Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология
7 кл
14.08.2018
Календарно - тематическое планирование составлено на основе ФГОС ООО по биологии 7 класса 2 часа в неделю 70 часов в год. КТП ориентировано на использование УМК "Сферы" авторов Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко. Приводятся требования к результатам усвоения учебного материала, а так же указаны темы с региональным содержанием.docx
ктп7.docx
№/го
д
№/че
т
Тема урока
1 четверть
1.Организация живой природы (5 ч)
Уровни организации
№1. №1
жизни. Организм.
Виды
деятельности
(элементы
содержания,
контроль)
Вводный урок
постановка
учебной задачи.
Беседа.
Знать
характеристику.
организма,
популяции,
природного
сообщества,
экосистемы,
средообразующую
деятельность
№2. №2
Вид. Признаки вида.
Популяция.
Работа с
текстом,
рисунками,
заполнение
схемы, таблицы
Уметь описывать
признаки
вида,
популяции.
Планируемые результаты
Формы
организации
ОПр
срок
и
предметные
метапредметные
личностные
Ставят учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще неизвестно.
Составляют план и
последовательность
действий.
Определяют цели и
функции
участников, способы
взаимодействия.
Понимают
возможность
различных точек
зрения, не
совпадающих с
собственной.
Восстанавливают
предметную
ситуацию,
описанную в задаче,
путем
переформулировани
я упрощенного
Формирование
положительной
мотивации к
изучению биологии
Фронтальная
беседа
Групповая работа
Формирование
навыков,
способствующих
применению
биологических
знаний в
современном мире пересказа текста, с
выделением только
существенной для
решения задачи
информации.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель
и строят действия в
соответствии с ней.
Предвосхищают
результат и уровень
усвоения. Адекватно
используют речевые
средства для
дискуссии и
аргументации своей
позиции.
Устанавливают
рабочие отношения,
учатся эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Анализируют
условия и
требования задачи.
Выбирают,
сопоставляют и
обосновывают
способы решения
задачи. Умеют
заменять термины
определениями.
Решение частных
задач
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия.
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
№3. №3
Природное
сообщество.
Работа с текстом
учебника,
сотрудничество с
учащимися
класса при
обсуждении
Знать
характеристику
природного
сообщества,
доминирующие
виды Выбирают основания
и критерии для
сравнения, сериации,
классификации
объектов.
Составляют план и
последовательность
действий. Вносят
коррективы и
дополнения в способ
своих действий в
случае расхождения
эталона, реального
действия и его
продукта.
Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметно
практической или
иной деятельности.
Общаются и
взаимодействуют с
партнерами по
совместной
деятельности или
обмену
информацией.
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
Работа в группах
Формирование
ответственного
отношения к
природе,
элементов
№4. №4
Экскурсия.
Разнообразие видов в
сообществах НСО. РК
Работа учащихся
в группах по
изучению
разнообразия
видов в
Уметь определять
природное
вид,
сообщество,
до
минирующие виды сообществах
№5
№5
Экосистема.
Работа учащихся
в микрогруппах
по изучению
характеристики
экосистемам
Уметь описывать
круговорот
веществ, цепи и
сети
питания,
давать
характеристику
продуцентам,
консументам,
редуцентам
экологической
культуры
Работа в
микрогруппах
Определение
границы знания и
незнания.
Коррекция знаний
и способов
действий.
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Осуществляют поиск
и выделение
необходимой
информации.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
несущественные
признаки.
Устанавливают
причинно
следственные связи.
Придерживаются
моральноэтических
и психологических
принципов общения
и сотрудничества.
Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств, 2. Эволюция живой природы (5 ч)
№6. №6
Эволюционное
учение.
понятия:
Знать
эволюция,
естественный
отбор, борьба за
существование
Изучают
содержание
параграфа
учебника,
подбирают
аргументы для
рассуждений об
эволюции
№7. №7
Доказательства
эволюции
Повторяют
изученное,
Знать
понятия:
рудимент, реликт,
мыслей и
побуждений.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
Устанавливают
причинно
следственные связи.
Принимают
познавательную
цель, сохраняют ее
при выполнении
учебных действий,
четко выполняют
требования
познавательной
задачи. Учатся
организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Умеют представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и устной
форме.
Анализируют
условия и
Комбинированный
урок
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Формирование
разных способов и
форм действия
оценки.
