Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса
Оценка 4.6

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
11.02.2019
Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса
Календарно - тематическое планирование по русскому языку для обучающихся 1 класса разработано на основе примерной программы и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю., в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2015 г.
РП рус яз .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №39» Согласовано: Председатель методического совета _____________М.Н.Титова «___» __________  2015 г.                       Утверждаю:                       Директор МБОУ «СШ №39»                         _____________В.В.Кабакова              «___» ____________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  (уровень начального общего образования, базовый) Класс:  1 «А» Срок реализации данной программы:   2015­2016 уч. год Учитель:  Клюянова Инна Владимировна г. Норильск 1 2015 Пояснительная записка Рабочая программа « Русский язык»  составлена на основе требований Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   (2009г.), примерной   программы   начального   общего   образования   по   русскому   языку,     авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецо­ вой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю.,  в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2013г. Цели и задачи обучения Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается   в   осознанном   стремлении   научиться   использовать   языковые   средства   для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Формирование   познавательной   мотивации   осуществляется   в   процессе   достижения предметных целей изучения русского языка ­ социокультурной и научно­исследовательской (познавательной). Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной  и  письменной  речи  учащихся  и  формирования   у них  основ грамотного,  безоши­ бочного письма. Грамотное   письмо   и   правильная   речь   являются   обязательным   элементом   общей культуры   человека.   Формируя   навыки   безошибочного   письма   и   развивая   письменную   и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее: • грамотное,   безошибочное   письмо   должно   формироваться   с   учётом   индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний; • навык   грамотного   письма   формируется   только   при   регулярном   выполнении   заданий   и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения; • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика; • научить   правильной   речи   ­   это   значит   научить   правильному   отбору   языковых   средств исходя из условий речевой ситуации. Научно­исследовательская   (познавательная)   цель  реализуется   в   процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. 2 Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное   мышление   младших   школьников,   представляем   родной   (русский)   язык   как часть окружающего их мира. Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся   на   уроке:   ученики   должны   понимать,   зачем   они   знакомятся   с   основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого   задания   или   упражнения   у   учащихся   сформулированы   следующие   целевые установки: • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»; «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык ­ часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык ­ это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа». Программа   курса   «Русский   язык»   реализует  задачи  ознакомления   учащихся   с основными   положениями   науки   о   языке,   формирования   умений   и   навыков   грамотного безошибочного   письма,   развития   речи   школьника,   его   интереса   к   языку   и   речевому творчеству. Общая характеристика учебного предмета Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: • он является основным средством общения между людьми; • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры; • язык является основным средством познания окружающего мира; • владение родным и государственным языком ­ это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства; • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского   народа,   средством   межнационального   общения.   То,   что   знает   гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и 3 развитию   русского   языка,   его   функционированию   в   современном   мире,   во   многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. Важнейшим   условием   успешного   решения   поставленных   задач   является   следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики,   но   и   поступательное   развитие   языкового   мышления   учеников.   В   то   же   время научная   информация   и   методический   аппарат   средств   обучения   должны   учитывать психологические   особенности   учащихся   данного   возраста   и   служить   средством   форми­ рования учебной деятельности на уроках русского языка. С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в   учебном   предмете   «Русский   язык»   трёх   содержательных   линий:  «Система   языка», «Орфография   и   пунктуация»,   «Развитие   речи».  Каждая   из   выделенных   линий характеризуется своим объектом изучения: • содержательная   линия   «Система   языка»   выделяет   в   качестве   объекта   изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение; • содержательная   линия   «Орфография   и   пунктуация»   выделяет   в   качестве   объекта изучения орфограмму и пунктограмму; • содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему. Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешения: например, при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи и т. п. Методический принцип  «один урок ­ один объект ­ одна цель»  позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока: «Как устроен наш   язык»,   «Правописание»   и   «Развитие   речи».  Под   блоком   понимается   объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной со­ держательной линии. • Уроки   блока   «Как   устроен   наги   язык»  реализуют   научно­исследовательскую (познавательную)   цель  ­   познакомить   учащихся   начальной   школы   с   основами лингвистических   знаний;   уроки   данного   блока   соответствуют  содержательной   линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис). • Уроки   блока   «Правописание»  направлены   на   достижение   социокультурной   цели  ­ сформировать у учащихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя   общей   культуры   человека;   уроки   данного   блока   соответствуют содержательной   линии   «Орфография   и   пунктуация»  и   изучают   орфограммы   и пунктограммы. • Уроки  блока  «Развитие   речи»  также  реализуют   социокультурную   цель  в   аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного 4 общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему. Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка   грамотного,   безошибочного   письма   и   развитию   речи   учащихся,   предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости,   возникающей   из­за   немотивированного   смешения   различных   объектов изучения. Место предмета в учебном плане В   1   классе   минимальное   количество часов на изучение предмета «Русский язык» ­ 54,    максимальное ­ 85. Расчёт часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном   классе   закончилось   изучение   «Букваря».   