Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
Оценка 4.9

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
5 кл
12.02.2019
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
КТП по истории составлено в виде таблицы, содержащую десять столбцов - номер урока по порядку, название раздела, темы, урока, количество часов, дата, основное содержание, характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся, планируемые результаты (УДД) - личностные, метапредметные и предметные, домашнее задание.
КТП 5кл история.docx
а к о р у №   Название раздела, темы, урока 1 Введение. Откуда мы  знаем, как жили  предки современных  народов. о в т с е ч и л о К в о с а ч 1 2 Древнейшие люди. 1 3 Родовые общины  охотников и  собирателей. 1 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ Дата  Основное содержание Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся  Планируемые результаты (УДД) Личностные Метапредметные Предметные Что изучает история.  Измерение времени в  истории. Историческая  карта. Источники  исторических знаний.  Вспомогательные  исторические науки. Раскрывать значение  терминов история,  исторический источник.       Участвовать в обсуждении  вопроса о том, для чего  нужно знать историю. Формирование  познавательного  интереса к  изучению истории.  Понимание  значимости опыта  предшествующих  поколений для  современного  человека. Регулятивные Самостоятельно  анализировать условия достижения  цели на основе учета выделенных  учителем ориентиров действия в  новом учебном материале. Коммуникативные Участвовать в  обсуждении вопроса о том, для чего  нужно знать историю. Познавательные Раскрывать  значение терминов история, век,  исторический источник. Первичные представления об исторической науке. Умение работать с исторической картой  (памятка). Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 часов) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) Д/з Стр. 6 – 8  Определение понятий:  первобытные люди, орудие  труда, собирательство.  Заполнение сравнительной  таблицы «Первобытный и  современный человек». Древнейшие люди ­  наши далекие предки.  Прародина человека.  Археологические  свидетельства  первобытного  состояния др. человека. Собирательство и  охота. Овладение  огнем. Расселение древнейших  людей. Строительство  жилища. Охота как  основной способ  добычи пищи др.  человека. Новые орудия труда. Человек  разумный. Родовые  общины. Исследовать на  исторической карте  географию расселения  первобытных людей.  Называть новые способы  охоты. Разрабатывать  сценарии охоты на  крупного зверя. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  понимание  культурного  многообразия  мира. Осознание  значения семьи в  жизни человека и  общества. Регулятивные Показывать на карте  места расселения древнейших людей. Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать  первобытного и современного  человека.  Характеризовать дости­ жения первобытного человека, его  приспособление к природе. Познавательные Комментировать и  формулировать понятия:  первобытные люди, орудие труда,  собирательство. Регулятивные Разрабатывать сце­ нарии охоты на крупного зверя. Вы­ делять признаки родовой общины. Коммуникативные Называть и оха­ рактеризовать новые изобретения  человека для охоты.  Характери­ зовать новые способы охоты. Познавательные  Исследовать на  исторической карте и в мультимедиа  ресурсах географию расселения  первобытных людей. §1 §2 Показывать на карте  места расселения  древнейших людей.  Правильно употреблять и  объяснять исторические  термины. Сравнивать  первобытного и  современного человека. Выделять признаки  родовой и соседской  общины. Разрабатывать сценарии  охоты на крупного зверя. Характеризовать новые  достижения древнего  человека. 4 Возникновение  искусства и религии. 1 2 Рассказывать о наскальной  живописи, версиях ее  происхождения. Рассмотреть разные версии  о загадках древних  художников. Пещерная живопись.  Загадки древнейших  рисунков. Зарождение  веры в душу.  Представление о  религиозных  верованиях  первобытных охотников и собирателей. Регулятивные Охарактеризовать  первобытные верования людей. Коммуникативные Рассказать о  наскальной живописи, версиях её  происхождения. Работать с текстом  учебника по заданиям учителя в  малых группах Познавательные Объяснить, как  учёные разгадывают загадки древних  художников. Характеризовать  первобытные верования и  способы их выражения.  Работать с несколькими  историческими  источниками. Осмысление  социально­ нравственного  опыта предшест­ вующих поколе­ ний, понимание  культурного  многообразия  мира. Понимать  свою самобыт­ ность и ценить  культурное нас­ ледие разных  религий. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа) 5 Возникновение  земледелия и  скотоводства. 1 Формирование  уважительного  отношения к труду Первые орудия труда  земледельцев.  Приручение животных.  Скотоводство и  изменения в жизни  людей. Освоение  ремесел. Племя:  изменение отношений.  Управление племенем. Рассказать о переходе от  собирательства к  мотыжному земледелию.  Охарактеризовать  изменения в социально­ хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и  скотоводства. Схематически изобразить  управление родовой  общиной и племенем. 6 Появление  неравенства и знати. 1 Развитие ремесел.  Выделение  ремесленников в  общине. Изобретение  плуга. От родовой  общины – к соседской.  Возникновение  неравенства и знати.  Выделение знати. Исследовать причины  возникновения неравенства  и последствия данного  процесса.  Сравнение  родовой и соседской  общины: составление  сравнительной таблицы. Формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательног о отношенияк  истории, культуре, религии,  традициям. Регулятивные Охарактеризовать  изменения в социально­ хозяйственной жизни людей с  появлением земледелия и ско­ товодства.  Обозначить последствия  появления гончарного и ткацкого  ремёсел в жизни общины.  Охарактеризовать религиозные  верования древнего человека. Коммуникативные Рассказать о  переходе от собирательства к  мотыжному земледелию.   Выделить  и прокомментировать промыслы  (лесные) и освоенные древним  человеком ремёсла. Познавательные Исследовать  географию районов первичного  земледелия на исторической карте.   Схематически изобразить и  прокомментировать управление  родовой общиной и племенем Регулятивные Находить на карте  районы, где предположительно  появилась металлургия. Коммуникативные Выделять и  сравнивать признаки родовой и  соседской общин. Познавательные Раскрывать смысл  понятий: ремесло, ремесленник,  гончарный круг, металлургия,  плужное земледелие, соседская  община, вождь, соплеменники,  Характеризовать  изменения в социально­ хозяйственной жизни  людей с появлением  земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и  ткацкого ремёсел в  жизни общины. Выявлять и сравнивать  признаки родовой и  соседской общины. Раскрывать смысл  понятий: ремесло,  ремесленник, гончарный  круг, металлургия,  плужное земледелие,  соседская община, вождь,  соплеменники, дружина,  знать, города, святилища,  государства. Выявить и  сравнить признаки  родовой и соседской  §3 §4 §5 7 Счет лет в истории. 1 8 ПОУ по теме: «Жизнь первобытных людей». 1 Как в древности  считали года? Счет лет,  которым мы  пользуемся.  Летоисчисление от  Рождества Христова.  Наша эра. Лента  времени как схема  ориентировки в  историческом времени. Какой опыт, наследие  дала человечеству  эпоха первобытности. 3 Тема 3. Счет лет в истории (2 часа) Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательног о отношенияк  истории, культуре, религии,  традициям Осмысление различия  понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический  период. Определение  исторического времени по  ленте времени. Решение исторических  задач и проблемных  ситуации на счет времени. Использование  электронных ресурсов для  виртуального  исторического  путешествия. Решение  проблемных и развивающих задач с использованием  мультимедиа ресурсов.  Уметь доказать свою  позицию (отличие  мировоззрения  первобытного человека от  современного). дружина, знать, города, святилища,  государства. Характеризовать изменения  отношений в общине с выделением в  ней знати. Регулятивные Уметь определять  историческое время по ленте  времени. Коммуникативные Понимать  относительность мнений и подходов  к решению проблемы. Познавательные Осмыслить  различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Логически мыслить, делать выводы,  обобщать, высказывать свою точку  зрения. Оценивать правильность выполнения  учебной задачи. Стр. 29­ 30 общин. Характеризовать  изменения отношений в  общине с выделением в  ней знати. Выделять на  элементарном уровне  причины исторических  событий. Объяснять, как ведется  счет лет до н.