Постановка и
решение учебной
Комбинированный
урок палеонтология,
атавизм
составляют
схему
доказательств
эволюции с
примерами
№8. №8
История развития
жизни на Земле.
Расширением
круга сведений
об этапах
развития жизни
на Земле
Уметь
характеризовать
эры:
протерозой,
палеозой, мезозой,
кайнозой
архей,
задачи, открытие
нового способа
действий.
Определение
границы знания и
незнания.
Комбинированный
урок
требования задачи.
Выбирают вид
графической
модели, адекватной
выделенным
смысловым
единицам.
Ставят учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще неизвестно.
Оценивают
достигнутый
результат.
Умеют слушать и
слышать друг друга.
Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметно
практической или
иной деятельности.
Создают структуру
взаимосвязей
смысловых единиц
текста.
Осуществляют поиск
и выделение
необходимой
информации.
Выделяют и осознают то, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознают качество и
уровень усвоения.
Сличают свой
способ действия с
эталоном. Учатся
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения,
прежде чем
принимать решение
и делать выбор.
Общаются и
взаимодействуют с
партнерами по
обмену
информацией.
Слушать и слышать ,
с достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
Работа в группах
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
№9. №9
Экскурсия
«Эволюция
органического мира (в
палеонтологический
музей)». РК
Работа учащихся
в группах по
изучению
эволюции
органического
мира
Знать
характеристику эр
и периодов: архей,
протерозой,
палеозой, мезозой,
кайнозой,
эволюция №10. №10
Систематика
растений и животных.
Познакомить
учащихся с
современной
систематикой
растений и
животных
понятия:
Знать
систематика,
классификация,
устанавливать
соподчиненность
основных
систематических
групп
3.Царство Растения ( 21 ч)
Комбинированный
урок
Представление
результатов
самостоятельной
работы. Решение
учебной задачи
поиск и открытие
нового способа
действия.
информацию
Применяют методы
информационного
поиска, в том числе
с помощью
компьютерных
средств.
Структурируют
знания. Выделяют и
формулируют
познавательную
цель. Определяют
последовательность
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата.
Составляют план и
последовательность
действий.
Устанавливают
рабочие отношения,
учатся эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации. Учатся
действовать с
учетом позиции
другого и
согласовывать свои
действия. №11. №11
Общая
характеристика
царства Растения.
Сформировать
представления о
биоразнообразии
царства Растения
Знать
отличительные
признаки растений,
уметь описывать
фотосинтез
№12. №12
Общая
и
характеристика
строение водорослей.
Изучают
содержание
текста,
понятия:
Знать
слоевище,
хроматофор,
Выбирают основания
и критерии для
сравнения,
классификации
объектов
Устанавливают
причинно
следственные связи.
Строят логические
цепи рассуждений.
Ставят учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
еще неизвестно.
Определяют
последовательность
промежуточных
целей.
Регулируют
собственную
деятельность
посредством
речевых действий.
Учатся переводить
конфликтную
ситуацию в
логический план и
разрешать ее как
задачу через анализ
условий.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
Работа в группах
Работа над
причинами ошибок
и поиск путей их
устранения.
Теоретическое
исследование
Решение частных
задач
осмысление,
Работа в группах составляют
характеристику
водорослей
ризоиды,
спорофит,
гаметофит;
отличать
водоросли
от
высших водных
растений
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
понятия:
Знать
ланктон,
фитопланктон
несущественные
признаки.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
их проверки.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель
и строят действия в
соответствии с ней.
Выделяют и
осознают то, что уже
усвоено, осознают
качество и уровень
усвоения.
Устанавливают
рабочие отношения,
учатся эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметно
практической
деятельности.
Добывать
недостающую
информацию с
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретно
практических
задач.
Формирование
навыков работы по
алгоритму
Лабораторная
работа
№13. №13 Многообразие
и
значение водорослей.
Л/р №1. «Изучение внешнего строения
водорослей.»
оборудованием
№14. №14
Общая
характеристика
подцарства Высшие
растения
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших растений
Знать особенности
псилофитов,
полового
бесполого
поколений,
чередование
поколений
и
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Формирование
разных способов и
форм действия
оценки.
Работа в группах
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Определяют
основную и
второстепенную
информацию.
Понимают и
адекватно оценивают
язык средств
массовой
информации.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
несущественные
признаки.
Определяют
последовательность
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата.
