Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по алгебре к учебнику Алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением математики.
А.Г.Мерзляк, В.М. Поляков-М. Вента-Граф,2015
Составлевна в соответствии со следующими документами:
Федерального закона от29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Росийской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 № 1897.
Авторской программы А.Г.Мерзляк,М.С.Якир, Е.В.Якир(Математика: программы:5-11 кассы А.Г Мерзляк,М.С. Якир\.-М.:Вента-Граф.2015.)Разработано подробное Календарно - тематическое планирование к учебнику Алгебра 9 для углубленного изучения математики 6 ч.н всего на 204 часа.
Алгебра 9 п (угл.)Мерзляк.поляков 2018.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 533
«Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района СанктПетербурга
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей математики и
физики
___________________
протокол №__1_
от «30» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
______________________
Н.Г. Полуаршинова____
«30» августа 2018 г.
УТВЕРЖДЕНА
директор ГБОУ
лицей№533
___________________
М.Ю. Кунц_______
«30» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по Алгебре ________
класс _________9Э__________
учитель С.И.Жигалова, ВКК_
1 20182019 учебный год
2 Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре к учебнику Алгебра 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением математики.
А.Г.Мерзляк, В.М. ПоляковМ. ВентаГраф,2015
Составлевна в соответствии со следующими документами:
Федерального закона от29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Росийской
Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования от 17 декабря 2010 № 1897.
Авторской программы А.Г.Мерзляк,М.С.Якир, Е.В.Якир(Математика: программы:511
кассы А.Г Мерзляк,М.С. Якир\.М.:ВентаГраф.2015.)
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого
человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и
применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков,
понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и
др.
Без математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования,
так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики
(экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и
многие другие).
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического
стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого
мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и
аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования
вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать,
обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
Математике, в частности – алгебре, принадлежит ведущая роль в формировании ал
горитмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и
конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках
математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры
человека.
Таким образом, данная программа направлена на достижение следующих целей:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения
в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования;
интеллектуальное развитие учащихся,
формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной
•
•
3 жизни в обществе;
• формирование представлений о математических идеях и методах;
• формирование представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
•
•
•
понимания значимости математики для общественного прогресса;
отношения к математике как части
воспитание культуры личности,
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,
критичность мышления, интуиция, логическое мышление, пространственных
представлений;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
Углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся
интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на
профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в
высших учебных заведениях.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования М.: Дрофа,
2004
• Бурмистрова Т. А. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 79. М.
Просвещение. 2008г
• Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Алгебра – один из важнейших компонентов математического образования. Содержание
программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на углубленном
уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы,
предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего образования по математике.
На изучение алгебры (углубленный курс) в 9 классе отводится 6ч. в неделю 204ч,
Программой предусмотрено проведение 10 контрольных работ по основным темам
курса, включая итоговую (рассчитанную на 2 часа) контрольную работу.
4 Контрольные работы распределены по разделам следующим образом:
• Контрольная работа № 1 по теме: «Функции. Графики функций» 1ч.
• Контрольная работа № 2 по теме: «Квадратичная функция» 1ч.
• Контрольная работа № 3 «Применение свойств функций» 1ч.
• Контрольная работа № 4 по теме «Неравенства.метод интервалов»1ч
• Контрольная работа № 5 по теме «Дробо рациональные неравенства и системы
неравенств» 1ч.
• Контрольная работа № 6 по теме «Решение систем уравнений» 1ч.
• Контрольная работа № 7 по теме «Математическое моделирование»1ч
• Контрольная работа № 8 по теме «Последовательности» 1ч.
• Контрольная работа № 9 по теме: «Элементы комбинаторики и теории
вероятностей» 1ч.
• Итоговая контрольная работа № 10 – 2ч.
Тематический план (основное содержание курса)
по алгебре
9 класс (политехнический профиль)
Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным
изучением математики. А.Г.Мерзляк, В.М. ПоляковМ. ВентаГраф,2016
Количество часов: 6 часов в неделю, 34 недели, всего 204 часов.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
ГИА – банк данных по математике
УМК «Живая математика
Программа Geometry
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
КУ — комбинированный урок.
КЗУ — контроль знаний и умений
КР – контрольная работа
СР – самостоятельная работа
Характеристика класса: Рабочая программа Алгебра составлена с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся политехнического класса и специфики классного коллектива.
Отличительной возрастной особенностью детей является интерес к межличностному
общению. Между обучающимися достаточно бесконфликтные отношения. Часть
5 обучающихся класса – это дети с средним уровнем способностей и не высокой мотивацией
учения. 15 процентов класса имеют способности выше среднего и имеют мотивацию к
обучению. В содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности,
предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки изученного материала,
так и на этапе контроля. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения
своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня
работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость
использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала,
разнообразных методов работы:
объяснительноиллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частично поисковый, или эвристический, метод;
исследовательский метод.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности
обучаемых нарастает.