э   и   н.э.  Решать исторические  задачи и проблемные  ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в  истории в разные эпохи. Работать с легендой  исторической карты,  объяснять значение опыта  первобытных людей для  дальнейшего развития  человечества. Использовать  электронные ресурсы для  виртуального  исторического  путешествия. Решать  проблемные и  развивающие  исторические задачи с  использованием  мультимедиаресурсов по  алгоритму. 9 Государство на  берегах Нила. 1 Раздел 2. Древний Восток (20 часов) Тема 1. Древний Египет (8 часов) Формирование  отношения к  мировым  цивилизациям.  Осуществлять  понимание  взаимосвязи  прошлого,  настоящего и  Изучение местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Определение  влияния природно­ климатических условий на  жизнь и деятельность  человека. Страна Египет.  Местоположение  государства. Разливы  Нила и природные  условия. Земледельцы в  Древнем Египте.  Система орошения  земель под урожай.  Путь к объединению  Регулятивные Устанавливать  причинно­следственные связи  природы и занятий древних египтян. Коммуникативные Характеризовать местоположение государства с  помощью исторической карты и её  легенды. Познавательные Раскрывать  значение понятий и терминов:  Характеризовать  местоположение  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Устанавливать  причинно­следственные  связи природы и занятий  древних египтян. §6 4 Древнего Египта.  Возникновение единого  государства в Египте.  Управление страной. Жители Египта: от  фараона до простого  земледельца. Труд  земледельцев. Система  каналов. В гостях у  египтянина. Ремесла и  обмен. Писцы собирают  налоги. Работа с текстом учебника  и дополнительной  литературы: поиск и  группировка по признакам  необходимой информации.  Составление схемы:  «Основные категории  населения Древнего  Египта». О чем могут рассказать  гробницы вельмож. В  усадьбе вельможи.  Служба вельмож.  Вельможа во дворце  фараона. Отношение  фараона и его вельмож. Выделить основные  категории населения, их  положение. Определить  понятия: фараон, жрец,  пирамида, папирус. будущего в  развитии мировой  истории Формирование  отношения к  мировым  цивилизациям.  Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Формирование  отношения к  мировым  цивилизациям.  Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. государство, папирус, дельта, оазис,  ил, рельеф, фараон. Регулятивные Оценивать  достижения культуры. Коммуникативные Находить и  группировать информацию по данной теме из текстов учебника,  дополнительных источников к  параграфу, дополнительной  литературы, электронных изданий. Познавательные Комментировать  понятия: вельможи, писцы, налоги,  шадуф,  и самостоятельно  формулировать их. Регулятивные Характеризовать  особенности власти фараонов и  порядок управления страной. Коммуникативные Учиться  работать в малой группе над общим  заданием. Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.   Выделять ключевые понятия,  которые раскрывают тему урока Характеризовать условия  и образ жизни, занятия  людей, населявших  Египет. Оценивать достижения  культуры. Находить и группировать  информацию по данной  теме из текстов учебника,  дополнительных  источников к параграфу,  дополнительной  литературы. Характеризовать условия  и образ жизни, занятия  людей, населявших  Египет. Характеризовать  особенности власти  фараонов и порядок  управления страной. Отряды пеших воинов.  Вооружение  пехотинцев. Боевые  колесницы египтян.  Направления военных  походов и завоевания  фараонов.  Завоевательные походы  Тутмоса III. Военные  трофеи и триумф  фараонов. Главные  города Древнего Египта ­ Мемфис, Фивы.  Появление наемного  войска. Определить причины, цели,  направления военных  походов, даты самых  крупных военных походов,  итоги военных походов,  указать их по легенде  карты. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Анализировать  завоевание египтян и давать им  соответствующую оценку. Коммуникативные Работать с  картой в малых группах по единому  заданию. Исполнять роль в соответ­ ствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Работать с картой в малых группах по единому  заданию. Иметь  представление о внешнем  облике и вооружении  египетских воинов. Подготовить сообщение о  военных походах Тутмоса  III. Познавательные Показывать на  карте территорию и центры  древнеегипетского государства и  территории походов фараонов §7 §8 §9 Боги и жрецы. Храмы –  жилища богов.  Определение понятий  храмы, статуи богов,  Развитие  эстетического  Регулятивные Характеризовать  религию древних египтян. Характеризовать религию  древних египтян.  §10 10 Как жили  земледельцы и  ремесленники в  Египте. 11 Жизнь египетского  вельможи. 12 Военные походы  фараонов. 13 Религия древних  египтян. 1 1 1 1 Могущество жрецов.  Священные животные и  боги. Представление  древних египтян о  «царстве мертвых».  Фараон – сын Солнца.  Безграничность власти  фараона. «Книга  мертвых». Первое из чудес света.  Возведение каменных  пирамид. Большой  Сфинкс. Пирамида  фараона Хеопса. Храм  – жилище богов.  Археологические  открытия в гробницах.  Искусство  древнеегипетской  скульптуры: статуя,  скульптурный портрет. Загадочные письмена и  их разгадка.  Особенности  древнеегипетской  письменности.  Иероглифическое  письмо. Изобретение  материала и  инструмента для  письма. Школа  подготовки писцов и  жрецов. Достижения древних  египтян.  Неограниченная власть  фараонов.  Представления о  загробном воздаянии  (суд Осириса и клятва  умершего). 5 жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом  света, дату создания  пирамиды Хеопса,  назначение гробниц. Разработка сюжетов для   инсценирования на уроке  по теме параграфа. сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира, творческой  деятельности  эстетического  характера. Коммуникативные Устанавливать  связи между пантеоном богов и  занятиями древних египтян. Познавательные Объяснять, в чем  заключалась роль религии, жрецов в  древнеегипетском обществе. Работать с информацией из  разных исторических  источников о находках  археологов в гробницах  древнеегипетских  фараонов. Рассказать о внутреннем  устройстве пирамиды по  иллюстрации. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира, творческой  деятельности  эстетического  характера. Определение понятий  иероглиф.                               Описание процесса  изготовления папируса. Понимание  культурного  многообразия  мира, уважение к  культуре своего  народа и других  народов,  толерантность. Регулятивные Описывать предметы  материальной культуры и  произведения древнеегипетского  искусства, высказывать суждения об  их художественных достоинствах.  Рассказывать о внутреннем  устройстве пирамиды. Коммуникативные Искать в сети  Интернет информацию о находках  археологов в гробницах древнееги­ петских фараонов. Познавательные Подготовить  презентации в Power Point по  самостоятельно выбранной теме  (совместно с родителями). Регулятивные  Осуществлять  познавательную рефлексию. Коммуникативные Осуществлять  поиск информации в Интернете о  процессе изготовления папируса. Познавательные Характеризовать  знания из разных областей наук,  известные древним египтянам Устанавливать связи  между пантеоном богов и  занятиями древних  египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте. Описывать предметы  материальной культуры и  произведений  древнеегипетского  искусства, высказывать  суждения об их  художественной и  исторической ценности. Знать, что считают в  Египте чудом света, дату  создания пирамиды  Хеопса, назначение  гробниц. §11 Характеризовать знания  древних египтян Из разных областей наук. §12 Анализ достижений  древних египтян в  земледелии. Сравнение образа жизни  фараона, вельможи и  простого земледельца. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Анализировать  достижения в земледелии. Коммуникативные Сравнивать  образ жизни фараона, вельможи и  простого земледельца. Познавательные Составлять  Умение создавать  аналогии, применять и  преобразовывать знаки и  символы, модели и схемы  для решения учебных и  познавательных  исторических задач. Уметь работать с  14 Искусство Древнего  Египта. 1 15 Письменность и знания  древних Египтян. 