Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом того, что учащиеся в 8-9 классах обучались по УМК Л.Л. Босовой. Предусматривается наличие у учащихся знаний и умений, приобретенных в ходе изучения базового курса «Информатики и ИКТ». Предлагаемое планирование расширяет и систематизирует представление учащихся о предмете, в частности на углубленном уровне (по сравнению с базовым курсом) изучаются разделы: «Информация и информационные процессы», «Элементы теории алгоритмов», «Базы данных», в планировании предусмотрены часы на повторение и актуализацию ранее полученных знаний.
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» включает в себя учебники:
· «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин
· «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень» К.Ю. Поляков, А.А. Еремин
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Кроме учебников, входят:
· авторская программа по информатике К. Полякова
· компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
· электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
· материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
· методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
· комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
· сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
цели:
Задачи:
При изучении курса «Информатика и ИКТ» формируются следующие метапредметные результаты:
Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход, основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, дидактические игры, проблемное обучение, модульно-рейтинговой технологии, метод исследовательских проектов.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-демонстрация, урок-практикум, творческая лаборатория, урок-игра, круглый стол, урок-консультация.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
· Техника безопасности. Организация рабочего места
· Информация и информационные процессы
· Кодирование информации
· Логические основы компьютеров
· Компьютерная арифметика
· Устройство компьютера
· Программное обеспечение
· Компьютерные сети
· Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
· Алгоритмизация и программирование
· Решение вычислительных задач
III. Информационно-коммуникационные технологии
· Моделирование
· Базы данных
· Создание веб-сайтов
· Графика и анимация
· 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование учебного материала с указанием его объема и распределения по годам изучения представлено в таблице 1. Поурочное планирование для 10 и 11 классов приводится в таблицах 2 и 3.
Требования
к уровню подготовки учеников 10 класса по информатике и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий
ученик должен
знать/понимать
1. Объяснять
различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и
алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности баз данных;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие
реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий.
6. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
7. Осуществлять поиск информации в базах данных.
8. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.)
9. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности.
Базовый уровень, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах (всего 68 часов)
№ |
Тема |
Количество часов / класс |
||
Всего |
10 кл. |
11 кл. |
||
Основы информатики |
||||
1. |
Техника безопасности. Организация рабочего места |
2 |
1 |
1 |
2. |
Информация и информационные процессы |
7 |
2 |
5 |
3. |
Кодирование информации |
6 |
6 |
|
4. |
Логические основы компьютеров |
2 |
2 |
|
5. |
Компьютерная арифметика |
0 |
0 |
|
6. |
Устройство компьютера |
2 |
2 |
|
7. |
Программное обеспечение |
2 |
2 |
|
8. |
Компьютерные сети |
3 |
3 |
|
9. |
Информационная безопасность |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
25 |
19 |
6 |
Алгоритмы и программирование |
||||
10. |
Алгоритмизация и программирование |
10 |
10 |
|
11. |
Решение вычислительных задач |
3 |
3 |
|
12. |
Элементы теории алгоритмов |
0 |
|
|
13. |
Объектно-ориентированное программирование |
0 |
|
|
|
Итого: |
13 |
13 |
0 |
Информационно-коммуникационные технологии |
||||
14. |
Моделирование |
6 |
|
6 |
15. |
Базы данных |
9 |
|
9 |
16. |
Создание веб-сайтов |
10 |
|
10 |
17. |
Графика и анимация |
0 |
|
|
18. |
3D-моделирование и анимация |
0 |
|
|
|
Итого: |
25 |
0 |
25 |
|
Резерв |
5 |
2 |
3 |
|
Итого по всем разделам: |
68 |
34 |
34 |
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Таблица 8.
