Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
21.07.2017
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день
КТП 2 кл окр мир.docx
Календарнотематическое планирование по окружающему миру
№
Наименование разделов и тем
урока
Раздел 1: Вселенная, время, календарь 14 ч
1
1.
Мы союз народов России
Колво
часов
2.
Мы жители Вселенной
1
34
Наш космический корабль Земля
2
Сроки
проведения
Характеристика деятельности учащихся
Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором
находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и
историкокультурные достопримечательности. Соотносить святыни России
и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и
интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым
принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых
кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта
мотивированное суждение о роли русского языка в РФ
Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны.
Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли
и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике
число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения,
сравнивать размеры планет.
Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров,
осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию
По своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль.
Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта.
Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения
сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения
сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.
Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить
стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты
определения, расставляя таблички. Находить на глобусе океаны и
материки, определять их названия и число; находить на глобусе нашу
страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять 5.
Время
6.
Сутки и неделя
7.
Месяц и год
1
1
1
самопроверку.
Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и
соответствующие средства транспорта
По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее,
выделять приметы времени. Предлагать рисунки символы, обозначающие
настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение.
По фотографиям в учебнике определять временные характеристики
изображённых событий.
Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения
(уменьшения).
Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять
время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и
недостатки различных видов старинных часов
По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать
смену дня и ночи с помощью схемыаппликации. Участвовать в
дидактических играх «Сутки», «День ночь».
Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать
его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки,
загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе.
Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со
взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье,
происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о
своей жизни за.неделю
Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять
причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы
аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника
Земли и единицей измерения времени — месяц. Придумывать сказочное
объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком.
Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и
соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре,
выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать
старинный способ определения количества дней в каждом месяце,
осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение 8.
Времена года
910
Погода
11.
Календарь хранитель времени,
страж памяти
12.
Красные дни календаря
1
2
1
1
облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков
Перечислять времена года в правильной последовательности, называть
(опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать
для каждого времени года рисунки символы.
По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением
Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены
времён года, моделировать их в виде схемыаппликации.
Придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его
рисунком.
Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе
сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.
Инсценировать миниспектакли о жизни природы в разные времена года.
Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность
сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления,
подбирать в языках народов своего края названия времён года и
соответствующих им явлений природы
Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное
определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям
учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.
Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные
виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить
температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты
измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов,
осуществлять самопроверку.
Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться
рисовать условные знаки погодных явлений
Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими.
Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском,
буддийском, иудейском календарях
Определять различие между государственными праздниками России и
международными праздниками. Характеризовать содержание
общегражданских государственных праздников современного российского 13.
Народный календарь
14.
Экологический календарь
Раздел 2: Осень 16 ч
1.
Осенние месяцы
1
1
1
календаря.
Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (селе).
Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией)
Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных
органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять
народный прогноз на погоду по ближайшему днюпогодоуказателю.
Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением
животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой
природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов
погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет
своего края
Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте
учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку
учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к
природе в собственном рисунке.
Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по
материалам учебника), предлагать рисункисимволы к каждой дате.
Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые
экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить
фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с
чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках
народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить
их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со
значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные
явления осенних месяцев по картинам художников с помощью
выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный
рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления
рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в
осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности
праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и 2.
Осень в неживой природе
3.
Народные праздники в пору
осеннего равноденствия
4.
Звездное небо осенью
5.
Трава у нашего дома
1
1
1
1
хозяйственной жизни разных народов России
По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.
Устанавливать причинноследственные связи между положением Солнца и
осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста
учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять
в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации
учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в
старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Работать со
взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты
наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды
в течение осени
Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть
характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре,
обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об
особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов.
Изготавливать куклузернушку по инструкции в рабочей тетради.
Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в
природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение
благодарности природе за всё, что она даёт людям
На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного
неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.
Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить
схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в
рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре,
придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой
Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми:
наблюдать звёздное небо, используя атласопределитель, фиксировать
результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из
созвездий.
Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений
осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых 6.
Старинная женская работа
1
7.
Деревья и кустарники осенью
1
8.
Чудесные цветники осенью
1
травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным
образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять
самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.
Работать со взрослыми: определять с помощью атласа определителя
травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать
результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.
Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других
источников для написания собственного рассказа о растении
Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных
материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять
особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать
последовательность трудовых операций в старинной работе со льном,
соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее
и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов,
планировать последовательность и согласовывать распределение операций
по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги
совместной работы
Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по
иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать
изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в
соответствии с их окрасом. Сравнивать состояние лиственных и хвойных
растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас
определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать
и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в
лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к
неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать
соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми:
определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и
устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать
результаты в виде записей в рабочей тетради
Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным
образцам. Оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия 9.
Грибы
1
10.
Шестиногие и восьминогие
1
растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять
причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2
—3 представителя) с помощью атласаопределителя. Узнавать изученные
растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные
свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять
уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в
парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника,
разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять
растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать
результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа
об одном из растений цветника
Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать
и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения
гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с
растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и
несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры
съедобных и несъедобных грибов с помощью атласаопределителя.
Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»,
обосновывать необходимость бережного отношения к грибам,
формулировать соответствующие правила экологической этики
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По
рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно
описывать паукакрестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на
рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности
окраски насекомых. Прослеживать по рисункамсхемам превращения
различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать
превращение насекомых в виде схемаппликаций. С помощью атласа
определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обсуждать
рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать
необходимость бережного отношения к паукам, формулировать
соответствующие правила экологической этики. Использовать атлас
определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для 11.
Птичьи секреты
1
12.
Как разные животные готовятся к
зиме
1
13.
Невидимые нити в осеннем лесу
1
14.
Осенний труд
1
написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку
учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим.
Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным
признакам: перелётные и зимующие. Приводить примеры
перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные
вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять
самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со
взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с
помощью атласаопределителя результаты работы фиксировать в виде
рассказов, рисунков, фотографий
Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью
животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания
корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать
летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение
наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью
воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать
изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и
домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать
соответствующие правила экологической этики
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в
природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между
собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как
способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения
разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.
Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях.
Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем аппликаций и
графических схем. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги
«Великан на поляне», формулировать соответствующие правила
экологической этики
Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас.
Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, 15.
Будь здоров!
16.
Охрана природы осенью
Раздел 3: Зима 13 ч
Зимние месяцы
1.
2.
3.
Зима – время науки и сказок
Зима в неживой природе
1
1
1
1
1
выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления
осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе
совместной работы
Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять
правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к
сверстникам в соответствии с правилами игры
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их
помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких
делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста
учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о
причинах сокращения их численности; на основе полученной информации
предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа
об одном из представителей Красной книги России.
Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево
или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц.
Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке
Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев,
соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних
месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления
зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств
русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и
записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме.
Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и
прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19
декабря для прогноза урожая на будущее лето
Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их
нравственное значение для современной жизни
По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.
Устанавливать причинноследственные связи между положением Солнца и 4.
Звездное небо зимой
5.
Зима в мире растений
1
1
зимними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста
учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в
рабочей тетради список таких явлений.
Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Рассказывать по
иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь
между ними и зимними изменениями в неживой природе.
Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку.
Работать со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты
наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в
течение зимы
Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица
осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий Большая
Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе
Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.
Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде.
Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со
старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус.
Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради.
Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей
тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий,
пользоваться атласомопределителем, фиксировать результаты наблюдений в
виде записей в рабочей тетради
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни
растений.
Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно
узнать растения зимой.
Используя атласопределитель, распознавать деревья и кустарники по
плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения,
зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с
животными.
Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного
окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по
которым определены растения 6.
Зимние праздники
7.
Растения в домашней аптечке
1
1
8.
Зимняя жизнь птиц и зверей
1
Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и
солнцеворота.
Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б.
Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение
новогодних подарков в семье и друзьям
На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о
лекарственных растениях.
По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых
лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник,
травянистые растения.
Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные
растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.
Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них
лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста
учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их
частей.
Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне»,
формулировать соответствующие правила экологической этики.
Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с
использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми:
знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их
названия в рабочую тетрадь
Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о
приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на
рисунках учебника.
Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь
между строением клюва и особенностями питания птицы.
Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к
человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.
Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней
жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми:
наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью атласа
определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблюдений 9.
Невидимые нити в зимнем лесу
1
10.
В феврале зима с весной
встречается впервой
11.
Зимний труд
12.
Будь здоров!
13.
Охрана природы зимой
1
1
1
1
написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком (фотографией)
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в
природе.
Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их
между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными
животными.
Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том
числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных
невидимых нитях.
Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие
природные взаимосвязи
Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре
народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по
традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников
народов своего края
Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с
видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как
надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме
Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила
народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам
в соответствии с правилами игры
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их
помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на
поляне», по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы,
формулировать соответствующие правила экологической этики.
Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях
Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе
полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Раздел 4: Весна и лето 15 ч
1.
Весенние месяцы
2.
Весна в неживой природе
3.
Весна – утро года
1
1
1
Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою
деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради.
Проектные задания (выполняются с участием взрослых): организовать в
классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить
фоторассказ о зимней прогулке
Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев,
соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних
месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления
весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных
средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине.
Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных
народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего
равноденствия
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.
Устанавливать причинноследственные связи между положением Солнца и
весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста
учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять
в рабочей тетради список таких явлений.
Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны
в городе и за городом.
Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике,
устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в
неживой природе. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной,
фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать
выводы об изменении погоды в течение весны
Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи
весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини
спектаклей.
Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно
описывать представленные на них события. Работая в группах,
изготавливать (по схемеинструкции в рабочей тетради) игрушку в виде 4.
Звездное небо весной
1
5.
Весеннее пробуждение растений
1
весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе
школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по
старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради
фотографии или рисунок праздника
Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и
Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия.
Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить
схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком.
Работая в паре, знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему созвездия
Лев со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев
в рабочей тетради. Определять с помощью атласаопределителя другие
созвездия и их главные звёзды.
Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей
тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий,
пользоваться атласомопределителем, фиксировать результаты наблюдений
в виде записей и рисунков в рабочей тетради.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего
неба
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни
растений.
Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих
растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.
Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе.
Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.
Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики.
Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по
картинному плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки
цветения. Оценивать эмоциональноэстетические впечатления от
восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в
рисунке или на фотографии.
Использовать книгу «Зелёные страницы» и (или) другие источники 6.
Чудесные цветники весной
1
7.
Весна в мире насекомых
1
8.
Весна в мире птиц и зверей
1
информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем
растении
Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным
образцам.
Оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия растений
цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины
своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3
представителя) с помощью атласаопределителя.
Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.
Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных
народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с
растениями.
Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника,
разыгрывать сценки на эту тему.
Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в
его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков,
фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для
написания собственного рассказа об одном из растений цветника
Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в жизни
насекомых.
Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать
эмоциональноэстетические впечатления от восприятия красивых
насекомых.
Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике
рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради.
Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость
бережного отношения к ним. Работая в парах, предлагать возможные
варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с
советами из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие
правила экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее
появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тет
ради, определять насекомых в природе с помощью атласа определителя
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей.
Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста
учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из
тёплых краёв, фиксировать её в рабочей тетради.
Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа
определителя.
Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие
правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с
птицами, по правилам, описанным в учебнике.
Работая в паре, придумывать диалоги зверейродителей и их детёнышей,
разыгрывать сценки.
Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города (села), слушать
весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ,
проиллюстрировать его рисунком или фотографией
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в
природе.
Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой,
сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре.
Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.
Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу.
Использовать дополнительную литературу для написания собственного
рассказа о кукушке
Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить
с видами работы в настоящее время в городе (селе). Объяснять значение
пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состоянием природы,
соотносить свои наблюдения с народными приметами
Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том
числе своего края; сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре
разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о
берёзе в культуре народов Севера
Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила
народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам
9.
Невидимые нити в весеннем лесу
1
10.
Весенний труд
11.
Старинные весенние праздники
12.
Будь здоров!
1
1
1 13.
Охрана природы весной
1
14.
Лето красное
1
15.
Летние праздники и труд
1
в соответствии с правилами игры
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их
помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне»,
формулировать соответствующие правила экологической этики.
Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях
Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе
полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.
Работать со взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать
домик для птиц и размещать его в подходящем месте.
Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке
Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев
(в том числе в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл
старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с
природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в
жизни людей.
Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам
художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка,
сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на
схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота,
характеризовать летние праздники и работу в старину. Работать со
взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты
наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды
в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года,
делать выводы об изменениях погоды в течение года
Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе
(селе). Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового
года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в
культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных
праздников в культуре народов России и мира Раздел 5: Резерв учебного времени 10 ч
110
Повторение изученного в конце
года
10
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.