16 ПОУ по теме:  «Древний Египет». 1 1 17 Древнее Двуречье. 1 18 Вавилонский царь  Хаммурапи и его  законы. 19 Финикийские  мореплаватели. 1 1 Страна двух рек.  Местоположение,  природа и ландшафт  Южного Двуречья.  Ирригационное  земледелие. Схожесть  хронологии  возникновения  государственности в  Междуречье и  Нильской долине.  Шумерские города Ур и Урук. Культовые  сооружения шумеров:  ступенчатые башни.  Боги шумеров. Жрецы­ ученые. Клинопись.  Писцовые школы.  Научные знания. Мифы  и сказания с глиняных  табличек. Город Вавилон  становится главным в  Двуречье. Власть царя  Хаммурапи – власть от  бога Шамаша.  Представления о  законах Хаммурапи как  о законах богов.  Узаконенная традиция  суда над  преступниками. Законы  о рабах. Законы о  богачах и бедняках.  Закон о новых  отношениях, о новых  социальных группах:  ростовщиках. География, природа и  занятия населения  Финикии. Средиземное  море и финикийцы.  Виноградарство и  6 шарады, кроссворды и выполнять к  ним задания (индивидуально и в  сотрудничестве с соседом по парте иллюстрациями,  определять значение  событий. Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов) Определение  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Описание образа жизни,  основных занятий  населения. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Характеризовать  природно­климатические условия  Древнего Двуречья. Коммуникативные Использовать  электронное издание с целью  виртуального путешествия по музею. Познавательные Прокомментиро­ вать письменность Двуречья и  выделить её особенные признаки. Характеризовать влияние  природно­климатических  условий на жизнь и  деятельность жителей  государства. Прокомментировать  письменность Двуречья и  выделить ее особенные  признаки. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Определение  хронологических рамок  правления Хаммурапи,  определение понятия  «закон».  Анализ  исторического документа:  основное содержание  законов Хаммурапи, чьи  интересы защищали данные  законы. Регулятивные Объяснять почему  законы Хаммурапи были объявлены  как законы богов. Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского  царя Хаммурапи с дальнейшим  объяснением их значения. Познавательные Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие   его суть. Характеризовать свод  законов Хаммурапи. Знать хронологию  правления Хаммурапи,  определение понятия  закон, основное  содержание законов  Хаммурапи, чьи интересы  защищали данные законы. Уметь работать с  первоисточниками,  определять значение  данного документа. §13 §14 Рассказать с помощью  карты о местоположении  Финикии и занятиях ее  жителей. Составить путь, по  Формирование  понимания  культурного  многообразия  мира. Регулятивные Использовать  историческую карту, определять  причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Характеризовать  основные открытия и  достижения финикийцев,  определение понятия  колония. §15 оливководство.  Ремесла: стеклоделие,  изготовление  пурпурных тканей.  Морская торговля и  пиратство. Колонии  финикийцев.  Древнейший  финикийский алфавит.  Легенды о финикийцах. Ветхий Завет.  Расселение  древнееврейских  племен. Организация  жизни, занятия и быт  древнееврейских  общин. Библия как  история и предания  еврейских племен.  Переход к единобожию. Моисей выводит евреев  из Египта: библейские  мифы и сказания как  исторический и  нравственный опыт  еврейского народа. Бог  дает законы народу. Библейские сказания о  войнах евреев в  Палестине. Борьба с  филистимлянами.  Древнееврейское  царство и предания о  его первых правителях:  Сауле, Давиде,  Соломоне. Правление  Соломона. Иерусалим  как столица царства.  Храм Бога Яхве.  Библейские сказания о  героях. Начало обработки  железа и последствия  использования  железных орудий труда. Ассирийское войско и  конница.  7 которому плавали  финикийские купцы. Формирование  понимания  культурного  многообразия  мира. Изучить по карте и тексту  учебника территорию  расселения  древнееврейских племен.  Объяснить, почему Библия  ­ наиболее читаемая книга с древности  и до наших дней. Установить, какому народу Бог дал  такие же законы, как и  древним евреям. Изучить по карте и тексту  учебника территорию  расселения  древнееврейских племён.  Знакомство с библейскими  сказаниями о героях. Формирование  понимания  культурного  многообразия мира Коммуникативные Подготавливать  короткое сообщение о достижениях  финикийских ремесленников. Познавательные Рассказывать с  помощью карты о местоположении  Финикии и занятиях её жителей Регулятивные Изучать по карте и  тексту учебника территорию  расселения древнееврейских племен Коммуникативные Проводить  аналогию и устанавливать  какому  народу Бог дал такие же законы, как  и древним евреям Познавательные Объяснять  значение принятие единобожия  древнееврейскими племенами Регулятивные Дать оценку  поступков Давиду и Самсону Коммуникативные Выделять  в  дополнительном тексте к параграфу  главное и второстепенное (работа в  группах) Познавательные Уметь обобщать  информацию и делать выводы о том,  каким представляли своего царя  иудеи Подготовить короткое  сообщение о достижениях  финикийских  ремесленников.  Использовать  историческую карту:  определять причины  развитой торговли в  городах Финикии. Давать развернутый ответ  и отзыв на него, работать с разными источниками  информации, читать  несложные карты с опорой на  их легенду. Объяснять значение  принятия единобожия  древнееврейскими  племенами. Знать назначение Библии  при изучении истории,  составные части  содержания Библии,  определение понятия  Библия. Уметь определять  значение первоисточника. Уметь формулировать  оценку поступка  (Самсона, Давида.) Уметь обобщать  информацию и делать  вывод о том, каким  представляли своего царя  иудеи. Определение понятий  держава, условия  возникновения данного  типа государств, основные  даты, связанные с историей  Ассирийской державы.  Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Уметь  самостоятельно находить аргументы  к крылатой фразе «Рукописи не  горят» Коммуникативные Работать в  малых группах по  Перечислять достижения  ассирийцев в  изобразительном  искусстве, металлурги,  военном деле. Находить  аргументы к крылатой  §16 §17 §18 20 Библейские сказания. 1 21 Древнееврейское  царство. 1 22 Ассирийская держава. 1 8 Выявление причин  непобедимости  ассирийского войска. дифференцированным заданиям на  понимание и осмысление нового  материала Познавательные Определять  причины падения Ассирийской  державы Приспособления для  победы над  противником.  Завоевания ассирийских царей. Библиотека  глиняных книг  Ашшурбанапала.  Археологические  свидетельства  ассирийского  искусства. Гибель  Ассирийской державы. Три великих царства в  Западной Азии.  Завоевания персов.  Персидский царь Кир  Великий: его победы,  военные хитрости,  легенды о нем.  Образование  Персидской державы  (завоевания Лидии,  Мидии, Вавилонии,  Египта). Царь Дарий  Первый. «Царская  дорога» и «царская  почта». Войско  персидского царя. Страна между  Гималаями и океаном.  Реки Инд и Ганг.  Деревни среди  джунглей. Освоение  земель и развитие  оросительного  земледелия. Основные  занятия индийцев.  Жизнь среди природы:  животные и боги  индийцев. Сказание о  Раме. Древнейшие  города. Вера в  переселение душ. Миф о происхождении  четырех каст. Обряд  жертвоприношения  23 Персидская держава  «царя царей». 1 24 Природа и люди  Индии. 1 25 Индийские касты. 1 Определение основных дат  истории создания  Персидской державы. Составление сравнительной таблицы «Три царства  Западной Азии». Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Тема 3.   Индия и Китай в древности (5 часов) Определение  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Описание  географического  положения Индии,  основных занятий и образа  жизни жителей,  определение  понятия –  Буддизм.                 Обсуждение в группах   ключевых понятий,  характеризующих  индийскую историю и  культуру. Рассказать  о жизни и  обучении брахмана. Сравнить основные  Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Формирование  понимания  культурного  фразе: «Рукописи не  горят». Определять  причины падения  Ассирийской державы.  Определить какую роль в  жизни человека сыграло  появление железа и  изготовление изделий из  данного металла. Работать с исторической  картой и  дополнительными  источниками по вопросу  расширения территории  державы.  