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника (номер, название) |
Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) |
Количество часов |
Планируемая дата |
Фактически |
1. |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
ПР № 1. Оформление документа. |
1 |
1 неделя |
|
2. |
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. |
§ 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? § 3. Измерение информации. |
|
1 |
2 неделя |
|
3. |
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. |
§ 4. Структура информации. |
ПР № 2. Структуризация информации (таблица, списки). |
1 |
3 неделя |
|
4. |
Кодирование и декодирование. |
§ 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
|
1 |
4 неделя |
|
5. |
Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
§ 7. Дискретность. § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
|
1 |
5 неделя |
|
6. |
Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. |
§ 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. § 11. Двоичная система счисления. |
|
1 |
6 неделя |
|
7. |
Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. |
§ 12. Восьмеричная система счисления. § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
|
1 |
7 неделя |
|
8. |
Кодирование символов. |
§ 15. Кодирование символов |
|
1 |
8 неделя |
|
9. |
Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. |
§ 16. Кодирование графических изображений § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
|
1 |
9 неделя |
|
10. |
Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. |
§ 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции § 20. Диаграммы |
ПР № 7. Тренажёр «Логика». ПР № 8. Исследование запросов для поисковых систем. |
1 |
10 неделя |
|
11. |
Упрощение логических выражений. |
§ 21. Упрощение логических выражений |
|
1 |
11 неделя |
|
12. |
Принципы устройства компьютеров. |
§ 32. Принципы устройства компьютеров § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
|
1 |
12 неделя |
|
13. |
Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. |
§ 34. Процессор § 35. Память § 36. Устройства ввода |
|
1 |
13 неделя |
|
14. |
Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. |
§ 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы § 43. Правовая охрана программ и данных |
|
1 |
14 неделя |
|
15. |
Системное программное обеспечение. Системы программирования. |
§ 40. Системное программное обеспечение § 41. Системы программирования |
|
1 |
15 неделя |
|
16. |
Компьютерные сети. Основные понятия |
§ 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети § 46. Локальные сети |
|
1 |
16 неделя |
|
17. |
Сеть Интернет. Адреса в Интернете. |
§ 47. Сеть Интернет § 48. Адреса в Интернете |
|
1 |
17 неделя |
|
18. |
Службы Интернета. |
§ 49. Всемирная паутина § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета § 52. Электронная коммерция § 53. Право и этика в Интернете |
|
1 |
18 неделя |
|
19. |
Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции. |
§ 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы § 56. Вычисления |
ПР № 25. Простые вычисления. |
1 |
19 неделя |
|
20. |
Условный оператор. Сложные условия. |
§ 57. Ветвления |
ПР № 26. Ветвления. ПР № 27. Сложные условия. |
1 |
20 неделя |
|
21. |
Цикл с условием. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
ПР № 31. Циклы с условием. |
1 |
21 неделя |
|
22. |
Цикл с переменной. |
§ 58. Циклические алгоритмы |
ПР № 32. Циклы с переменной. |
1 |
22 неделя |
|
23. |
Процедуры и функции. |
§ 59. Процедуры § 60. Функции |
ПР № 34. Процедуры. ПР № 35. Функции. |
1 |
23 неделя |
|
24. |
Массивы. Перебор элементов массива. |
§ 62. Массивы |
ПР № 40. Перебор элементов массива. |
1 |
24 неделя |
|
25. |
Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию. |
§ 63. Алгоритмы обработки массивов |
ПР № 41. Линейный поиск. ПР № 44. Отбор элементов массива по условию. |
1 |
25 неделя |
|
26. |
Сортировка массивов. |
§ 64. Сортировка |
ПР № 46. Метод выбора. |
1 |
26 неделя |
|
27. |
Символьные строки. |
§ 66. Символьные строки |
ПР № 49. Посимвольная обработка строк. |
1 |
27 неделя |
|
28. |
Функции для работы с символьными строками. |
§ 66. Символьные строки |
ПР № 50. Функции для работы со строками. |
1 |
28 неделя |
|
29. |
Решение уравнений в табличных процессорах. |
§ 70. Решение уравнений |
ПР № 64. Решение уравнений в табличных процессорах. |
1 |
29 неделя |
|
30. |
Статистические расчеты. |
§ 73. Статистические расчеты |
ПР № 69. Статистические расчеты. |
1 |
30 неделя |
|
31. |
Условные вычисления. |
§ 73. Статистические расчеты |
ПР № 70. Условные вычисления. |
1 |
31 неделя |
|
32. |
Вредоносные программы. |
§ 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы |
|
1 |
32 неделя |
|
33. |
Защита от вредоносных программ. |
§ 77. Защита от вредоносных программ |
ПР № 73. Использование антивирусных программ. |
1 |
33 неделя |
|
|
|
|
Резерв: |
1 |
34 неделя |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Таблица 9.
