Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Оценка 5

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Оценка 5
Образовательные программы
doc
дефектология +1
Взрослым
19.04.2019
Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихсяДанный материал предназначен в помощь молодым специалистам -логопедам , работающим с детьми с легкой умственной отсталостью. В данном материале содержится программа для детей с легкой умственной отсталостью 3-4 классов .
умственно отстал.doc
Пояснительная записка Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа.   Своевременное   и   целенаправленное   устранение   нарушений   речи   способствует   развитию   мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся. Специфика логопедической работы обусловлена,   с   одной   стороны,   характером   нарушения   высшей   нервной   деятельности,   психопатологическими особенностями   умственно   отсталого   ребенка,   с   другой   –   особенностями   речевого   развития   и   структурой   речевого дефекта.  Нарушения   речи   у   умственно   отсталых   детей   носят   системный   характер,   они   затрагивают   как   фонетико   – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой­то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.         Коррекцию   нарушений   речи   (особенно   нарушений   звукопроизношения)   логопед   увязывает   с   общим   моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы   логопедической   ритмики.   Содержание   логопедической   работы   находится   в   соответствии   с   программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). Учитывая   быструю   утомляемость   умственно   отсталых   детей,   необходимо   проводить   частую   смену   видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Методологические и теоретические основы программы Как   и   любая   программа,   рабочая   программа   логопедических   занятий   для   обучающихся   с   легкой   степенью умственной   отсталости   (интеллектуальной   недостаточностью),   имеет   под   собой   методологические   и   теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать  принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: ­гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода; ­   системности  –   рассмотрения   ребёнка   как   целостного,   качественного   своеобразного,   динамично   развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; ­  реалистичности  –   учёта   реальных   возможностей   ребёнка   и   ситуации,   единства   диагностики   и   коррекционно­ развивающей работы; ­  деятельностного   подхода­опоры   коррекционно­развивающей   работы   на   ведущий   вид   деятельности,   свойственный возрасту; ­ индивидуально­дифференцированного подхода ­  изменение содержания, форм и способов коррекционно­развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы; ­  системного   подхода  –   взаимосвязь   коррекционно­развивающих   действий   на   звукопроизношение,   фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Не   менее   важными   методологическими   основами   и   теоретическими   предпосылками   для   создания   данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются   на   учении   Л.С.   Выготского,   А.Р.   Лурии   и   А.А.   Леонтьева   о   сложной   структуре   речевой   деятельности. Учитывая   специфику   образовательного   процесса   обучающихся,   имеющих   дефект   интеллектуального   развития,   при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.  Цели и задачи программы Цель   программы  –   коррекция   дефектов   устной   и   письменной   речи   обучающегося,   способствующей   успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений,   учебных   навыков,   слухового   и   зрительного   восприятия,  памяти,   внимания,  фонематического   слуха)   и общей координации движений, мелкой моторики. Организация работы по программе Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует организации специальной логопедической работы. Форма   занятий   ­индивидуальная.   В   соответствии   с   расписанием   занятий   с   обучающимся   проводятся индивидуальные занятия общей продолжительностью 20 минут. Нарушения   речи   у   умственно   отсталых   детей   носят   системный   характер,   они   затрагивают   как   фонетико   ­ фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой­то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями   логопедической   работы   в   коррекционной   школе   являются   максимальное   включение   анализаторов   и использование максимальной и разнообразной наглядности.        Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную   обстановку   значительно   повышается,   если   используется   дидактический   материал   в   соответствии   с   темой программы, которая изучается в классе.  Лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения. В структуру занятия может входить: ­ упражнения для развития артикуляционной моторики; ­ упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; ­ дыхательная гимнастика; Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов; ­ работа со словами, звуко­слоговой анализ слов; ­ работа над предложением, текстом; ­ обогащение и активизация словарного запаса.      Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.     На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого обучающегося. Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2­4 обучающихся. При необходимости учитель­ логопед производит перераспределение обучающихся по группам.   Учитель­логопед проводит работу в тесной связи с учителями,  родителями,  педагогом­психологом,   медицинскими   работниками   и   большое   внимание   уделяет   работе   по пропаганде логопедических знаний.  При   завершении   логопедических   занятий   учитель­логопед   инструктирует   учителя   о   приемах   доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время. В системе коррекционной работы   по   преодолению   всех   видов   речевых   нарушений   полезны   занятия   по   логопедической   ритмике.   Основным материалом   для   таких   занятий   являются   разнообразные   речедвигательные,   музыкально–ритмические   и   другие упражнения. При   умственной   отсталости   нарушаются   все   компоненты   речи:   её   фонетико­фонематическая   сторона,   лексика, грамматический строй, связная речь.  При   умственной   отсталости   нарушаются   все   компоненты   речи:   её   фонетико­фонематическая   сторона,   лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие   русского   языка,   у   которых   возникают   большие   трудности   в   процессе   обучения.   Встречаются   трудности   в произношении, в письме. Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются   и   другие,   как   характерные   для   недостаточно   сформированного   навыка   правильного   письма,   так   и свойственные только этим детям. Данная   программа   разработана   с   учетом   последовательной   поэтапной   коррекции   всех   компонентов   речевой деятельности. Коррекционная работа с обучающимися 4 класса проводится на фонематическом уровне. Задачей этого раздела является   устранение   фонематической   дислексии,   мнестической   дислексии,   акустической   дисграфии   и   дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство.  Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно­пространственного анализа и синтеза. Устранение семантической дислексии Коррекционная   работа   на   лексическом   уровне.   Ударение   в   слове.   Схемы   слого­ритмической   структуры   слов. Безударные гласные.   Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося Учащийся должен уметь:  различать пары звуков, имеющих акустико­артикуляционное сходство,  различать буквы, имеющие кинетическое сходство,  ставить ударение,  строить слоговую и побуквенную схему слова, Учащийся должен знать:  алфавит,  название букв,   парные звонкие и глухие согласные,  твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),  знать вопросы к словам (предметам, действиям и признакам). Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих  параметров: связная речь, словарь, грамматический строй речи, звуковая сторона речи, слоговая сторона речи,  фонематические процессы, чтение, письмо. № Название раздела, темы логопедического занятия Календарно­тематическое планирование Задачи 1 четверть Обследование. 3 ч. Кол­во часов Дата План Факт 1 2 3 4 Обследование слоговой структуры  слова. Обследование чтения. Обследование письма. Выявить степень владения слоговой  структурой. Выявить наличие нарушений чтения. Выявить наличие нарушений письма. Предложение. Слово. Звуковой анализ. 5 ч. Закрепить различие в понятиях  «предложение» и «слово». 1 1 1 1 5 6 7 8 9 Звуки и буквы.  Алфавит. Звуки и буквы.  Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Слоги.  Слогообразующая роль  гласных. Закрепить навыки дифференциации звуков и  букв. Закрепить навыки дифференциации звуков и  букв. Закрепить умение различать гласные на слух,  в произношении и на письме. Закрепить умение различать согласные на  слух, в произношении и на письме. Слоговая структура слова. 2 ч. Закрепить умение делить слова на слоги. 10 Слоги.  Слогообразующая роль  Закрепить умение делить слова на слоги. гласных. 2 четверть 1 1 1 1 1 . 1 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. 11 Твердые и мягкие согласные перед  гласными  Ы­И в слогах. 14 ч. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. 12 Твердые и мягкие согласные перед  гласными  Ы­И в словах. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. 1 1 13 Твердые и мягкие согласные перед  гласными  А­Я в слогах. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. 14 15 16 17 18 Твердые и мягкие согласные перед  гласными  А­Я в словах. Твердые и мягкие согласные перед  гласными У­Ю в слогах.     Твердые и мягкие согласные перед  гласными У­Ю в словах.     Твердые и мягкие согласные перед  гласными  О­Ё в слогах.    Твердые и мягкие согласные перед  гласными  О­Ё в словах.    19 Обозначение мягкости согласных  при помощи буквы «е». 20 Обозначение мягкости согласных  при помощи буквы «ь». Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. 