Предвосхищают
временные
характеристики
достижения
результата.
Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и №15. №15
Отдел Моховидные.
Л/р №2.
«Изучение
внешнего строения
мхов».
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
оборудованием и
гербариями
Давать
характеристику
полового
бесполого
поколения
и
Коррекция знаний
и способов
действий
комбинированный
урок
побуждений. Учатся
действовать с
учетом позиции
другого и
согласовывать свои
действия.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
их проверки.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
Осознают качество и
уровень усвоения.
Оценивают
достигнутый
результат. Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные планы.
Обмениваются
знаниями между
членами группы для
принятия
эффективных
совместных
решений. Развивают
способность с
помощью вопросов №16. №16
Отдел
Папоротниковидные.
Л/р №3.
«Изучение
внешнего строение
папоротника»
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
оборудованием и
гербариями
Знать особенности
спорангий,
полового
бесполого
поколений
папоротников
у
и
Лабораторная
работа
Формирование
способностей
выделять признаки
приспособленности
организмов к
данным условиям
добывать
недостающую
информацию.
Анализируют
условия и
требования задачи.
Осуществляют поиск
и выделение
необходимой
информации.
Осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания в
устной и письменной
форме.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель
и строят действия в
соответствии с ней.
Предвосхищают
результат и уровень
условия (какой
будет результат?)
Демонстрируют
способность к
эмпатии, стремление
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонимания.
Адекватно
используют речевые
средства для №17. №17
Отдел Плауновидные.
Отдел Хвощевидные.
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших
растений:
плауновидных и
хвощевидных
Знать особенности
спорангий,
полового
бесполого
поколений
и
Работа в группах
Решение учебной
задачи поиск и
открытие нового
способа действия.
дискуссии и
аргументации своей
позиции.
Выражают смысл
ситуации
различными
средствами
(рисунки, символы,
схемы, знаки).
Выбирают,
сопоставляют и
обосновывают
способы решения
задачи.
Структурируют
знания.
№18. №18
Обобщающее
повторение по теме
«Водоросли.
Споровые растения»
Обобщение и
систематизация
знаний. Контроль
и коррекция,
Проверочная работа Формирование
умения обобщать
полученные
знания, сравнивать
и делать выводы
Проверочная
работа
понятия:
Знать
слоевище,
хроматофор,
ризоиды,
спорофит,
гаметофит,
спорангий, половое
и
бесполое
поколение.
№19. №1
Всего: уроков 18,
л/р: 3 , п/р:
2 четверть
Отдел Голосеменные.
Л/р №4. «Строение
шишек голосеменных
растений НСО ». РК
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
оборудованием и
гербариями
Знать
шишки,
спермии
строение
хвоинки,
Самостоятельно
создают алгоритмы
деятельности при
решении проблем
творческого и
Формирование и
развитие умения
логически
рассуждать, а
также сравнивать и
Работа в группах поискового
характера.
Осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания в
устной и письменной
форме. Сличают
способ и результат
своих действий с
заданным эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия от эталона.
Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.
Общаются и
взаимодействуют с
партнерами по
совместной
деятельности или
обмену
информацией
Выделяют и
формулируют
познавательную
цель. Выделяют и
формулируют
проблему.
Ориентируются и
делать выводы
Работа в группах
Формирование и
развитие умений
выделять
положительные и
отрицательные
качества, а также
определять их
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
оборудованием и
гербариями
Знать особенности
древних
голосеменных
№20. №2
и
Многообразие
значение
голосеменных НСО.
Л/р №5.
«Изучение
многообразия
голосеменных НСО».
РК воспринимают
тексты
художественного,
научного,
публицистического и
официально
делового стилей.
Вносят коррективы
и дополнения в
способ своих
действий в случае
расхождения
эталона, реального
действия и его
продукта. Осознают
качество и уровень
усвоения. Адекватно
используют речевые
средства для
дискуссии и
аргументации своей
позиции.
Интересуются
чужим мнением и
высказывают свое.
Умеют слушать и
слышать друг друга.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
несущественные
признаки.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
относительность в
изменяющихся
условиях
лабораторная
работа
Решение частных
задач
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретно
№21. №3
Общая
характеристика
отдела
Покрытосеменные.
Л/р №6. «Изучение
строения
и
многообразия
покрытосеменных
Отрабатывают
умения работать
с лабораторным
оборудованием и
гербариями
Знать
характеристику
Цветковых,
покрытосеменных,
двудольных,
однодольных. растений НСО. РК
№22. №4
Семейство
Крестоцветные.
