакомство с понятием грибы – особом царстве природы; о связи грибов с растениями и животными; съедобные и несъедобные грибы, их характерные признаки. Формулировка правил экологической этики. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
|
05.12 |
|
26 |
Шестиногие и восьминогие |
Знакомство с разнообразием насекомых, их описанием, этапами развития, отличительными чертами. Осознание необходимости бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным. Умение слушать и понимать речь других. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
|
09.12 |
|
27 |
Птичьи секреты |
Понимание причин, по которым перелетные птицы покидают родные края. Знание классификации перелетных и зимующих птиц. Осознание важности чувства любви к родной природе. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
12.12 |
|
28 |
Как разные животные готовятся к зиме |
Знакомство с осенними изменениями в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей); разнообразием приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. Осознание важности проявления любви к родной природе. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
16.12 |
|
29 |
Невидимые нити в осеннем лесу |
Понимание связи между растениями и животными в осеннем лесу. Умение соотносить рисунок и схему между собой; рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Формирование правил экологической этики. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
19.12 |
|
30 |
Осенний труд. Тематический тест: «Живая природа осенью» |
Представление о многообразии работ осенью в городах и селах; как работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы. Понимание важности и необходимости уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
23.12 |
|
31 |
Будь здоров! |
Представления о правилах здорового образа жизни в осенней период; народных играх. Умение строить осознанное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
26.12 |
|
32 |
Охрана природы осенью
|
Представление о нормах поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. Знание мер охраны изучаемых объектов на основе полученной информации. Понимание необходимости соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осенью; осознание важности изучения страниц Красной книги. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
30.12 |
|
33 |
За страницами учебника. Повторение
|
Знание понятий живой и неживой природы в осенний период, о многообразной работе осенью в городах и сёлах. Умение доказывать своё мнение, делать выводы. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
13.01 |
|
34 |
Контрольная работа по разделу: «Осень» |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение определять границы собственного знания и «незнания». Осознание необходимости самосовершенствования. Умение адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. |
16.01 |
|
35 |
Зимние месяцы |
Знакомство с признаками зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев Понимание красоты выразительных средств родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
20.01 |
|
36 |
Зима – время науки и сказок |
Представление о том, как учились дети в старину. На примере сказочных персонажей и персонажей с картин разобрать, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; какими средствами передаёт внутреннее состояние героев художник. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
23.01 |
|
37 |
Зима в неживой природе |
Знакомствос понятием: причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Умение высказывать свое отношение к красоте зимней природы. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
27.01 |
|
38 |
Звездное небо зимой.
|
Знание способа нахождения на небе Полярной звезды и по ней - сторон горизонта; анализ схемы созвездия Ориона. Умение соотносить схему по старинным рисункам. Понимание красоты звездного неба. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
30.01 |
|
39 |
Зимняя прогулка. Наблюдение за зимними изменениями |
Наблюдение за изменениями в неживой природе зимой. Умение проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
03.02 |
|
40 |
Зима в мире растений
|
Умение распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель; определять растения, зимующие под снегом. Знание связей изученных растений с животными. Осознание важности проявления любви к зимней природе. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
06.02 |
|
41 |
Зимние праздники |
Представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника. Знание особенностей народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года; о дне зимнего солнцестояния и солнцеворота. Понимание, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
10.02 |
|
42 |
Растения в домашней аптечке. Тест «Зима» |
Знание о лекарственных растениях, их целебных свойствах и использовании для лечения людей в прошлом и в настоящем. Осознание правил экологической этики, необходимости бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
13.02 |
|
43 |
Зимняя жизнь птиц и зверей
|
Знание о зимнем образе жизни зверей и способах их приспособления к зимним условиям. Умение устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птиц. Понимание причин перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. Осознание важности оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
17.02 |
|
44 |
Невидимые нити в зимнем лесу |
Формирование представления о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лес. Умение рассказывать по схемам (моделям) об изучаемых невидимых нитях; важности охраны взаимосвязей между растениями и животными. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
20.02 |
|
45 |
В феврале зима с весной встречается впервой |
Знакомство со старинным календарём, где февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым. Знание о том, когда в народе отмечали первую встречу весны; готовят подарки старшим родственникам на Масленицу. Понимание нравственного значения обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. |
24.02 |
|
46 |
Зимний труд |
Понимание особенностей ухода зимой за растениями и животными; как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных. Понимание нравственного смысла и значения зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
27.02 |
|
47 |
Будь здоров! Поведение на водоёмах зимой. Опасные игры
|
Знание правил здорового образа жизни в зимний период. Умение объяснять товарищу народные игры, подходящие для зимы. Умение контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. |
02.03 |
|
48 |
Охрана природы зимой
