КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Юный исследователь» первый год обучения
№ п /п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Оборудование на занятии |
Форма подведения итогов |
УУД |
Дата |
Примечания |
1. |
Вводное занятие. Что такое исследование? Инструктаж по ТБ |
1 |
Коллективное обсуждение |
Презентации исследовательских работ учащихся начальных классов |
Фронтальный опрос, эксперимент (солнечный луч), исследование несложных реальных связей и зависимостей |
- понятие "исследование"; - где и как используют открытия; - умение формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. |
|
|
Раздел "Учимся делать проекты" - 13 часов |
||||||||
2. |
Как выбрать тему исследования? |
1 |
Беседа, работа в парах |
Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. |
Какими могут быть исследования |
Умение выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. |
|
|
3 |
Как мы познаем мир? Темы исследования |
1 |
Дискуссия, работа в группах |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Темы исследования: фантастические, теоретические, экспериментальные. |
Памятка тем исследования |
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - умение формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. |
|
|
4 |
Школа "почемучек" Гипотеза исследования |
1 |
Беседа, работа в группах |
Слова - карточки Разновидности гипотез |
Составление своей гипотезы |
- умение выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; - умение формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. |
|
|
5 |
Школа "почемучек" Вопрос - ответ |
1 |
Работа в парах по составлению гипотезы - практикум |
Слова помощники в выдвижении гипотезы "предположим", "допустим", "может быть", "возможно" и др. |
Составление своей гипотезы |
- умение строить и задавать вопросы; - формулировать собственное мнение и позицию; -умение ставить вопросы для решения существующей проблемы; - умение работать в парах и оценивать результат своего труда; |
|
|
6 |
Организация исследования. |
1 |
Коллективное обсуждение, практикум - исследование |
Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. |
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). |
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. |
|
|
7 |
План исследования. |
1 |
Мини - конференция |
Как составить план исследования |
Список доступных методов исследования |
- умение разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
|
|
8 |
Источники информации. Энциклопедии и справочники. |
1 |
Беседа, работа с книгой |
Детские энциклопедии и справочники. |
Правила работы с энциклопедией |
- умение выделять из текста главное и второстепенное; - умение находить нужную информацию в сети Интернет; - Уметь извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график) - - - вести наблюдения в окружающем нас мире. |
|
|
9 |
Источники информации. Библиотеки, экскурсии. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку |
экскурсия |
Семинар по итогам экскурсии. |
|
||
10 |
Источники информации. Видеофильмы, DVD диски, документальные фильмы |
1 |
Просмотр документального фильма |
Понятия "научный фильм", "научно-популярный фильм", "документальный фильм", "учебный фильм" |
Вопросы и ответы по фильму |
|
||
11 |
Источники информации. Ресурсы Интернета. |
1 |
Практикум - работа с компьютером, виртуальная экскурсия. |
Компьютер - верный помощник юного исследователя. Поиск нужной информации в Интернете |
Алгоритм работы поиска информации, работая с компьютером |
|
||
12 |
Источники информации. Наблюдение, эксперимент, опыт. |
1 |
Работа в группах. Наблюдения. Опыты. Эксперименты. |
Понятие "источник информации", "наблюдение", "эксперимент", "опыт" |
Эксперименты с водой, бумагой. |
|
||
13 |
Подготовка к защите исследовательской работы. |
1 |
Тренировочное занятие - практикум по методике проведения самостоятельных исследований. |
Разработка плана исследовательской работы Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. |
Правила подготовки сообщения
Составление схемы, чертежа, макета, рисунка. |
- умение планировать свою работу “Что сначала, что потом”, - составление рассказов по заданному алгоритму |
|
|
14 |
Подготовка к защите исследовательской работы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. |
1 |
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
Что такое доклад? Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. |
|
|||
Раздел "Мы - исследователи" - 18 часов |
||||||||
15 - 17 |
Проект "Почему мы любим встречать Новый год" |
3 |
Беседа о праздновании Нового года, работа в группах, праздник "Как справляют Новый год в разных странах" |
История праздника Новый год, выбор подтем проекта: традиции, новогодние игрушки, рисунок, стихи о Новом годе, |
Праздник "Как справляют Новый год в разных странах" Мастерская Деда Мороза - макет игрушки, рисунки, стихи |
- уважение к традициям русского народа; - умение работать в группе и оценивать результат своего труда; - владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. |
|
|
18 - 20 |
Проект "Растения" |
3 |
Экспресс - исследование, работа в группах |
Выбор подтем проекта: дикорастущие и культурные растения, растения родного края, редкие растения; |
Мини - конференция по итогам экспресс - исследования |
- уметь следовать заданной процедуре группового исследования; - овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности; |
|
|
21 - 22 |
Проект "Животные" |
2 |
Работа в группах, дискуссия
|
Подтемы проекта: Редкие животные, причины исчезновения животных, охрана животных |
Устный журнал "Животные нашего края" |
- уметь следовать заданной процедуре группового исследования; - овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
|
|
23 - 24 |
Проект «Игры наших дедушек и бабушек». |
2 |
Беседа, работа в группах |
Игры прошлого, современные игры; правила игры. |
Разучивание русских народных игр |
- умение передать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; |
|
|
25 |
Проект "Симметрия вокруг нас" |
1 |
Практическая работа: рисунки, поделки. |
Знакомство с понятием "симметрия", симметрия в жизни человека |
Рисунки, поделки |
- развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
26 - 27 |
Проект "Алфавит" |
2 |
Работа в группах |
История русской азбуки, алфавит, применение алфавита в жизни. |
Организация выставки книг в алфавитном порядке; рисунки "Живая азбука в картинках" |
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; - применение алфавита в жизни людей. |
|
|
28-32 |
Проект "Сказки" |
5 |
Мини - конференция, инсценирование сказки, работа в группах |
Устное народное творчество, народные сказки, авторские сказки, театр, спектакль, инсценирование. Проекты "Моя любимая сказка", "Конкурс загадок про сказочных героев", "Сочиняем сказку" |
Инсценирование сказки, рисунки к сказкам, Презентация проектов "Моя любимая сказка", "Конкурс загадок про сказочных героев", "Сочиняем сказку" |
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
|
|
Раздел "Что мы узнали и чему научились за год" - 1 час |
||||||||
33 |
Моя лучшая работа |
1 |
конференция |
Презентация работ |
Оформление выставки, презентация работ учащихся |
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.