При переводе обучающегося (общающихся) на обучение по индивидуальному
образовательному маршруту, учащемуся выставляются текущие и/или итоговые оценки в
соответствии с индивидуальным графиком консультаций и аттестации, с учетом возможности
аттестации на основе зачета результатов обучения в других образовательных организациях.
6 Тематическое планирование
(СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ)
Повторение материала 8 класса (10 час)
О с н о в н а я цель – на вводном уроке повторить материал 8 класса.
Раздел 1. Функции (29 часов)
Переменные величины, понятие функции. Способы задания функции. График
функции. Линейная функция. Функции | х |, [х], {х}, sqn х, k/x. Преобразование графиков
функций (параллельный перенос, растяжение, сжатие). Построение графиков функций,
содержащих знак модуля. Квадратичная функция. Зависимость свойств квадратичной
функции х2 + рх + q от коэффициентов р и q. Примеры зависимостей, выражающихся
квадратичной функцией. Дробнолинейная функция и ее график. Четные и нечетные
функции. Возрастающие и убывающие функции. Наибольшее и наименьшее значения функции
на промежутке. Точки максимума и минимума. Примеры исследования некоторых рациональ
ных функций и построение графиков их функций. Построение графика функции 1/f . Чтение
графиков функций.
Применение свойств квадратичной функции к решению задач на нахождение
наибольших и наименьших значений. Понятие о простейших математических моделях.
Функции в экономике.
О с н о в н а я цель — сформулировать представление о функции как соответствии
между двумя множествами; укрепить навыки нахождения значений функций, заданных
формулой, таблицей, графиком; научить проведению исследования функций, указанных в
программе, элементарными средствами; овладеть основными приемами преобразований
графиков и применять их при построении графиков; научить применению графиков линейной,
квадратичной и дробнолинейной функций к решению уравнений, неравенств, систем
уравнений и систем неравенств.
При изучении этой темы учащиеся встречаются с понятием асимптоты при построении
графиков функций 1/f и графиков дробнолинейных функций. Учащиеся знакомятся с по
нятием математической модели экономических процессов.
Раздел 2. Квадратичная функция.(5 часов)
Квадратичная функция, график квадратичной функции, ось параболы, формула
абсциссы параболы, направление ветвей параболы, алгоритм построения параболы.
Раздел 3. Уравнения, неравенства и их системы (61 часа)
Уравнения и их системы .
Уравнения с одной переменной, равносильные уравнения. Следствия уравнений. Целые
рациональные уравнения. Основные методы решения целых рациональных уравнений (метод
разложения на множители, введение новой переменной). Формулы Виета для уравнений
высших степеней. Дробнорациональные уравнения.
Основные определения и методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод
алгебраического сложения уравнений, метод замены переменной, метод разложения на
множители). Уравнения и системы уравнений с параметрами. Геометрический смысл модуля
числа.
7 Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с
двумя переменными и их систем.
О с н о в н а я цель — выработать умение решать рациональные уравнения и системы
рациональных уравнений различными методами; показать учащимся способы нахождения
рациональных корней целых рациональных уравнений и систем уравнений; выработать умение
решать простейшие иррациональные уравнения.
При изучении этой темы учащиеся переходят от изучения линейных и квадратных
уравнений к решению уравнений с одной переменной общего вида f(x) = g(x). Особое
внимание уделяется случаю, когда f(x) и g(x) — целые рациональные выражения. В связи с
этим большое внимание уделяется вопросам деления многочлена на многочлен с остатком.
Вводится понятие корня многочлена. Доказывается теорема Безу. Для нахождения значений
многочлена при заданном значении переменной вводится схема Горнера. Доказывается, что
многочлен степени n не может иметь более чем n различных корней. Учитывая, что при
решении рассматриваемых уравнений могут появляться посторонние корни и происходить
потеря корней, достаточно внимания уделяется вопросам равносильности уравнений.
Дается обоснование решения целых рациональных уравнений Рп (х) =0 методом
разложения левой части на множители. Среди уравнений, которые успешно можно решать
введением новой переменной, рассмотрены уравнения вида (х + а)(х + b)(х + с)(х + d) = А,
если а + d = b + с; возвратные уравнения, однородные уравнения. Даются формулы Виета
для уравнений высших степеней.
Решение систем рациональных уравнений проводится как известными ранее
учащимся методами подстановки и алгебраического сложения уравнений, так и методом
замены переменной и методом разложения на множители. Продолжается изучение решения
уравнений и систем уравнений с параметрами. Показаны возможности реального
использования результатов решения систем рациональных уравнений для анализа и
исследования некоторых экономических задач.