|
Знание особенностей жизни зимой диких животных. Умение рассказывать о правилах охраны природы. Осознание правил экологической этики. Понимание эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
05.03 |
|
49 |
Контрольная работа по разделу: «Зима»
|
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение границ собственного знания и «незнания». Осознание самосовершенствования. Понимание причин своего успеха (неуспеха) в учении, умение связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
12.03 |
|
50 |
За страницами учебника. Красная книга Саратовской области |
Закрепление знаний о связях в природе. Выявление этих связей на конкретных примерах. Знакомство с животным и растительным миром родного края. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
16.03 |
|
51 |
Весенние месяцы |
Знакомство с признаками наступающей весны в живой и неживой природе, а также событиями в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев; выразительными средствами родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России. Понимание нравственного смысла и красоты народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
19.03 |
|
52 |
Весна в неживой природе |
Знакомство с причинами потепления весной; причинно-следственными связями между положением Солнца и весенними изменениями в природе; связями между характером детских игр весной и весенними изменениями в неживой природе; смыслом проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
02.04 |
|
53 |
Весна – утро года
|
Формирование понятий: общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; объяснение, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; образ весны в мире природы и людей как пора обновления жизни. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
06.04 |
|
54 |
Звездное небо весной. Посещение планетария
|
Знакомство с положением созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной; созвездиями Кассиопеи и Льва на звездном небе. Умение сравнивать схемы расположения созвездий в разные сезоны; придумывание сказок о созвездиях весеннего неба. Понимание красоты звездного неба. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
09.04 |
|
55 |
Весеннее пробуждение растений. Экскурсия «Весенняя прогулка» |
Знание причин, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; условий, необходимых для их цветения. Формирование необходимости бережного отношения к раннецветущим растениям. Умение любоваться первоцветами и осознание необходимости бережного отношения к раннецветущим растениям. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
13.04 |
|
56 |
Чудесные цветники весной Практическая работа |
Знание названий культурных растений весенних цветников и легенд, связанных с этими цветами. Знание реальных свойств растений и отражение их в культуре разных народов. Осознание красоты весенних цветников и стремление самому участвовать в создании таких цветников. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
16.04 |
|
57 |
Весна в мире насекомых |
Понимание взаимосвязи в мире насекомых. Умение обсуждать отношение людей к насекомым. Получение эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия красивых насекомых. Понимание полезности пчел, ос, шмелей и муравьев; важности взаимной связи насекомых и птиц. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
20.04 |
|
58 |
Весна в мире птиц и зверей |
Знакомство с весенними изменениями в мире птиц и зверей Обсуждение отношения людей к птицам. Осознание правил экологической этики; необходимости бережного отношения к птицам и зверям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
23.04 |
|
59 |
Невидимые нити в весеннем лесу |
Знание взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу. Умение анализировать рисунки и схемы в учебнике; моделировать схемы в весеннем лесу с помощью различных видов схем. Понимание важности охраны взаимосвязей между растениями и животными. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
27.04 |
|
60 |
Весенний труд |
Знание различий весеннего труда у женщин и мужчин в старину. Умение соотносить работу с видами весенней работы в настоящее время в городе (селе). Понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
30.04 |
|
61 |
Старинные весенние праздники |
Знакомство с весенними праздниками в культуре народов России, сравнение традиций, отношения к березке и культуре разных народов. Определение нравственного смысла легенд и песен о березе в культуре народов Севера. Понимание глубокого нравственного смысла народных обычаев, связанных с животворящей силой весенней природы. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
04.05 |
|
62 |
Будь здоров! |
Знание правил здорового образа жизни людей. Понимание влияния народных игр на здоровье. Умение контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. Осознание важности благожелательного общения друг с другом. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
07.05 |
|
63 |
Контрольная работа по разделу: «Весна и лето» |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение границ собственного знания и «незнания». Осознание самосовершенствования. Понимание причин своего успеха (неуспеха) в учении, умение связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
11.05 |
|
64 |
Охрана природы весной
|
Понимание необходимости охраны природы в весенний период. Включение в природоохранную деятельность. Формирование экологической культуры. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
14.05 |
|
65 |
Лето красное
|
Знакомство с признаками лета в живой и неживой природе. Умение описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
18.05 |
|
66 |
Летние праздники и труд
|
Знание летних праздников. Понимание значения сельскохозяйственного труда человека. Понимание глубокого нравственного смысла народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. |
21.05 |
|
67 |
Годовая контрольная работа |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение границ собственного знания и «незнания». Осознание самосовершенствования. Понимание причин своего успеха (неуспеха) в учении, умение связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
25.05 |
|
68 |
Систематизация знаний. Посещение музея |
Систематизация и обобщение знаний. Умение делать выводы, сравнивать. Умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
28.05 |
|
Приложение
Контрольно – измерительные материалы
Урок 15
Контрольная работа по разделу: «Вселенная. Время. Календарь»
Ф. И. ученика__________________________________________________
Отмечай «Х» правильное определение.
