Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год по биологии для 9 класса
№ |
Тема урока
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки. |
Домашнее задание |
Дата |
|
|
Введение в основы общей биологии (2часа) |
|
|
|
1
|
Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.
Вводный урок
|
Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение. Становление биологии как науки. Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. |
Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Свойства живого
Уметь: Самостоятельно проводить научное исследование. Особенности развития живых организмов
|
Гл. 1, § 1, в. 1-3 § 2, рис. 1, в. 1-3 |
|
2 |
Многообразие форм живых организмов.
Комбинированный урок
|
Основные понятия: таксон ,система, иерархия. Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы |
Знать: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. |
§ 3, рис. 2-3, в. 1-3 |
|
|
|
Основы учения о клетке (11 часов, л/р - 1) |
|
|
|
3 |
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. |
Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. |
Гл. 2, § 4, сх. 4, в. 1-3 |
|
4 |
Химический состав клетки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических |
Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. |
§ 5, рис. 5-6, в. 1-3 |
|
|
|
молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода,минер.соли. |
Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот. |
|
|
5 |
Белки и нуклеиновые кислоты.
Комбинированный урок
|
Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. |
Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. |
§ 6, рис. 7-8, в. 1-3 |
|
6 |
Строение клетки.
Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»
Комбинированный урок
|
Органоиды, цпл, эу- и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.
|
Уметь: Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.
|
§ 7, рис. 9-12, в. 13, |
|
7 |
Органоиды клетки и их функции.
|
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
Называть функции основных органоидов клетки. |
§ 8, в. 1-3 |
|
8 |
Обмен веществ - основа существования клетки.
Комбинированный урок
|
Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. |
Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в |
§ 9, рис. 13, в. 1-3 |
|
9 |
Биосинтез белков в живой клетке.
Комбинированный урок
|
Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. |
Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и- РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. |
§ 10, рис. 14-15, в. 1-3 |
|
10 |
Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Комбинированный урок
|
Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. |
Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. |
§ 11, рис. 16-17, в. 1-3 |
|
11 |
Обеспечение клеток энергией.
Комбинированный урок
|
Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена |
Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. |
§ 12, рис. 18, в. 1-3 |
|
12 |
Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка» |
Принцип комплементарности, триплетность генетического кода. Стадии гликолиза, анаэробная стадия, аэробная стадия. Выход АТФ. |
Рассмотрение и решение задач по материалам ЕГЭ.
|
задачи по тетради |
|
13 |
Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке». |
|
|
повт. Гл. 2, тетрадь |
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов, л/р - 1) |
|||||
14 |
Типы размножения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения |
Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. |
Гл. 3, § 13, рис. 19, в. 1-3 |
|
15 |
Деление клетки. Митоз.
Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Комбинированный урок |
Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. |
Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. |
§ 14, рис. 20-22, в. 1-4 |
|
16 |
Образование половых клеток. Мейоз.
Комбинированный урок
|
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |
Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. |
§ 15, рис. 2324, в. 1-4 |
|
17 |
Индивидуальное развитие организма.
Комбинированный урок
|
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) |
Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. |
§ 16, в. 1- 3 |
|
18 |
Тестирование Размножение и индивидуальное развитие организмов |
|
|
повт. Гл. 3, тетради |
|
Основы учения о наследственности и изменчивости (13 часов, л/р - 2) |
|||||
19 |
Из истории развития генетики.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
Уметь: Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. |
Гл. 4, § 17, в. 1-4; |
|
20 |
Основные понятия генетики.
|
Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. |
Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. |
§ 18, в. 1- 3 |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Генетические опыты Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |
Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. |
§ 19, рис. 26-28, в. 1-4 |
|
22 |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. |
Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. |
§ 20, рис. 29, в. 1-4 |
|
23 |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Комбинированный урок
|
Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. |
Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
|
§ 21, в. 1- 4 |
|
24 |
Взаимодействие генов и их множественное действие.
Комбинированный урок
|
Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. |
Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. |
§ 22, в. 1- 4 |
|
25 |
Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3. Решение генетических задач.
Комбинированный урок |
Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы. Наследственные заболевания , сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. |
Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. |
§ 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4 |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Наследственная изменчивость.
Комбинированный урок
|
Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. . |
Уметь: Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. |
§ 24, табл. 2 |
|
27 |
Другие типы изменчивости.
Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях
Комбинированный урок
|
Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. |
Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. |
§ 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2 |
|
28 |
Наследственные болезни, сцепленные с полом. |
Группы наследственных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. |
Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. |
§ 26, рис. 37-39, в. 3-4 |
|
29- 30 |
Решение генетических задач |
|
|
повт: генетика, задачи |
|
31 |
Контрольная работа по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости». |
|
|
|
|
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов) |
|||||
32 |
Генетические основы селекции организмов.
Комбинированный урок |
Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. |
Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. |
Гл. 4, § 27,рис. 40-41, в. 1-3 |
|
|
|
Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. |
Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. |
|
|
33 |
Особенности селекции растений.
Комбинированный урок
|
Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. |
Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. |
§ 28, в. 1- 3 |
|
34 |
Центры многообразия и происхождения культурных растений. |
Исследования Н.И.Вавилова. Учение о центрах происхождения культурных растений. |
Уметь: Иметь представление о центрах происхождения культурных растений. |
§ 29, табл. 4, рис. 42, в. 1-3 |
|
35 |
Особенности селекции животных.
|
Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. |
Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных.
|
§ 30, в. 3- 4 |
|
36 |
Основные направления селекции микроорганизмов.
