1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по логопедическому занятию для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Положением о
рабочей программе общего образования БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, Учебным планом, годовым календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская
общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
Основой для создания данной программы явились программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
для 04 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 04 классы
(VIII вид) / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011).
Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие
себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е.
Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения,
тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем
уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй,
словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Цель предмета – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи предмета:
1.Создание условий для формирования правильного звукопроизношения.
2.Развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и
письменной речи.
2 3.Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.
4.Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Логопедическая занятие занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями
здоровья. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности
возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка
(произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого
характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы,
проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушения сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной
речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий). Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на
речевую систему в целом.
Основные методы обучения:
по способам подачи речевого материала:
1) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
2) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
по источнику знаний:
1) практические (упражнения тренировочные, подражательноисполнительские, коррекционные; игры дидактические; функциональные
тренировки для дыхания, голоса, артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
2) наглядные (графические, символические, иллюстративные):
3) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа; анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы).
Основной формой организации образовательного процесса является занятие, которое строится на принципах коррекционно
развивающего обучения: групповые занятия 40 минут, индивидуальные занятия 20 минут. Коррекционные групповые логопедические занятия
проводятся 3 раза в неделю. С 115 сентября проводится обследование учащихся, включающее в себя изучение нарушений устной и письменной
3 речи, заполнение речевых карт, комплектование групп по однородности нарушений, составление перспективных планов групповой,
индивидуальной коррекционноразвивающей работы.
Контроль реализации программы:
мониторинг
Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей: чтение, русский язык, мир
стартовая диагностика устной речи
итоговая диагностика
природы и человек, речевая практика и др.
ОПИСАИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Логопедическое занятие» относится к образовательной области «Коррекционные технологии». Данная рабочая программа в
соответствии с Учебным планом, годовым календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2016/2017 учебный год, предусматривает изучение
предмета «Логопедическое занятие» в количестве 93 часа в год (3 часа в неделю).
Срок реализации программы 1 год.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе коррекции речевых нарушений у учащихся формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к предмету,
понимание того, что правильная письменная и устная речь является показателем общей культуры человека. На логопедических занятиях
обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях
общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Работая над исправлением различных форм
нарушений речи, формируются речевые умения и навыки, тем самым развивая у школьников познавательные способности и психические
функции.
Проведение коррекционнопедагогической работы побуждает у детей внутреннюю потребность в общении, возникает желание говорить и
слушать собеседника. Велико значение логопедического занятия для расширения знаний и представлений детей об окружающем мире, для
развития диалогической и монологической речи. Успехи в преодолении нарушений развития устной и письменной речи во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 Личностные результаты:
1) ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.;
2) уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своему народу, к своей родине, к другим народам, принятие
ценностей других народов.
3) формирование эмоционального контакта с учителем, умение адекватно себя вести, реагировать на обращение учителя;
4) формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках;
5) развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
6) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
11) оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и
этических ценностей.
Метапредметные результаты:
1) самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
2) определять цель учебной деятельности;
3) определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
4) обсуждать проблемные вопросы, работа по предложенному учителем плану.
5) определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;
6) корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
7) отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;
8) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
9) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
10) извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
11) наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;
5 12) участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
13) оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
14) читать вслух и про себя тексты учебников, художественных книг, понимать прочитанное;
15) выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать и уметь:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по прочитанному;
писать строчные и прописные буквы;
писать на слух отдельные буквы, слоги, слова.
называть предметы и соотносить их с картинками;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Совершенствование произносительной стороны речи.
Формирование артикуляторной базы. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во
фразах.
Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие
глухие, твёрдые – мягкие).
Развитие фонетикофонематических процессов.
Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Развитие различных форм звукового анализа: выделение звука из слова,
узнавание и выделение в словах заданных звуков. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков.
Фиксация буквой начального звука в схемах слов при назывании предметных картинок. Воспроизведение ряда слоговых комплексов близких по
звучанию и данных в рифмованной форме.
Изучение звуков и букв и соотнесение их со звуками, усвоение слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными
звуками. Дифференциация глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуков в устной речи.
6 Развитие лексики.
Обогащение, активизация словаря именами существительными, глаголами, именами прилагательными, наречиями. Обобщающие понятия.
Актуализация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Игры и игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Птицы»,
«Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Посуда», «Профессии», «Мебель», «Моя семья», «Одежда и обувь»,
«Транспорт», «Осень», «Дары осени», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Весна», «Перелётные птицы», «Весна.
Растения луга и сада», «Цветы», «Насекомые».
Обогащение словарного запаса в процессе развития умения пользоваться различными способами словообразования. Образование
качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени сравнения.
Формирование грамматического строя речи.
Словоизменение имён существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имён существительных.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего
времени. Согласование числительных с существительными.
Работа по развитию связной речи.
Обучение умению слушать и понимать вопросы. Распространение предложений за счёт введения имён прилагательных и однородных
членов. Использование новых слов и предложений по теме ситуации.
Составление рассказа с опорой на вопросы, с опорой на предметные картинки, выборочный пересказ. Составление рассказа на основе
событий заданной последовательности по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинносимволической схемы к каждому
предложению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение к рабочей программе «Логопедическое занятие», 1 класс
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы (основной)
7 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе:Учеб.пособие для студентов дефектологического фак.
пед. интов. – М.: Просвещение, 1994. – 272с.
2. «Программа подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида» автор И.М. Бгажнокова,
Москва Просвещение 2011г.
3. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», 2006
4. Ишимова О. А., Шаховская С.Н. Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно
методические материалы: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2014. 126с, ил.