Выучить формулу
цветка семейства
Крестоцветные
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших растений
семейства
Крестоцветные
практических
задач.
Работа в группах
Формирование
разных способов и
форм действия
оценки.
предлагают способы
их проверки.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель
и строят действия в
соответствии с ней.
Выделяют и
осознают то, что уже
усвоено, осознают
качество и уровень
усвоения.
Устанавливают
рабочие отношения,
учатся эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметно
практической
деятельности.
Определяют
основную и
второстепенную
информацию.
Понимают и
адекватно оценивают
язык средств
массовой информации.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
несущественные
признаки.
Определяют
последовательность
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата.
Предвосхищают
временные
характеристики
достижения
результата.
Используют
адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений. Учатся
действовать с
учетом позиции
другого и
согласовывать свои
действия.
Определяют
основную и
второстепенную
информацию.
Понимают и
адекватно оценивают
Работа в группах
Формирование
разных способов и
форм действия
оценки.
№23. №5
№1.
Практическая
работа
«Определение
растений семейства
крестоцветные,
произрастающих в
Отрабатывают
умения работать
с гербариями
понятия:
Знать
систематика,
классификация,
устанавливать
соподчиненность
основных НСО». РК
№24. №6
Семейство Бобовые.
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших растений
семейства
Бобовые
систематических
групп, определять
виды
крестоцветных
растений
Знать
формулу
цветка бобовых
растений, симбиоз
Коррекция знаний
и способов
действий
комбинированный
урок
язык средств
массовой
информации.
Анализируют
объект, выделяя
существенные и
несущественные
признаки.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
их проверки.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
Осознают качество и
уровень усвоения.
Оценивают
достигнутый
результат. Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные планы.
Обмениваются
знаниями между
членами группы для
принятия
эффективных
совместных №25. №7
Отрабатывают
умения работать
с гербариями
№2.
Практическая
работа
«Определение
растений семейства
бобовые,
произрастающих в
НСО». РК
понятия:
Знать
систематика,
классификация,
устанавливать
соподчиненность
основных
систематических
групп, определять
виды
бобовых
растений
№26. №8
Семейство
Пасленовые.
Знать
формулу
цветка пасленовых
растений
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших растений
семейства
Пасленовые
решений. Развивают
способность с
помощью вопросов
добывать
недостающую
информацию.
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
их проверки.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
Работа в группах
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Коррекция знаний
и способов
действий
комбинированный
урок №27. №9
№28. №10
Семейство Лилейные. Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
высших растений
семейства
Лилейные
Знать
формулу
цветка лилейных
растений
№3.
Практическая
работа
«Распознавание
наиболее
распространенных
растений НСО». РК
Отрабатывают
умения работать
с гербариями
Знать
формулу
цветов изученных
семейств растений,
уметь определять
видовые названия,
используя
инструктивные
карточки
№29. №11
Семейство Злаки.
Изучают текст
учебника,
составляют
характеристику
Формула цветка,
соломина,
вставочный рост
компоненты.
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
их проверки.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают способы
Коррекция знаний
и способов
действий
комбинированный
урок
Работа в группах
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Коррекция знаний
и способов
действий
комбинированный
урок высших растений
семейства Злаки
Отрабатывают
умения работать
с гербариями
Уметь объяснять
понятия:
сорт,
селекция,
хлеборобство,
клейковина,
сорта,
твердые
сорта,
мягкие
озимые формы,
яровые
формы,
овощеводство
№30. №12
Роль
покрытосеменных в
развитии земледелия.
Л/р№7
«Распознавание
важнейших
сельскохозяйственны
х культур НСО». Рк
№31. №13
Обобщающее
повторение
темы
«Растения» Л/р №8.
«Распознавание
растений различных
отделов»
Обобщение и
систематизация
знаний. Контроль
и коррекция,
Объяснять
понятия:
фотосинтез,
автотрофы,
слоевище,
однодольные,
двудольные,
половое и
бесполое
их проверки.
Составляют целое из
частей,
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
своего
силу
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
Лабораторная
работа
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Комбинированный
урок
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя 4.Царство Животные (30 ч)
№32. №14
Общая
характеристика
Царства Животные.
Л/р № 9.
