Календарно-тематическое планирование 5 класс История ФГОС

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное календарно - тематическое планирование соответствует стандартам ФГОС. Охватывает курс "История". При составлении были прописаны все универсальные учебные действия: личные, предметные и метапредметные. Данное календарно - тематическое планирование может быть использовано как основа для составления собственного планирования, так и взято целиком.КПТ 5 класс История
Иконка файла материала история 5 класс Афанасьева готовый.docx
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 8»                                              Рассмотрено на заседании                                                         Согласовано на  заседании                            Утверждено на  заседании             МО учителей гуманитарного                                                    методического совета                                    педсовета                                                                    цикла                                                                                               школы № 8                                                      протокол №                                                                протокол №                                                                                    протокол №                                                     от от                                                                                                      от                                                                       приказ №        руководитель МО                                                                         заместитель директора по УВР                  от _______/ Черемисина С.Ю/                                                          _________/  Уткина Е.А./                                                                                                                                                                                                                                                                      Рабочая учебная программа по истории в 5 А, Б, В  классах  на 2015­2016 учебный год Разработчик: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории  Афанасьева Анастасия Александровна.Бийск 2015 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: ­Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства  образования   и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)       ­Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.:  Просвещение, 2011.  ­Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» от 30.04.2015. ­Программы «Всеобщая история. Предметная линия учебников под ред. А.А. Вигасин – О.С. Сороко­Цюпы 5­9 классы» М.­    Просвещение 2014г. ­ Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 8» на 2015­2016 уч. год  и обеспечена УМК для 5 го класса       История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2012. Рабочая тетрадь по  истории Древнего мира. Часть 1­2. – М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по  разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации  единой концепции исторического образования. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма,  гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей,  которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными  учебными действиями по истории Древнего мира.  Цель изучения курса История Древнего мира: — освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в  истории мировой цивилизации.Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего  образования. Общие задачи изучения предмета История Древнего мира следующие: — формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на  основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; — овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной  сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира» — воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и  культурного потенциала греко­римской мифологии, легенд и мифов других народов; — формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей  древнего мира; — развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; — формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ древней Г реции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного  поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного  многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.  Знание национальной и мировой истории ­ современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического  образования ­ формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной  личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории. Основные ценностные ориентиры программы Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной  цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура  представлений о мироздании. дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским  обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных  странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и  осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей  истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и  обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоениясодержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности. В программе акцентируется  внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в  контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически  выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно­следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами  будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно­деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит  сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,  дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся: — научиться пользоваться информацией; — научиться общаться; — научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно­ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе  самоидентификации и младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные  сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с  современным обществом. Место предмета «Всеобщая история» в учебном плане. Школьный предмет «Всеобщая история> должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями,  историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен  решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися. В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения  на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждении Российской Федерации выделяет на изучение всеобщей истории в 5  классе основной школы — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие  уроки по разделам, курсу (1 ч); повторению всего изученного за курс «История древнего мира» — 2 ч. Однако с учётом реализации  творческих, авторских подходов учителя, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо  расширить предлагаемый в «Тематическом планировании» вариант распределения часов, например, за счёт объединения двух параграфов,  либо углубить изучение отдельной темы.Программа по всеобщей  истории реализует три основные функции: — информационно­ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей  истории; — организационно­методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса  спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи  социализации учащихся средствами учебного предмета «История»; — социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных  закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию,  пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта  человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего. Задачи изучения истории в основной школе: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире: — овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,  экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом  процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в  соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного  общества; — развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях  прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,  в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий Технологии обучения: ­ технология развивающего обучения; ­ технология игрового обучения; ­ ИКТ – технологии. Методы обучения:­ частично­поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают  задачу. ­ исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем. В учебном  процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов. а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, самостоятельные  работы; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, самостоятельные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос  (индивидуальный, фронтальный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный  контроль. Основная форма организации учебной работы по истории в 5 классах является урок. Уроки истории  делятся на следующие типы: 1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом. 2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков. 3. Обобщения и систематизации знаний 4. Комбинированные уроки. 5. Контроля и проверки знаний/Проверки и коррекции знаний. Каждый тип урока имеет свою структуру, которая заключается в следующем:  1. Закрепление и проверка знаний ранее изученного материала. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление нового материала. а) Изучение нового материала б) Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного. в) Подготовительная работа к изучению следующей темы. Средства обучения: по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая тетрадь); по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиовизуальные (видео, компьютер);по носителю информации: бумажные (учебник), лазерные (CD­ROM, DVD); по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические  материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия), современные (СМИ, компьютеры,  мультимедиа). Технические средства обучения: ­ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; ­ магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок; ­ мультимедийный проектор; ­ экспозиционный экран; ­ компьютер; ­ принтер  Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа составляет 2 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Общая характеристика учебного предмета Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и  социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и  многоконфессиональном сообщество. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Изучение курса всеобщей истории в 5 классах основывается на проблемно­хронологическом подходе с акцентом на социализацию  учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на  необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося. Посредством программы реализуются три основные функции истории: — познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех  явлений и процессов истории человечества;— практическо­ политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития  общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма; — мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания  исторических фактов, процессов и явлений. Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда  общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей  историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского  образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных  знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия —  человек, личность в истории. Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно­хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и  наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить  динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки,  однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется  связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно­гуманитарного подхода, предполагающего  выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественнокультурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и  развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь  учитываются различия, порождён ные географической средой обитания, историческими особенностями. Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю  сложность и многомерность истории какой­либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное  Значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, Страны в переломные Моменты их  истории. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по Всеобщей истории, наиболее актуальными и  значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:— деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную  познавательную деятельность самого школьника; — компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование  комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных  качеств и отношений у учащихся основной школы; — дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных  и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному; — личностно­ ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно  инициируемое направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация  и стимулирование осмысленного учения; — проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения  проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной  ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое  отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.  Проблемный подход рассматривается как Ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения. Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах: — принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их Последовательности, взаимосвязи и  взаимообусловленности Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне  временных рамок; — принцип объективности основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает  исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; —принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и  слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе; — принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления,  процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные  возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программ ы соответствует традиционным принципам: научности,  актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического  прошлого. Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного  подходов в процессе усвоения программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности  и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и  духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, Личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических  причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов  России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения  учебного предмета, курса в данном классе Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной  общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека: — осмысление социально­нравстВенно0 опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность Метапредметные результаты:—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и  развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том  числе материалы на электронных носителях; — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,  презентация, реферат и др.); — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и  социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с  другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро­ понимания и  познания современного общества, истории собственной страны; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццнос^4 и  значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и  пространстве; — умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную  принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в  человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и  мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить  структуру подготовки учащихся 5—9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных  (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями  и умениями: 1. Знание хронологии. работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории: — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического  объекта в разные эпохи, века, периоды: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных,  текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет­ресурсов и т. п.  составлять описание исторических объектов, памяти иков. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысла значение важнейших  исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне­ школьной жизни как  основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных  мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. древние сооружения как источник наших знаний о  прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Содержание тем учебного курсаХронология ­ наука об измерении времени.  РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические  свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда в складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота  — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей в его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер.  Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща  достигать пели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине.  Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает  зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые  орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия  перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении  рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало  обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине  земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитвческая  революция (отделение земледелия и скотоводства от собврательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств,  письменноств) Тема З. Счёт лет в истории Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Тема 4. Древний ЕгипетГосударство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в древнем  Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте.  Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В  гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце  фараона. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные  животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия,  гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм  — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Г робница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила  ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности.  Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса —  древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения  инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. Повторение. достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства,  письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва  умершего). Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное)  земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Г орода из глиняных кирпичей.  Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни  от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы­ учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с  глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Г ород Вавилон становится главным в двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога  Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Закон о  рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Финикийские мореплаватели. Г еография, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и  оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о  финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин.  Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и  его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог  даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и  предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.  Библейские предания о героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование  железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас­ сирийских царей­завоевателей. Царский дворец.  Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Г ибель  Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в  Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы  (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь. Тема б. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Г ималайские горы. джунгли на берегах Ганга.  Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество  неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые» Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение  буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.Чему учил китайский мудрец Конфуции. Страна, где жили китайцы. Г еография, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские  иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства  Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь  Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага.  Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Тема 7. Древнейшая Греция Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и  открытий. Киосский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности.  Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах.  Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города­ крепости: археологические находки и исследования.  Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию  с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера <Илиада<. Миф о Троянской войне и позмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором.  Похороны Г ектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Г омера «Одиссея». Г еография странствий царя с острова Итака Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове  циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов­ государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание  греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Г еография природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики.  Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афвн. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание  недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства.  Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.Древняя Спарта. Г еография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и  илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой  и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Г реческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие  межполисной торговли.  Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада —  колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. древний город в дельте реки дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр.  Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды  победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Победа греков нал персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона.  Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Г реческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную  службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил.  Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль  Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины  победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Тема 9. Возвышение Афин в У в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское  население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига  посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних  гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы­педагоги. Занятия в школе. Палестра.  Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры.  В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в древней Г реции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и  комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы. Воспитательная роль  театральных представлений.