Неравенства
Рациональные неравенства. Основные определения. Решение целых рациональных
неравенств. Метод интервалов. Решение дробнорациональных неравенств. Доказательство
неравенств. Графическое решение неравенств и систем неравенств с двумя неизвестными.
О с н о в н а я цель — выработать навыки решения рациональных неравенств и
простейших иррациональных неравенств, используя понятие равносильных неравенств.
Доказываются теоремы, позволяющие обосновать равносильность перехода от одного
неравенства к другому. Метод интервалов, знакомый учащимся по квадратным неравенствам,
распространяется на целые рациональные неравенства. В качестве примеров на
доказательство неравенств рассматривается неравенство между средним арифметическим и
средним геометрическим для двух и трех неотрицательных чисел. При решении иррацио
нальных неравенств рассматриваются условия перехода к равносильным неравенствам, при
этом ограничиваются рассмотрением простейших примеров иррациональных неравенств.
Продолжается рассмотрение графического решения неравенств и систем неравенств с двумя
неизвестными на базе расширенного набора функций, рассмотренных ранее.
Раздел 4.Элементы прикладной математики. Математическое моделирование.
Процентные расчеты. Абсолютная и относительная погрешности.
Раздел 6. Последовательности (19 часов)
Числовые последовательности.
Рекуррентные последовательности.
Метод
8 математической индукции. Определение арифметической прогрессии. Сумма п первых
членов арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Сумма п
первых членов геометрической прогрессии.
Определение бесконечно малой
последовательности. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Прогрессии
и банковские расчеты. Простейшая модель банковской системы.
О с н о в н а я цель — познакомить учащихся с понятием последовательности,
способами ее задания; научить решать основные задачи, связанные с прогрессиями;
познакомить с методом математической индукции, научить использовать его для
доказательства.
Числовая последовательность определяется как функция, заданная на множестве
рассматривается рекуррентный способ задания числовой
натуральных чисел,
последовательности. В качестве примера рассматривается последовательность Фибоначчи.
Формулируется принцип математической индукции и рассматриваются примеры применения
метода математической индукции для доказательства равенств, для вычисления сумм п чисел,
для решения задач делимости чисел. Арифметическая и геометрическая прогрессии
определяются рекуррентными соотношениями.
Сведения о пределах числовых последовательностей даются в объеме, достаточном
для решения задач, связанных с бесконечно убывающей геометрической прогрессией.
Показана связь прогрессий с банковскими расчетами.
Раздел 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (20 часов)
Основные понятия комбинаторики (размещения, перестановки, сочетания). Частота и
вероятность. Статистическое определение вероятности событий. Опыты с конечным числом
равновозможных исходов. Подсчет вероятностей в опытах с равновозможными исходами.
Объединение событий и вероятность объединения несовместных событий. Независимые
события и вероятность их пересечения. Условная вероятность. Теорема умножения
вероятностей. Вероятность того, что в п опытах событие А произойдет ровно т раз.
О с н о в н а я цель— познакомить с понятиями комбинаторики и теории вероятностей,
выработать навыки решения задач по комбинаторике
Итоговое повторение (20 часа)
О с н о в н а я цель — повторить и систематизировать материал по алгебре за курс
основной школы, подготовиться к ОГЭ.
№
п/п
1
2
3
4
Наименование разделов
Колво часов
Повторение материала 8
класса
Раздел 1. Функции
Раздел 2. Квадратичная
функция
Раздел 3. Уравнения,
неравенства и их системы
10
29
5
61
Из них
Контрольные
работы (ч.)
Самосто
ятельные
работы (ч.)
2
1
3
1
4
4
7
9 5.
6
7
8
9
10
Раздел 4. Математическое
моделирование
Метод математической
индукции
Раздел 5
Последовательности
Раздел 6. Элементы
комбинаторики и теории
вероятностей
Итоговое
повторение.Подготовка к
ОГЭ
резерв
ИТОГО
15
4
29
20
20
11
204
1
1
1
2
1
2
2
4
11
25
Календарно тематическое планирование.
10 №
уро
ка
1.9
10
11
12
Дата Наименование разделов и
тем уроков
Тип
урока
Основные
вопросы
Наглядные
пособия,
оборудован
ие, ЭОР и
ЦОР
Вид
деятельности
Планируемый
результат
Повторение материала 8
класса
Повторе
ние
Делимость.признаки
делимости.сравнение
по модулю.
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа
Повторение материала 8
класса
тестиров
ание
Проверка остаточных
знаний.
Раздаточный
материал.
