Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для детей с ОВЗ

Оценка 4.8
doc
28.06.2020
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для детей с ОВЗ
КТП по окружающему миру 1 класс для детей с ОВЗ.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Началовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области

 

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

_________________ /Самотоенко В.А./

Протокол №1 от

«29» августа 2019 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________

/Бондарева Г.В./

«29» августа 2019 г.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ  Началовская СОШ

_________________

/А.В.Олейник/

Приказ № __________ от

«____» августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ)

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ДОМУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (вариант 8.3)

по предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1-А КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 33 часа

Составитель: Дрожжина Карина Юрьевна, воспитатель ГПД

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

 

Уровень программы – адаптированный.

Рабочая программа по окружающему миру предназначена для обучения учащихся 1 класса МКОУ «Началовская СОШ» для обучающихся с ОВЗ.

Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. —  М. : Просвещение, 2013.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2012. – 96 с.

            Курс «Окружающий  мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

            Программный материал по  «Окружающему миру» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окру­жающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следствен­ные, временные и другие связи между объектами, явлени­ями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:

·             для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;

·              пре­емственная система знаний между названными предметами.

Курс «Окружающий  мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом раз­вития у учащихся младших классов понятийного мышле­ния на основе сведений о живой и неживой природе. И решает следующие коррекционно ­образовательные и воспитательные задачи:

Окружающий  мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

 

Цели обучения

 

            Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.

Основной задачей обучения «Окружающему миру» является – формирование естествоведческих  знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

   Таким образом, программа нацелена на решение  специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач.

 

Задачи

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

 

Особенностью организации учебного процесса  по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний  в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а, следовательно, их углубление и совершенствование.

      Успех в обучении живому миру обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося  своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.

      Знания по программе «Окружающий мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

 

Методы и формы решения поставленных задач

Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание программы, а также организацию самого учебного процесса. Его основной формой является урок.    

            На уроках по предмету «Окружающий мир» используют пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обо6щения,  практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия, урок-игра. Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся урокам-экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.

            Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.  Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.

            Правильная организация урока создает необходимые  предпосылки для эффективного обучения, поэтом на каждом уроке ведется коррекционно-развивающая работа; уроки являются воспитывающими и развивающими; излагаемый материал  научный, достоверный, доступный, он связан с жизнью и опирается на прошлый опыт детей; на каждом уроке осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся и межпредметные связи; уроки  оснащен техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, перфокарты); весь материал  соотносится с уровнем развития ребенка и связан с логикой урока; осуществляются инновационные процессы.      

 

Методы обучения:

  • объяснение;
  • рассказ (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • демонстрация;
  • наблюдение;
  • дидактические игры;
  • упражнение;
  • таблицы, схемы, тесты;
  • работа с дневником наблюдения;
  • применение технических средств обучения;
  • выводы;
  • вопросы на понимание изученного материала;
  • оценивание работы учащихся.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранительная

Форма учебного занятия:

 - вводный урок

 - урок формирования (сообщения) новых знаний

 - обобщающий урок

 - урок формирования и закрепления умений и навыков

 - комбинированный урок

Виды контроля:

 - индивидуальный

 - фронтальный 

 - самостоятельная работа

 

Межпредметные связи

Знания по программе «Живой мир» реализовываются на уроках  устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция  индивидуальных пробелов.

Рекомендации по их проведению.

Основной задачей является всесторонняя  педагогическая поддержка ребенка с умственной недостаточностью. Этот принцип определяет структуру и содержание программы и организацию самого учебного процесса. Его основной формой является урок.       

Правильная организация урока создаёт необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтому на уроке важно не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности.

Основные рекомендации заключаются в следующем:

·         в первом классе продолжительность урока не превышает 35 минут, в ходе урока проводятся динамические паузы через 15-20 мин работы. На динамическую паузу отводиться   1-2 минуты, при этом учитывается профиль психофизического развития детей;

·          предоставлять возможность учащимся работать попеременно за конторкой и за партой.

