Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Началовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского района Воронежской области
«Согласовано» Руководитель МО _________________ /Самотоенко В.А./ Протокол №1 от «29» августа 2019 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________________ /Бондарева Г.В./ «29» августа 2019 г.
|
«Утверждаю» Директор МКОУ Началовская СОШ _________________ /А.В.Олейник/ Приказ № __________ от «____» августа 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ)
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ДОМУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (вариант 8.3)
по предмету
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1-А КЛАСС
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 33 часа
Составитель: Дрожжина Карина Юрьевна, воспитатель ГПД
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
Рабочая программа по окружающему миру предназначена для обучения учащихся 1 класса МКОУ «Началовская СОШ» для обучающихся с ОВЗ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — М. : Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2012. – 96 с.
Курс «Окружающий мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Программный материал по «Окружающему миру» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
· для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
· преемственная система знаний между названными предметами.
Курс «Окружающий мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. И решает следующие коррекционно образовательные и воспитательные задачи:
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.
Основной задачей обучения «Окружающему миру» является – формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Таким образом, программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Задачи
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а, следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении живому миру обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
Знания по программе «Окружающий мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Методы и формы решения поставленных задач
Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание программы, а также организацию самого учебного процесса. Его основной формой является урок.
На уроках по предмету «Окружающий мир» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия, урок-игра. Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся урокам-экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.
Правильная организация урока создает необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтом на каждом уроке ведется коррекционно-развивающая работа; уроки являются воспитывающими и развивающими; излагаемый материал научный, достоверный, доступный, он связан с жизнью и опирается на прошлый опыт детей; на каждом уроке осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся и межпредметные связи; уроки оснащен техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, перфокарты); весь материал соотносится с уровнем развития ребенка и связан с логикой урока; осуществляются инновационные процессы.
Методы обучения:
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранительная
Форма учебного занятия:
- вводный урок
- урок формирования (сообщения) новых знаний
- обобщающий урок
- урок формирования и закрепления умений и навыков
- комбинированный урок
Виды контроля:
- индивидуальный
- фронтальный
- самостоятельная работа
Межпредметные связи
Знания по программе «Живой мир» реализовываются на уроках устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов.
Рекомендации по их проведению.
Основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с умственной недостаточностью. Этот принцип определяет структуру и содержание программы и организацию самого учебного процесса. Его основной формой является урок.
Правильная организация урока создаёт необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтому на уроке важно не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности.
Основные рекомендации заключаются в следующем:
· соответствие мебели возрасту детей;
· соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
· соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
· соблюдение санитарно-гигиенических требований.
· Строго соблюдать режим зрения. Для этого используются чёткие записи учителя на доске, индивидуальные раздаточные материалы;
· На доске не должно быть ничего, что отвлекало бы внимание детей, поэтому таблицы, графики, картины и другие пособия предъявляются ученикам в ходе самого урока. Используются не более двух видов наглядного материала, т.к. произвольное внимание младших школьников ещё недостаточно сформировано, нарушены объём, устойчивость, концентрация, распределение внимания;
Обоснование объема и содержания
Настоящая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 1 год обучения -33 часа (1 час в неделю).
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на сниженном уровне, что соответствует Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью по окружающему миру.
Программа построена с учётом особенностей познавательной и развивающей деятельности детей. Учебный процесс осуществляется на основе ознакомления с живой и неживой природой, сезонными изменениями в природе. Используется как элемент урока чтение произведений в соответствии с программным материалом, работа по схемам, графическими изображениями. Для закрепления пройденного материала учащиеся вместе с родителями выполняют рисунки по пройденной теме, подбирают стихи, рассказы. Тем самым активизируя познавательную и учебную самостоятельную и совместную деятельность. Данные уроки предполагают выход учащихся на экскурсии с целью наблюдений за природой и сезонными изменениями, сбор природного материала. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, животными и растениями осуществляется в каждой четверти учебного года – темы распределены в соответствии с временем года.
Общее психическое и интеллектуальное нарушение учащихся с психофизическими особенностями развития обуславливает снижение готовности к школьному обучению и принятию познавательной информации. Поэтому, в программе по окружающему миру предусматривают два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Понижать уровень требований рекомендуется в случае выраженных форм интеллектуального недоразвития, т.е. тога, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.
В том случае, если учащиеся данного класса не справляются с предлагаемым содержанием и объемом учебного курса, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы:
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Основные требования к результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В программе определён обязательный базовый уровень знаний. Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся класса, в программе по живой мир предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом):
I уровень - базовый предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
II уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Личностные результаты:
· Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
· Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
· Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
· Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
· о мире живой и неживой природы;
· о человеке, работе его органов чувств;
· о погоде и её явлениях;
· о смене времён года.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
2-й уровень Минимально достижимый уровень:
• правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
· называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
· называть и показывать органы чувств человека.
