Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"
Оценка 4.8

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
17.10.2018
Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"
Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России" для 4 класса по окружающему миру разработано при опоре на программу, ФГОС и учебный план образовательного учреждения Тогучинская средняя школа №1, г. Тогучина. Содержит тем уроков и УУД, дата: план_факт. В работу учителю начальных классов
КТП окр.мир 4 кл..doc
КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ АВТОРОВ А.А.ПЛЕШАКОВА 4 КЛАСС (51 ЧАС) № п/п 1 2 Дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные учебные действия РАЗДЕЛ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (7 ч) Мир глазами  астронома. Урок  введения в  новую тему  Урок­ исследовани е  Планеты  Солнечной  системы.  Звёздное небо  – Великая  книга  Природы. Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами  раздела.  Извлекать из текста учебника  цифровые данные о Солнце,  выписывать их в рабочую тетрадь.  Изучать по схеме строение  Солнечной системы, перечислять  планеты в правильной  последовательности, моделировать  строение Солнечной системы.  Работать со взрослыми; находить в  дополнительной литературе,  Интернете научные сведения о  Солнце и Солнечной системе,  кометах, астероидах, готовить  сообщения   Понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить. На основе  схемы строения Солнечной системы  характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и  уменьшения размеров, осуществлять  самопроверку.  Различать планеты и их спутники.  Анализировать схемы вращения Земли Объяснять значения слов:  «астрономия», «астроном».  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.  Рассказывать о мире с точки  зрения астронома  Извлечение информации из  учебника.  Преобразование модели с  целью выявления общих  законов, определяющих  данную предметную область.  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Работа в паре.  Формулировать выводы из  изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на  уроке  Характеризовать планеты  Солнечной системы. Называть  естественные спутники планет. Рассказывать об изучении  планет астрономами, об  особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года.  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной вокруг своей оси и обращения вокруг  Солнца.  Устанавливать причинно­ следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой  времён года.  Работать со взрослыми: наблюдать  луну невооружённым глазом и с  помощью бинокля (телескопа).  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию  об исследованиях астрономов и  готовить сообщения  Сравнивать глобус и карту  полушарий. Находить условные знаки на карте  полушарий. Обсуждать значение  глобуса и карт в жизни человечества.  Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты  полушарий. Извлекать информацию о  географических объектах из  дополнительных источников и  Интернета и готовить сообщения о  них. Работать с терминологическим  словариком  Моделировать движение Земли  вокруг своей оси и вокруг  Солнца  информации; оценка  результатов работы.  Моделирование   окружающего мира. Сотрудничество с учителем и учащимися  объектов Рассказывать  об   истории создания   карт   в   мире   и   в России,   об   истории   создания глобуса. Понимать, что изучает  география. Работать с картами полушарий. Показывать на  карте, глобусе материки и  океаны, горы, равнины, моря,  тепловые пояса Земли.  Объяснять значения слов:  «география», «географ»  Понимать, что история – это  наука, которая изучает то, что  Поиск и выделение  необходимой информации, в  том числе решение рабочих  задач с использованием  общедоступных источников  информации.  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  3 Мир глазами  географа. Мир глазами  историка  Комбиниров анный урок  Практическа я работа  «Поиск и  показ  изучаемых  объектов на  глобусе и  географическ ой карте» Составлять рассказы о мире с точки  зрения историка.  Характеризовать роль исторических  источников для понимания событий  прошлого.  Обсуждать роль бытовых предметов  для понимания событий прошлого.  Посещать краеведческий музей и  готовить рассказ на основании его  экспонатов о прошлом своего  региона, города (села).  Работать с терминологическим  словариком.  Готовить сообщение о прошлом  своего региона, города (села)  было в прошлом людей.  Называть источники  исторических сведений.  Понимать значение летописей  и археологии, архивов и музеев  для изучения истории.  Объяснять значения слов:  «история», «историк»,  «исторический источник»,  «архив», «летопись»,  «археология», «археолог»  4 Когда и где? Практическа я работа №4  «Знакомство  с  историческим и картами»  Урок развития умений   и навыков  Определять по «ленте времени» век,  в котором происходили  упоминавшиеся ранее исторические  события. Обсуждать сроки начала  года в разных летоисчислениях.  Анализировать историческую карту,  рассказывать по ней об исторических  событиях  Понимать, что означают слова  и выражения: «век»,  «тысячелетие», «наша эра», «до  нашей эры». Рассказывать о  летоисчислении в древности и в  наши дни. Работать с «лентой  времени». Работать с  исторической картой  представление полученной  информации; оценка  результатов работы  Достаточно полно и точно  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Поиск и выделение  необходимой информации, в  том числе решение рабочих  задач с использованием  общедоступных источников  информации.  Сотрудничество с учителем и  сверстниками  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных) 5 Мир глазами  эколога  Природное  сообщество  «Водоем».  