Комбинированный урок
|
Виды искус. отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искус. мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных.. |
Уметь: Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. |
§ 31, рис. 44, в. 3-4 |
|
Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа) |
|||||
37 |
Представления о возникновении жизни на Земле.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.
|
Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины |
§ 32, рис 46, в 1-3 |
|
|
|
|
мира.
|
|
|
38 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.
|
Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
|
§ 33, в 2- 3 |
|
39 |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Комбинированный урок
|
Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. |
Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биолгической эволюции |
§ 34, в 1- 3 |
|
40 |
Этапы развития жизни на Земле.
Комбинированный урок
|
Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции |
Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. |
§ 35, в 1- 3 |
|
Учение об эволюции (8 часов, л/р - 1) |
|||||
41 |
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.
Комбинированный урок
|
Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка. Исследования Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч. Дарвина.
|
Уметь: Давать определение термину эволюция. Описывать предпосылки учения Дарвина. Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры.
|
§ 36, в 13; § 37, рис 4748, в 2-3 |
|
42 |
Современные представления об эволюции органического мира.
Комбинированный урок
|
Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ. Элементарные факторы эволюции. |
Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
§ 38, рис 49-50, в 1-3 |
|
43 |
Вид, его критерии и структура.
Комбинированный урок
|
Понятие о виде. Критерии вида. |
Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции |
§ 39, рис 51, в 2-3 |
|
44 |
Процессы видообразования.
Комбинированный урок
|
Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции. Видообразование в пределах одного ареала. |
Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. |
§ 40, рис 52, в 1-3 |
|
45 |
Макроэволюция – результат микроэволюций.
Комбинированный урок
|
Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц. |
Уметь: Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. |
§ 41, в 1- 3 |
|
46 |
Основные направления эволюции
Комбинированный урок
|
Прогресс и регресс в животном мире. Направления биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
|
Уметь: Давать определения понятиям прогресс и регресс. Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
§ 42, рис 53-55, в 2-3, доклад о Северцове А.Н. |
|
47 |
Основные закономерности биологической эволюции.
Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.
Комбинированный урок
|
Необратимый характер эволюции. Прогрессивное усложнение форм жизни. Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы. Относительность приспособленности видов к среде обитания. |
Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. |
§ 43, рис 56-57, в 2-3 |
|
48 |
Контрольная работа по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции». |
|
|
повт. § 32-43 |
|
Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) |
|||||
49 |
Эволюция приматов.
Комбинированный урок
|
Человек – представитель животного мира. Древние обезьяны – дриопитеки. Современные человекообразные обезьяны.
|
Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными |
§ 44, рис 59-60, в 1-3 |
|
50 |
Доказательства эволюционного происхождения человека
Комбинированный урок
|
Накопление фактов о происхождении человека. Важнейшие особенности организма человека.
|
Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. |
§ 45, рис 61-63, в 1-3 |
|
51 |
Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека.
Комбинированный урок
|
Австралопитеки. Стадии антропогенеза. Архантропы. Палеоантропы. Ранние неоантропы. Современные люди. Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы. |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. |
§ 46, рис 64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в 3-4 |
|
52 |
Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Комбинированный урок
|
Человек разумный – полиморфный вид. Расы. Родство рас. Происхождение рас. Человек – житель биосферы. Влияние человека в биосфере. Сельскохозяйственная, промышленная, научно-техническая революция. |
Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. |
§ 48, рис 67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2; доклад или сообщ. |
|
53 |
Урок-зачёт. Происхождение человека |
|
|
повт. § 44-49 |
|
Основы экологии (13 часов, л/р - 2) |
|||||
54 |
Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. Комбинированный урок
|
Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов. |
Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. |
§ 50, рис 70-71, в 2-4 |
|
55 |
Общие законы действия факторов среды на организмы
Комбинированный урок |
Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. |
Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
§ 51, рис 72-73, в 2-3 |
|
56 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания
|
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. |
Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. |
§ 52, рис 74, в 2-3 |
|
|
Комбинированный урок |
|
|
|
|
57 |
Биотические связи в природе
Комбинированный урок
|
Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. |
Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп |
§ 53, рис 75-76, в 1-3 |
|
58 |
Популяции
Комбинированный урок |
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. |
§ 54, рис 77-78, в 1-3 |
|
59 |
Функционирование популяции во времени
Комбинированный урок
|
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. |
§ 55, рис 79-81, в 2-4 |
|
60 |
Сообщества
Комбинированный урок
|
Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. |
Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. |
§ 56, рис 82, в 2-3 |
|
61 |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
|
Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов. |
Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физикохимического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. |
§ 57, рис 83-86, в 2-3 |
|
62 |
Развитие и смена биогеоценозов.
Комбинированный урок
|
Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. |
Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. |
§ 58, рис 87, в 2-3 |
|
63 |
Основные законы устойчивости |
Биосфера. |
Уметь: |
§ 59, рис |
|
|
живой природы
Комбинированный урок
|
Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. |
Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. |
88-89, в 1-3 |
|
64 |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.
Комбинированный урок
|
Природные ресурсы. Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. |
Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы |
§ 60, в 1- 3 |
|
65 |
Итоговое тестирование по основам общей биологии. |
|
|
|
|
66 |
Подведение итогов. |
|
|
|
|
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
2. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007
3. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011
4. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.