Календарно-тематическое планирование
Класс: 8
Часов в неделю: 1
Всего часов:34 в год
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Музыкальный материал для слушания |
Требование к уровню подготовки учащихся |
Домашнее задание |
Жанровое многообразие музыки (17 часов) |
||||||
I четверть – 9 учебных часов |
||||||
1 |
|
Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век |
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого |
Бах Токката и фуга ре минор в классическом звучании и современной обработке |
Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры |
биография Баха привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке |
2 |
|
Современные обработки классических произведений |
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя. |
Музыка Баха, Бетховена, Моцарта и др композиторов-классиков в современной обработке |
Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений |
подобрать примеры классики в совр обр |
3 |
|
Жанровое многообразие музыки |
Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки |
Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш) Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» |
Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь: - приводить примеры различных музыкальных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки |
|
4 |
|
Песня – самый демократичный жанр музыки |
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма |
Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова |
Знать: - понятия: куплетная форма, строение песни; - виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла); - исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)
|
наизусть тексты песен |
5 |
|
Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня |
||||
6,7 |
|
Проникновение фольклора в современную музыку |
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др. |
Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы |
Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством |
найти материал о фольклорных коллективах города МВ и Минераловодского района |
8 |
|
Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. |
Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи. |
Р.Шуман, вокальный цикл Любовь поэта Ф.Шуберт Серенада Херувимская песнь (знаменный распев) П.Чесноков Всенощное бдение Бах Высокая месса |
Знать: - особенности духовной и светской песни; - понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса
|
подготовить сообщение |
9
|
|
Тема любви – вечная тема в искусстве |
Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена |
Бетховен Соната №14
|
Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки |
Бетховен, биография |
Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль |
Прокофьев Ромео и Джульетта |
Знать драматургия развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов |
история создания балета |
|||
II четверть – 7 учебных часов |
||||||
10-11 (1 -2) |
|
Иоганн Штраус – король вальса |
Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. |
Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь) |
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; |
Штраус, биография |
12 (3) |
|
Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» |
Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
М.Глинка Вальс-фантазия Е.Дога Вальс |
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов |
Глинка, биография |
13,14 (4-5) |
|
Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению |
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. |
А.Хачатурян Вальс (Маскарад) Г.Свиридов Вальс (Метель) С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»
|
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов |
Хачатурян, биография |
Свиридов, биография |
||||||
15,16 (6-7) |
|
Интонации и ритмы марша |
Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки. |
Г.Свиридов Военный марш Агапов Прощание славянки Ф.Мендельсон Свадебный марш М.Глинка Марш Черномора Моцарт Турецкий марш |
Уметь: - приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки |
история создания марша «Прощание славянки» |
история создания «Свадебного марша» |
||||||
III четверть – 10 учебных недель |
||||||
17 (1) |
|
Выдающиеся исполнительские коллективы |
Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов |
видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж.Ласта, П.Мориа |
Знать: - отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - сравнивать стиль исполнения |
подготовить сообщение |
Музыкальный стиль (18 часов) |
||||||
18 (2) |
|
Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз |
Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза |
Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс» |
Знать понятия: джаз, симфоджаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты; - характерные признаки и историю развития джазовой музыки; - понятия: - состав джазового оркестра Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки |
джаз, отличительные черты |
19 (3) |
|
Рок-опера |
Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. |
Более глубокое изучение рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось». Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова |
Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - выявлять средства музыкальной выразительности |
история создания |
20,21 (4-5) |
|
Авторская песня |
Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни |
В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Егоров, Т.и С.Никитины, |
Знать: - историю развития авторской песни; - особенности и жанры авторской песни.
|
история развития авторской песни в СССР |
тексты песен наизусть |
||||||
22,23 (6-7) |
|
Духовная музыка |
Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского |
Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» |
Знать: - понятие: духовная музыка; - что лежит в основе музыки православной и католической церквей. - основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт Уметь приводить музыкальные примеры
|
этапы развития духовной музыки |
Струмский «Великое славословие», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный» |
Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть |
|||||
24 (8) |
|
Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений |
Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством |
привести примеры |
||
25 (9) |
|
Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке |
Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
Вивальди «Времена года» |
Знать: - понятие: инструментальный концерт; - особенности стиля барокко. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения |
познакомиться с сонетами Вивальди |
26 (10) |
|
Характерные признаки музыкального классицизма |
Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством |
Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3 Симфонические произведения М.Глинки |
Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра . Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов. |
Выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством |
IV четверть – 8 учебных часов |
||||||
27 (1) |
|
Творческий стиль С.Рахманинова |
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации |
Рахманинов Рапсодия на тему Паганини |
Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений |
Рахманинов, биография |
28.29 (2-3) |
|
Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» |
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев |
фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор расходилась, разгулялась…) |
Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки |
Мусоргский, биография |
история постановки оперы |
||||||
30 (4) |
|
Всегда современный Чайковский |
Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром |
Знать: - основные моменты творчества П.Чайковского, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений Уметь: - определять тембры музыкальных инструментов; - определять приёмы музыкального развития и жанры |
Чайковский, биография |
31 (5) |
|
Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига |
Роль музыки в годы ВО войны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры |
песни времен ВОВ и о ВОВ |
Знать: - основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни |
история создания песен времен ВОВ |
32 (6) |
|
Музыка кинематографа |
Роль музыки в кино и на телевидении |
А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников |
Уметь: - называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам; - проводить интонационно-образный анализ; - определять форму музыкального произведения |
история развития звукового кино и роль в нем музыки |
33 (7) |
|
Традиции и новаторство в тв-ве С.Прокофьева. Стилизация и полистилистика. |
Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки. |
Прокофьев Классическая симфония |
Знать: - основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - определять приёмы музыкального развития и жанры |
особенности творческого стиля Прокофьева |
34 (8) |
|
|
|
Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять приёмы музыкального развития и жанры |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.