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника (номер, название) |
Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) |
Количество часов |
Планируемая дата |
Фактически |
1. |
Техника безопасности. |
|
ПР № 1. Набор и оформление документа. |
1 |
|
|
2. |
Передача информации. |
§ 2. Передача информации. |
|
1 |
|
|
3. |
Помехоустойчивые коды. |
§ 2. Передача информации. |
|
1 |
|
|
4. |
Сжатие данных без потерь. |
§ 3. Сжатие данных |
ПР № 2. Алгоритм RLE. |
1 |
|
|
5. |
Практическая работа: использование архиватора. |
§ 3. Сжатие данных |
ПР № 4. Использование архиваторов. |
1 |
|
|
6. |
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество. |
§ 4. Информация и управление § 5. Информационное общество |
|
1 |
|
|
7. |
Модели и моделирование. |
§ 6. Модели и моделирование |
|
1 |
|
|
8. |
Использование графов. |
§ 7. Системный подход в моделировании |
|
1 |
|
|
9. |
Этапы моделирования. |
§ 8. Этапы моделирования |
|
1 |
|
|
10. |
Модели ограниченного и неограниченного роста. |
§ 10. Математические модели в биологии |
ПР № 8. Моделирование популяции. |
1 |
|
|
11. |
Моделирование эпидемии. |
§ 10. Математические модели в биологии |
ПР № 9. Моделирование эпидемии. |
1 |
|
|
12. |
Обратная связь. Саморегуляция. |
§ 10. Математические модели в биологии |
ПР № 11. Саморегуляция. |
1 |
|
|
13. |
Информационные системы. |
§ 12. Информационные системы |
|
1 |
|
|
14. |
Таблицы. Основные понятия. Реляционные базы данных. |
§ 13. Таблицы § 15. Реляционная модель данных
|
|
1 |
|
|
15. |
Практическая работа: операции с таблицей. |
§ 16. Работа с таблицей
|
ПР № 13. Работа с готовой таблицей. |
1 |
|
|
16. |
Практическая работа: создание таблицы. |
§ 17. Создание однотабличной базы данных |
ПР № 14. Создание однотабличной базы данных. |
1 |
|
|
17. |
Запросы. |
§ 18. Запросы |
ПР № 15. Создание запросов. |
1 |
|
|
18. |
Формы. |
§ 19. Формы |
ПР № 16. Создание формы. |
1 |
|
|
19. |
Отчеты. |
§ 20. Отчеты |
ПР № 17. Оформление отчета. |
1 |
|
|
20. |
Многотабличные базы данных. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
ПР № 19. Построение таблиц в реляционной БД. |
1 |
|
|
21. |
Запросы к многотабличным базам данных. |
§ 21. Работа с многотабличной базой данных |
ПР № 20. Создание запроса к многотабличной БД. |
1 |
|
|
22. |
Веб-сайты и веб-страницы. |
§ 24. Веб-сайты и веб-страницы |
|
1 |
|
|
23. |
Текстовые страницы. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
|
1 |
|
|
24. |
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
ПР № 25. Текстовые веб-страницы. |
1 |
|
|
25. |
Списки. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
ПР № 26. Списки. |
1 |
|
|
26. |
Гиперссылки. |
§ 25. Текстовые веб-страницы |
ПР № 27. Гиперссылки. |
1 |
|
|
27. |
Содержание и оформление. Стили. |
§ 26. Оформление документа |
|
1 |
|
|
28. |
Практическая работа: использование CSS. |
§ 26. Оформление документа |
ПР № 28. Использование CSS. |
1 |
|
|
29. |
Рисунки на веб-страницах. |
§ 27. Рисунки |
ПР № 29. Вставка рисунков в документ. |
1 |
|
|
30. |
Таблицы. |
§ 29. Таблицы |
|
1 |
|
|
31. |
Практическая работа: использование таблиц. |
§ 29. Таблицы |
ПР № 31. Табличная верстка. |
1 |
|
|
|
|
|
Резерв: |
3 |
|
|
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.