Экскурсия  №1 Рассказывать о мире с точки зрения  эколога.  Анализировать современные  экологические проблемы, предлагать  меры по их решению.  Знакомиться с международным  сотрудничеством в области охраны  окружающей среды.  Находить в Интернете информацию  о способах решения экологических  проблем и экологических  организациях в России, готовить  сообщения. Изучать экологический  календарь  Наблюдать объекты и явления  природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений,  сделанных в разных природных  сообществах  Понимать,   что   если   люди погубят   окружающую   природу, то   и   сами   не   выживут. Рассказывать  о   развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические  проблемы и пути их решения.  Называть международные  соглашения по охране  окружающей среды,  международные экологические  организации. Использовать  приобретенные знания для  оценки воздействия человека на природу, выполнение правил  поведения в природе и участие  в её охране  Рассказывать о природных  сообществах, характерных для  края. Наблюдать объекты и явления  природы  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Интегрироваться в группу  сверстников и строить  продуктивное взаимодействие и сотрудничество со  сверстниками.  Моделирование связей  организмов с окружающей  средой, обсуждение и  оценивание предложенных  моделей. Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений. 6 Урок­ исследовани е  Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Международн ая Красная  книга. Тест № 1  Понимать, что такое  всемирное наследие.  Рассказывать о составных  частях Всемирного наследия:  природном и культурном  наследиях. Называть объекты  Всемирного наследия,  используя карту. Называть  объекты Всемирного наследия,  которые находятся в России  Рассказывать о  Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно  сделать для спасения каждого  вида.  Объяснять, почему животные  оказались под угрозой  исчезновения  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Рассказывать о причинах появления  Списка Всемирного наследия.  Различать объекты Всемирного  природного и культурного наследия.  Знакомиться по карте­схеме с  наиболее значимыми объектами  Всемирного наследия, определять их  по фотографиям.  Читать в учебнике текст об одном из  объектов Всемирного наследия,  использовать его как образец для  подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию  об объектах Всемирного наследия и  готовить о них сообщения  Знакомиться по рисунку учебника с  животными из Международной  Красной книги.  Читать в учебнике текст о животном  из Международной Красной книги и  использовать его как образец для  подготовки собственных сообщений.  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию  о животных из Международной  Красной книги и готовить о них  сообщения.  Подготовка сообщения о животных  из Международной Красной книги.  Моделирование в виде схемы  воздействие человека на природу.  Обсуждение, как каждый может  помочь природе 7 8/1 Проверочная  работа по  разделу Равнины и  горы России. Комбиниров анный урок  Практическа я работа  «Поиск и  показ на  физической  карте равнин  и гор России»  РАЗДЕЛ «ПРИРОДА РОССИИ» (7 ч) Находить и показывать на  физической карте России изучаемые  географические объекты,  рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские  равнины.  Характеризовать формы земной  поверхности России, рассказывать о  них по личным впечатлениям.  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета сведения об  изучаемых географических объектах,  готовить сообщения.  Выполнять на компьютере задания из  электронного приложения к  учебнику. Готовить материалы к  выставке «Где мы были»  Называть формы земной  поверхности. Показывать на  карте наиболее крупные  равнины и горы. Рассказывать  о вулканах Камчатки – объекте  Всемирного наследия.  Рассказывать об Ильменском  заповеднике  Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных  связей, представление  цепочек объектов и явлений;  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  9/2 Моря, озёра и  реки России. Урок развития умений   и навыков  Находить и показывать на  физической карте России изучаемые  моря, озёра, реки, рассказывать о них  по карте. Различать моря Северного  Ледовитого, Тихого и  Атлантического океанов.  Характеризовать особенности  изучаемых водных объектов.  Находить в Интернете сведения о  загрязнении воды в морях, озёрах,  Показывать на карте и  рассказывать о морях  Северного Ледовитого, Тихого  и Атлантического океанов.  Показывать на карте озёра:    Байкал, Ладожское, Онежское  Каспийское . Показывать на  карте реки: Волгу, Обь, Енисей,  Лену, Амур. Рассказывать о  Дальневосточном морском  заповеднике          и Поиск выделение необходимой   информации, структурирование знаний; представление   полученной информации; оценка результатов работы.  Сотрудничество с учителем и учащимися.  Подготовка   сообщения   о загрязнении   воды   в   морях, озёрах,   реках   и   о   мерах 10/ 3 Зона  арктических  пустынь. Урок­ исследовани е  11/ 4 Тундра. Урок­ исследовани е  реках и о мерах борьбы с  загрязнениями.  Готовить и оформлять выставку  «Где мы были». Готовить сочинения  по теме урока  Находить и показывать на карте зону  арктических пустынь, осуществлять  взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны арктических  пустынь и её оснащённости  солнечными лучами. Определять по рисунку учебника,  какие организмы обитают в зоне  арктических пустынь, объяснять, как  они приспособлены к условиям  жизни; рассказывать по рисунку об  экологических связях в изучаемой  природной зоне, моделировать  характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных  богатств в зоне арктических пустынь  и возникших вследствие этого  экологических проблемах, о  природоохранных мероприятиях и  заповедниках. Характеризовать зону арктических  пустынь по плану. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета сведения о  животном мире изучаемой зоны,  готовить сообщения  Сравнивать общий вид тундры и  арктической пустыни, описывать  тундру по фотографии; находить и  показывать на карте природных зон  борьбы с загрязнениями  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Показывать на карте  природных зон зону  арктических пустынь. Рассказывать о зависимости  природных особенностей  Арктики от освещённости её  Солнцем, о полярном дне и  полярной ночи. Называть условия,  необходимые для жизни живых  организмов.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных  арктических пустынь. Рассказывать об  экологических проблемах и  охране природы в зоне  арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике  «Остров Врангеля»  Показывать на карте  природных зон зону тундры. Называть природные  особенности зоны тундры. Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений.  Инициативное зону тундры, рассказывать о ней по  карте. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны тундры и её  освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на  рисунке растения тундры, выявлять  черты их приспособленности к  условиям жизни; знакомиться по  рисунку учебника с животным миром  тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о  них, моделировать характерные цепи  питания. Рассказывать об освоении природных  богатств в зоне тундры и возникших  вследствие этого экологических  проблемах, о природоохранных  мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по  плану; сравнивать природу тундры и  арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию  о растениях и животных тундры,  готовить сообщения  Находить и показывать на карте зону  тайги, зону смешанных и  широколиственных лесов,  рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость  особенностей лесных зон  распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон;  определять с помощью атласа­ Называть общие условия,  необходимые для жизни живых  организмов в тундре.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях  местного населения. Называть экологические  проблемы рассказывать об  охране природы в зоне тундры. Рассказывать о Таймырском  заповеднике  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Продуктивное  взаимодействие и  сотрудничество со  сверстниками.  Моделирование связей  организмов с окружающей  средой, обсуждение и  оценивание предложенных  моделей  Показывать на карте  природных зон зону тайги,  смешанных и  широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости  природы лесов от  распределения тепла и влаги. Приводить примеры  представителей разных групп  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  12/ 5 Леса России. Растения и  животные леса Урок­ исследовани е 13/ 6 Зона степей. Пустыни. Урок­ исследовани е  растений и животных леса. Называть экологические связи  в лесах  высказывания в устной и  письменной форме. Планирование учебного   сотрудничества с учителем и сверстниками  Показывать на карте  природных зон зону степей. Рассказывать о природных  особенностях зоны степей. Называть экологические  проблемы степной зоны и пути  их решения. Называть заповедники степной  зоны. Рассказывать о питомниках  для редких животных  Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Построение рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его  строении, свойствах и связях.  Построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений. Структурирование знаний;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера  определителя растения лесов;  моделировать характерные цепи  питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон,  готовить сообщения  Сравнивать общий вид леса и степи,  описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон зону степей,  рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость  особенностей степной зоны от  распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и  животным миром степей,  рассказывать об экологических  связях в степи, моделировать  характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с  природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы  зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной  литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей,  готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета в степные  заповедники, обсуждать  экологические проекты учёных в этих заповедниках Сравнивать общий вид степи и  пустыни, описывать пустыню по  фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон полупустыни и  пустыни, рассказывать о них по  карте. Устанавливать зависимость природы  полупустынь от распределения тепла  и влаги. Знакомиться с растительным и  животным миром пустынь,  рассказывать об экологических  связях в пустыне, моделировать  характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с  природой степей. Обсуждать экологические проблемы  полупустынь и пустынь и пути их  решения. Изготавливать макет участка пустынь Находить и показывать на карте  природных зону субтропиков,  рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия  природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и  животным миром Черноморского  побережья Кавказа, рассказывать об  экологических связях, моделировать  характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во  время отдыха у моря, экологические  проблемы Черноморского побережья  Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с  Показывать на карте  природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных  особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении  полупустынь и пустынь  человеком. Называть экологические  проблемы зоны пустынь и пути  их решения. Рассказывать  о   заповеднике «Чёрные Земли»  Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации  Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Структурирование знаний;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера  Показывать на карте  природных зон зону  субтропиков. Называть правила  безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические  проблемы Черноморского  побережья Кавказа. Называть растения и  животных, которые занесены в  Красную книгу России. Рассказывать о курортах  Черноморского побережья  Кавказа. 14/ 7 У Чёрного  моря. Урок­ исследовани е Объяснять значения слов:  «Черноморское побережье  Кавказа», «субтропики»  помощью Интернета на курорты  Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный  парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из  книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим  словариком  РАЗДЕЛ «РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» (12 ч) 15/ 1 16/ 2 Родной край –  часть большой  страны.   Урок­ экскурсия  Наш край. Экскурсия  №3 Комбиниров анный урок  Наблюдать объекты и явления  природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений,  сделанных в разных природных  сообществах  Знакомиться с политико­ административной картой России;  находить на политико­ административной карте России свой  регион; знакомиться с картой своего  региона, рассказывать по ней о  родном крае. Характеризовать родной край по  предложенному плану  Рассказывать о природных  сообществах, характерных для  края. Наблюдать объекты и явления  природы  Показывать на политико­ административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного  края. Рассказывать о родном крае  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений  Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации. Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности действий 17/ 3 18/ 4 19/ 5 Поверхность  нашего края  Комбиниров анный урок  Водные  богатства  нашего края  Урок­ исследовани е  Урок­ практика  Наши  подземные  богатства. Практическа я работа  «Рассматрив ание образцов  Описывать по своим наблюдениям  формы земной поверхности родного  края; находить на карте региона  основные формы земной  поверхности, крупные овраги и  балки; извлекать из краеведческой  литературы необходимую  информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране  поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого  участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах  поверхности рядом с городом  (селом), о наличии оврагов и истории  их возникновения  Составлять список водных объектов  своего региона; описывать одну из  рек по плану; составлять план  описания другого водного объекта  (озера, пруда). Моделировать значение водных  богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения  близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных  мероприятиях в городе (селе)  Находить на физической карте  России условные обозначения  полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое,  изучать его свойства, находить  информацию о применении, местах и  способах добычи полезного  ископаемого; описывать изученное  Называть формы земной  поверхности родного края. Находить на карте региона  основные формы земной  поверхности, крупные овраги и  балки. Рассказывать об охране  поверхности края. Объяснять значения слов:  «овраг», «балка»  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Называть водные объекты  своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники  загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний  Называть важнейшие полезные  ископаемые родного края, их  свойства, способы добычи,  использование. Рассказывать об охране  подземных богатств  Структурирование знаний;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  Поиск и выделение полезных  ископаемых,  определение  их свойств»  20/ 6 Земля ­  кормилица  Урок  изучения  нового  материала  полезное ископаемое по плану;  готовить сообщение и представлять  его классу. Сравнивать изученные полезные  ископаемые. Выяснять в краеведческом музее,  какие полезные ископаемые имеются  в регионе. Извлекать из краеведческой  литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных  ископаемых  Различать типы почв на  иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой  литературы информацию о типах  почв своего региона; изготавливать  макет разреза почвы; доказывать  огромное значение почвы для жизни  на Земле, осуществлять  самопроверку. Извлекать из краеведческой  литературы информацию об охране  почв в регионе  Рассказывать о разнообразии  почв России, о наиболее  распространённых типах почв. Различать типы почв родного  края. Рассказывать об охране почв  21/ 7 Жизнь леса. Урок­ исследовани е  Определять с помощью атласа­ определителя растения смешанного  леса в гербарии; узнавать по  иллюстрациям в учебнике  представителей лесного сообщества;  выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям  о том, какие растения, животные,  грибы встречаются в лесах родного  края. Моделировать цепи питания,  Понимать, что лес – сложное  единство живой и неживой  природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном  сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с  помощью атласа­определителя. Использовать полученные  знания для удовлетворения  необходимой информации  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек  объектов и явлений.