1. Что такое горизонт?
⃝ - земная поверхность, которую мы видим вокруг себя
⃝ - сторона, где восходит Солнце
⃝ - модель Земли
2. Сутки - это…
⃝ - день
⃝ - время полного оборота Земли вокруг Солнца
⃝ - время полного оборота Земли вокруг своей оси
3.Что такое погода? Погода - это…
⃝ - сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
⃝ - температура воздуха
⃝ - снег, дождь, град
4. Отметь праздничные дни календаря.
⃝ - 14 июля
⃝ - 1 сентября
⃝ - 30 декабря
⃝ - 9 мая
⃝ - 6 августа
5. Что такое дни - погодоуказатели?
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Что такое экология?
⃝ - наука о связях между неживой и живой природой и окружающей средой, между человеком и природой
⃝ - наука о погоде
⃝ - охрана природы
7. Как называются дни, посвящённые охране природы?
⃝ - красные дни календаря
⃝ - экологические дни
⃝ - дни - погодоуказатели
Урок 34
Контрольная работа по разделу: «Осень»
1. Отметь главные сезонные изменения в жизни растений осенью
· Похолодание
· Изменение окраски листьев
· Продолжительные холодные дожди
· Листопад
· Набухание почек
2. Отметь. К зиме большинство трав:
- цветёт - буреет, увядает - начинают прорастать
3. Название этого растения связано с местом, где оно растёт:
- подорожник - птичья гречишка - полынь
4. Отметь хвойные растения
- Лиственница - Ель - Осина - Сосна - Можжевельник
5. Отметь части гриба
- Корень - Ствол - Шляпка - Ножка - Грибница
6. Отметь съедобные грибы
· подосиновик
· шампиньон
· желчный гриб
· лисичка
· бледная поганка
7. Что происходит с насекомыми осенью? Отметь правильные ответы
· Все умирают
· Все засыпают
· Некоторые умирают
· Некоторые прячутся в трещины коры, под листьями и впадают в оцепенение
· Улетают в южные страны
8. Отметь правильный ответ. У паука
- 6 ног - 4 ноги - 2 ноги - 8 ног
9. Заполни схему развития бабочки.
10. Как птицы определяют, что пришла пора отлёта? Отметь верные ответы
- пропал корм - день стал короче - стало холодно
11. Отметь зимующих птиц
- Снегирь - дятел - цапля - ворона - грач - сойка
12. Перелётные птицы - это те, которые
13. Как меняется жизнь лягушек, жаб, ящериц, змей поздней осенью? Отметь верный ответ.
- Засыпают в норах - Умирают - Впадают в спячку в укромных местах
14. Отметь благодаря чему медведи, ежи, барсуки могут не питаться всю зиму?
- Запасам корма - Запасам жира - Долгому сну
15. Кто спит всю зиму вниз головой?
_________________________________________________________________________
16. Напиши 2-3 животных, делающих запасы корма на зиму
___________________________________________________________________________
Урок 49
Контрольная работа по разделу: «Зима»
1.Назови зимние месяцы_____________________________________________________
2.Какие изменения в неживой природе происходят зимой?
температура воздуха_______________________________________________________
осадки____________________________________________________________________
ветер_____________________________________________________________________
продолжительность дня____________________________________________________
водоёмы_________________________________________________________________
3.Какие зимние явления природы ты знаешь?__________________________________
___________________________________________________________________________
4.Какие растения остаются зимой зелёными?__________________________________
__________________________________________________________________________
5.Какие животные на зиму впадают в спячку?__________________________________
___________________________________________________________________________
6.Каких зверей зимой можно встретить в лесу?__________________________________
___________________________________________________________________________
7. Какие птицы зимуют у нас?________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Какие зимние праздники ты знаешь?________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9.Чем интересен день 22 декабря - день зимнего солнцестояния? В этот день…
___________________________________________________________________________
10.Какие работы выполняет человек зимой?___________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11. Как можно помочь птицам и животным зимой?_____________________________
___________________________________________________________________________
Урок 63
Контрольная работа по разделу: «Весна и лето»
1. Установи последовательность весенних месяцев.