Самостоятельная
работа
Сформировать
представление о
целостности и
непрерывности курса
алгебры 8 класса.
Обобщить и
систематизировать знания
учащихся по основным
темам курса алгебры 8
класса. Развитие
логического,
математического
мышления и интуиции,
творческих способностей
в области математики.
Раздел 1. Функции
1. Функции определение.
Способы задания функций
29
УОНМ Переменные
презентация Фронтальная работа
величины, понятие
у доски,
Учащиеся получат
представление о
11 функции. Способы
задания функции.
Графики простейших функций
1314
2.
Линейная функция.
Функции ,
,
, sgnх
КУ
Линейная функция, ее
график. Функции и их
графики
sgnх
,
,
,
15
16
17
18
3. Функции у=х2 , у = и у =
УОНМ ,
КУ
4.
Свойство функции,
Возрастание убывание
функции
КУ
Функции у=х2, у = и
у = , их графики
Определение
монотонности
функции. Отработка
понятия
монотонности,
закрепление темы –
решение неравенств.
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
УМК Geo
gebra
учебник
Работа с учебником.
Фронтальная работа.
функциях и способах их
задания. Знают
определение числовой
функции, области
определения и области
значения функции. Могут
свободно пользоваться
навыками нахождения
области определения
функции.
Научатся строить
графики линейной и
,
,
, sgnх функций
Научатся строить
графики
рассматриваемых
функций
Получат представление о
монотонности функции.
Наибольшим,
наименьшим значениям
функции. Могут
свободно использовать
для построения графика
12 5.
Точки максимума и
минимума
6.
Наибольшее, наименьшее
значение функции на
промежутке.
КУ
КУ
7. Четные и нечетные функции КУ
Определение точек
максимума и
минимума.
Определение
наибольшего,
наименьшего значения.
Определение четности
, нечетности функции.
19
20
21
22
23
24
8. Чтение графиков функций
Чтение графиков.
Работа с учебником.
Работа с учебником.
Фронтльная работа
у доски.
Работа с учебником.
функции: монотонность,
наибольшее, наименьшее
значение, ограниченность,
непрерывность. Умеют
исследовать функцию по
схеме.
Работа с учебником. Получат представление о
четных и нечетных,
возрастающих и
убывающих функциях.
Научатся определять тип
функции
Могут пользоваться
умением обобщения и
систематизации знаний.
Найти и устранить
причины возникших
трудностей. Владеют
навыками контроля и
оценки своей
деятельности
25
9. Контрольная работа №1
КЗ
Решение контрольной
работы.
Дифференцированны
е задания
2628
2932
Преобразование графиков
67Параллельный перенос
Растяжение и сжатие
графика
КУ
КУ
Параллельный перенос
(сдвиг графика)
Растяжение и сжатие
графика вдоль осей
Оу и Ох
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа
Получат представление о
преобразовании
графиков.
Научатся делать
параллельный перенос,
13 3338
39
40
41
4244
45
4648
Графики функций,
содержащих знак
модуля.
УПЗУ
Графики функций,
содержащих знак
модуля.
УМК
«Живая
математика
Контрольная работа №2.
Работа над ошибками
КЗ
СР
УМК
Исследование графиков
произвольной функции
Программа
Geometry
31 Квадратичная функция и ее график (5 часов)
Квадратичная функция
УОНМ
График квадратичной
функции
Корни квадратичной
фунции. Исследование по
графику квадратичной
функции
Контрольная работа № 3
РНО . резерв.
КУ
КУ
КЗ
КУ
Анализ контрольной
работы. Квадратичная
функция
Построение графика
квадратичной
функции
УМК
«Живая
математика
Нахождение корней
квадратичной
функции. СР
Решение примеров
УМК
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Контроль знаний
Отработка навыков,
индивидуальная
работа,
дифференцированно
е задание
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Самостоятельное
решение
Дифференцированны
е задания.
растяжение и сжатие
графика, строить
графики функций,
Проверка, самопроверка
Получат представление о
четных и нечетных,
возрастающих и
убывающих функциях.
Научатся определять тип
функции
Получат представление о
квадратичной функции.
Научатся строить ее
график, находить, корни
квадратичной функции,
общие точки параболы и
прямой.
Смогут приводить
примеры зависимостей,
выражающихся
квадратичной функцией.
Могут пользоваться
умением обобщения и
14 Рациональные неравенства
4952
Метод интервалов.
КУ
КУ
Метод интервалов.
Тест
Дробнорациональные
неравенства
учебник
53
5458
59
6062
63
Дробнорациональные
неравенства
Решение дробно
рациональных неравенств
УПЗУ
Решение неравенств.
Самостоятельная работа
Расположение нулей
квадратичной функции
относительно заданной
точки.