Систематизировать  учебную информацию о  достижениях персидских  царей (по заданному  основанию). Рассказывать  кратко легенды о  персидских царях. §19 §20 Регулятивные Показывать на карте  основные географические объекты  Древней Индии Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и  почему( работа в группах) Познавательные Выделять  ключевые понятия, характеризующие  индийскую историю и культуру Знать географическое  положение Индии,  основные занятия и образ  жизни жителей, раскрыть  содержание понятия –  буддизм. Уметь работать с картой,  определять влияние  природно­климатический  условий на жизнь и  деятельность жителей  государства. Регулятивные Дать собственную  оценку буддисткой религии;   составлять простой план пунктов  Рассказывать о жизни и  обучении брахмана.  Доказывать, что брахманы §21 26 Чему учил китайский  мудрец Конфуций. 1 27 Первый властелин  единого Китая. 1 богам. Кастовое  общество неравных:  варны и касты знатных  воинов, земледельцев и  слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость,  знания и книги.  Возникновение  буддизма. Объединение Индии  царем Ашока. Страна, где жили  китайцы. География,  природа и ландшафт  Великой Китайской  равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая  добродетель – уважение к старшим. Учение  Конфуция. Мудрость –  в знании старинных  книг. Китайские  иероглифы. Китайская  наука учтивости. Объединение Китая при Цинь Шихуане.  Завоевательные войны,  расширение территории  государства Цинь  Шихуана.  Археологические  свидетельства эпохи:  глиняные воины  гробницы Цинь  Шихуана. Шелк.  Великий шелковый  путь. Чай. Бумага.  Компас. 28 ПОУ: «Вклад народов Древнего Востока в  мировую культуру». 1 Вклад народов  Древнего Востока в  мировую историю и  культуру. Сравнение особенностей  развития различных  цивилизаций. Описание  наиболее значимых  достижений культуры  9 положения брахманизма и  буддизма. Перечислить достижения  древних индийцев в форме  передачи «Записки  путешественника». многообразия  мира, осознание  значения семьи в  жизни человека и  общества,  принятие ценности семейной жизни. параграфа по плану Коммуникативные Подготовить  сообщение о жизни Будды Познавательные Доказывать, что  брахманы – хранители знаний,  сравнивать основные положения  брахманизма и буддизма – хранители знаний.  Сравнивать основные  положения брахманизма и  буддизма. Подготовить  сообщение о жизни   Будды. Перечислять  достижения древних  индийцев. Определение  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Описание  географического  положения Китая,  основных занятий и образа  жизни жителей,  определение  понятия –  Конфуцианство.                 Обсуждение в группах   ключевых понятий,  характеризующих  китайскую историю и  культуру. Описание  отношений  Китая с соседями.  Выявление  причин  возведения Великой  Китайской стены.  Определение своеобразия  древней китайской  цивилизации. Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  Регулятивные Работать по  специально разработанным рабочим  картам в соответствии с регламентом Коммуникативные Вести поиск по  карте и комментировать  местоположение Китая Познавательные Определять и  формировать особенности китайской  религии Регулятивные Дать собственную  оценку своеобразию древней  китайской цивилизации Коммуникативные Составлять  кроссворды по тематике урока Познавательные Рассказывать об  отношениях Китая с соседями,  объяснять причины возведения  Великой Китайской стены §22 §23 Вести поиск по карте и  комментировать  местоположение Китая.  Определять и  формулировать  особенности китайской  религии. Объяснять, почему  китайцы придавали  большое значение  воспитанию учтивости.  Соотносить этические  нормы конфуцианства и  христианства. Знать географическое  положение Китая, условия возникновения единого  государства, роль Великой китайской стены в жизни  древних китайцев. Уметь работать с картой,  развивать умение  определять причинно­ следственные связи. Знать основные понятия,  даты по данной теме. Показывать на карте  самые известные города  Древнего Востока и 29 Греки и критяне. 1 30 Микены и Троя. 1 31 Поэма Гомера  «Илиада». 1 10 цивилизаций Древнего  Востока. поколений. Раздел 3. Древняя Греция (21 час) Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов) Древнейшие города:  Микены, Тиринф,  Пилос, Афины.  Критское царство в  разрезе  археологических  находок и открытий.  Кносский дворец:  архитектура,  скульптура и фресковая роспись. Гибель  Критского царства.  Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр,  Дедал и Икар. В крепостных Микенах.  Местонахождение.  Каменные Львиные  ворота. Облик города –  крепости:  археологические  находки и  исследования.  Древнейшее греческое  письмо. Заселение  островов Эгейского  моря. Троянская война.  Мифы о начале  Троянской войны.  Вторжение в Грецию с  севера воинственных  племен и его  последствия. Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и  «Одиссея». Гнев  Ахиллеса. Поединок  Ахиллеса с Гектором.  Похороны Гектора.  Мифы и сказания об  Одиссее, Ахиллесе,  троянском коне.  Описание  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Определение   местоположения Критского царства, Эгейского моря.  Выделение отличительных  признаки критской  культуры.  Выявление  нравственного аспекта   поведения главных героев  мифа о Дедале и Икаре. Выявить отличия между  микенской и критской  культурами. Работа с лентой времени:  обозначать падение  Вавилона, объединение  Цинь Шихуаном Китая,  Троянскую войну.  Сравнение достижений  критской и микенской  цивилизаций. Описание личности Гомера, основное содержание поэм.  Определение понятия  религия, причины  возникновения религии и ее роль в жизни человека.  Характеризовать образы  основных героев «Илиады». Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Формирование  идей мира и  взаимопонимания  между народами,  людьми разных  культур (Микены и Троя). Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  §24 соотносить их  местоположение с  современной картой. Характеризовать  местоположение  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды. Называть  отличительные признаки  критской культуры.  Способность применять  исторические знания для  систематизации  исторических фактов,  раскрытия общего и  особенного в развитии  греческой и критской  цивилизациях. §25 Определять, какое  событие произошло  раньше других и  насколько по сравнению с  другими. Регулятивные Работать с картой,  заданиями рабочей тетради Коммуникативные Рассказывать  миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в  группах) Познавательные Называть  отличительные признаки критской  культуры Регулятивные Показывать по карте  местоположение Микен Коммуникативные Работать в  малых группах по  дифференцированным заданиям, на  ленте времени обозначать разные  события и даты Познавательные Выделять различия между микенской и критской  культурой Регулятивные Характеризовать  образы основных героев «Илиады» Коммуникативные Принимать  участие в ролевой игре. Познавательные Раскрывать кратко  суть поэмы Гомера Характеризовать образы  основных героев  «Илиады». §26 11 Проследить по карте путь  Одиссея домой, в Итаку.  Выделить основные вехи  пути Одиссея домой.  Последовательно  рассказывать о всех  приключениях Одиссея. характера. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. §27 Последовательно  рассказывать о всех  приключениях Одиссея.  Оценить поступки героев.  Что нравится, что нет. Регулятивные Последовательно  рассказывать о всех приключениях  Одиссея и составить план его  путешествия Коммуникативные В группах  соотносить с картой путь Одиссея  домой, в Итаку, выделяя основные  вехи пути Одиссея домой Познавательные Читать текст,  выделяя основные понятия,  определения и события Рассмотреть пантеон богов  Древней Греции, по  тексту  учебника и его  иллюстрациями описать  связь богов с явлениями  природы. Познакомиться с мифами о  Геракле. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. Регулятивные Давать нравственную  оценку героическим поступкам  героям древних мифов (работа в  группах) Коммуникативные Выполнять  задания по технике диалога:  «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные Объяснять связь с  явлениями природы и греческими  богами Знать определение  понятия религия, причины возникновения религии и  ее роль в жизни человека. Объяснять связь между  явлениями природы и  греческими богами. Давать нравственную  оценку героическим  поступкам Геракла.  