Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Оценка 4.9

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Оценка 4.9
Документация
pdf
биология
9 кл
30.01.2017
Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Календарно-тематическое планирование разработан к учебнику "Биология. 9 класс. Базовый курс" автора Пономарева И.Н. В планировании подробно описаны элементы содержания урока, требования к уровню подготовленности учащихся, домашнее задание. Данное календарно-тематическое планирование реально используется на уроках биологии. В конце планирования дается список методической литературы, используемый учителем.
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс.pdf



Календарно-тематический план  на 2016-2017 учебный год по биологии для 9 класса

 

Тема урока

 

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание

 Дата

 

 

Введение в основы общей биологии

(2часа)

 

 

1

 

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

 

Вводный урок

 

Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Свойства живого

 

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование. Особенности развития живых организмов

 

 

Гл. 1, § 1, в. 1-3 § 2, рис.

1, в. 1-3

 

2

Многообразие форм живых организмов.

 

Комбинированный урок

 

 

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

§ 3, рис.

2-3, в. 1-3

 

 

 

Основы учения о клетке

(11 часов, л/р - 1)

 

 

3

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. 

Уметь: 

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Гл. 2, § 4, сх. 4, в. 1-3

 

4

Химический состав клетки.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических 

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

§ 5, рис.

5-6, в. 1-3

 

 

 

 

молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

 

 

5

Белки и нуклеиновые кислоты.

 

 

 

Комбинированный урок

 

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты.

Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь: 

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками.

Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

§ 6, рис.

7-8, в. 1-3

 

6

Строение клетки. 

 

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

 

Комбинированный урок

 

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

 

Уметь: 

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. 

 

§ 7, рис.

9-12, в. 13,

 

7

Органоиды клетки и их функции.

 

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть.

Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Называть функции  основных органоидов клетки.

§ 8, в. 1-3

 

8

Обмен веществ - основа существования клетки. 

 

Комбинированный урок

 

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.  Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. 

Уметь: 

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

§ 9, рис.

13, в. 1-3

 

9

Биосинтез белков в живой клетке.

 

Комбинированный урок

 

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-

РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений:

триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

§ 10, рис.

14-15, в. 1-3

 

 

10

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

 

 

Комбинированный урок

 

Питание, фотосинтез, фотолиз. 

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. 

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

§ 11, рис.

16-17, в. 1-3

 

11

Обеспечение клеток энергией.

 

 

Комбинированный урок

 

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.

Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена

Уметь: 

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений:

Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

§ 12, рис.

18, в. 1-3

 

12

Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка»

Принцип комплементарности, триплетность генетического кода. Стадии гликолиза, анаэробная стадия, аэробная стадия. Выход АТФ.

Рассмотрение и решение задач по материалам ЕГЭ.

 

задачи по тетради

 

13

Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке».

 

 

повт. Гл.

2,

тетрадь

 

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(5 часов, л/р - 1)

14

Типы размножения.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Гл. 3, § 13, рис.

19, в. 1-3

 

15

Деление клетки. Митоз.

 

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

 

Комбинированный урок

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Уметь: 

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

§ 14, рис.

20-22, в. 1-4

 

 

16

Образование половых клеток.

Мейоз.

 

 

 

Комбинированный урок

 

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции.

Образование половых клеток (гаметогенез).

Осеменение. Оплодотворение.

Уметь: 

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

§ 15, рис. 2324, в. 1-4

 

17

Индивидуальное развитие организма.

 

 

Комбинированный урок

 

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь: 

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

§ 16, в. 1-

3

 

18

Тестирование Размножение и индивидуальное развитие организмов

 

 

повт. Гл.

3,

тетради

 

Основы учения о наследственности и изменчивости

(13 часов, л/р - 2)

19

Из истории развития генетики. 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Уметь: 

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Гл. 4, §

17, в. 1-4; 

 

20

Основные понятия генетики.

 

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов.

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

§ 18, в. 1-

3

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Генетические опыты Г.Менделя.

 

 

Комбинированный урок

 

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления.

Гипотеза чистоты гамет.

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

§ 19, рис.