Подготовка к контрольной
работе
КУ
КУ
КУ
Решение дробно
рациональных
неравенств
Решение неравенств.
Самостоятельная
работа
Расположение нулей
квадратичной
функции,
относительно данной
точки.
Подготовка к
контрольной работе
систематизации знаний.
Найти и устранить
причины возникших
трудностей. Владеют
навыками контроля и
оценки своей
деятельности
Научатся решать целые
и дробнорациональные
неравенства обобщенным
методом интервалов.
Могут проводить
информационно
смысловой анализ
прочитанного текста в
диалоге, приводить
примеры.
Могут применять
графический метод для
решения квадратичного
уравнения.
15
Фронтальная работа
у доски,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Фронтальная работа.
Взаимопроверка.
Отработка навыков,
обучающая
самостоятельная
работа
Лекция.
Фронтальная работа
у доски. 64
Контрольная работа
КЗ
Контрольная работа
№ 6 по теме
«Неравенства»
Самостоятельное
решение работы
Могут пользоваться
умением обобщения и
систематизации знаний.
Найти и устранить
причины возникших
трудностей. Владеют
навыками контроля и
оценки своей
деятельности
65
Уравнения с двумя переменными и его график
Работа над ошибками
66
67
68
69
Уравнения с двумя
переменными и его график
УОНМ
Уравнения с двумя
переменными и его график
Уравнения с двумя
переменными и его график
Уравнения с двумя
переменными и его график
КУ
КУ
КУ
Построение графика
уравнения с двумя
переменными.
Построение графика
уравнения с двумя
переменными.
Построение графика
уравнения с двумя
переменными.
Построение графика
уравнения с двумя
переменными.
Изучение нового
материала.
Фронтальная работа
у доски.
Могут строить на
декартовой плоскости
уравнения с двумя
переменными.
Взаимопроверка.
Фронтальная работа,
проверка и
самопроверка.
Могут самостоятельно
искать и отбирать
необходимую для
решения учебных задач
информацию.
7074
Системы уравнения с двумя
переменными
Графические методы
решения систем уравнений с
двумя переменными.
УОНМ. Системы уравнений с
двумя переменными
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски
Получат представление о
симметричных систем и
16 7578
7981
82
Системы уравнений с двумя
переменными. Метод
подстановки. Метод
сложения и умножения.
УЗИМ. Метод подстановки,
метод сложения,
умножения.
Метод замены переменных.
Симметричные системы и
приводимые к ней
УПЗУ
Замена переменных..
Симметричные
системы. Системы
приводимые к
симметричным
Самостоятельная работа.
Системы уравнений
КЗ
Самостоятельное
решение работы.
8384
Решение задач с помощью
систем
УПЗУ
Самостоятельная
работа. Системы
уравнений
8586
Уравнения с параметром
.Системы уравнений с
параметром
УОСЗ
Уравнения с
параметром
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски
Отработка навыков,
индивидуальная
работа,
обучающая
самостоятельная
работа,
дифференцированно
е задание
Индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа. Работа с
учебником.
систем приводимых к
симметричным
Научатся решать системы
методом подстановки,
сложения и умножения
Могут –выбирать
рациональный способ
решения системы
уравнений, могут решить
любую систему
нелинейных уравнений
всеми способами;
работать по заданному
алгоритму
Умеют решать текстовые
задачи с помощью
системы нелинейных
уравнений на движение
по дороге и реке, на
части, на числовые
величины и проценты;
находить и использовать
информацию
Умеют решать уравнения
и системы с параметром.
Могут самостоятельно
искать и отбирать
необходимую для
решения учебных задач
информацию.
17 Неравенство с двумя
переменными
УОНМ
Системы неравенств с двумя
переменными
УЗИМ
Неравенства с двумя
переменными
Системы неравенств с
двумя переменными
8789
9096
9799
100
102
103
105
Основные методы
доказательства неравенств
Неравенства между
средними величинами.
Проверочная работа
Математическое моделирование
106111
Математическое
моделирование
КЗ
15
КУ
Контроль знаний.
Решение упражнений.
Составление опорного
конспекта, ответы на
вопросы.
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски
Отработка навыков,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Контролирующая
самостоятельная
работа
Отработка навыков
Имеют представление о
доказательстве
справедливости числового
неравенства методом
выделения квадрата
двухчлена и используя
неравенство Коши. Могут
решать линейные и
квадратные неравенства,
применяя различные
методы. Приводить
примеры, формулировать
выводы. Обосновывать
суждения. Решать простые
линейные и квадратные
неравенства с параметром.
Освоить правило
составления
математической модели
текстовых задач,
сводящихся к
18 112
115
Процентные расчеты
КУ
Решение проблемных
задач.
