Календарно - тематическое планирование уроков музыки 8 класс
Оценка 4.6

Календарно - тематическое планирование уроков музыки 8 класс

Оценка 4.6
doc
16.01.2023
Календарно - тематическое планирование уроков музыки 8 класс
КТП 8 класс.doc

Календарно-тематическое планирование

Класс: 8

Часов в неделю: 1

Всего часов:34 в год

 

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал для слушания

Требование к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Жанровое многообразие музыки (17 часов)

I четверть – 9 учебных часов

1

 

Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Бах Токката и фуга ре минор

в классическом звучании и современной обработке

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры

биография Баха

привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке

2

 

Современные обработки классических произведений

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя.

Музыка Баха, Бетховена, Моцарта и др композиторов-классиков в современной обработке

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений

подобрать примеры классики в совр обр

3

 

Жанровое многообразие музыки

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш)

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка.

Уметь:

- приводить примеры различных музыкальных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

 

4

 

Песня – самый демократичный жанр музыки

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека.

Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма

Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова

Знать:

- понятия: куплетная форма, строение песни;

- виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

- исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)

 

наизусть тексты песен

5

 

Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня

6,7

 

Проникновение фольклора в современную музыку

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др.

Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

найти материал о фольклорных коллективах города МВ и Минераловодского района

8

 

Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох.

Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи.

Р.Шуман, вокальный цикл Любовь поэта

Ф.Шуберт Серенада

Херувимская песнь (знаменный распев)

П.Чесноков Всенощное бдение

Бах Высокая месса

Знать:

- особенности духовной и светской песни;

- понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса

 

подготовить сообщение

9

 

 

Тема любви – вечная тема в искусстве

Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена

Бетховен Соната №14

 

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Бетховен, биография

Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль

Прокофьев Ромео и Джульетта

Знать драматургия развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов

история создания балета

II четверть – 7 учебных часов

10-11

(1 -2)

 

Иоганн Штраус – король вальса

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь)

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

Штраус, биография

12

(3)

 

Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке»

Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

М.Глинка Вальс-фантазия

Е.Дога Вальс

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

Глинка, биография

13,14

(4-5)

 

Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

А.Хачатурян Вальс (Маскарад)

Г.Свиридов Вальс (Метель)

С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»

 

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

Хачатурян, биография

Свиридов, биография

15,16

(6-7)

 

Интонации и ритмы марша

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Г.Свиридов Военный марш

Агапов Прощание славянки

Ф.Мендельсон Свадебный марш

М.Глинка Марш Черномора

Моцарт Турецкий марш

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

история создания марша «Прощание славянки»

история создания «Свадебного марша»

III четверть – 10 учебных недель

17

(1)

 

Выдающиеся исполнительские коллективы

Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов

видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж.Ласта, П.Мориа

Знать:

- отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- сравнивать стиль исполнения

подготовить сообщение

Музыкальный стиль (18 часов)

18

(2)

 

Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз

Продолжить знакомство с  историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза

Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители

Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс»

Знать понятия: джаз, симфоджаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты;

- характерные признаки и историю развития джазовой музыки;

- понятия:

- состав джазового оркестра

Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки

джаз, отличительные черты

19

(3)

 

Рок-опера

Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Более глубокое изучение рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова

Знать драматургию развития рок-оперы.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- выявлять средства музыкальной выразительности

история создания

20,21

(4-5)

 

Авторская песня

Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Егоров, Т.и С.Никитины,

Знать:

- историю развития авторской песни;

- особенности и жанры авторской песни.

 

история развития авторской песни в СССР

тексты песен наизусть

22,23

(6-7)

 

Духовная музыка

Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского

Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria»

Знать:

- понятие: духовная музыка;

- что лежит в основе музыки

православной и католической церквей.

- основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт

Уметь приводить музыкальные примеры

 

этапы развития духовной музыки

Струмский «Великое славословие», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный»

Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть

24

(8)

 

Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений

Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

привести примеры

25

(9)

 

Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVIXVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

Вивальди «Времена года»

Знать:

- понятие: инструментальный концерт;

- особенности стиля барокко.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

познакомиться с сонетами Вивальди

26

(10)

 

Характерные признаки музыкального классицизма

Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3

Симфонические произведения М.Глинки

Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра .

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов.

Выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

IV четверть – 8 учебных часов

27

(1)

 

Творческий стиль С.Рахманинова

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере  «Рапсодии на тему Паганини».  Исполнительские интерпретации

Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений

Рахманинов, биография

28.29

(2-3)

 

Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев

фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор расходилась, разгулялась…)

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Мусоргский, биография

история постановки оперы

30

(4)

 

Всегда современный Чайковский

Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром

Знать:

- основные моменты творчества П.Чайковского, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений

Уметь:

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

Чайковский, биография

31

(5)

 

Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига

Роль музыки в годы ВО войны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры

песни времен ВОВ и о ВОВ

Знать:

- основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни

история создания песен времен ВОВ

32

(6)

 

 Музыка кинематографа

Роль музыки в кино и на телевидении

А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников

Уметь:

- называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

- проводить интонационно-образный анализ;

- определять форму музыкального произведения

история развития звукового кино и роль в нем музыки

33

(7)

 

Традиции и новаторство в тв-ве С.Прокофьева.

Стилизация и полистилистика.

Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека.

Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки.

Прокофьев Классическая симфония

Знать:

- основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

особенности творческого стиля Прокофьева

34

(8)

 

 

 

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

 

 


Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко,

Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко,

Продолжить знакомство с тв-вом

Продолжить знакомство с тв-вом

Музыкальный стиль (18 часов) 18 (2)

Музыкальный стиль (18 часов) 18 (2)

Различные жанры церковного пения

Различные жанры церковного пения

Историческая хроника А.Пушкина и опера

Историческая хроника А.Пушкина и опера

Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений

Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2023