Сравнивать пантеон богов  египтян и греков. §28 §29 Мораль поэмы. География странствий  царя с острова Итака –  Одиссея. Одиссей  находит приют у царя  Алкиноя. На острове  циклопов. Встреча с  сиренами. Возвращение  на Итаку. Расправа с  женихами. Мораль  поэмы. Боги Греции. Основные  занятия греков и их  покровители.  Религиозные верования  греков. Пантеон  олимпийских богов.  Мифы о Персефоне и  Деметре. Миф о  Прометее. Мифы  о  Дионисе и Геракле.  Миф о споре Афины с  Посейдоном. 32 Поэма Гомера  «Одиссея». 33 Религия древних  греков. 34 Земледельцы Аттики  теряют свою землю и  свободу. 35 Зарождение  демократии в  Афинах.  1 1 1 1 Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) География, природа и  ландшафт Аттики.  Дефицит земли.  Перенаселенность  Аттики. Основные  занятия населения  Аттики. Знать и демос в Афинском полисе.  Законы Драконта.  Долговое рабство.  Нарастание  недовольства демоса. Описание  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды, занятий ее  населения. Определение  признаков греческого  полиса. Описание  греческого демоса. Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Регулятивные Дать собственную  оценку борьбе земледельцев Аттики   за собственное благополучие и  нормальную жизнь Коммуникативные Перечислять  преимущества греческого алфавита  по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать  греческий демос, общество в целом Находить на карте и устно комментировать  положение Аттики,  занятия ее населения.  Выделять признаки  греческого полиса.  Характеризовать  греческий демос,  общество в целом.  Перечислять  преимущества греческого  алфавита по сравнению с  финикийским. Демос восстает против  знати. Демократические законы Солона. Отмена  Сформулировать   определение понятий  «реформа», «демократия»,  Формировать  уважение прав и  свобод человека. Регулятивные Дать собственную   оценку поступкам Солона Коммуникативные Вести диалог с  Показывать на примере  реформ Солона смысл  понятия «демократия», ее §30 12 долгового рабства.  Перемены в управлении  Афинами. Народное  собрание и граждане  Афин. Создание  выборного суда. Солон  о своих законах. установить хронологию  проведения реформ  Солона, их значение. Составление схемы  «правление в полисе» Описание  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды, занятий ее  населения, образа жизни  спартанцев. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. роль в улучшении  положения народа.  Сравнивать законы  Драконта и Солона. Уметь определять  положительные и  отрицательные моменты в  образе жизни спартанцев. Составлять кодекс  моральных норм для  спартанского юноши. товарищем по заданию,  предложенному учителем Познавательные Показывать на  примере реформ Солона смысл  понятия «демократия», ее роль в  улучшении жизни основной массы  населения Регулятивные Показывать на карте  расположение Спарты Коммуникативные Составлять  рассказ о жизни спартанского  мальчика. Анализировать ответы  одноклассников. Познавательные Сравнивать  общественно­политическое  устройство Афин и Спарты §31 §32 36 Древняя Спарта. 1 37 Греческие колонии на  берегах Средиземного и Черного морей. 1 38 Олимпийские игры в  древности. 1 Реография, природа и  ландшафт Лаконии.  Полис Спарты.  Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении.  Спартанцы и илоты.  Спарта – военный  лагерь . Спартанское  воспитание. «Детский»  способ голосования. Греческая колонизация  побережья Средизем­ ного и Черного морей.  Причины колонизации.  Развитие межполисной  торговли. Отношения  колонистов с местным  населением. Единство  мира и культуры  эллинов. Как царь Дарий  пытался завоевать земли  на юге нынешней России.  Древний город в дельте  реки Дона. Праздник, объединяв­ ший эллинов. Подготовка к общегреческим играм.  Атлеты. Пять незабы­ ваемых дней. Виды  состязаний. Миф об  основании Олимпийс­ких игр. Легенды о  знаменитых атлетах.  Воспитательная роль   Олимпийских игр. Определение понятия  колония, значение колоний  в жизни греческих полисов. Описание внешнего вида   грека. Формирование  отношения к  мировым  цивилизация,  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Регулятивные Описывать места  возникновения греческих колоний,  используя легенду карты Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков» Познавательные Объяснять  причины и значение возникновения  колоний Объяснять причины греч  колонизации, ее  географию. Выделять  общее, что связывало греч колонии. Сравнивать  финикийскую и греческую территории колонизации.  Комментировать наряд  грека. Описание организации и  проведения олимпийских  игр в древности. Сравнение  древних олимпийских игр с  современными.   Перечисление и и описание  видов олимпийских  соревнований. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Описывать основные  правила проведения Олимпийских  игр Коммуникативные С опорой на  текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя §33 Знать хронологию первых  Олимпийских игр. Оценивать значение  Олимпийских игр для  общества того времени. Познавательные Раскрывать  значение Олимпийских игр в жизни 13 Определение  причин  греко­персидских войн,  хронологии, итогов  Марафонской битвы и ее  значение. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Над греками нависла  угроза порабощения.  Предсказание бога  Аполлона.  Марафонская битва.  Победа афинян в  марафонской битве.  Тактика и героизм  стратега Мильтиада.  Греческая фаланга. §34 Знать причины Греко­ персидских войн,  хронологию, итоги  Марафонской битвы и ее  значение. Уметь работать с  картой, определять  историческое значение  событий. Используя  информацию видеофильма,  презентации, составить  собственный рассказ о  Марафонской битве. Греции Регулятивные Описывать ход  боевых действий между персами и  греками Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в  Марафонской битве Познавательные Объяснять  причины победы греков в  Марафонской битве Составлять рассказ об одном из  сражений греков с персами от имени  участника сражения Доказывать сложность положения  греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн,  которые вели древнегреческие  государства 39 Победа греков над  персами в  Марафонской битве. 1 40 Нашествие  персидских войск на  Элладу. 1 Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Описывать ход  боевых действий между  Коммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу Познавательные Дать оценку итогов нашествия Называть цели Ксеркса и  греческих полисов в  войне. Уметь работать с  картой, опорной схемой,  развивать умение  определять историческое  значение событий, делать  выводы. Подготовка эллинов к  новой войне. Идея  Фемистокла о создании  военного флота.  Вторжение персов в  Элладу.  Патриотический подъем эллинов. Защита  Фермопил. Подвиг  трехсот спартанцев и  царя Леонида. Морское  Саламинское сражение.  Эсхил о победе греков  на море. Разгром  сухопутной армии  персов при Платеях. Определить  причины  Греко­персидских войны,  хронологию Саламинской  битвы, итоги войн. Инсценировать события  одного из сражений. Используя информацию  видеофильма, презентации,  составить собственный  рассказ – о создании  военного флота;    ­ о  Фермопильском сражении;   ­ о Саламинской битве. §35 §36 41 В гаванях афинского  порта Пирей. 1 Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (5 часов) В военных  и торговых  гаванях Пирея.   Военный и торговый  флот. Гражданское и  негражданское  население Афинского  полиса. Пошлины.  Рабство и рабский труд. Сравнить военную и  торговые гавани. Оценить,  насколько возможной была  покупка раба для каждого  грека. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  Регулятивные устно описывать  торговый порт Афин Коммуникативные Сравнивать  положение различных слоев  афинского общества, на основе  анализа документа Характеризовать  положение граждан,  переселенцев, рабов в  греческих полисах.             Используя информацию  видеофильма,  презентации, составить  собственный рассказ о 42 В городе богини  Афины. 1 43 В афинских школах и  гимнасиях. 1 44 В театре Диониса. 1 Афины – крупнейший  центр ремесла и  торговли. Город Афины и его  районы. Миф о  рождении богини  Афины. Посуда с  краснофигурным и  чернофигурным  рисунками. Керамик и  его жители. Агора –  главная площадь Афин.  Быт афинян. Храмы  Акрополя. Особенности архитектуры храмов.  Фидий и его Афина.  Атлеты Мирона и  Поликлета. Воспитание детей  педагогами. Рабы­ педагоги. Занятия в  школе. Палестра.  Афинские гимнасии.  Греческие ученые о  природе человека.  Обучение красноречию. Возникновение театра в  Древней Греции.  