животных
типов»
«Распознавание
разных
Комбинированный
урок
Формирование
способностей
выделять признаки
приспособленности
организмов к
данным условиям
поколение,
формула цветка.
Отрабатывать
умения работать
с раздаточным
материалом,
коллекциями
Знать особенности
животных;
значение хорды,
примеры животных
с радиальной и
двусторонней
симметрий
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
Анализируют
условия и
требования задачи.
Осуществляют поиск
и выделение
необходимой
информации.
Осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания в
устной и письменной
форме.
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель
и строят действия в
соответствии с ней.
Предвосхищают
результат и уровень
условия (какой
будет результат?)
Демонстрируют
способность к
эмпатии, стремление
устанавливать доверительные
отношения
взаимопонимания.
Адекватно
используют речевые
средства для
дискуссии и
аргументации своей
позиции.
Всего: уроков 14, л/р. 6: , п/р.:3
3 четверть
№33 №1
Особенности
организации
простейших.
№34 №2
Многообразие
и
значение простейших.
Работа с текстом
и иллюстрациями
учебника,
микроскопом,
заполнение
таблицы
Выступление
учащихся с
презентациями
№.35. №3
Подцарство
Многоклеточные
Животные.
Работа с текстом
и иллюстрациями
учебника
Знать строение и
жизнедеятельность
простейших,
вызываемые ими
заболевания, уметь
работать с
микроскопом
Уметь определять
простейших
гетеротрофов,
миксотрофов,
паразитов
Знать особенности
двуслойных,
трехслойных
животных,
определять
эктодерму,
эндодерму,
мезодерму
Сравнивать объекты,
относящиеся к
разным
таксономическим
группам
Формирование
интереса к
изучению живой
природы, научного
мировоззрения
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Работа в группах
Формирование
познавательного
интереса на основе
изучения
особенностей
простейших
Формирование
познавательного
интереса к
изучению
животных
Добывать
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
своего
силу
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и №36. №4
Тип
Кишечнополостные.
Работа с текстом
и рисунками
учебника
№37. №5
Тип Плоские Черви.
Выступление
учащихся с
презентациями
№38. №6
Тип Круглые Черви.
Работа с
микроскопами, с
дополнительной
литературой,
составление
схемы, защита
минипроекта
Знать особенности
полости
тела,
регенерации,
стрекательных
клеток
кишечнополостных
Уметь объяснять
понятия:
паренхима,
гермафродиты,
окончательный
хозяин,
промежуточный
хозяин, финна
Уметь объяснять
понятия кутикула,
первичная полость
тела
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
Формировать навыки
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой
Добывать
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Владеть разными
видами
чтения и
аудирования,
извлекать
информацию из
словарей и источ
ников,
представленных в
разных
формах (текст,
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
творческого
задания;
Формирование
познавательного
интереса к
изучению
животных
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказывание,
выступать перед
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Групповая работа схема, таблица),
преобразовывать
информацию (в
таблицу, схему,
алгоритм, ключе
вые слова),
анализировать,
сравни
вать,
классифицировать,
система
тизировать,
конструировать,
делать
выводы, строить
рассуждение
Уметь выявлять
признаки сходства и
различия изучаемых
объектов
№39. №7
Тип
Черви.
Кольчатые
Работа с текстом
учебника,
обсуждение
сообщений
Уметь
характеризовать
особенности
строения
и
жизнедеятельности
кольчатых червей
№40. №8
Тип Моллюски.
Наблюдение за
животными,
обсуждение
результатов
исследования
Знать особенности
строения
моллюсков;
значение мантии,
терки, вводного и
выводного
сифонов
Добывать
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
научного
мировоззрения на
основе выявленных
признаков
сходства и
различия
изучаемых
объектов
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказывание,
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок №41. №9
Общая
характеристика Типа
Л/р
Членистоногие.
№
«Изучение
внешнего строения и
многообразия
членистоногих»
10.
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Определять
головогрудь,
брюшко,
хитиновый
панцирь, наружный
скелет,
линька,
фасеточные глаза
№42. №10
Класс Ракообразные.
Защита мини
проектов по
строению и
многообразию
ракообразных
животных
Головогрудь,
брюшко,
хитиновый
панцирь, наружный
скелет,
линька,
фасеточные глаза
выступать перед
аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Формирование
познавательной
самостоятельности
и мотивации по
изучению живой
природы
Лабораторная
работа
Комбинированный
урок
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
силу
своего
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
№43. №11
Класс
Работа с
Определять
Добывать
Учитывать разные
Групповая работа Паукообразные.