·         создавать гигиенических условия предупреждает утомление школьников и повышающих их умственную и речевую активность (проветривание, чередование письма и речи).

·         наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, итоговые 10-15 мин отводятся на закрепление, повторение материала;

·         соответствие мебели возрасту детей;

·         соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

·         соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

·         соблюдение санитарно-гигиенических требований.

·         Строго соблюдать режим зрения. Для этого используются чёткие записи учителя на доске, индивидуальные раздаточные материалы;

·          На доске не должно быть ничего, что отвлекало бы внимание детей,  поэтому таблицы, графики, картины и другие пособия предъявляются ученикам в ходе самого урока. Используются не более двух видов наглядного материала, т.к. произвольное внимание младших школьников ещё недостаточно сформировано, нарушены объём, устойчивость, концентрация, распределение внимания;

 

 

Обоснование объема и содержания

Настоящая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 1 год обучения -33 часа (1 час в неделю).          

Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на сниженном уровне, что соответствует Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью по окружающему миру.

            Программа построена с учётом особенностей познавательной и развивающей деятельности детей. Учебный процесс осуществляется на основе ознакомления с живой и неживой природой, сезонными изменениями в природе. Используется как элемент урока чтение произведений в соответствии с программным материалом, работа по схемам, графическими изображениями. Для закрепления пройденного материала учащиеся вместе с родителями выполняют рисунки по пройденной теме, подбирают стихи, рассказы. Тем самым активизируя познавательную и учебную самостоятельную и совместную деятельность. Данные уроки предполагают выход учащихся на экскурсии с целью наблюдений за природой и сезонными изменениями, сбор природного материала.  Наблюдение за сезонными изменениями в природе, животными и растениями осуществляется в каждой четверти учебного года – темы распределены в соответствии с временем года.

Общее психическое и интеллектуальное нарушение учащихся с психофизическими особенностями развития обуславливает снижение готовности к школьному обучению и принятию познавательной информации. Поэтому,  в программе  по окружающему миру предусматривают два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Понижать уровень требований рекомендуется в случае выраженных форм интеллектуального недоразвития, т.е. тога, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.

В том случае, если учащиеся данного класса не справляются с предлагаемым содержанием и объемом учебного курса, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы:

  • Блочно-модульной подачи материала;
  • Уроки повторения;
  • Сочетание различных форм обучения;
  • Интегрированные уроки.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:

·         корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

·         коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;

·         коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

·         коррекция и развитие зрительных восприятий;

·         развитие слухового восприятия;

·         коррекция и развитие тактильного восприятия;

·         коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

·         коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

·         коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

Воспитательные задачи:

·         воспитывать интерес к учебе, предмету;

·         воспитывать умение работать в парах, в команде;

·         воспитывать самостоятельность;

·         воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать).

 

Основные требования к результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир»

В программе определён обязательный базовый уровень знаний. Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся класса, в программе по живой мир предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом):

            I уровень - базовый предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

            II уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Личностные результаты:

·         Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

·         Уважение  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

·         Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

·         Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.

  • Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

·        о мире живой и неживой природы;

·        о человеке, работе его органов чувств;

·        о погоде и её явлениях;

·        о смене времён года.

 

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

2-й уровень Минимально достижимый уровень:

      правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

·      называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

·      называть и показывать органы чувств человека.

Ориентировать учащихся  на  освоение умений 1-го уровня:

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

· различать объекты живой и неживой природы;

· выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Словарь

Примечание

план

факт

1. Сезонные изменения в природе.

1.

03.09

 

 

Лето. Осень. Сезонные изменения в неживой природе осенью.

1

Знать:

 времена года осень лето.

названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяца

 

Сбор природного материала".

Солнце греет меньше.

 

 

тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер,

 

 

 

2.

10.09

 

Наблюдение за солнцем осенью.

Работа в календаре.                   

1

 

3.

17.09

 

Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменением окраски листьев, изменениями происходящими в природе осенью».

1

 

4

24.09

 

Осень. Игры детей в разное время года Одежда людей осенью.