Устройство.  Театральные актеры.  Театральные  представления:  трагедии и комедии.  Воспитательная роль  театральных  представлений. 45 Афинская демократия при Перикле. 1 Сущность афинской  демократии в V в. До  н.э. Полномочия и роль  Народного собрания.  Совет пятисот. Перикл  и наивысший расцвет  Определение понятия  демократия, содержание  реформ Перикла и их  значение. Дать оценку деятельности  Перикла по развитии  14 Описание наиболее  значимых частей Афин по  плану города. Описание  архитектурных  сооружений Афин. Составить план  виртуальной экскурсии по  Акрополю. социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. Познавательные Делать выводы о  роли Афин в истории Древней  Греции гаванях. Регулятивные Объяснять в чем  состоит вклад древнегреческого  общества в мировое культурное  наследие Коммуникативные Описывать  произведения древнегреческой  архитектуры Познавательные Характеризовать  особенности городской застройки,  основные занятия жителей Рассказывать о наиболее  значимых частях Афин. Формулировать  собственное мнение об  архитектурных  сооружениях Афин. Составить план  виртуальной экскурсии по Акрополю. Выявить и кратко описать  особенности образования в  Древней Греции. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Описывать  особенности древнегреческого  воспитания Коммуникативные Сравнивать  воспитание в Афинах и Спарте Описать историю создания  и развития театра в  Древней Греции и вклад   Греции в историю развития  мировой культуры. Оценить роль современного театра для общества. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. Формировать  уважение прав и  свобод человека. Познавательные Рассказывать о  развитии наук и образовании в  Древней Греции Регулятивные Объяснять отличия  трагедий и комедий Коммуникативные Сравнивать  современный театр и  древнегреческий Познавательные  Рассказывать о  развитии древнегреческого тетра Регулятивные Рассказывать об  особенностях развития демократии  при Перикле Коммуникативные Сравнивать  различия в управлении в Афинах и в  §37 §38 §39 §40 Последовательно  рассказывать о каждой из школ.  Объяснять назначение  каждой из школ. Сравнивать типы школ и  систему обучения в них. Знать историю создания и  развития театра в Древней Греции и вклад  Греции в  историю развития  мировой культуры. Называть отличительные  признаки комедии и  трагедии.  Комментировать строки  из трагедии Софокла  «Антигона». Знать определение  понятия демократия,  содержание реформ  Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и 46 Города Эллады  подчиняются  Македонии. 47 Поход Александра  Македонского на  Восток. 48 В Александрии  Египетской. 1 1 1 15 демократии в Афинах. Строить предположение о  том, что было, если бы у  власти был другой стратег. Афин и демократии.  Друзья и соратники  Перикла: Аспасия,  Геродот, Анаксагор,  Софокл, Фидий.  Афинский мудрец  Сократ. Древнем Египте Познавательные  Характеризовать  афинскую демократию при Перикле процветании Афин. Группировать  информацию о  демократических  преобразованиях во время руководства  полисом Перикла. Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа) Возвышение Македонии при царе Филиппе.  Влияние эллинской  культуры. Македонская фаланга. Конница.  Осадные башни.  Плутарх о Демосфене.  Потеря Грецией  независимости. Битва  при Херонее. Гибель  Филиппа. Александр –  царь Македонии и  Греции. Александр возглавил  поход македонцев и  греков в Азию. Быстрая победа над войском  Дария III у города Исс.  Походы в Финикию,  Египет. Победа при  Гавгамелах. Гибель  Персидского царства.  Поход в Индию –  начало пути к  завоеванию мира.  Возвращение в Вавилон. Писатели об  Александре  Македонском. Распад державы  Александра после его  смерти. Складывание  пространства  эллинистического мира  на территории державы  Александра. Фаросский  маяк – одно из чудес  света. Музей.  Александрийская  Определение причин  поражения греков в борьбе  с Македонией, дат  основных сражений. Сравнивать политический  курс Филиппа и  Александра. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений. Регулятивные Показывать на карте  места сражений Коммуникативные Характеризовать македонское войско Познавательные  Объяснять  причины подчинения городов Эллады Македонии Сравнивать политический  курс Филиппа и  Александра. Объяснить смысл  выражений «филиппика»,  «груженный золотом осел  может взять  непреступную крепость». Определение  хронологии  основных событий, причин  военных успехов  Александра Македонского.  Определение направления   походов А. Македонского  по карте. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Регулятивные Показывать на карте  направления походов и территорию  державы Александра македонского Коммуникативные Составлять  исторический  портрет(характеристику)Александра  Македонского Познавательные Объяснять  причины гибели Персидского царства и образование державы Александра  Македонского Определение  причин  и  хронологии распада  державы Александра  Македонского. Рассказать  об Александрии­ центре  эллинистического мира.  Сравнить Александрию и  Афины. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Развитие  эстетического  сознания через  Регулятивные Определять сходство  и различие между Александрийским  музеем и музеями наших дней Коммуникативные Составлять  рассказ­ описание города  Александрия Познавательные  Объяснять  причины распада державы  Александра Македонского Знать хронологию  основных событий,  причины военных успехов  Александра  Македонского. Уметь составлять схему  походов А. Македонского. Уметь составлять  оценочную  характеристику   государственного  деятеля: исторический  портрет. Оценивать поступки А.  Македонского, его  противников. Называть причины  распада державы  Александра  Македонского Показывать на карте государства,  образовавшиеся в ходе  распада державы.  Работать с исторической  картой, на основе текста  учебника и документа  §41 §42 §43 49 ПОУ по теме: «Вклад  эллинов в мировую  культуру». 1 библиотека. 16 Вклад древних эллинов  в мировую культуру.  Условия складывания и  своеобразие  эллинистической  культуры. Управление  обществом в странах  Древнего Востока и  Афинском полисе.  Особенности афинской  демократии. Назвать самое  известное  в  Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснить значение  понятий:демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. давать характеристику  участников исторических  событий, оценку их  деятельности Знать основное  содержание, понятия,  хронологию основных  событий данной темы,  характеризовать основных богов и героев  древнегреческой  мифологии. 50 Древнейший Рим. 1 51 Завоевание Римом  Италии. 1 Тема 1. Рим: от возникновения до установления господства над Италией (3 часа) Раздел 4. Древний Рим (18 часов) Легенда об основании  Рима: Амулий, Ромул и  Рем. Ромул – первый  царь Рима. Город на  семи холмах и его  обитатели. Занятия  римлян. Почитание  Весты и Марса.  Управление ранним  Римом. Тарквиний  Гордый и римский  юноша Муций. Отказ  римлян от царской  власти. Возникновение   республики. Консулы –  ежегодно выбираемые  правители Рима. Борьба плебеев за свои права.  Народный трибун и  Описание  местоположения  государства с помощью  исторической карты и ее  легенды, занятий ее  населения, образа жизни  населения.  Изучение  легенды об основании Рима. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Определение понятия  республика, виды данной  формы управления,  основные даты событий. Знакомство с новыми  крылатыми выражениями. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  Регулятивные Планирование  последовательности действий Коммуникативные Участие в  обсуждении проблем и  сотрудничество со сверстниками Познавательные Сравнивать  природные условия Греции и Рима,  анализировать и обобщать факты.  Характеризовать общественный  строй, занятия   Регулятивные Планирование  последовательности действий Коммуникативные Организация и  планирование работы в группе §44 §45 Знать географическое  положение Рима,  природно­климатические  условия, дату основания  Рима. Характеризовать  общественный строй,  установившийся с  возникновением Рима. К.: Рассказывать легенды,  связанные с историей  Рима. Характеризовать  Римскую республику и  причины её  возникновения. Исследовать по карте  территории, завоеванные право вето. Нашествие  галлов. Военные победы римлян. Битвы с  Пирром. Пиррова  победа. Установление  господства Рима над  Италией. Решение  земельного вопроса для  плебеев. Плебеи – равноправные  граждане Рима. Отмена  долгового рабства.  