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  Давать   аргументированный ответ   на   поставленный вопрос.   Анализ   объектов   с целью   выделения   признаков (существенных, 22/ 8 Жизнь луга. Комбиниров анный урок  несущественных). Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний  Инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации.  Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных  связей, представление  цепочек объектов и явлений  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о родном крае, о  жизни леса.  Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из изученных ),  леса, раскрывать особенности  их внешнего вида и жизни,  различать части растения,  отображать их в рисунке  (схеме). Моделировать цепи питания  Рассказывать о природном  сообществе луга. Использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о жизни луга. Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из  изученных )  луга, раскрывать особенности  их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии  человека на жизнь луга. Рассказывать об охране лугов  характерные для лесного сообщества  региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине  человека, предлагать пути решения  экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество  региона по данному в учебнике  плану. Наблюдать за жизнью леса,  определять его обитателей с  помощью атласа­определителя  Описывать луг по фотографии,  определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по  иллюстрации учебника; выявлять  экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям  о луговых растениях, животных и  грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу,  осуществлять взаимопроверку и  коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности  леса и луга. Приводить примеры правильного и  неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения  экологических связей по вине  человека, предлагать пути решения  экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя 23/ 9 Жизнь в  пресных  водах. Урок­ исследовани е  24/ 10 Растениеводст во в нашем  крае. Урок­ исследовани е  на лугу». Наблюдать за жизнью луга,  определять его обитателей с  помощью атласа­определителя  Описывать водоём по фотографии;  определять с помощью атласа­ определителя растения пресного  водоёма; узнавать по иллюстрациям  учебника живые организмы пресных  вод; выявлять экологические связи в  пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям  об обитателях пресных вод родного  края. Моделировать цепи питания в  пресноводном сообществе своего  региона. Характеризовать пресноводное  сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления  растений и животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью пресного  водоёма, определять его обитателей с помощью атласа­определителя  Выявлять зависимость  растениеводства в регионе от  природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной  из отраслей растениеводства,  готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций  Рассказывать о природном  сообществе пресных вод. Использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о жизни в пресных  водах. Приводить примеры  представителей разных групп  растений и животных (2–3  представителя из изученных)  пресных вод, раскрывать  особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у  водоёма. Рассказывать об охране  пресноводных растений и  животных. Рассказывать о болотах и об их охране  Рассказывать о  растениеводстве как об отрасли  сельского хозяйства. Называть сорта культурных  растений. Называть отрасли  растениеводства в родном крае. Называть правила ухода за  культурными растениями  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной учебника полевые культуры в  гербарии; различать зёрна зерновых  культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для  региона)  Наблюдать за весенними работами в  поле, огороде, саду, участвовать в  посильной работе по выращиванию  растений  Выявлять зависимость  животноводства в регионе от  природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной  из отраслей животноводства,  готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних  животных (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов,  участвовать в посильной работе по  уходу за домашними  сельскохозяйственными животными  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Рассказывать о  животноводстве как об отрасли  сельского хозяйства. Называть породы домашних  животных. Называть отрасли  животноводства в регионе и  рассказывать об их развитии  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (3 ч) 25/ 11 26/ 12 Животноводст во в нашем  крае  Проверочная  работа по  разделу 27/ 1 Урок изучения нового материала  Начало  истории  человечества  Мир  древности:  далёкий и  близкий  28/ 2 Средние века:  время рыцарей и замков  Урок  изучения  нового  материала  Знакомиться с разворотом «Наши  проекты», выбирать проекты для  выполнения. Определять по «ленте времени»  длительность периода первобытной  истории. Обсуждать роль огня и приручения  животных. Рассказывать на основе экскурсии в  краеведческий музей о жизни, быте и  культуре первобытных людей на  территории региона  Определять по «ленте времени»  длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение  древних государств. Извлекать информацию из учебника,  анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в  