текстом,
иллюстрациями,
составление схем
таблице
местонахождение
по
головогрудь,
брюшко, хелицеры,
ногощупальца,
паутинные
бородавки
№44. №12
Класс Насекомые.
Защита мини
проектов по
строению и
многообразию
насекомых
Знать
строение
насекомых: трахеи,
фасеточные глаза,
прямое развитие,
непрямое развитие,
куколка, личинка.
№45. №13
Отряды насекомых
НСО.
Значение
насекомых. РК
Работа с текстом
и рисунками
учебника,
заполнение
таблицы
и
Знать
характеристику
прямого
непрямого
развития,
определять стадии:
куколка, личинка;
приводить
примеры
общественных
насекомых
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказывание,
выступать перед
аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формировать
эстетические
нормы и првила
взаимодействия с
миром природы
Развитие научного
мировоззрения,
умения
осуществлять
самооценку
усвоения
материала
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Самостоятельно
проводить
исследования и на их
основе сравнивать и
делать выводы;
распознавать
животных
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
силу
своего
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок №46. №14
Общая
характеристика Типа
Хордовые.
Знать
характеристику
хордовых
животных.
Работа с текстом
и рисунками
учебника,
заполнение
таблицы и
составление
схемы
№47. №15
Надкласс Рыбы. Л/р
№11.
«Выявление
особенностей
внешнего строения
рыбы в связи с
образом жизни»
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Знать строение и
значении чешуи,
плавников,
плавательного
пузыря,
линии
боковой
№48. №16
Класс
рыбы.
Хрящевые
Защита мини
проектов о
строении и
многообразии
хрящевых рыб
Знать
характеристику
признаков
хрящевых рыб
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
Формировать навыки
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Добывать
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Комбинированный
урок
Лабораторная
работа
Групповая работа
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
творческого
задания
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказы
вание, выступать
перед аудиторией №49. №17
Класс Костные рыбы.
Многообразие рыб
НСО. РК
Защита мини
проектов о
строении и
многообразии
костных рыб
Знать
характеристику
признаков костных
рыб;
приводить
примеры
проходных рыб
Формировать навыки
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой
№50. №18
№51. №19
№
Класс Земноводные.
Л/р
12.
«Выявление
особенностей
внешнего строения
лягушки в связи с
образом жизни»
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Знать особенности
строения
и
жизнидеятельности
земноводных
животных
и
Размножение
многообразие
земноводных.
Земноводные НСО.
РК
Защита мини
проектов о
размножении и
многообразии
земноводных
стадии
Знать
развития
земноводных,
приводить
примеры отрядов
№52. №20
Класс
Пресмыкающиеся.
Работа с текстом
и рисунками
Знать признаки
класса
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Формировать навыки
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой,
устанавливать
причинно
следственные связи
строения и образа
жизни животных
Уметь устанавливать
признаки сходства и
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
творческого
задания;
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
творческого
задания;
Комбинированный
урок
Лабораторная
работа
Комбинированный
урок
Формирование
научного
Комбинированный
урок учебника,
заполнение
таблицы и
составление
схемы
пресмыкающиеся,
значение роговых
чешуй, грудной
клетки
различия
таксономических
групп, причинно
следственные связи
строения и образа
жизни животных
мировоззрения на
примере изучения
происхождения
пресмыкающихся
Всего: уроков 20, л/р.: 3, п/р.:
4 четверть
№53. №1
Многообразие
пресмыкающихся.
Рептилии НСО. РК
Защита мини
проектов о
многообразии
пресмыкающихся
Знать
признаки
отрядов и значении
животных
в
природе
Развитие
познавательного
интереса
Групповая работа
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
своего
силу
научения,
свою
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
№54. №2
Класс птицы. Л/р
№13.
«Выявление
особенностей
внешнего строения
птиц в связи с
образом жизни».
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
признаки
Знать
птиц; особенности
копчиковой
железы,
контурного,
пухового пера,
киля,
воздушных
мешков,
характеризовать
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Лабораторная
работа №55. №3
Экологические
группы птиц. Птицы
НСО. РК
Защита мини
проектов об
экологических
группах и
многообразии
птиц
№56. №4
Класс
Млекопитающих:
общая
характеристика
и
внешнее строение.