Выборы двух консулов.  Принятие законов. Роль  Сената в Риме. Римское  войско и римские ле­ гионы. Тит Ливий о ле­ гионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. 17 истории Познавательные  Исследовать по  карте территории, завоёванные  Римом. Характеризовать Римскую  республику и причины её  возникновения Римом. Сравнивать  территориальные  приобретения Рима во II и III вв. до н.э. Определить  основные  органы управления, их  функции, способ  формирования,  определение понятия  аристократическая  республика. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Регулятивные Организация  самоконтроля и само оценивания Коммуникативные Овладение  средствами решения  коммуникативных задач Познавательные Сравнивать  устройство римской республики с  греческим полисом Знать основные органы  управления, их функции,  способ формирования,  определение понятия  аристократическая  республика. Объяснять, где  население больше  участвовало во власти: в  Греции или Риме. Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) §46 §47 Определение  причин,  хронологии основных  событий, итогов войны,  составление  опорной  схемы, Описание личности   Ганнибала как правителя и  полководца. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Регулятивные Способность  сознательно организовывать и  регулировать свою деятельность Коммуникативные Анализировать  ответы одноклассников Познавательные Называть причины  и характер карфагенских войн.  Формирование умений работы с  исторической картой. Называть причины  карфагенских войн.  Отмечать цели сторон во  второй карфаг войне.  Показывать по карте и  комментировать поход  Ганнибала.  Характеризовать цели,  поступки Ганнибала.  Перечислять причины  поражения Ганнибала.  Перечислять причины  поражения Ганнибала в  войне с римлянами 52 Устройство Римской  республики. 1 53 Вторая война Рима с  Карфагеном. 1 54 Установление  господства Рима во  всем  Средиземноморья.  1 Карфаген –  стратегический узел в  Западном  Средиземноморье.  Первые победы Рима  над Карфагеном.  Создание военного  флота. Захват Сицилии.  Вторая война с  Карфагеном.  Вторжение войск  Ганнибала в Италию.  Разгром римлян при  Каннах. Первая  морская победа римлян. Окончание войны.  Победа Сципиона над  Ганнибалом при Заме.  Установление  господства Рима   Западном  Средиземноморье. Рост Римского  государства. Политика  Рима «разделяй и  властвуй». Подчинение  Греции Риму.  Определение  причин,  хронологии основных  событий, итогов войны,  составление  опорной  схемы, Л.: Описание по  Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  Регулятивные Способность  сознательно организовывать и  регулировать свою деятельность Коммуникативные Работать с  Работать с картой в процессе изучения  событий, обеспечивших  господство Рима  в Средиземноморье. §48 55 Рабство в Древнем  Риме. 56 Земельный закон  братьев Гракхов. 1 1 Поражение Сирии и  Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор  Катон – автор сценария  гибели Карфагена.  Смерть Ганнибала.  Средиземноморье –  провинция Рима. Завоевательные походы  Рима – главный  источник рабства.  Политика Рима в  провинциях.  Наместники. Раб –  «говорящее орудие».  Гладиаторские игры –  любимое зрелище  римлян. Амфитеатры.  Римские ученые о  рабах. Дальние заморские  походы и разорение  земледельцев Италии.  Потеря имущества  бедняками. Обнищание  населения. Заступник  бедняков Тиберий  Гракх. Принятие  земельного закона  Тиберия  Гракха.  Гибель Тиберия. Гай  Гракх­продолжатель  дела брата. Гибель Гая. 57 Восстание Спартака. 1 Первая победа  восставших и Спартака  над римским войском.  Походы армии  восставших рабов. Три  победы восставших,  приблизившие к  свободе. Разгром армии  рабов римлянами под  Определение  причин,  основных событий, их  хронологию, итоги  восстания, лидера  восстания. Составление  рассказа  от  имени Спартака, сенатора,  Красса. Формировать  уважение прав и  свобод человека. 18 рисунку триумф  (нравственно –  эмоциональная оценка  «Какие чувства вызвало бы  у вас это зрелище, окажись  вы в Древнем Риме?»). поколений,  способность к  определению своей позиции. картой в процессе изучения событий. Познавательные  Формирование  умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме Характеризовать способы подчинения  государств  власти Рима. Определение понятия  рабство, положение рабов. Описание гладиаторских  боев. Составление рассказа  «путешественника». Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Регулятивные Составление плана и  последовательности действий Коммуникативные Определение  цели, функций участников и способы  взаимодействия в группах Познавательные Формирование  умений работать с историческими  источниками, текстом учебника Объяснять причины  широкого  распространения рабства  во всех  сферах жизни римлян. Доказывать бесправное  положение рабов в Риме. §49 §50 Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 часа) Определение  причин  проведения земельной  реформы в Риме, основное  содержание и значение  реформы. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Регулятивные Умение создавать,  применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для  решения учебных и познавательных  задач Коммуникативные Умение с  достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями Познавательные Формирование  умений анализировать исторические  факты: распознавать существенные  признаки и интересы различных  групп Регулятивные Участие в  коллективном проекте темы: «Поход  Спартака в Альпы», «Красс против  Спартака» Коммуникативные Составлять  рассказ от имени Спартака, Красса.  Участвовать в ролевых играх. Устанавливать причины  гражданских войн в Риме.  Называть причины,  которые заставили Т.  Гракха выступить в  защиту бедняков.  Высчитывать, сколько лет  римляне жили в мире.  Оценивать поступки  братьев Гракхов во благо  менее защищенных людей. Прослеживать движение  войска Спартака по карте, комментировать события  и поступки. §51 58 Единовластие Цезаря. 1 59 Установление  империи. 60 Соседи Римской  империи. 1 1 19 Определение понятия  диктатор, хронологию  установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализ поступков и  действий Ю.Цезаря. Работа с крылатыми  выражениями. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Познавательные Понимание причин  начала восстания Спартака и причин  его поражения Регулятивные Умения составлять  рассказ, делать самостоятельные  выводы Коммуникативные Умение работать в группе Познавательные Подвести  учащихся к пониманию характера  власти, установленной Цезарем в  Риме Определение понятия  империя, дату  установление империи в  Риме. Составление  кроссворд по  одному из пунктов  параграфа. Сопоставление действия  Антония и Октавиана в  борьбе за власть. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Регулятивные Умение  самостоятельно строить рассказ,  правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Организация и  планирование работы в группе Познавательные Формирование  умений работать с исторической  картой руководством Красса.  Причины поражения  восставших. Превращение римской  армии в наемную.  Борьба полководцев за  единоличную власть.  Красс и Помпей.  Возвышение Цезаря.  Завоевание Галлии.  Плутарх о Риме. Захват  Цезарем власти.  Диктатура Цезаря.  Легионы и ветераны —  опора Цезаря в его  политическом курсе.  Брут и Цезарь.  Убийство Цезаря в  сенате. Борьба Антония и  Октавиана за  единовластие. Роль  Клеопатры в судьбе  Антония. Победа флота Октавиана у мыса  Акций. Окончание  гражданских войн в  Италии и провинциях.  Власть и правление  Октавиана Августа.  Превращение Римского  государства в империю. Работать с исторической  картой, составлять  рассказ, делать  самостоятельные выводы.  Анализировать действия и поступки Ю.  Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената  в отношении Юлия  Цезаря. Составлять  рассказ, используя  понятия: наёмная армия,  консул, верность воинов,   диктатор, заговорщики, гибель. Определять причины  поражения сторонников  республики. Объяснять  причины завершения  гражданских войн в Риме.  Характеризовать правление Октавиана  Августа. Рассказывать о  судьбах знаменитых  греков. Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) Установление мира с  Парфией. Разгром  римских легионов  германцами. Главные  враги Римской империи. Образ жизни и  верования германцев.  