Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
22.01.2018
Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса по программе "Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 179 с."Календарно-тематическое планирование может быть использовано учителями литературы для подготовки к урокам.
Календарно-тематическое планирование Литература (5 класс).docx
Календарнотематическое планирование по литературе в 5 классе
Литература : 59 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Король
Г.Н. – 3е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 179 с.
Всего — 70 часов, развитие речи — 2ч., внеклассное чтение — 2 ч, контрольная работа — 2ч.,
контрольное сочинение — 2 ч., литература родного края — 1 ч.
№
урока
Дата
проведе
ния
Тема урока
Д.з.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Народная мораль в характере и
Тема 1 (1ч. ) Введение. Литература как искусство слова.
Тема 2 ( 6ч.) Из устного народного творчества.
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Детский фольклор.
Сказка как вид народной прозы.
«Царевналягушка».
поступках героев. Образ невестыволшебницы.
«Иван — крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная
богатырская сказка героического содержания.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о
животных и бытовых сказках.
ВЧ 1) Русские народные сказки: «Марья Моревна»,
«Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочьсемилетка» и
др.
Развитие речи 1. Написание сказки по предложенному
началу
Тема 3 (1ч.) Из древнерусской литературы. Начало
письменности у восточных славян и возникновение
древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как
литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина и
хитрость воеводы Претича».
Тема 4 ( 1ч.) Из русской литературы XVIII века
«Случились вместе два
М. В. ЛОМОНОСОВ.
астронома в пиру…» – научные истины в поэтической
форме. Юмор стихотворения.
Тема 5 (31ч.) Из русской литературы XIX века
Жанр басни. Истоки басенного жанра
Иван Андреевич КРЫЛОВ. «Волк на псарне» – отражение
исторических событий в басне, патриотическая позиция
автора.
«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков
– грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория
«Спящая царевна». Сходные и
В.А. Жуковский.
различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
12
наизусть
басни 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Благородство и жестокость. Герои
Герои литературной сказки, особенности сюжета
«Кубок».
баллады
Стихотворение «Няне» — поэтизация
А.С. Пушкин.
образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые
любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к
поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме
«Руслан и Людмила» собирательная картина
сюжетов, образов и событий народных сказок,
мотивы и сюжеты пушкинского произведения
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
ее истоки. Сказочный мир, созданный А.С.
Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая
наследница народной» (С.Я. Маршак).
жители».
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Волшебное в сказке. Прославление веры в победу
добра над злом. Богатство выразительных средств
сказки.
Русская литературная сказка
Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «Черная курица, или
Подземные
Сказочноусловное,
фантастическое и достовернореальное в литературной
сказке.
«Черная курица,
или Подземные жители».
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет
произведения.
Литература родного края 1. Всеволод Михайлович
ГАРШИН.«Сказка о жабе и розе» или «Attаlea
Princeps».Мир природы и мир души человека в сказке.
Волшебные элементы в сказке.
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ «Бородино» — отклик
на 25летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения.
Николай Васильевич ГОГОЛЬ. «Заколдованное место»
— повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Поэтизация народной жизни, народных преданий.
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. «Есть женщины в
русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной
жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду
взрослых.
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ. «Муму» — повествование о
жизни в эпоху крепостного права.
«Муму». Герасим и его окружение. Духовные и
наизусть
наизусть
НАИЗУСТЬ
отрывок
«Елисей
унывая…
В том гробу твоя
невеста»
не
Отрывок
наизусть
Отрывок
наизусть
Отрывок
наизусть 28
29
30
31
32
нравственные качества героя.
«Муму». Герасим и Муму. Счастливый год
«Муму». Превосходство Герасима над челядью. Протест
против крепостничества
Контрольная работа. Сочинение
Контрольная работа. Тестирование.
Итоговый урок
ІІІ и ІV четверти
Тема урока
№
урока
Дата
проведе
ния
33
34
35
36
37
38
39
А.А. Фет (1820–1892). Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая,
полная движения картина весенней природы. Краски, звуки,
запахи как воплощение красоты жизни.
«Чудная картина». Величественность, широта, простор
изображенной картины. Легкость стихотворного ритма.
Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений
от быстро меняющихся картин и состояний природы.
Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого
гнездышка».Т.л. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный
ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как
средство передачи эмоционального состояния, настроения
Л.Н. Толстой (1828–1910). Краткий рассказ о писателе
(детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость
национальной вражды.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы.
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих
лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т.л. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет
(развитие понятия).
А.П. Чехов (1860–1904). Краткий рассказ о писателе
(детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев
рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их
характеристики.
Т.л. Юмор (развитие представлений).
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о
себе Времена года как устойчивые образы, связанные с
пробуждением жизненных сил, настроений радости и
веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом
произведении.
Д.з.
Наизусть
1 ст.
Наизусть
12 ст. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние
воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени
А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).
первоначальной...».
И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»
И.3. Суриков.
(отрывок). А.Н. Майков. «Ласточки».
«Зима» (отрывок). Т.л. Стихотворный ритм как средство
передачи эмоционального состояния, настроения
ВЧ А.Н.Плещеев «Весна» («Уж тает снег…»), «Мой
садик». К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Осень». В.В.Набоков
«Бабочка». Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»
ТЕМА 6.( 19 ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX
ВЕКА И.А. Бунин (1870–1953). Краткие сведения о поэте.
Поэтические картины природы. Гармония состояния
природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы
пейзажной лирики.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и
этическое в рассказе. Кровное родство героев с
бескрайними просторами Русской земли, душевным
складом песен и сказок, связанных между собой видимыми
и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое
воспоминание о Родине.