Отработка навыков,
индивидуальная
работа
116
Абсолютная погрешность
117
Относительная погрешность УОЗН
Решение проблемных
задач.
119
120
резерв
КУ
118
Контрольная работа №7
КЗ
Раздел 4. Последовательности
31 часов
рациональным
уравнениям, или
системам. Научиться
решать текстовые задачи
Могут сравнивать
приближенные значения;
решить прикладную
задачу на вычисления
абсолютной и
относительной
погрешностей;
осуществлять проверку
выводов, положений.
закономерностей, теорем
Могут пользоваться
умением обобщения и
систематизации знаний.
Найти и устранить
причины возникших
трудностей. Владеют
навыками контроля и
оценки своей
деятельности
19 119
120
121
122
129
130
131
132
133
134
135
Числовые последовательности
Числовые
последовательности
УОНМ Числовые
последовательности
Метод математической индукции
Метод математической
индукции
КУ
Применение метода
математической индукции
УЗИМ
Арифметическая прогрессия
Определение
арифметической прогрессии КУ
Формула nго члена
арифметической прогрессии КУ
Формула суммы n первых
членов арифметической
прогрессии
КУ
Метод
математической
индукции
Применение метода
математической
индукции
Определение
арифметической
прогрессии
Формула nго члена
арифметической
прогрессии
Формула суммыn
первых членов
арифметической
прогрессии
Решение задач
УЗИМ
Решение задач
Арифметическая прогрессия УПЗУ
Арифметическая
прогрессия.
Самостоятельная
работа.
презентация
Работа с учебником,
беседа
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
Фронтальная работа
у доски. Отработка
навыков
Контролирующая
самостоятельная
работа
Получат представление о
числовых
последовательностях
Получат представление о
методе математической
индукции
Получат представление
об арифметической
прогрессии
Научатся вычислять nый
член ар.пр. и сумму n
первых членов ар. пр.
20 Геометрическая прогрессия
Определение
геометрической прогрессии
УОНМ
Формула nго члена
геометрической прогрессии
Формула суммыn первых
членов геометрической
прогрессии
Предел последовательности
Бесконечно убывающая
геометрическая прогрессия
Сумма бесконечно
убывающей геометрической
прогрессии
КУ
КУ
КУ
КУ
Самостоятельная работа.
УПЗУ
136
137
138
139
140
144
145
146
Определение
геометрической
прогрессии
Формула nго члена
геометрической
прогрессии
Формула суммыn
первых членов
геометрической
прогрессии
Бесконечно
убывающая
геометрическая
прогрессия
Сумма бесконечно
убывающей
геометрической
прогрессии
Геометрическая
прогрессия.
Самостоятельная
работа.
презентация
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
Получат представление
о геометрической
прогрессии
Научатся вычислять nый
член г..пр. и сумму n
первых членов г. пр.
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
Контролирующая
самостоятельная
работа
Получат представление
о понятии пределе
последовательности
Прогрессии, проценты и банковские расчеты
147
148
Арифметическая
прогрессия и простые
проценты
КУ
Арифметическая
прогрессия и простые
проценты
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
Получат представление
о связи прогрессии,
21 149
150
151
152
153
Геометрическая прогрессия
и сложные проценты
КУ
Геометрическая
прогрессия и сложные
проценты
Подготовка к контрольной
работе
УОСЗ
Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа № 8 по
теме «Последовательности»
Контрол
ь знаний
Работа над ошибками.
Простейшая модель
банковской системы
КУ
Контрольная работа
№ 8 по теме
«Последовательности
»
Работа над ошибками.
Простейшая модель
банковской системы
Раздел 5. Элементы комбинаторики и теории
вероятностей
самостоятельная
работа
Фронтальная работа
у доски. Отработка
навыков
Контролирующая
самостоятельная
работа
Фронтальная работа
у доски. Отработка
навыков
процентов и банковских
расчетах
Научатся решать задачи с
последовательностями
154
155
156
157
158
159
160
Основные понятия
комбинаторики
УОНМ
Размещения
Перестановки
Сочетания
Решение задач
УОНМ Размещения
КУ
КУ
УЗИМ
Перестановки
Сочетания
Решение задач
презентация
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
Могут применять
теоремы необходимые
для решения
практических задач;
объяснять изученные
положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах
Могут привести
собственные примеры на
все виды событий:
невозможные,
достоверные, случайные,
22 161
Комбинаторика
УПЗУ
Комбинаторика
Понятие вероятности события
Частота и вероятность.
Статистическое
определение вероятности
событий
162
164
165
166
167
168
Опыты с конечным числом
равновозможных исходов
Подсчет вероятностей в
опытах с равновозможными
исходами
Объединение событий и
вероятность объединения
несовместимых событий
Независимые события и
вероятность их пересечения
15
КУ
КУ
КУ
КУ
КУ
Частота и
вероятность.
