Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Оценка 5
Образовательные программы
doc
дефектология +1
Взрослым
19.04.2019
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихсяДанный материал предназначен в помощь молодым специалистам -логопедам , работающим с детьми с легкой умственной отсталостью. В данном материале содержится программа для детей с легкой умственной отсталостью 3-4 классов .
умственно отстал.doc
Пояснительная записка
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая
работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся. Специфика логопедической работы
обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими
особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого
дефекта.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико –
фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на
речевую систему в целом, а не только на какойто один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической
работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной
и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным
развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной
моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий,
элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой
обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает обучающихся к усвоению программы
по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При
этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского
языка (осознание и анализ языковых явлений).
Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов
деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых
детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем
работа с нормальными детьми. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, рабочая программа логопедических занятий для обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточностью), имеет под собой методологические и теоретические
основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию
программы и организацию работы по ней:
гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося
субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно
развивающей работы;
деятельностного подходаопоры коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный
возрасту;
индивидуальнодифференцированного подхода изменение содержания, форм и способов коррекционноразвивающей
работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционноразвивающих действий на звукопроизношение, фонематические
процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной
программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых
нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые
базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса обучающихся, имеющих дефект интеллектуального развития, при
создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающегося, способствующей успешной
адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепление на словесном материале
исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию
дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения
уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных
умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и
общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует организации специальной
логопедической работы.
Форма занятий индивидуальная. В соответствии с расписанием занятий с обучающимся проводятся
индивидуальные занятия общей продолжительностью 20 минут.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико
фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на
речевую систему в целом, а не только на какойто один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической
работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и
использование максимальной и разнообразной наглядности.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и
особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в
учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой
программы, которая изучается в классе. Лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках
трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика; Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
работа со словами, звукослоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом
классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого обучающегося. Индивидуальные занятия проводятся с
обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности
речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 24 обучающихся. При необходимости учитель
логопед производит перераспределение обучающихся по группам. Учительлогопед проводит работу в тесной связи с
учителями, родителями, педагогомпсихологом, медицинскими работниками и большое внимание уделяет работе по
пропаганде логопедических знаний.
При завершении логопедических занятий учительлогопед инструктирует учителя о приемах доведения
достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время. В системе коррекционной
работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным
материалом для таких занятий являются разнообразные речедвигательные, музыкально–ритмические и другие
упражнения.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетикофонематическая сторона, лексика,
грамматический строй, связная речь.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетикофонематическая сторона, лексика,
грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не
знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в
произношении, в письме.
Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии
отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и
свойственные только этим детям. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой
деятельности.
Коррекционная работа с обучающимися 4 класса проводится на фонематическом уровне. Задачей этого раздела
является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии,
связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на
формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и
глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической
сходство.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного
гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений,
зрительнопространственного анализа и синтеза.
Устранение семантической дислексии
Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
Учащийся должен уметь:
различать пары звуков, имеющих акустикоартикуляционное сходство,
различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
ставить ударение,
строить слоговую и побуквенную схему слова,
Учащийся должен знать:
алфавит,
название букв,
парные звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),
знать вопросы к словам (предметам, действиям и признакам).
Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих
параметров: связная речь, словарь, грамматический строй речи, звуковая сторона речи, слоговая сторона речи,
фонематические процессы, чтение, письмо.
№
Название раздела, темы
логопедического занятия
Календарнотематическое планирование
Задачи
1 четверть
Обследование.
3 ч.
Колво
часов
Дата
План
Факт
1
2
3
4
Обследование слоговой структуры
слова.
Обследование чтения.
Обследование письма.
Выявить степень владения слоговой
структурой.
Выявить наличие нарушений чтения.
Выявить наличие нарушений письма.
Предложение. Слово.
Звуковой анализ.
5 ч.
Закрепить различие в понятиях
«предложение» и «слово».
1
1
1
1 5
6
7
8
9
Звуки и буквы. Алфавит.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слоги. Слогообразующая роль
гласных.
Закрепить навыки дифференциации звуков и
букв.
Закрепить навыки дифференциации звуков и
букв.
Закрепить умение различать гласные на слух,
в произношении и на письме.
Закрепить умение различать согласные на
слух, в произношении и на письме.
Слоговая структура слова.
2 ч.
Закрепить умение делить слова на слоги.
10 Слоги. Слогообразующая роль
Закрепить умение делить слова на слоги.
гласных.
2 четверть
1
1
1
1
1
.
1
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.
11
Твердые и мягкие согласные перед
гласными ЫИ в слогах.
14 ч.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
12
Твердые и мягкие согласные перед
гласными ЫИ в словах.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
1
1 13
Твердые и мягкие согласные перед
гласными АЯ в слогах.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
14
15
16
17
18
Твердые и мягкие согласные перед
гласными АЯ в словах.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными УЮ в слогах.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными УЮ в словах.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными ОЁ в слогах.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными ОЁ в словах.
