Данное календарно - тематическое планирование соответствует стандартам ФГОС. Охватывает курс "История". При составлении были прописаны все универсальные учебные действия: личные, предметные и метапредметные. Данное календарно - тематическое планирование может быть использовано как основа для составления собственного планирования, так и взято целиком.КПТ 5 класс История
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждено на заседании
МО учителей гуманитарного методического совета педсовета
цикла школы № 8 протокол №
протокол № протокол № от
от от приказ №
руководитель МО заместитель директора по УВР от
_______/ Черемисина С.Ю/ _________/ Уткина Е.А./
Рабочая учебная программа
по истории в 5 А, Б, В классах
на 20152016 учебный год
Разработчик: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Афанасьева Анастасия Александровна.Бийск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.:
Просвещение, 2011.
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» от 30.04.2015.
Программы «Всеобщая история. Предметная линия учебников под ред. А.А. Вигасин – О.С. СорокоЦюпы 59 классы» М.
Просвещение 2014г.
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 8» на 20152016 уч. год и обеспечена УМК для 5 го класса
История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2012. Рабочая тетрадь по
истории Древнего мира. Часть 12. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации
единой концепции исторического образования. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма,
гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей,
которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными
учебными действиями по истории Древнего мира.
Цель изучения курса История Древнего мира:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в
истории мировой цивилизации.Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего
образования.
Общие задачи изучения предмета История Древнего мира следующие:
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на
основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и
культурного потенциала грекоримской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей
древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в
разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ древней Г реции, древнего
Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного
поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного
многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Знание национальной и мировой истории современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического
образования формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной
личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Основные ценностные ориентиры программы
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной
цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура
представлений о мироздании. дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским
обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных
странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и
осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей
истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и
обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоениясодержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного
развития, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности. В программе акцентируется
внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в
контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически
выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение
фактов и явлений, установление причинноследственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами
будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностнодеятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит
сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,
дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
— научиться пользоваться информацией;
— научиться общаться;
— научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностноориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе
самоидентификации и младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные
сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с
современным обществом.
Место предмета «Всеобщая история» в учебном плане.
Школьный предмет «Всеобщая история> должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями,
историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен
решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения
на ступени среднего (полного) общего образования.
Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждении Российской Федерации выделяет на изучение всеобщей истории в 5
классе основной школы — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие
уроки по разделам, курсу (1 ч); повторению всего изученного за курс «История древнего мира» — 2 ч. Однако с учётом реализации
творческих, авторских подходов учителя, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо
расширить предлагаемый в «Тематическом планировании» вариант распределения часов, например, за счёт объединения двух параграфов,
либо углубить изучение отдельной темы.Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:
— информационноориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место
в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей
истории;
— организационнометодическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса
спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи
социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;
— социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных
закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию,
пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта
человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире:
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом
процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в
соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,
в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Технологии обучения:
технология развивающего обучения;
технология игрового обучения;
ИКТ – технологии.
Методы обучения: частичнопоисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель
расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают
задачу.
исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем. В учебном
процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов.
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, самостоятельные
работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, самостоятельные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный
контроль.
Основная форма организации учебной работы по истории в 5 классах является урок. Уроки истории делятся на следующие типы:
1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.
3. Обобщения и систематизации знаний
4. Комбинированные уроки.
5. Контроля и проверки знаний/Проверки и коррекции знаний.
Каждый тип урока имеет свою структуру, которая заключается в следующем:
1. Закрепление и проверка знаний ранее изученного материала.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала.
а) Изучение нового материала
б) Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного.
в) Подготовительная работа к изучению следующей темы.
Средства обучения:
по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая
тетрадь);
по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиовизуальные (видео, компьютер);по носителю информации: бумажные (учебник), лазерные (CDROM, DVD);
по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические
материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия), современные (СМИ, компьютеры,
мультимедиа).