классе. Обобщать сведения о древних  государствах, их культуре, религиях,  выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития  письменности в древности для  развития человечества, сопоставлять  алфавиты древности  Сопоставлять длительность  исторических периодов Древнего мира  и средневековья, определять по «ленте  времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение  крупных городов, возникших в  средневековье. Описывать по фотографиям  средневековые достопримечательности Рассказывать о первобытном  обществе, о первобытном  искусстве. Понимать роль археологии в  изучении первобытного  общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени»  Рассказывать о Древнем  Египте, Древней Греции,  Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль  археологических находок для  изучения истории древних  государств. Объяснять значения слов и  выражений: «Древний мир»,  «иероглифы», «пирамиды»  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Рассказывать о Средних веках  в истории Европы, о  возникновении городов. Сопоставлять мировые  религии. Рассказывать о рыцарях и  замках. Понимать важность  изобретения книгопечатания  Поиск и выделение  необходимой информации,  установление причинно­ следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем, для человечества. Объяснять значения слов и  выражений: «Средние века»,  «христианство», «ислам»,  «буддизм», «рыцарь», «замок»  другими взрослыми и  учащимися  современных городов. Сопоставлять исторические источники  по изучению Древнего мира и  средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры  средневековья. Сопоставлять мировые религии,  выявлять их сходство и различия:  место и время их возникновения,  особенности храмов 29/ 3 Урок  изучения  нового  материала  Новое время:  встреча  Европы и  Америки  Новейшее  время:  история  продолжается  сегодня. Тест № 5 Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Определять по «ленте времени»  длительность периода Нового  времени, сопоставлять её с  длительностью Древнего мира и  средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое  время. Обсуждать методы изучения истории  Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия  в архитектуре городов Древнего  мира, средневековья и Нового  времени. Обсуждать роль великих  географических открытий в истории  человечества. Развивать воображение,  реконструируя историю технических  изобретений в Новое время  Находить на «ленте времени» начало  Новейшего времени. Характеризовать значение  исследования Арктики и Антарктики  для развития науки. Рассказывать о развитии  парламентаризма и республиканской  формы правления. Рассказывать о об освоении космоса,  об изобретении ядерного оружия,  Первой и Второй мировой войнах  Рассказывать о Новом времени в истории Европы,  Понимать значение развития  предпринимательства. Характеризовать научные  открытия и технические  изобретения Нового времени. Прослеживать по карте  маршруты Великих  географических открытий. Называть выдающихся людей  Нового времени. Работать с географической  картой  Рассказывать об  исследованиях Арктики и  Антарктики. Характеризовать изменения в  политическом устройстве стран  мира. Называть научные открытия и  технические изобретения ХХ –  ХХI веков. Называть выдающихся людей  Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие –  это время двух самых  кровопролитных войн  30/ 1 Жизнь  древних  славян  Урок  изучения  нового  Анализировать карту расселения  племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних  Показывать на карте  территории расселения древних  славян. Определение  последовательности  промежуточных целей с  РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ» (15 ч) материала  славян и их занятий с природными  условиями того времени. Характеризовать верования древних  славян. Моделировать древнеславянское  жилище  Рассказывать о жизни древних  славян  31/ 2 Во времена  Древней Руси  Урок  изучения  нового  материала  32/ 3 Страна  городов  Урок формирован ия умений и навыков  Называть столицу Древней  Руси. Понимать значение принятия  Русью христианства. Объяснять значения слов и  выражений: «великий князь»,  «бояре», «дружина»,  «Крещение»  Объяснять важность находок  археологами берестяных  грамот. Объяснять значение летописи  об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух  главных городов Древней Руси  Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI  веках. Характеризовать систему  государственной власти в IХ – ХI  веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату  Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье  Муромце как отражение борьбы  Древней Руси с кочевниками  Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода,  характеризовать их местоположение,  оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение,  реконструируя жизнь древних  новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко  могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи  об основании Москвы как  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Поиск и выделение  необходимой информации,  установление причинно­ следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися 33/ 4 Трудные  времена на  Русской земле  Урок  изучения  нового  материала  Русь  расправляет  крылья  Урок  формирован ия умений и  навыков 34/ 5 Куликовская  битва  Урок  изучения  нового  материала  исторического источника  Прослеживать по карте нашествие  Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения  Древней Руси в ходе монгольского  нашествия. Описывать по иллюстрациям  учебника вооружение древнерусских  и монгольских