Л/р № 14. «Изучение
внешнего строения
млекопитающих»
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
№57. №5
Строение
млекопитающих
животных. Л/р № 15.
«Изучение
внутреннего строения
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
и
выводковых
гнездовых птиц
Характеризовать
экологические
группы
приводить
примеры
птиц,
Знать особенности
строения:
губы,
ушная раковина,
сальные железы,
потовые железы,
молочные железы,
диафрагма,
большой и малый
круг
кровообращения.
понятия:
Знать
сумка,
матка,
плацента, пуповина
Комбинированный
урок
Лабораторная
работа
Добывать
недостающую
информацию с
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказывание,
выступать перед
аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
Комбинированный
урок млекопитающего»
работы
своего
силу
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
№58. №6
№59. №7
к
16.
отряды
Основные
млекопитающих.
Л/р№
«Определение
принадлежности
животных
определенной
систематической
группе»
Роль млекопитающих
различных экосистем.
17.
Л/р№
«Наблюдение
за
поведением
животных»
Давать
характеристику
отрядов
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Характеризовать
экологические
группы
млекопитающих
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
себя как движущую
своего
силу
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
к
консультативной
помощи учителя
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя №60. №8
птиц
и
Роль
млекопитающих
в
жизни человека. Л/р
№18. «Распознавание
домашних животных»
№61. №9
Экскурсия.
«Многообразие
животных НСО, их
роль» РК
Лабораторная
работа
Групповая работа
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Объяснять
особенности
животноводства,
скотоводства,
овцеводства,
свиноводства,
коневодства,
звероводства,
птицеводства.
Уметь описывать
приспособленность
животных к среде
обитания, знать
правила поведения
в природе
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Работа в группах
по изучению
многообразия
животных,
обсуждение
результатов
наблюдений,
составление
отчетов
преодолению
препятствий
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию;
5. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)
№62. №10
Царство Бактерии.
Работа с текстом
и рисунками
учебника,
Объяснять
понятия: бактерии,
нуклеотид,
Добывать
недостающую
информацию с
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
Комбинированный
урок заполнение
таблицы и
составление
схемы
автотрофы,
гетеротрофы,
симбионты,
паразиты,
сапротрофы,
аэробы, анаэробы
помощью вопросов;
умение полно и
точно выражать свои
мысли
№63. №11
№64. №12
Царство Грибы. Л/р
№19.
«Изучение
строение плесневых
грибов».
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Роль грибов в природе
и жизни человека. Л/р
№20. «Распознавание
съедобных
и
ядовитых
грибов
НСО».РК
Работа с
текстом,
иллюстрациями,
выполнение
лабораторной
работы
Знать строение и
значение
плесневых
и
шляпочных грибов
Определять
условносъедобные
грибы
№65. №13
Лишайники.
Работа с текстом
и рисунками
учебника,
заполнение
Уметь доказывать,
что лишайники
индикаторы
загрязнения
Анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
выделять главное,
формулировать
выводы
Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
формировать
операционный опыт
Уметь выделять
характерные черты в
строении и
жизнедеятельности
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказы
вание, выступать
перед аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
, творческой
деятельности
Развивать научное
мировоззрение
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Комбинированный
урок таблицы и
составление
схемы
лишайников
6.Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)
№66. №14
Видовое
разнообразие.
Защита мини
проектов по
видовому
разнообразию
понятия:
Знать
биоразнообразие,
видовое
разнообразие,
принцип
необратимости
эволюции
Анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
выделять главное,
формулировать
выводы
№67. №15
Экосистемное
разнообразие.
Защита мини
проектов по
экосистемному
разнообразию
Приводить
примеры
экосистемное
разнообразие
Формировать навыки
самостоятельной
работы с
последующей
самопроверкой;
№68. №16
сохранения
Пути
разнообразия.
Охраняемые
территории НСО. РК
Работа с текстом
и рисунками
учебника,
заполнение
Знать
характеристику
понятий:
заповедник,
Формировать
навыки работы в
группе
Осознавать самого
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказы
вание, выступать
перед аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
творческого
задания;
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок таблицы и
составление
схемы
заказник,
национальный
парк,
книга.
Красная
себя как движущую
своего
силу
свою
научения,
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
№69. №17
Экскурсия. «Лес –
экосистема НСО» РК
Уметь определять
экосистемы НСО,
давать
им
характеристику
Работа в группах
по изучению
многообразия
животных,
обсуждение
результатов
наблюдений,
составление
отчетов
№70. №18
Обобщающее
повторение.