26-28, в. 1-4

 

22

Дигибридное скрещивание.

Третий закон Г.Менделя.

 

Комбинированный урок

 

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования

9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

§ 20, рис.

29, в. 1-4

 

23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 

 

Комбинированный урок

 

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

 

§ 21, в. 1-

4

 

24

Взаимодействие генов и их множественное действие.

 

Комбинированный урок

 

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Уметь: 

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена.

§ 22, в. 1-

4

 

25

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л/р. № 3. Решение генетических задач.

 

 

Комбинированный урок

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы. 

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

§ 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Наследственная изменчивость.

 

Комбинированный урок

 

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа:

генные, геномные, хромосомные.

.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

§ 24, табл. 2

 

27

Другие типы изменчивости.

 

Л/р. № 4.  Выявление генотипических и

фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в

неодинаковых условиях

 

Комбинированный урок

 

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости.

Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

§ 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2

 

28

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Группы наследственных болезней.

Генные болезни и аномалии.

Хромосомные болезни.

Диагностика заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности.

Уметь:

Раскрывать понятие генных болезней и аномалии:

наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).

Хромосомная болезнь – синдром Дауна.

Составление родословных.

§ 26, рис.

37-39, в. 3-4

 

29-

30

Решение генетических задач

 

 

повт: генетика, задачи

 

31

Контрольная работа  по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости».

 

 

 

 

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(5 часов)

32

Генетические основы селекции организмов.

 

Комбинированный урок

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Уметь:

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Гл. 4, § 27,рис.

40-41, в. 1-3

 

 

 

 

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

 

 

33

 Особенности селекции растений.

 

Комбинированный урок

 

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

§ 28, в. 1-

3

 

34

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Исследования Н.И.Вавилова.

Учение о центрах происхождения культурных растений.

Уметь:

Иметь представление о центрах происхождения культурных растений.

§ 29, табл. 4, рис. 42, в. 1-3

 

35

Особенности селекции животных.

 

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор.

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных.

 

§ 30, в. 3-

4

 

36

Основные направления селекции микроорганизмов.

 

Комбинированный урок

 

Виды искус. отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искус.

мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Уметь:

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

§ 31, рис.

44, в. 3-4

 

Происхождение жизни и развитие органического мира

(4 часа)

37

Представления о возникновении жизни на Земле.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

 

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины

§ 32, рис

46, в 1-3

 

 

 

 

 

мира.

 

 

 

38

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

 

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

 

§ 33, в 2-

3

 

39

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 

Комбинированный урок

 

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

§ 34, в 1-

3

 

40

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

Комбинированный урок

 

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

§ 35, в 1-

3

 

Учение об эволюции

(8 часов, л/р - 1)

41

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

 

Комбинированный урок

 

Появление идей об эволюции.

Теория эволюции Ж-Б. Ламарка.

Исследования Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

Роль естественного отбора в эволюции.

Значение работ Ч. Дарвина.

 

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Описывать предпосылки учения Дарвина. Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры.

 

§ 36, в 13; § 37, рис 4748, в 2-3

 

42

Современные представления об эволюции органического мира.

 

Комбинированный урок

 

Популяция как элементарная единица эволюции.

Важнейшие понятия СТЭ.

Элементарные факторы эволюции.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§ 38, рис

49-50, в 1-3

 

43

Вид, его критерии и структура.

 

Комбинированный урок

 

Понятие о виде. Критерии вида.

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

§ 39, рис

51, в 2-3

 

 

44

Процессы видообразования.

 

Комбинированный урок

 

 

Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции.

Видообразование в пределах одного ареала.

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

§ 40, рис

52, в 1-3

 

45

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

 

 

Комбинированный урок

 

Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц.

Уметь:

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§ 41, в 1-

3

 

46

 Основные направления эволюции

 

 

Комбинированный урок

 

Прогресс и регресс в животном мире.

Направления биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

 

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§ 42, рис

53-55, в 2-3, доклад о Северцове А.Н.

 

47

Основные закономерности биологической эволюции.

 

Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.

 

Комбинированный урок

 

Необратимый характер эволюции.

Прогрессивное усложнение форм жизни. Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы.