Статистическое
определение
вероятности событий
Опыты с конечным
числом
равновозможных
исходов
Подсчет вероятностей
в опытах с
равновозможными
исходами
Объединение событий
и вероятность
объединения
несовместимых
событий
Независимые события
и вероятность их
пересечения
Работа с учебником.
Фронтальная работа
у доски, обучающая
самостоятельная
работа
совместные,
несовместные,
равновозможные. Могут
Получат представление
о вероятности события,
способах нахождения
вероятности. Умеют
выделять и использовать
связи между основными
понятиями теории
множеств и теории
вероятностей. Могут
применять теоремы
необходимые для
решения практических
задач; объяснять
изученные положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах
23 171
169
170
172
173
174178
179184
Условная вероятность.
Теорема умножения
вероятностей
Вероятность
Самостоятельная работа.
Подготовка к контрольной
работе
Контрольная работа № 9 по
теме: «Элементы
комбинаторики и теории
вероятностей»
КУ
УПЗУ
УОСЗ
Контрол
ь знаний
Условная
вероятность. Теорема
умножения
вероятностей
Вероятность.
Самостоятельная
работа.
Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа
№ 9 по теме:
«Элементы
комбинаторики и
теории вероятностей»
Работа над ошибками
УОСЗ
Работа над ошибками
Повторение
Решение задач по
подготовке к ГИА
Повторе
ние
Нахождение значения
числового выражения.
Проценты
Степень с целым
показателем
Повторе
ние
Степень с целым
показателем
Отработка навыков.
Самостоятельная
работа
Отработка навыков.
Контролирующая
самостоятельная
работа
Фронтальная работа
у доски. Отработка
навыков
Отработка навыков,
индивидуальная
работа, обучающая
самостоятельная
работа
Могут применять
теоремы необходимые
для решения
практических задач;
объяснять изученные
положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах..
Научатся находить
значения числового
выражения. Проценты
Научатся применять
знания о свойствах
степени к решению
различных задач
24 185193
Решение текстовых задач
Повторе
ние
Решение текстовых
задач
194204
резерв
Дифференцированные
контрольно
измерительные
материалы
Могут применять
теоремы необходимые
для решения
практических задач;
объяснять изученные
положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах
Демонстрируют умения
обобщения и
систематизации знаний по
основным темам курса
алгебры 9 класса.
владеют навыками
самоанализа и
самоконтроля. Умеют
обосновывать суждения
25 В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой
календарно тематическое планирование содержит часы индивидуального
изучения материала и часы консультаций:
Тема
Количество
часов по
плану
Часы
на
индивидуальное
изучение
материала
Часы
консультаций
по теме
Аудито
рная
нагрузк
а
(контр
оль
знаний)
2
1
3
1
0
1
1
2
8
22
4
49
13
4
23
16
25
2
7
1
12
2
0
6
4
6
1 Повторение материала
2
8 класса
Раздел 1. Функции
Раздел 2.
Квадратичная функция
Раздел 3. Уравнения,
неравенства и их
системы
Раздел 4.
Математическое
моделирование
3
4
5.
6 Метод математической
индукции
Раздел 5
Последовательности
Раздел 6. Элементы
комбинаторики и
теории вероятностей
9 Итоговое повторение.
7
8
10
29
5
61
15
4
29
20
31
204
Подготовка к ОГЭ
ИТОГО
164
40
11
График сдачи контрольных, лабораторных и практических работ устанавливается в
соответствии с ИОМ, учитывает обязательные работы по темам. Перечень обязательных
работ, необходимых для реализации ФГОС и ФкГОС обучающихся на ИОМ учтен в
маршрутной карте. В случае пропуска занятий обучающийся самостоятельно осваивает
материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных
ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы http://www.oo
lyceum533.ru/ol.htm
ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные
консультации по предмету и соответствует разделам календарного планирования данной рабочей
программы по предмету.
26 При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, ( например
Якласс http://www.yaklass.ru/testwork ) консультирование по предмету, дополнительные задания и
другие формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о дистанционном обучении
лицея в форме. Выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе преподавания алгебры в 9 классе обучающиеся овладеют умениями
общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретут опыт:
•
•
•
•
•
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного,
символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную
литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 9го класса учащиеся
получат представление:
об основных приемах решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств;
о решении уравнений с параметрами, сводящиеся к линейным или квадратным;
об обосновании при решении задач, опираясь на теоретические сведения курса;
об основных алгебраических приемах и методах при решении задач.