Ориентировать учащихся на освоение умений 1-го уровня:
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
· различать объекты живой и неживой природы;
· выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Словарь |
Примечание |
|||
план |
факт |
||||||||
1. Сезонные изменения в природе. |
|||||||||
1. |
03.09 |
|
Лето. Осень. Сезонные изменения в неживой природе осенью. |
1 |
Знать: времена года осень лето. названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяца
Сбор природного материала". Солнце греет меньше.
|
тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер,
|
|
||
2. |
10.09 |
|
Наблюдение за солнцем осенью. Работа в календаре. |
1 |
|
||||
3. |
17.09 |
|
Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменением окраски листьев, изменениями происходящими в природе осенью». |
1 |
|
||||
4 |
24.09 |
|
Осень. Игры детей в разное время года Одежда людей осенью. |
1 |
Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены. |
|
|
||
2. Неживая природа |
|||||||||
5 |
01.10 |
|
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. |
1 |
|
|
|
||
3. Живая природа. |
|||||||||
6. |
08.10 |
|
Растения. Их разнообразие.
|
1 |
Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения. |
|
|
||
7. |
15.10 |
|
Животные. Их разнообразие. |
1 |
Знать о разнообразии животных: дикие животные, птицы, рыбы, насекомые. |
|
|
||
8. |
22.10 |
|
Жизнь диких животных осенью. |
1 |
Знать о образе жизни диких животных в разное время года – осенью, подготовка к зиме. |
|
|
||
9. |
05.11 |
|
Человек. Моё имя, фамилия, возраст, пол. «Сложи картинку» |
1 |
|
|
|
||
10. |
12.11 |
|
Повторение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Д.И. «Найди листок, какой покажу», |
1 |
|
|
|
||
4. Сезонные изменения в природе. |
|||||||||
11. |
19.11 |
|
Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями, происходящими в природе поздней осенью». |
1 |
Знать о явлениях и состояниях неживой природы поздней осень. |
Облачно, ветер, снег, снегопад.
|
|
||
12. |
26.11 |
|
Явления и состояния неживой природы в разное время года. |
1 |
|
||||
13. |
03.12 |
|
Наблюдение и описание зимующих птиц: ворона, воробей. |
1 |
|
||||
14 |
10.12 |
|
Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. Деревья. |
1 |
Знать растения данной местности. |
|
|
||
15. |
17.12 |
|
Одежда и занятия детей зимой. |
1 |
|
|
|
||
5. Неживая природа |
|||||||||
16. |
24.12 |
|
Явления в неживой природе: замерзание луж, рек. |
1 |
|
|
|
||
6. Живая природа. |
|||||||||
17. |
14.01 |
|
Растения. Части растений. |
1 |
Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы. Знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. |
|
|
||
18. |
21.01 |
|
Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений. |
1 |
|
|
|||
19. |
28.01 |
|
Животные. Приспособление диких животных к разным условиям жизни. |
1 |
Знать о жизни животных в разных условиях: животные в жарких странах, животные стран с холодным климатом. |
|
|
||
20. |
04.02 |
|
Животные стран с холодным климатом. |
1 |
|
|
|||
21. |
11.02 |
|
Повторение. Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей. |
1 |
Различать объекты живой и неживой природы. |
|
|
||
7. Сезонные изменения в природе. |
||||||||
22. |
25.02 |
|
Весна. Признаки весны. |
1 |
знать о влиянии солнца на сезонные изменения в природе, первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой и живой природы весной.
|
|
|
|
23. |
03.03 |
|
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной. |
1 |
|
|||
24 |
10.03 |
|
Временные представления: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков. |
1 |
|
|||
25 |
17.03 |
|
Погода. Наблюдение за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня, завтра. |
1 |
Сравнивать состояния погоды: дождь, снег, солнце, ветер, мороз, оттепель. |
|
|
|
26 |
31.03 |
|
Одежда и занятия детей весной. |
1 |
|
|
|
|
8. Неживая природа |
||||||||
27. |
07.04 |
|
Наблюдения за облаками, ветром, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах. |
1 |
Знать название осенних месяцев. Работа в календаре. Условные обозначения |
|
|
|
9. Живая природа. |
||||||||
28. |
14.04 |
|
Растения. Знакомство с хвойными деревьями данной местности. |
1 |
Знать о способах ухода за растениями, жизненно необходимые условия. |
|
|
|
29. |
21.04 |
|
Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения. |
1 |
|
|
||
30. |
28.04 |
|
Животные. Домашние животные. Их детёныши. |
1 |
Назвать домашних животных, их детёнышей, определить их признаки. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные людям. |
Глаза, нос, рот, брови, уши. |
|
|
31. |
05.05 |
|
Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением весной. |
1 |
|
|
||
32. |
12.05 |
|
Человек. Строения человеческого лица, основные части лица человека. |
1 |
|
|
|
|
33. |
19.05 |
|
Повторение и закрепление. Времена года. |
1 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.