Предки славянских  народов: римские  писатели о славянах, их  занятия, образ жизни и  верования. Дороги  Римской империи. Определение  территории  расселения народов,  попавших под власть  империи в соответствии с  легендой карты. Составление  заданий,  вопросов по теме, обмен  ими. Описание образа жизни   племен­ соседей  Римской  империи и их  взаимоотношениях. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  Регулятивные Умение составлять  простой план Коммуникативные Обмениваться в  группе результатами поиска Познавательные Изучить  особенности правления Октавиана  Августа. Переработка и  структурирование информации Показывать на карте  территории расселения  народов, попавших под  власть империи.  Комментировать  иллюстрации на  страницах учебника.  Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях §52 §53 §54 61 Рим при императоре  Нероне. 1 62 Первые христиане и  их учение. 1 63  Расцвет империи во II веке. 1 определению своей позиции. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции 20 Складывание культа  императоров. Актер на  императорском троне.  Тацит о Нероне. Нерон  и Сенека. Пожар в  Риме. Преследования  христиан. Массовое  восстание и гибель  Нерона. Описание   жизни Рима в 1  в. н. э. по тексту учебника и дополнительной  литературе. Анализ  версий  о пожаре в Риме. Описание личности  Нерона как человека и правителя. Определение понятия  христианство, условия  появления христианского  учения. Знакомство с комплексом   моральных норм христиан.  Выявление причин их  актуальности . Сравнение  положение  свободного земледельца,  колона и раба. Изучение  периода  правления  императора Траяна. Анализ  достижении  империи во 2 в. Осмысление  социально­ нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность к  определению своей позиции Проповедник Иисус из  Палестины.  Предательство Иуды.  Распространение  христианства.  Моральные нормы  Нагорной проповеди.  Идея равенства всех  людей перед Богом.  Христиане – почитатели Иисуса, Божьего  избранника.  Преследования  римскими властями  христиан. Неэффективность  рабского труда.  Возникновение и  развитие колоната.  Правление Траяна –  «лучшего из  императоров». Тацит о  Траяне. Военные успехи Траяна – последние  завоевания римлян.  Масштабное  строительство в Риме и  провинциях на века. Регулятивные Планирование и  организация деятельности Коммуникативные Планирование  учебных действий Познавательные Уметь   самостоятельно составлять рассказ,  работать с текстом учебника и его  иллюстрациями, давать оценку  государственному деятелю Нерону Использовать различные  средства и источники  информации в ходе  подготовки сообщения о  жизни Рима в 1 в. н. э.  Осуществлять отбор  аргументов в пользу версий  о пожаре в Риме.  Анализировать причины  крайнего своеволия  Нерона. Регулятивные Умение  самостоятельно строить рассказ,  правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Умение с  достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями Познавательные Формировать  умения составлять рассказ, работать  с текстом учебника и историческими  документами Регулятивные Формирование  умений работать  с учебной и  дополнительной литературой,  обобщать отдельные факты Коммуникативные Умение слушать  и вступать в диалог Познавательные Постановка и  решение проблем. Самостоятельное  создание способов решения  творческого характера Рассказывать об  условиях появления  христианского учения.  Объяснять причины  распространения  христианства. Комментировать  и оценивать комплекс  моральных норм христиан. Объяснять, почему  сохранили свою ценность поучения Нагорной  проповеди в наши дни. Сравнивать положение  свободного земледельца,  колона и раба. Выделять  причины ослабления  империи и перехода к  обороне границ. Характеризовать  период правления  императора Траяна.  Рассказывать о достижениях империи  во II в.   Доказывать,  что римляне строили на  века. Аргументировано  §55 §56 §57 §58 64 «Вечный город» и его  1 Все дороги ведут в Рим. Инсценировка виртуальной  Формирование  Регулятивные Умения составлять жители. 21 экскурсии (презентации) и  составление  рассказа от  лица разных персонажей об  одном дне в Риме. Архитектурный облик  Рима. Колизей.  Пантеон. Римский  скульптурный портрет.  Обустройство  повседневности римлян. Термы в жизни и  культуре римлянина.  «Хлеб и зрелища» для  бедноты. Большой цирк  в Риме. доказывать смысл  утверждения, что «все  дороги ведут в Рим».  Знать  достопримечательности  Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации. рассказ, делать самостоятельные  выводы Коммуникативные Анализировать  ответы одноклассников Познавательные Инсценирование  выртуальной экскурсии по Риму с  использованием ИКТ, иллюстраций  учебника, рассказов учащихся.  Изучение культурной жизни в  Древнем Риме понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Развитие  эстетического  сознания через  освоение  художествен­ ного наследия мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера. 65 Римская империя при  Константине. 1 66 Взятие Рима  варварами. 67 ПОУ по теме:  «Особенности  цивилизации Греции и  Рима». 1 1 Тема 5. Падение Западной Римской империи (3 часа) Рим и варвары.  Правление  Константина.  Увеличение  численности армии.  Прикрепление колонов  к земле. Признание  христианства. Усиление влияния римского  епископа (папы).  Основание  Константинополя и  перенесение столицы на Восток. Разделение Римской  империи на два  самостоятельных  государства. Наемники  в римской армии.  Взятие Рима готами.  Падение Западной  Римской империи. Византия как преемница Римской империи.  Конец эпохи  античности. Признаки цивилизации  Рима и Греции.  Народовластие в  Греции и Риме. Роль  Определение понятий  колоны, признаки распада  рабовладельческого строя и условия зарождения новых  общественных отношений,  причины распада империи. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Регулятивные Осознание учамися  того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению Коммуникативные Умение слушать  и вступать в диалог, участвовать в  коллективном обсуждении Познавательные Выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в конкретных условиях Обозначить причины  раздела империи на две  части. Высказать  предположение о том,  почему варварам удалось  уничтожить Западную   Римскую  Империю. Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  настоящего в  развитии мировой  истории. Регулятивные Организация  самоконтроля и самооценивания Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно  взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные Умение  структурировать знания, строить  речевые высказывания Определение  территории  и этапов расширения   границ Рима по легенде  карты. Изучение легенд и  Формирование  понимания  взаимосвязи  прошлого и  §59 §60 Объяснять причины  перемен во внутреннем  положении империи. Сравнивать положение на  границах империи в 1 в.  ипри императоре  Константине. Обосновывать факт  переноса столицы  империи. Комментировать  последствия утверждения  христианства  государственной  религией. Обозначать причины  раздела империи на две  части. Рассказывать об  исторических деятелях и  их поступках. Оценивать  поступки Гонория,  Стилихона, Алариха и  других  с позиции  общечеловеческих   ценностей. Приводить примеры  высокой  гражданственности,  патриотизма, 22 их нравственный  контекст. настоящего в  развитии мировой  истории. граждан в управлении  государством. Нравы.  Любовь к Отечеству.  Отличие греческого  полиса и Римской  республики от  государств  Древнего   Востока. Вклад народов древности в мировую  культуру. 1 1 1 Итоговое повторение (3 часа) Уважение к  народам мира и  принятие их,  межэтническая  толерантность,  готовность к  равноправному  сотрудничеству Регулятивные Осознание   учащимися качества и уровня  усвоения Коммуникативные Планирование  учебных действий Познавательные Рефлексия  способов и условий действия свойственных грекам и  римлянам. Рассказывать и  показывать достижения  Рима в разных областях  жизни, повседневности. . Высказывать и  обосновывать суждения о  значении наследия  древних цивилизаций для  современного мира.  Показывать на карте  государства древности,  давать краткую  характеристику их  политическому,  экономическому,  социальному и  культурному развитию,  аргументировано  выделять главные  достижения цивилизаций  Древнего мира. 68 Итоговое повторение  «Вклад народов  древности в мировую  культуру». Итоговая  контрольная работа Анализ итоговой  контрольной работы 69 70 Всего часов 70 23

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019