- Июнь -Март -Май -Апрель
2. Отметь основные весенние явления в неживой природе
· похолодание
· увеличение продолжительности дня
· промерзание почвы
· потепление
· ледоход
· половодье
3. Продолжи фразу
21 марта – это день______________________________________________________.
4. Подчеркни раннецветущие растения.
-Мать-и-мачеха, - одуванчик, - подснежник, - колокольчик, -ветреница, -клевер, - рогоз, -хохлатка, -чистяк, - ромашка.
5. Подчеркни название цветка, названного в честь прекрасного юноши,
который, согласно легенде, любовался своим отражением в воде и был превращен богами в цветок.
-Анютины глазки - Нарцисс -Тюльпан -Крокус
6. Подчеркни, насекомых, которых можно увидеть ранней весной:
-Бабочки, - мухи, -колорадские жуки, -муравьи, - шмели.
7. Напиши, чем занимаются птицы весной?
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
8. Что не относится к правилам друзей природы?
--В лесу надо ходить по тропинкам;
--Весной нельзя охотиться на птиц и животных;
--Из раннецветущих растений можно нарвать красивые букеты;
--Можно ловить насекомых.
9. Продолжи фразу
22 июня –
это день__________________________________________________________.
10. Напиши, когда в народе отмечали день летнего солнцеворота. Что происходило с этой поры._________________________________________
__________________________________________________________________________.
Годовая контрольная работа за 2 класс по окружающему миру
Ф.И.______________________________________________________________________
Подходит к концу еще один учебный год. Ты многому научился во втором классе. Проверь свои знания по окружающему миру. Желаю успехов!
1. Напиши, какой язык является государственным языком России.
_____________________________________________________________________.
2. Напиши, глобус – это_____________________________________________.
3. Вселенная состоит из небесных (космических) тел, напиши каких:
______________________________________________________________________.
4. Сколько всего на небе созвездий? Если можешь, напиши 3 созвездия.
__________________________________________________________________________.
5. Для определения сторон горизонта служит прибор:______________________.
6. Напиши основные стороны горизонта:
__________________________________________________________________________.
7. Напиши, сутки – это________________________________________________
__________________________________________________________________________.
8. Расположи единицы времени в порядке увеличения.
-Час -Неделя -Минута -Сутки -Секунда -Год -Месяц
9. Что такое погода? Погода - это…
- сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
- температура воздуха
- снег, дождь, град
10. Как правильно записать показание термометра "пять градусов тепла"?
а) +5° б) -5° в) +5г. г) 5°
11. Что такое экология?
· наука о связях между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком
· наука о погоде
· охрана природы
12. Отметь главные сезонные изменения (2 варианта) в жизни растений осенью
· Похолодание
· Изменение окраски листьев
· Продолжительные холодные дожди
· Листопад
· Набухание почек
13. Какое из этих растений является культурным?
а) подорожник; б) пшеница; в) крапива; г) репейник.
14. В какой группе растений перечислены только деревья?
а) зверобой, ромашка, клен;
б) брусника, черника, голубика;
в) осина, яблоня, сосна;
г) смородина, малина, калина.
15. Укажи дни осеннего и весеннего равноденствий:
_________________________________________________________________________.
16. Признаком каких животных являются шесть ножек?
а) насекомых; б) рыб; в) птиц; г) зверей.
17. Укажи дни зимнего и летнего солнцестояния:
_________________________________________________________________________.
18. Какие птицы выводят птенцов зимой? ________________________________.
19. Какие животные зимой впадают в спячку?____________________________
_________________________________________________________________________.
20. Перелётные птицы – это_____________________________________________
_________________________________________________________________________.
21. Чем занимается сельское хозяйство?
а) строительством домов;
б) выращиванием культурных растений и домашних животных;
в) производством одежды, обуви, посуды;
г) перевозкой людей и грузов.
22. По какому телефону вызывают "скорую помощь"?
а) 101; б) 102; в) 103; г) 104.
23. Опиши невидимую связь в весеннем лесу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
24. Какие растения можно увидеть в цветниках весной и осенью. Перечисли.
__________________________________________________________________________.
25. Какой из этих грибов ядовит?
а) сыроежка; б) рыжик; в) волнушка; г) бледная поганка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.