19 Обозначение мягкости согласных
при помощи буквы «е».
20 Обозначение мягкости согласных
при помощи буквы «ь».
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
21 Обозначение мягкости согласных
при помощи буквы «ь».
Закрепить умение различать твердые и
мягкие согласные на слух, в произношении и
правильно оформлять в письменной речи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 22 Итоговое занятие по теме «твердые
Проверить уровень знаний учащихся.
и мягкие согласные».
23
24
Занимательная логопедия.
Занимательная логопедия.
1
1
1
3 четверть
Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
25
Звонкие и глухие согласные.
26 Дифференциация В Ф в слогах
и словах.
27 Дифференциация ГК в
предложении.
28 Дифференциация ДТ в слогах и
словах.
29 Дифференциация ЖШ в слогах и
словах.
30 Дифференциация ЗС в слогах и
словах.
31 Итоговое занятие по теме «звонкие и
глухие согласные».
7 ч.
Закрепить умение различать звонкие и глухие
согласные на слух, в произношении и на
письме (в сильной позиции).
Учить различать звуки, имеющие акустико
артикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Учить различать звуки, имеющие акустико
артикуляционное сходство на слух, в
собственном произношении и на письме.
Закрепить умение различать звонкие и глухие
согласные на слух, в произношении и на
письме (в сильной позиции).
Закрепить умение различать звонкие и глухие
согласные на слух, в произношении и на
письме (в сильной позиции).
Закрепить умение различать звонкие и глухие
согласные на слух, в произношении и на
письме (в сильной позиции).
Проверить уровень знаний учащихся.
32 Ударение. Выделение ударных
гласных.
33 Ударение. Выделение ударных
гласных.
Ударение. 3 ч
Закрепить умение выделять безударный
гласный.
Закрепить умение выделять безударный
гласный.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 34
Безударные гласные.
выделение безударной гласной в
корне;
подбор проверочных слов.
Закрепить умение определять безударный
гласный в слове.
Слова, обозначающие предметы. 11 ч
35
36
37
38
39
Слова обозначающие предметы.
Различение одушевленных и не
одушевлённых предметов.
Слова, обозначающие один и много
предметов.
Существительные в родительном
падеже единственного и
множественного числа.
Существительные мужского рода.
40
Существительные женского рода.
41
Существительные среднего рода.
42
43
44
Слова, обозначающие большой и
маленький предмет.
Словапредметы, имеющие
противоположное значение.
Словапредметы, близкие по
значению.
Закрепить понятие о словах , обозначающих
предмет.
Учить различать предметы по вопросам «кто
это?», «что это?»
Закрепить умение образовывать
множественное число имени
существительного
Учить образовывать множественное число
имени существительного в родительном
падеже.
Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы
подходящими по смыслу местоимением (он).
Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы
подходящими по смыслу местоимением (она).
Учить определять род имени
существительного, заменяя словапредметы
подходящими по смыслу местоимением (оно).
Учить образовывать слова, обозначающие
маленький предмет с помощью
уменьшительноласкательных суффиксов.
Учить подбирать словапредметы, имеющие
противоположное значение (антонимы).
Учить подбирать словапредметы, близкие по
значению (синонимы).
1
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч 4 четверть
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Слова, обозначающие действия
предметов.
Изменение слов, обозначающих
действия, по родам.
Слова, обозначающие действие предмета.
2 ч.
Закрепить умение правильно употреблять
грамматическую форму глагола.
Учить правильно согласовывать имена
существительные с глаголами в роде.
Слова, обозначающие признак предмета. 2 ч
Слова, обозначающие признаки
предметов.
Выделение ведущих признаков
предметов (цвет, величина, форма)
Закрепить представление о словах ,
обозначающих признак предмета.
Учить выделять ведущие признаки
предметов.
Предлоги. 3 ч
Предлог БЕЗ.
Предлог ПОД, НАД
Предлог ОКОЛО, ПЕРЕД
Предложение:
Словосочетание и предложение.
Повествовательное предложение.
Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Уточнить конкретнопространственное
значение предлогов.
Уточнить конкретнопространственное
значение предлогов.
Уточнить конкретнопространственное
значение предлогов.
Предложение. 4 ч
Формировать понятие о предложении как
речевой единице.
Учить отличать сочетание слов от
законченного предложения.
Формировать представление об интонации и о
знаках препинания.
Формировать представление об интонации и о
знаках препинания.
Формировать представление об интонации и о
знаках препинания.
Текст. 2 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч 56
57
Пересказ текста по вопросам.
Пересказ текста по плану.
Формировать умение связно излагать текст,
используя опорные слова.
Закреплять умение создавать
повествовательный текст, последовательно
излагать части рассказа.
58
Фронтальное обследование.
Обследование. 1 ч
1ч
1ч
1ч
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Календарно-тематическое планирование для детей с легкой умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.