воинов. Находить на карте места сражений  Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника  сравнивать вооружение русских и  немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к  личности Александра Невского  Приводить факты возрождения  северо­восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана  Калиты. Прослеживать по карте объединение  русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества  Ивана Калиты сыграли роль в успехе  его правления  Прослеживать по карте  передвижения русских и ордынских  войск. Составлять план рассказа о  Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату  Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна  для Дмитрия Донского поддержка  Сергия Радонежского. Рассказывать о монгольском  нашествии. Объяснять значения слов и  выражений: «дань», «хан»,  «Золотая Орда». Рассказывать об Александре  Невском. Описывать вооружение воинов:  древнерусских, монголо­ татарских, рыцарей­ крестоносцев  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Приводить факты,  свидетельствующие о  возрождении Северо­Восточной  Руси. Рассказывать, чем известен в  истории Иван Калита. Объяснять значение слова  «монастырь»  Поиск и выделение  необходимой информации,  установление причинно­ следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы   Рассказывать о Куликовской  битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской  битвы в истории России  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и 35/ 6 36/ 7 37/ 8 38/ 9 Иван Третий  Урок  изучения  нового  материала  Мастера  печатных дел  Урок­ исследовани е  Патриоты  России  Урок изучения нового материала  Рассказывать о поединках богатырей  Рассказывать об изменении политики  в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в  учебнике изменения в облике  Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты  освобождения от монгольского ига,  венчания Ивана Грозного на царство  Обсуждать, как повлияло начало  книгопечатания на развитие  просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и  первопечатные учебники по  иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая  грамоте» учеников ХVII века  Обсуждать значение организации  народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год  освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от  имени участника ополчения  Рассказывать о возникновении  единого независимого  Российского государства со  столицей в Москве, об  укреплении экономики. Понимать значение  освобождения от монгольского  ига  Рассказывать о  первопечатнике Иване  Фёдорове и изданиях первых  русских учебников. Объяснять значение слов:  «книгопечатание»,  «первопечатники»  Осознавать роль борьбы за  независимость в начале ХVI  века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение»  Пётр Великий  Урок­ исследовани е  Извлекать из дополнительной  литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности  Санкт­Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I  Рассказывать о реформах  Петра I на основе материала  учебника. Понимать, почему Пётра I  называют Великим. Рассказывать об основании  учащимися  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  Поиск и выделение  необходимой информации.  Структурирование знаний  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового  характера. Сотрудничество с  учителем, другими взрослыми  и учащимися  Определение  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности 39/ 10 Михаил  Васильевич  Ломоносов  Комбиниров анный урок  40/ 11 Екатерина  Великая. Комбиниров анный урок   града Петра  Рассказывать о М.В.  Ломоносове. Понимать заслуги М.В.  Ломоносова в развитии науки и  культуры Рассказывать о Екатерине  Второй. Понимать,  почему   Екатерина Вторая   стала   называться Великой. Рассказывать о знаменитых  военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове  стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год  основания Санкт­Петербурга, год,  когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения  города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к  личности Петра Великого  Составлять план рассказа о М.В.  Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.  Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги  М.В. Ломоносова в развитии науки и  культуры Отмечать на «ленте времени» дату  основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о  современном МГУ им. М.В.  Ломоносова  Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности  Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв  российского общества. Рассказывать по учебнику о  крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост  территории государства. Рассказывать по учебнику о  Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о  Петербурге, Москве, других городах  России в ХVIII веке  действий.