Относительность приспособленности видов к среде обитания.

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

§ 43, рис

56-57, в 2-3

 

48

Контрольная работа  по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции».

 

 

повт. § 32-43

 

Происхождение человека (антропогенез)

(5 часов)

49

Эволюция приматов.

 

Комбинированный урок

 

Человек – представитель животного мира.

Древние обезьяны – дриопитеки.

Современные человекообразные обезьяны.

 

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными 

§ 44, рис

59-60, в 1-3

 

 

50

Доказательства эволюционного

происхождения человека 

 

Комбинированный урок

 

Накопление фактов о происхождении человека.

Важнейшие особенности организма человека.

 

 

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

§ 45, рис

61-63, в 1-3

 

51

Ранние этапы эволюции человека.

Поздние этапы эволюции человека.

 

Комбинированный урок

 

Австралопитеки.

Стадии антропогенеза.

Архантропы. Палеоантропы.

Ранние неоантропы.

Современные люди.

Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

§ 46, рис

64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в

3-4

 

52

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

Комбинированный урок

 

Человек разумный – полиморфный вид.

Расы. Родство рас.

Происхождение рас.

Человек – житель биосферы.

Влияние человека в биосфере.

Сельскохозяйственная, промышленная, научно-техническая революция.

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

§ 48, рис

67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2; доклад или сообщ.

 

53

Урок-зачёт.

Происхождение человека

 

 

повт. § 44-49

 

Основы экологии

(13 часов, л/р - 2)

54

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. 

Комбинированный урок

 

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

§ 50, рис

70-71, в 2-4

 

55

Общие законы действия факторов среды на организмы

 

Комбинированный урок

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы. 

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

§ 51, рис

72-73, в 2-3

 

56

Приспособленность организмов к

действию факторов среды

 

Л/р №6. Приспособленность

организмов к среде обитания

 

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§ 52, рис

74, в 2-3

 

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

57

Биотические связи в природе

 

 

Комбинированный урок

 

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах.

Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

§ 53, рис

75-76, в 1-3

 

58

Популяции

 

Комбинированный урок

Популяция. 

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§ 54, рис

77-78, в 1-3

 

59

Функционирование популяции во времени

 

Комбинированный урок

 

Популяция. 

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§ 55, рис

79-81, в 2-4

 

60

Сообщества

 

Комбинированный урок

 

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы.

Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. 

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

§ 56, рис

82, в 2-3

 

61

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

 

 

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень.

Средообразующая деятельность организмов.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физикохимического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей.

§ 57, рис

83-86, в 2-3

 

62

Развитие и смена биогеоценозов.

 

Комбинированный урок

 

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

§ 58, рис

87, в 2-3

 

63

 Основные законы устойчивости

Биосфера. 

Уметь:

§ 59, рис

 

 

живой природы

 

Комбинированный урок

 

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

88-89, в 1-3

 

64

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

 

Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

 

Комбинированный урок

 

Природные ресурсы. 

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия.

Классификация природных ресурсов.

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

§ 60, в 1-

3

 

65

Итоговое тестирование по основам общей биологии.

 

 

 

 

66

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

 

1.      Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

2.      Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007

3.      Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе   И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011

4.      Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.

5.      Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год по биологии для 9 класса №

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год по биологии для 9 класса №

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Биосинтез белков в живой клетке

Биосинтез белков в живой клетке

Типы размножения.

Типы размножения.

Индивидуальное развитие организма

Индивидуальное развитие организма

Генетические опыты Г.Менделя

Генетические опыты Г.Менделя

Наследование признаков, сцепленных с полом

Наследование признаков, сцепленных с полом

Решение генетических задач повт: генетика, задачи 31

Решение генетических задач повт: генетика, задачи 31

Особенности селекции животных.

Особенности селекции животных.

Этапы развития жизни на Земле

Этапы развития жизни на Земле

Макроэволюция – результат микроэволюций

Макроэволюция – результат микроэволюций

Доказательства эволюционного происхождения человека

Доказательства эволюционного происхождения человека

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Пономарева И.Н., Корнилова О.А

Пономарева И.Н., Корнилова О.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017