МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г. Энгельса»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы:
естественно-математического цикла _________ Зеленская С.В. ________ Мухина М.В.
Протокол № от 31.08.2022г.
Руководитель________Кочергина О.Ю. 31.08.2022г. 31.08.2022г.
Календарно-тематическое планирование
«Я вхожу в мир театра»
Общекультурной направленности
Для обучающихся с нарушениями слуха 6 классов
Составитель программы
Захарова Н.А.
2022 г.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Основные виды деятельности учащихся |
|||||
План |
Факт |
Использование ИКТ |
||||||||
|
|
|
Основы театральной культуры (5 ч) |
|||||||
1. |
Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи курса. |
1 |
08.09 |
|
|
Упражнения на развитие дикции. |
||||
2. |
Театр. Перед поднятием занавеса.
|
1 |
08.09 |
|
презентация |
Выразительное чтение. Скороговорки, игры.
|
||||
3 |
Правила игры. Театр начинается с вешалки. |
1 |
15.09 |
|
|
Упражнения на интонацию. |
||||
4 |
Культура поведения в театре. |
1 |
15.09 |
|
презентация |
Импровизация (сказка «Колобок») |
||||
5 |
Словарь театральных терминов. |
1 |
22.09 |
|
|
Этюды «Вышивание», «Грим» |
||||
|
|
|
Театры на все времена (11 ч) |
|||||||
6 |
Виды театров. |
1 |
22.09 |
|
Презентация |
Работа над сценической речью, упражнения по развитию внимания. |
||||
7 |
Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. |
1 |
29.09 |
|
|
Этюд «Взгляд в зал». Упражнение «Мой любимец».
|
||||
8 |
Спектакль и зритель.
|
1 |
29.09 |
|
|
Упражнение на развитие внимания «Путь в школу и домой».
|
||||
9 |
Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах .
|
1 |
06.10 |
|
презентация |
Декламация стихотворений А. Барто. Подготовка к конкурсу чтецов. |
||||
10 |
Самые знаменитые театры. |
1 |
06.10 |
|
презентация |
Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы.
|
||||
11 |
Словарь театральных терминов. |
1 |
13.10 |
|
|
Упражнения на правдивое отображение ситуаций: «Спор», «Уборка», «Чай из самовара». |
||||
12 |
Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество. |
1 |
13.10 |
|
презентация |
Упражнения на развитие дикции, дыхания. Подготовка к конкурсу чтецов. |
||||
13 |
Особенности театров разных эпох. |
1 |
20.10 |
|
|
Пантомима. Простейшие упражнения на пантомиму: погладить кошку, разложить предметы, поиски предмета, ожидание чего-либо. |
||||
14 |
Понятие пантомимы. Словарь терминов. |
1 |
20.10 |
|
видеоурок |
Артикуляционные упражнения «Хомячок», «Рожицы» (из книги А.М.Нахимовского). |
||||
15 |
Выдающиеся драматурги и их пьесы. |
1 |
27.10 |
|
презентация |
Упражнения на развитие пластичности и развития рук: изобразить ветви деревьев, показать процесс рисования человека с натуры |
||||
16 |
Сообщение о К.С. Станиславском и его системе. |
1 |
27.10 |
|
презентация |
Упражнения на развитие пластичности и развития рук: , движения играющего барабанщика и других музыкантов. |
||||
Гимнастика чувств и пантомима (10 ч) |
||||||||||
17 |
Действие как главное выразительное средство актёрского искусства. |
1 |
10.11 |
|
|
Движение на сцене. |
||||
18 |
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, |
1 |
10.11 |
|
|
Упражнения на одновременное использование речи и движения. |
||||
19 |
Владение своим телом, свобода и выразительность движений. |
1 |
17.11 |
|
|
Исполнение басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». |
||||
20 |
Общеразвивающие игры. |
1 |
17.11 |
|
|
Игры |
||||
21 |
Театральные игры, импровизация. |
1 |
24.11 |
|
|
Импровизация басен И.А. Крылова |
||||
22 |
Действия с воображаемым предметом. |
1 |
24.11 |
|
|
Импровизация стихов А. Барто |
||||
23 |
Пластические, ритмические, музыкальные игры. |
1 |
01.12 |
|
|
Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и выразительностью. |
||||
24 |
Понятие мизансцены. |
1 |
01.12 |
|
|
Отрывок из сказки «Двенадцать месяцев». Сделать мизансцену самостоятельно. Сравнение получившихся мизансцен, выбор лучшей. Анализ недостатков. |
25 |
Мимика на сцене. |
1 |
08.12 |
|
видеоурок |
Тренинг мимики лица, упражнения на развитие мимики.
|
26 |
Жесты на сцене |
1 |
08.12 |
|
|
Выражение чувств с помощью мимики и жестов. |
Культура и техника речи (6 ч) |
||||||
27 |
Диалог и монолог. |
1 |
15.12 |
|
видеозапись |
Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки. Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица). Упражнения и игры для развития дикции. |
28. |
Голос – главный инструмент актёра.