•
•
•
•
• Научатся понимать:
•
приводить примеры
существо понятия математического доказательства;
доказательств;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства для решения
математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости
расширения понятия числа;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Научатся:
•
бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над
приближенными значениями), находить с помощью калькулятора или таблиц
приближенные значения квадратных корней, производить прикидку и оценку
результатов вычислений;
решать линейные, квадратные уравнения, целые, дробнорациональные и сводящиеся к
•
•
•
•
•
27 •
•
•
•
•
•
•
•
•
ним, системы уравнений;
решать рациональные, дробнорациональные, иррациональные неравенства с одной
переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений;
решать задачи на последовательности (арифметическая и геометрическая прогрессии);
решать типовые комбинаторные задачи и задачи по теории вероятностей.
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и
с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих корни;
свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных
рациональных выражений, выражений, содержащих корни и степени с дробными
показателями;
составлять выражения и формулы, выражать из формулы одну переменную через дру
гие;
строить и читать графики линейной, квадратичной, дробно – рациональной, степенной
функций.
Научатся применять полученные знания:
•
•
•
•
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления;
для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей
(используя аппарат алгебры);
при интерпретации графиков зависимостей между величинами; переводя на язык
функций и исследуя реальные зависимости.
В течение года возможны коррективы календарнотематического планирования, связанные с
объективными причинами (морозные дни, карантин).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не
является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах
или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках,
чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по
проверяемой теме.
28 Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию
и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в
новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое
содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не
всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала
(определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей
программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической
терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по
данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
нераскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала;
29
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
30 Перечень учебнометодического обеспечения (Перечень ресурсного обеспечения)
Реквизиты программы
1. «Сборник нормативных
документов. Математика.
Федеральный компонент
государственного стандарта.
Федеральный базисный
учебный план и примерные
учебные планы. Примерные
программы по математике»,
Москва, «Дрофа», 2007.
.
УМК обучающегося
1. Алгебра 9 класс. Учебник для
общеобразовательных
учреждений и школ с
углубленным изучением
математики А.Г. Мерзляк,
В.М. Поляков М.Вента
Граф,2015
2. Галицкий М.Л. Сборник задач
по алгебре: учебное пособие
для 89 классов с
углубленным изучением
математики
М.: Просвещение
1.
УМК учителя
1.Алгебра 9 класс. Учебник для
общеобразовательных
учреждений и школ с
углубленным изучением
математики. А.Г. Мерзляк, В.М.
Поляков М.ВентаГраф,2015
2.Галицкий М.Л. Сборник задач по
алгебре. Учебное пособие для 89
классов с углубленным
изучением математики
М.: Просвещение
3.Зив Б.Г., Гольдич В.А.
«Дидактические материалы по
алгебре для 9 класса», Санкт
Петербург, Москва, 2006
4.А.Н. Рурукин., Самостоятельные
и контрольные работы по
алгебре.М.,ВАКО,2015
31
Интернетресурсы
1.Открытый банк заданий
ГИА по математике
http://mathgia.ru:8080/or/gia12/
Main
2.Онлайн тесты
Подготовка к ГИА на
Яндекс.егэ
http://ege.yandex.ru/
3.РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для
подготовки к ЕГЭ и ГИА
http://reshuege.ru/
4.КИМ на сайте ФИПИ
http://www.fipi.ru
5. Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/
6.Каталог образовательных
ресурсов сети Интернет.
http://katalog.iot.ru/
7.Российский
общеобразовательный
портал.
http://www.school.edu.ru/
8. Единый каталог
образовательных Интернет
ресурсов. http://window.edu.ru/ ,
http://shkola.edu.ru/.
http://www.kmschool.ru/
Якласс
http://www.yaklass.ru/testwork
32 Дополнительная литература
1. Банк заданий ГИА под редакцией Семёнова А.Л. Ященко И.В. Издательство
«Экзамен» Москва
2. ГИА 2012 «Сборник заданий В.В.Качагин, М.,Эксмо 2012
3. ГИА2012. Математика. Типовые экзаменационные варианты:30 вариантов (под
редакцией Ященко И.В. , М. ЦНМО, 2012
4. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе, М., Просвещение, 2011.
Успешность решения задач углубленного изучения математики во многом зависит от
организации учебного процесса. Учителю предоставляется возможность свободного выбора
методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы.
Однако при этом следует иметь в виду ряд общих положений:
Учебновоспитательный процесс должен строиться с учетом возрастных возможностей и
потребностей учащихся.
Углубленное изучение математики предполагает, прежде всего, наполнение курса
разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным
материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету следует включать в процесс обучения
занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом
этапе, когда интерес учащихся еще недостаточно устойчив.
33
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.