задания.
Летние
Обобщение и
систематизация
знаний. Контроль
Знать определения:
систематика,
взаимоотношения в
Слушать и слышать
друг друга, с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию;
Формировать
навыки работы в
группе
действий в
сотрудничестве,
строить
связное
монологическое
высказы
вание, выступать
перед аудиторией
сверстников,
осуществлять
взаимный контроль
и оценивать
речевое
высказывание.
Формирование
навыков работы по
алгоритму
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Групповая работа
Формирование
навыков работы по
алгоритму
Комбинированный
урок и коррекция
живых
природе,
движущие силы
эволюции,
средообразующая
роль
организмов,
значение оргазмов
в
природе,
значение
сохранения
биоразнообразия.
выполнения
задания при
консультативной
помощи учителя
Осознавать самого
себя как движущую
своего
силу
научения,
свою
способность
к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию – выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта,
преодолению
препятствий
к
Всего: уроков 18, л/р.:8 , п/р.:
Всего за год: уроков 70, л/р.: 20, п/р.: 3
Основные типы уроков
Сокращённое обозначение
ИНМ
ЗПЗ
ОСМ
ППМ
ПР
К
Э
Учебное занятие
Изучение нового материала
Закрепление первичных знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторение пройденного материала
Практикум
Комбинированный
Экскурсия
Требования к результатам усвоения учебного материала:
Обучающиеся должны
знать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Уметь
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; поведением животных; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, вирусами;
оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
УМК для учащихся:
1. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 Класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.:
Просвещение, 2011 г
2. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, Е.А.Власова. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 Класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.
– М.: Просвещение, 2011 г
УМК для учителя:
1..Сухорукова Л.Н, Кумченко В.С., Дмитриева Е.А.. Биология. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012
2.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 68 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – М.: Рольф, 2012 3.Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 78 классы
4. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии и учащихся. – М.: «РАУБ» «Илекса», 2010.
5. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Пособие для учителей биологии и учащихся. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1997
6.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2012
Дополнительные ресурсы:
Гребников В.С. Тайны мира насекомых. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990
1 Арефьев В.А., Арефьева А.В. Биология для школьников в занимательных вопросах, кроссвордах, ребусах. – М.: Издво ВНИРО, 1998
2 Арнольд Н. Растения. – М.: Астрель, Издво АСТ, 2001
3 Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. курс. – М.: Наука, 1993
4
5 Животные / авт.сост. Н.Е.Макарова. – Мн.: Современный литератор, 2001
6 Жизнь животных, 7 томов. – М.: Мир книги, 2002.
7 Жизнь растений, 6 томов. – М.: Мир книги, 2002.
8 Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: просвещение, 1998
9 Калашников В.И. Удивительный мир растений. Энциклопедия тайн и загадок: для ст. шк. возраста. – М.: Белый город, 2003
10 Карвардин М. Удивительная природа. – М.: Добрая книга, 2006
11 Лауро М. Энциклопедия происхождения жизни на Земле. – М.: Махаон, 2006
12 Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. – М.: Сфера, 1998
13 Опорные конспекты по биологии: Пособие для учащихся, слушателей подготовительных курсов и учителей биологии. – М.: ИНФРАМ, 2000
14 Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЕНПРЕСС», 2009
15 Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЕНПРЕСС», 2009
16 Школьник Ю.К. Растения: полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005
17 Журнал «Биология для школьников».
18 http://mirbiologii.ru/
19 http://present.griban.ru/bio.html
20 http://natulek68.ucoz.ru/
21 http://tana.ucoz.ru/
22 http://www.uchportal.ru/
23 http://www.proshkolu.ru/
24 http://biovaneeva.ucoz.org/ 25 http://www.jiwoy.ru/
26 http://www.rusedu.ru/subcat_33.html
27 http://www.shishlena.ru/
28 http://prezentacia.ucoz.ru/load/biologija/1442
29 http://pedsovet.su/load/85
30 http://biohimia.ucoz.ru/load/prezentacii_po_biologii/6
31 http://powerpt.ru/
32 http://900igr.net/Detskie_prezentatsii/biologiya/Prezentatsii_po_biologii.html
33 http://www.uchportal.ru/load/75
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.