|
1 |
15.12 |
|
|
Упражнения для владения своим голосом. Сравнение разных исполнений. |
29. |
Сила голоса, динамика, диапазон звучания. |
1 |
22.12 |
|
|
Упражнения для владения своим голосом. Анализ недостатков. Игры со словами. |
30 |
Темп речи, тембр голоса. |
1 |
22.12 |
|
|
Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение интонации и голоса актёров, озвучивающих сказку. Как они используют тембр, в каком темпе говорят. |
31 |
Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов. |
1 |
12.01 |
|
видеоурок |
Проговаривание роли. |
32 |
Озвучивание мультфильма |
1 |
12.01 |
|
видеоурок |
Озвучивание мультфильма. |
Рождение спектакля (32 ч) |
||||||
33 |
Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. |
1 |
19.01 |
|
презентация |
Декорации на листе ватмана. Использование различных атрибутов для воссоздания эпохи, разных по назначению помещений. |
34 |
Роль декораций, грима, в спектакле. |
1 |
19.01 |
|
презентация |
Упражнения по нанесению грима. Создание костюма из имеющихся материалов. |
35 |
Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники |
1 |
26.01 |
|
аудиозапись |
Упражнения по подбору музыки для различных сцен из сказок, басен, рассказов, спектаклей. |
36 |
Творим самостоятельно. Режиссёр и его роль в спектакле. |
1 |
26.01 |
|
|
Создание сценок из школьной жизни с режиссурой, атрибутами, костюмами, музыкальным оформлением, декорациями, гримом. |
37 |
Автор и его замысел. |
1 |
02.02 |
|
|
Импровизация сцен проходящих на природе, на улице города или деревни. |
38 |
Воплощение режиссёром замысла автора. |
1 |
02.02 |
|
|
Творческие задания, их оценка. |
39 |
Выбор пьесы. Чтение по ролям. |
1 |
09.02 |
|
|
Выбор пьесы, распределение ролей, обязанностей. |
40 |
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. |
1 |
09.02 |
|
|
Пересказ эпизодов, ролей. |
41 |
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. |
1 |
16.02 |
|
|
Импровизация эпизодов. |
42 |
Театральный словарь: афиша, анонс, премьера. |
1 |
16.02 |
|
видеоурок |
Создание афиши к спектаклю. По возможности посещение спектакля в театре или во Дворцах культуры нашего города |
43 |
Становимся актёрами. |
1 |
02.03 |
|
|
Обсуждение содержания пьесы, |
44 |
Становимся режиссерами. |
1 |
02.03 |
|
|
Настроение пьесы, замысел автора. |
45 |
Становимся декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д. |
1 |
09.03 |
|
|
Что нужно донести до зрителя? |
46 |
Актёрское мастерство. |
1 |
09.03 |
|
|
Репетиция-знакомство с пьесой. Чтение по ролям всей пьесы. Обсуждение костюмов, декораций, использование атрибутов. |
47 |
Пробы на роль. |
1 |
16.03 |
|
|
Создание мизансцен спектакля. Репетиция первой мизансцены. |
48 |
Режиссерское мастерство. |
1 |
16.03 |
|
|
Оформление декораций к пьесе, подбор костюмов. |
49 |
Создание правдивого образа. |
1 |
23.03 |
|
|
Роли и их воплощение. Этюды из пьесы с импровизированным текстом. |
50 |
Работа над отдельными эпизодами. |
1 |
23.03 |
|
|
Работа над интонацией, движениями, мимикой, жестами при исполнении каждой из ролей. |
51 |
Работа над эпизодами в парах |
1 |
06.04 |
|
|
Работа над отдельными сценами. |
52 |
Постановка движений для отдельных эпизодов. |
1 |
06.04 |
|
|
Работа над пластикой под музыку. |
53 |
Постановка танцев для отдельных эпизодов. |
1 |
13.04 |
|
|
Работа над танцевальными движениями. |
54 |
Репетиция движений и танцев для эпизодов. |
1 |
13.04 |
|
|
Работа над пластикой и танцевальными движениями. |
55 |
Включение в пьесу песен |
1 |
20.04 |
|
|
Репетиция песен для спектакля |
56 |
Репетиция. |
1 |
20.04 |
|
|
Размещение атрибутов. План сцены для их расстановки |
57 |
Костюмы |
1 |
27.04 |
|
|
Подготовка костюмов. Исполнение отдельных сцен в костюмах. |
58 |
Музыка |
1 |
27.04 |
|
аудиозапись |
Репетиция с музыкальным оформлением, танцами, песнями |
59 |
Атрибуты |
1 |
04.05 |
|
|
Оформить сцену атрибутами и декорациями. |
60 |
Грим |
1 |
04.05 |
|
|
Обсуждение и использование грима для каждого персонажа |
61 |
Генеральная репетиция. |
1 |
11.05 |
|
|
Интервью у участников спектакля и у зрителей. |
62 |
Оформление сцены. |
1 |
11.05 |
|
|
Работа над оформлением сцены. |
63 |
Премьера спектакля. |
1 |
18.05 |
|
|
Игра всей пьесы полностью.
|
64 |
Итоги нашего содружества: чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно. |
1 |
18.05 |
|
|
Написать мини-сочинение: «Я в театральном кружке». |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Я вхожу в мир театра» Учебно-методическое обеспечение
1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002.
2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
4. Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
5. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
6. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
7. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955.
8. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001
9. Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.
Материально-техническое обеспечение
ноутбук;
мультимедийные (цифровые) средства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.