 

1

Складывать изображе­ния (одежда, животные) из двух, четырех частей.

Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены.

 

 

2. Неживая природа

5

01.10

 

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы.

1

 

 

 

3. Живая природа.

6.

08.10

 

Растения. Их разнообразие.

 

1

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения.

 

 

7.

15.10

 

Животные. Их разнообразие.

1

Знать о разнообразии животных: дикие животные, птицы, рыбы, насекомые.

 

 

8.

22.10

 

Жизнь диких животных осенью.

1

Знать о образе жизни диких животных в разное время года – осенью, подготовка к зиме.

 

 

9.

05.11

 

Человек. Моё имя, фамилия, возраст, пол. «Сложи картинку»

1

 

 

 

10.

12.11

 

Повторение.  Сезонные изменения в живой и неживой природе.

Д.И. «Найди листок, какой покажу»,

1

 

 

 

4. Сезонные изменения в природе.

11.

19.11

 

Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями, происходящими в природе поздней осенью».

1

Знать о явлениях и состояниях неживой природы  поздней осень.

Облачно, ветер, снег, снегопад.

 

 

12.

26.11

 

Явления и состояния неживой природы в разное время года.

1

 

13.

03.12

 

Наблюдение и описание зимующих птиц: ворона, воробей.

1

 

14

10.12

 

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. Деревья.

 

1

Знать растения данной местности.

 

 

15.

17.12

 

Одежда и занятия детей зимой.

1

 

 

 

5. Неживая природа

16.

24.12

 

Явления в неживой природе: замерзание луж, рек.

1

 

 

 

6. Живая природа.

17.

14.01

 

Растения.  Части растений.

1

Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы.

Знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

 

 

18.

21.01

 

Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.

1

 

 

19.

28.01

 

Животные. Приспособление диких животных к разным условиям жизни.

1

Знать о жизни животных в разных условиях: животные в жарких странах, животные  стран с холодным климатом.

 

 

20.

04.02

 

Животные стран с холодным климатом.

1

 

 

21.

11.02

 

Повторение.  Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

1

Различать объекты живой и неживой природы.

 

 

 

    7. Сезонные изменения в природе.

22.

25.02

 

Весна. Признаки весны.

1

знать о влиянии солнца на сезонные изменения в природе, первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой  и живой природы весной.

 

 

 

 

 

23.

03.03

 

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной.

1

 

24

10.03

 

Временные представления: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.

1

 

25

17.03

 

Погода. Наблюдение за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня, завтра.

1

Сравнивать состояния погоды: дождь, снег, солнце, ветер, мороз, оттепель.

 

 

26

31.03

 

Одежда и занятия детей весной.

1

 

 

 

     8. Неживая природа

27.

07.04

 

Наблюдения за облаками, ветром, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.

 

1

Знать название осенних месяцев.

Работа в календаре. Условные обозначения

 

 

      9. Живая природа.

28.

14.04

 

Растения. Знакомство с хвойными деревьями данной местности.

1

Знать о способах ухода за растениями, жизненно необходимые условия.

 

 

29.

21.04

 

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения.

1

 

 

30.

28.04

 

Животные. Домашние животные. Их детёныши.

1

Назвать домашних животных, их детёнышей, определить их признаки. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные людям.

Глаза, нос, рот, брови, уши.

 

31.

05.05

 

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением весной.

1

 

 

32.

12.05

 

Человек. Строения человеческого лица, основные части лица человека.

1

 

 

 

33.

19.05

 

Повторение и закрепление. Времена года.

1

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Уровень программы – адаптированный

Пояснительная записка Уровень программы – адаптированный

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и…

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и…

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная…

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная…

Строго соблюдать режим зрения.

Строго соблюдать режим зрения.

Результаты обучения представлены в

Результаты обучения представлены в

Предметные результаты: Учащиеся должны уметь: 2-й уровень

Предметные результаты: Учащиеся должны уметь: 2-й уровень

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Одежда и занятия детей весной. 1 8

Одежда и занятия детей весной. 1 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020