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера      с   необходимой   установление Выделение информации; причинно­следственных связей, представление цепочек  объектов и явлений; умение   достаточной полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и условиями коммуникации  41/ Отечественная Комбиниров Отмечать на «ленте времени»  Рассказывать о Бородинском  Определение 12 война 1812  года  анный урок  Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года  называется Отечественной. Обсуждать, почему после  Отечественной войны 1812 года был  воздвигнут на Красной площади  памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о  биографии героев Отечественной  войны 1812 года, готовить доклады,  презентовать их в классе    Отмечать на «ленте времени» начало  Первой мировой войны, Февральской  и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них  по плану. Интервьюировать взрослых членов  семьи о том, какую роль сыграли  Октябрьская революция и  Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от  лица журналиста начала XX века  интервью с учёным, каким он видит  наступивший век  сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812  года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война»  Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о  Первой  мировой войне, Февральской и  Октябрьской революциях  последовательности  промежуточных целей с  учётом конечного результата;  составление плана и  последовательности  действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Всероссийская проверочная  работа. Россия  вступает в XX  век  Комбиниров анный урок  Комбиниров анный   42/ 13 43/ 14 44/ 45/ 15 Администрат ивная  контрольная  работа Великая война и великая  Урок­ исследовани Составлять план рассказа о ходе  Великой Отечественной войны,  Рассказывать о ходе Великой  Отечественной войны. Постановка и  формулирование проблемы, Победа  е  рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в  Великой Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню  «Вставай, страна огромная» и другие  песни времён войны. Делиться впечатлениями от  фотографий военных лет и от картин  на тему войны и Парада Победы  Понимать в чём значение  Победы в Великой  Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война» самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных)  46/ 1 47/ 2 Основной  закон России и права  человека  Урок  изучения  нового  материала    — Мы граждане России Урок  изучения  нового  материала  Рассказывать о федеральном  устройстве России. Понимать, что такое  Конституция, о чём говорится  во Всеобщей Декларации прав  человека. Объяснять значение слов:  «федерация», «конституция»,  «конвенция» РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» (6 ч) Находить на политико­ административной карте РФ края,  области, республики, автономные  округа, автономные области, города  федерального значения. Анализировать закреплённые в  Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека  соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав»  (членов семьи, учащихся класса,  учителей и учащихся), обсуждать их в  классе  Понятие о гражданстве. Права и  обязанности гражданина России.  Государственное устройство  Российской Федерации: Президент,  Федеральное собрание,  Правительство    стремиться —  Понимать  учебные   задачи уроков   и  их выполнить; —  знакомиться  по   материалам учебника дополнительной литературе   с   регионами, городами, народами России;  виртуальные —  совершать экскурсии   помощью с Интернета   в   разные   города   Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и  учащимися  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися    посещать России,   музеи, осматривать памятники истории и культуры; —  рассказывать  по   личным впечатлениям о разных уголках России,  демонстрировать фотографии, сувениры; —  анализировать  и  сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; —   пользуясь   информацией   из различных источников, готовить сообщения     о   народах регионах, России, знаменитых соотечественниках   (по   своему выбору); —  формулировать  выводы   из изученного материала,  отвечать на   итоговые   вопросы   и оценивать  достижения   на уроках (сочинения)   городах,   48/ 3 49/ 4 Администрат ивная контрольная работа Славные символы России  оценивать —  Выполнять  тесты с выбором ответа; — правильность/неправильность предложенных ответов; —   адекватно  оценивать  свои знания   в   соответствии   с набранными баллами Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных) 50/ 5 Такие   разные праздники Урок  изучения  нового  материала  Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День  Государственного флага Российской  Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника  Отечества, День Победы, Новый год,  Рождество Христово,  Международный женский день, День  весны и труда 51/ 6 Путешествие по России  Урок  изучения  нового  материала  Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.  Народы России, особенности их  традиционной культуры. Знаменитые  соотечественники, уважение к их  вкладу в историю и культуру России Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно.  Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем поискового  характера; анализ объектов с  целью выделения признаков  (существенных,  несущественных)    презентации учащиеся    музеи,  материалы В   процессе проектов демонстрируют умения: —  извлекать  информацию   из дополнительных   источников   и Интернета; — обрабатывать экскурсий; —  интервьюировать  старших членов семьи, других взрослых; —  готовить   иллюстрации  для презентации   проекта;  готовить тексты сообщений; —  выступать  с   сообщением   в классе; — оценивать свои достижения и достижения товарищей   по   выполнению проекта В   процессе проектов демонстрируют умения:   презентации учащиеся  посещать   —  извлекать  информацию   из дополнительных   источников   и Интернета;  посещать — обрабатывать экскурсий;  музеи,  материалы —  интервьюировать  старших членов семьи, других взрослых; —  готовить   иллюстрации  для презентации   проекта;  готовить тексты сообщений; —  выступать  с   сообщением   в классе; — оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению  проекта

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"

Календарно - тематическое планирование 4 класс, окружающий мир "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2018