21 Обозначение мягкости согласных  при помощи буквы «ь». Закрепить умение различать твердые и  мягкие согласные на слух, в произношении и  правильно оформлять в письменной речи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 Итоговое занятие по теме «твердые  Проверить уровень знаний учащихся. и мягкие согласные». 23 24 Занимательная логопедия. Занимательная логопедия. 1 1 1 3 четверть Дифференциация звонких и глухих парных согласных. 25 Звонкие и глухие согласные. 26 Дифференциация       В ­ Ф в слогах  и словах. 27 Дифференциация  Г­К в  предложении. 28 Дифференциация Д­Т в слогах и  словах. 29 Дифференциация Ж­Ш в слогах и  словах. 30 Дифференциация З­С в слогах и  словах. 31 Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные». 7 ч. Закрепить умение различать звонкие и глухие  согласные на слух, в произношении и на  письме (в сильной позиции). Учить различать звуки, имеющие акустико­ артикуляционное сходство на слух, в  собственном произношении и на письме. Учить различать звуки, имеющие акустико­ артикуляционное сходство на слух, в  собственном произношении и на письме. Закрепить умение различать звонкие и глухие  согласные на слух, в произношении и на  письме (в сильной позиции). Закрепить умение различать звонкие и глухие  согласные на слух, в произношении и на  письме (в сильной позиции). Закрепить умение различать звонкие и глухие  согласные на слух, в произношении и на  письме (в сильной позиции). Проверить уровень знаний учащихся. 32 Ударение. Выделение ударных  гласных. 33 Ударение. Выделение ударных  гласных. Ударение.  3 ч Закрепить умение выделять безударный  гласный. Закрепить умение выделять безударный  гласный. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Безударные гласные.  ­ выделение безударной гласной в  корне; ­ подбор проверочных слов. Закрепить умение определять безударный  гласный в слове.                                                 Слова, обозначающие предметы.    11 ч 35 36 37 38 39 Слова обозначающие предметы. Различение одушевленных и не  одушевлённых предметов. Слова, обозначающие один и много  предметов. Существительные в родительном  падеже единственного и  множественного числа. Существительные мужского рода. 40 Существительные женского рода. 41 Существительные среднего рода. 42 43 44 Слова, обозначающие большой и  маленький предмет. Слова­предметы, имеющие  противоположное значение. Слова­предметы, близкие по  значению. Закрепить понятие о словах , обозначающих  предмет. Учить различать предметы по вопросам «кто  это?», «что это?» Закрепить умение образовывать  множественное число имени  существительного Учить образовывать множественное число  имени существительного в родительном  падеже. Учить определять род имени  существительного, заменяя слова­предметы  подходящими по смыслу местоимением (он). Учить определять род имени  существительного, заменяя слова­предметы  подходящими по смыслу местоимением (она). Учить определять род имени  существительного, заменяя слова­предметы  подходящими по смыслу местоимением (оно). Учить образовывать слова, обозначающие  маленький предмет с помощью  уменьшительно­ласкательных суффиксов. Учить подбирать слова­предметы, имеющие  противоположное значение (антонимы). Учить подбирать слова­предметы, близкие по  значению (синонимы). 1 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4 четверть 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Слова, обозначающие действия  предметов. Изменение слов, обозначающих  действия, по родам. Слова, обозначающие действие предмета. 2 ч. Закрепить умение правильно употреблять  грамматическую форму глагола. Учить правильно согласовывать имена  существительные с глаголами в роде. Слова, обозначающие признак предмета. 2 ч Слова, обозначающие признаки  предметов. Выделение ведущих признаков  предметов (цвет, величина, форма) Закрепить представление о словах ,  обозначающих признак предмета. Учить выделять ведущие признаки  предметов.                                                           Предлоги.  3 ч Предлог БЕЗ. Предлог ПОД, НАД Предлог ОКОЛО, ПЕРЕД Предложение: Словосочетание и предложение. Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. Уточнить конкретнопространственное значение предлогов. Уточнить конкретнопространственное  значение предлогов. Уточнить конкретнопространственное  значение предлогов. Предложение. 4 ч Формировать понятие о предложении как  речевой единице. Учить отличать сочетание слов от  законченного предложения. Формировать представление об интонации и о знаках препинания. Формировать представление об интонации и о знаках препинания. Формировать представление об интонации и о знаках препинания. Текст. 2 ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 56 57 Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану. Формировать умение связно излагать текст,  используя опорные слова. Закреплять умение создавать  повествовательный текст, последовательно  излагать части рассказа. 58 Фронтальное обследование. Обследование. 1 ч 1ч 1ч 1ч

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование  для детей с легкой умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019