5 Ишимова О. А., Шаховская С.Н. Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно
методические материалы: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2014. 126с, ил.
Список литературы (дополнительной)
1. Бажанова Е.А. Дидактический материал по русскому языку (АБВГДейка). Учебнонаглядное пособие для подготовительного, первого
классов по обучению чтению и методическое руководство для учителей. (96 карточек).
2. Батяева С.В., Савостьянова Е.В Альбом по развитию речи для самых маленьких Москва РОСМЭН, 2011.
3 Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно
методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «ГномПресс», 199964с.
4. И.И. Волкова Учебнометодическое пособие «Найди картинку», 2008
5. И. Гайдина Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи . 14 классы. М.: «ВАКО», 2007,
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи, Чувашское книжное издательство, Чебоксары – 1976г.
7. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагоговдефектологов. /Пер. с англ./ М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 144с. – (Коррекционная педагогика).
8. Гушина Е.В. Игры и упражнения по развитию памяти, мышления, внимания у детей с задержкой психического развития. Чебоксары –
1991.
9. Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Ипатова Н.Л., и т.д. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для
детей с тяжёлыми нарушениями речи: Пособие для учителя.: Просвещение, 1992. – 96.
10. Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. 222с. с ил.
11. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин
тов. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.
13. Л.В.Зубарева.«Коррекция письма на уроках 34 классы» Волгоград: Учитель, 2009
8 14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 280с.: ил.
15. Коррекция письма на уроках: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.сост. Л.В.Зубарева Волгоград: Учитель,
2008
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико
фонетическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «ГномПресс», «Новая школа», 1998. 240с. Серия «В помощь логопеду».
17. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
18. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для
логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
19. Крупенчук О. И. Научите меня говорить
20. Логопедия: Учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учебн. заведений/ Под ред. Л,С, Волковой, С.Н. Шаховской. 3е изд.,
перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 202.680с. (Коррекционная педагогика).
21. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1 Издательство «ГНОМ и Д», 2006. 32с.
22. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2 Издательство «ГНОМ и Д», 2006. 32с.
23. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 3 Издательство «ГНОМ и Д», 2006. 48с.
24. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй мир».
Часть1 Овощи. Фрукты. Ягоды. Часть 2 Деревья. Грибы. Цветы. Часть 5 Одежда. Обувь. Часть 7 Дома. Улицы. Транспорт. Мебель.
Почта. Эектроприборы. М.: Баласс, 2004.
25. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / М.: ООО»
Издательство АСТ», 2003.44, [4] с.:ил.
26. Соколова Ю.А. Развитие речи. – М.: Издво Эксмо, 2004.224сю, ил.
27. Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярославль. 1992.
28. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: Лань., СанктПетербург, 1997.31
29. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. К.: ГИППВ, 1999,272с.
30. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998224с.31.
Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издво «АРГО»,
199680с.
32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебнометодическое пособие.
М.:»ГномПресс», 1999.80с.
33. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: АРКТИ, 2007
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
9 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сюжетные картинки.
Предметные картинки.
Дидактические игры.
Схемы (слово, предложение).
Разрезная азбука.
Азбука в картинках.
Художественная литература: русские народные сказки, стихи.
Лента букв.
DVD по предмету.
. gov
. ru
. ed . gov
. ru
. mon
. gov
:// www
:// www
:// www
. obrnadzor
Интернетресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http
. ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http
. ug . ru
Учительская газета http
:// www
:// ps .1 september
Газета "Первое сентября" http
. ru
. slovary
Русские словари. Служба русского языка http
:// www
. ru
Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http
:// slovary
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http
Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности: статья http://almanah.ikprao.ru/11/pril01.htm
Дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна. http://shishkova.ru Описание: "Публикации и методические материалы для студентов и
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
педагоговдефектологов по методике преподавания учебных предметов детям с нарушениями интеллектуального развития; статьи коллег
дефектологов; указатели журнальных статей по дефектологии, коррекционной педагогике, специальной психологии."
11.
12.
13.
14.
15.
16.
отсталости. http://method.altai.rcde.ru/items.asp?id=20000034
. gramota
:// vidahl
. ru
. agava
Дефектологический факультет МГОПУ им.М.А.Шолохова http://
Изучение чтения детей с отклонениями в развитии: итоги и перспективы http://www.rusreadorg.ru/issues/goncharova/2.htm
Институт коррекционной педагогики СГПУ http://www.sgpu.info/ikp/page.php?id=202
Институт коррекционной педагогики. Ресурсный центр страны http://www.ikprao.ru/products/z1995_98.htm
Каталог ресурсов по проблеме воспитания и обучения детей и подростков с умственной отсталостью
Подборка материалов по проблемам психологии, развития, обучения, воспитания детей и подростков с разными формами умственной
. mgopu
- r . htm
. rulfc
www
- def
. ru
10 u /
17.
Коммуникативная направленность учебновоспитательного процесса как средство социальной адаптации учащихся (обобщение опыта).
Малышкина Антонина Георгиевна учитель русского языка Черноотрожской специальной (коррекционной) школыинтерната VIII вида
Саракташского района http://bank.orenipk.ru/Text/t28_17.htm
18. Логопед. http://www.logopedsfera.r
19.
20.
21.
22.
23.
ЛогоПункт: коррекция нарушения речи http://www.logopunkt.ru/board.php
Логопед: проект для родителей и специалистов http://www.logoped.org
Областной Институт Усовершенствования Учителей г.Биробиджан. Коррекционная педагогика
http://www.edueao.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=44&Itemid=72
Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/Books/1/0269/1_02691.shtml
11
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по логопедическому занятию (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.