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
компьютер;
принтер
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа составляет 2 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и
многоконфессиональном сообщество.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Изучение курса всеобщей истории в 5 классах основывается на проблемнохронологическом подходе с акцентом на социализацию
учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на
необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
— познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех
явлений и процессов истории человечества;— практическо политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития
общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
— мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания
исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда
общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей
историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского
образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных
знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных
линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия —
человек, личность в истории.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 классов рассматривается их значимость в
историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемнохронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и
наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить
динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки,
однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется
связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационногуманитарного подхода, предполагающего
выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественнокультурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и
развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 классов основной школы. В поиске общих
закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт
в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь
учитываются различия, порождён ные географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю
сложность и многомерность истории какойлибо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное
Значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, Страны в переломные Моменты их
истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по Всеобщей истории, наиболее актуальными и
значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:— деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную
познавательную деятельность самого школьника;
— компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование
комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных
качеств и отношений у учащихся основной школы;
— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных
и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального
к индивидуальному;
— личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно
инициируемое направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация
и стимулирование осмысленного учения;
— проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения
проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной
ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое
отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.
Проблемный подход рассматривается как Ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их Последовательности, взаимосвязи и
взаимообусловленности Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне
временных рамок;
— принцип объективности основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает
исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
—принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и
слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления,
процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные
возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программ ы соответствует традиционным принципам: научности,
актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной
дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного
курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического
прошлого.
Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности
и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и
духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых
в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, Личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные
качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная
часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса в данном классе
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
— осмысление социальнонравстВенно0 опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность
Метапредметные результаты:—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро понимания и
познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццнос^4 и
значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и
пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в
человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и
мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить
структуру подготовки учащихся 5—9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных
(субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями
и умениями:
1. Знание хронологии. работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории:
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического
объекта в разные эпохи, века, периоды: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных,
текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернетресурсов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памяти иков.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления; различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысла значение важнейших
исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. древние сооружения как источник наших знаний о
прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира.
Содержание тем учебного курсаХронология наука об измерении времени.
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические
свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда в складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота
— способы добывания пищи. Первое великое открытие человека овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей в его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер.
Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща
достигать пели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека.
Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине.
Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает
зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые
орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия
перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении
рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов.
Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало
обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине
земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитвческая
революция (отделение земледелия и скотоводства от собврательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств,
письменноств)
Тема З. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова.
Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний ЕгипетГосударство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в древнем
Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте.
Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В
гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце
фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и
завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис,
Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные
животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия,
гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм
— жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов.
Г робница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила
ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира:
Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности.
Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса —
древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения
инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства,
письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва
умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное)
земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Г орода из глиняных кирпичей.
Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни
от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные.
Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с
глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Г ород Вавилон становится главным в двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога
Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Закон о
рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. Г еография, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и
оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах
Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о
финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин.
Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и
его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог
даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и
предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.
Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование
железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев.
Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских
царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас сирийских царейзавоевателей. Царский дворец.
Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Г ибель
Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в
Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы
(завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско
персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема б. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Г ималайские горы. джунгли на берегах Ганга.
Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев.
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество
неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые» Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение
буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.Чему учил китайский мудрец Конфуции. Страна, где жили китайцы. Г еография, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки
Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские
иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства
Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь
Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага.
Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков.
Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и
открытий. Киосский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности.
Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах.
Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города крепости: археологические находки и исследования.
Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию
с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера <Илиада<. Миф о Троянской войне и позмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором.
Похороны Г ектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Г омера «Одиссея». Г еография странствий царя с острова Итака Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове
циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских
богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание
греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Г еография природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики.
Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во
главе управления Афвн. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание
недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства.
Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.Древняя Спарта. Г еография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и
илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой
и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Г реческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие
межполисной торговли.
Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада —
колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. древний город в дельте реки дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр.
Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды
победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков нал персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона.
Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Г реческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную
службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил.
Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль
Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины
победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в У в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское
население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига
посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних
гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабыпедагоги. Занятия в школе. Палестра.
Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры.
В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в древней Г реции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и
комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы. Воспитательная роль
театральных представлений.