Т.л. Рассказ (развитие понятия).
В.Г. Короленко (1853–1921). Краткий рассказ о писателе
(детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Образ серого, сонного города.
Равнодушие окружающих людей к беднякам
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их
общение. Доброта и сострадание героев повести. Вася,
Валек, Маруся, Тыбурций. «Дурное общество» и «дурные
дела».
Т.л. Портрет (развитие представлений).
Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание –
основа отношений в семье.
Т.л. Композиция литературного произведения (начальные
понятия). Повесть
Контрольное сочинение 2
Ритм стихотворения.
«Есенинские» слова и
Краткий рассказ о поэте
С. А. Есенин (1895–1925).
(детство и начало литературной деятельности).
«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми
ставнями...». Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный
рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях,
переживаниях, мечтах.
Т.л.
словосочетания.
П.П. Бажов (1879–1950). Краткий рассказ о писателе
(детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.
Честность, добросовестность, трудолюбие и талант
главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Наизусть
1 ст.
40
41
42
43
44
45
46
47
48 49
50
51
52
53
54
55
56
Краткий рассказ о
Т.л. Сказ как жанр литературы (начальные представления).
Сказ и сказка (общее и различное).
К.Г. Паустовский (1892 1968).
писателе.
«Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и
фантастическое в сказках Паустовского.
Т.л. Рассказ (развитие представлений)
«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и
фантастическое в сказках Паустовского.
С.Я. Маршак (1887–1964). Краткий рассказ о писателе.
Сказки С.Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» – пьесасказка. Художественные
особенности пьесы – сказки.
Т.л. Драма как род литературы (начальные представления).
Пьеса – сказка. Конфликт. Диалог. Монолог. Ремарка.
Положительные и отрицательные герои. Победа добра над
злом – традиция русских народных сказок.
А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе
(детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа,
единство героя с природой, одухотворение природы в его
воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости
и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое
восприятие окружающего мира.
Т.л. Фантастика в литературном произведении (развитие
представлений).
В.П. Астафьев (1924–2001). Краткий рассказ о писателе
(детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к
природе и ее понимание, находчивость в экстремальных
обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.
Становление характера юного героя через испытания,
преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т.л.
(начальные представления).
Поэты о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические
подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема
произведений о Великой Отечественной войне.
Т.л. Пафос в произведении
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о
себе.
И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...». Дм.
Кедрин
«Аленушка».
Н.М. Рубцов «Родная деревня». ДонАминадо «Города и
годы»
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной
Автобиографичность литературного произведения
«Аленушка».
А.А. Прокофьев
Наизусть
1 ст.
Наизусть
Бунин Наизусть
отрывок
настроения.
природе как выражение поэтического восприятия
окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения,
Конкретные пейзажные
зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов
волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворениях.
Т.л. Лирическое стихотворение (развитие представлений).
Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения,
метафоры, гиперболы) (развитие представления)
Писатели улыбаются. Саша Черный (1880–1932)
«Кавказский пленник», «Т.л. Юмор (развитие понятия)
Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной
классики как темы произведений для детей.
Контрольная работа 2.Тестирование.
ТЕМА 7 ( 11 ч.) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р.Л. Стивенсон (1850–1894). Краткие сведения о писателе.
«Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и
свободолюбия человека, неподвластного завоевателям.
Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Фольклорные элементы в произведении.
Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.
Д. Дефо (1660–1731). Краткие сведения о писателе.
«Робинзон Крузо» (в сокращении). Отображение в истории
Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.
Поведение человека в исключительных обстоятельствах,
его стойкость и мужество, созидательная деятельность как
основная тема произведения. Утверждение в произведении
веры в силу человеческого разума, способность выстоять в
любых обстоятельствах.
Т.л. Понятие о романе. Приключенческий роман.
Развитие речи 2) Составление плана характеристики
образа главного героя
Х.К. Андерсен (1805–1875). Краткие сведения о писателе,
его детстве.
«Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы
любви, дружбы и верности в сказке.
Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки.
Победа настоящей доброты и искренности над злом и
жестокостью. Авторская оценка героев произведения.
Т.л. Понятие о литературном герое (персонаже).
Марк Твен (С.Л. Клеменс) (1835–1910). Краткие сведения
о писателе. «Приключения Тома Сойера» (в сокращении).
Автобиографический характер повести. Светлый и
радостный мир детства в произведении. Изобретательность
и предприимчивость Тома Сойера. Дружба Тома и Гека.
Приключения и игры главных героев повести. Мастерство
раскрытия характеров детей. Комические ситуации в
произведении.
Т.л.
художественном произведении.
Портрет литературного героя. Комическое в
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68 69
70
Джек Лондон (1876–1916). Краткий рассказ о писателе.
«Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка,
вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.
Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость,
мужество,
чувство
собственного достоинства – опора в труднейших жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом
изображении жизни северного народа.
Т.л. Рассказ (развитие представления)
Итоговый урок. Игра «Звёздный час».
изобретательность,
смекалка,
Для заучивания наизусть
Крылов И.А. Однадве басни.
Пушкин А.С. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…»
Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (по выбору
учителя).
Лермонтов М.Ю. «Бородино» (отрывок).
Некрасов Н.А. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок).
Фет А.А. Одно стихотворение
Однодва стихотворения поэтов XIX века о Родине и родной природе (по выбору
обучающихся).
Есенин С.А. Одно стихотворение (по выбору обучающихся).
Одно стихотворение о войне (по выбору обучающихся).
Бунин И.А. Одно стихотворение (по выбору обучающихся)
Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» (отрывок по выбору обучающихся)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.