Так,   например,   при   завершении букварного периода в конце первого полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 ч. Если изучение «Букваря» завершается к концу III четверти, то на изучение русского языка отводится 54 ч. Во 2­4   классах данной   программой предусмотрено на изучение предмета «Русский язык»  5 ч в неделю, 170 часов в год (34 учебные недели).         Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся  представлений  о языке как основном средстве человеческого   общения,   явлении   национальной   культуры   и   основе   национального самосознания. В   процессе   изучения   русского   языка   у   учащихся   начальной   школы   формируется позитивное   эмоционально­ценностное   отношение   к   русскому   языку,   стремление   к   его грамотному   использованию,   понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь является   показателем   общей   культуры   человека.   На   уроках   русского   языка   ученики получают   начальное   представление   о   нормах   русского   литературного   языка   и   правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский   язык   является   для   учащихся   основой   всего   процесса   обучения,   средством развития   их   мышления,   воображения,   интеллектуальных   и   творческих   способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными  результатами   изучения   русского   языка   в   начальной   школе   являются: осознание   языка   как   основного   средства   человеческого   общения;   восприятие   русского языка   как   явления   национальной   культуры;   понимание   того,   что   правильная   устная   и письменная   речь   есть   показатель   индивидуальной   культуры   человека;   способность   к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение   использовать   язык   с   целью   поиска   необходимой   информации   в   различных источниках  для  решения  учебных  задач;  способность  ориентироваться  в  целях,  задачах, средствах   и   условиях   общения;   умение   выбирать   адекватные   языковые   средства   для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные   тексты)   с   учётом   особенностей   разных   видов   речи   и   ситуаций   общения; понимание   необходимости   ориентироваться   на   позицию   партнёра,   учитывать   различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными  результатами   изучения   русского   языка   в   начальной   школе   являются: овладение   начальными   представлениями   о   нормах   русского   литературного   языка (орфоэпических,   лексических,   грамматических)   и   правилах   речевого   этикета;   умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного)   при   записи   собственных   и   предложенных   текстов;   умение   проверять   напи­ санное;   умение   (в   объёме   изученного)   находить,   сравнивать,   классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.                                    Содержание программы  1 класс (54­85 ч) Фонетика и орфоэпия.  Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных   гласных   звуков.   Различение   твёрдых   и   мягких   согласных   звуков,   звонких   и глухих   согласных   звуков.   Звуковой   анализ   слова,   работа   со   звуковыми   моделями: построение   модели   звукового   состава   слова,   подбор   слов,   соответствующих   заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение   звуков   и   сочетаний   звуков   в   соответствии   с   нормами   современного русского литературного языка. 6 Графика и орфография.  Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных   звуков.   Функции   ъ:   1)   показатель   мягкости   предшествующего   согласного;   2) разделительный. Русский   алфавит:   правильное   называние   букв,   знание   их   последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение: — раздельное написание слов; — прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; — обозначение гласных после шипящих (ча ­ща, чу ­щу, жи ­ ши); — сочетания чк, чн; — перенос слов; — непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой); — знаки препинания в конце предложения. Письмо   под   диктовку   слов   и   предложений,   написание   которых   не   расходится   с   их произношением. Слово   и   предложение.   Пунктуация.  Понимание   слова   как   единства   звучания   и значения.  Выявление   слов,   значение   которых   требует   уточнения.   Определение   значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в   соответствии   с   целями   и   условиями   общения   для   эффективного   решения   коммуни­ кативной   задачи.   Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 7 2 класс (5 ч в неделю; 170 ч) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч) Фонетика и графика (10 ч) Повторение  изученного в 1 классе:  различение  звуков и  букв; различение ударных  и безударных   гласных   звуков,   твёрдых   и   мягких   согласных   звуков,   звонких   и   глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твёрдости­мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Слово и предложение (6 ч) Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением ­ имена существительные. Слова, называющие признаки, ­ имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, ­ глаголы. Предложение.   Отличие   предложения   от   слова.   Различение   предложений   по   цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Состав слова (морфемика) (19 ч) Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в кор­ нях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов   с   омонимичными   корнями.   Суффикс   как   часть   слова;  значения   суффиксов. Приставка   как   часть   слова;  значения   приставок.   Суффиксальный,   приставочный   и приставочно­суффиксальный   способы   образования   слов.   Основа   слова.   Выделение   в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Лексика (22 ч) Слово   и   его   лексическое   значение.   Выявление   слов,   значение   которых   требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. 8 Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. (формирование навыков грамотного письма) (58 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1 классе. «Правописание» Формирование   орфографической   зоркости:   осознание   места   возможного возникновения   орфографической   ошибки,   использование   разных   способов   решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • • • • • • • • перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корнях   слов   (словарные   слова,   определённые программой); разделительные твёрдый и мягкий знаки; правописание приставок: об­, от­, до­, по­, под­, про­; за­, на­, над­; • правописание   суффиксов   имён   существительных:  ­онок­,   ­ёнок­;   ­ок­;   ­ек­,   ­ик­; ­ость­; • правописание суффиксов имён прилагательных: ­ое­, ­ев­, ­ив­, ­чив­, ­лив­; раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Использование   орфографического   словаря   учебника   для   определения   (уточнения) написания   слова.   Формирование   действия   контроля   при   проверке   собственных   и предложенных текстов. «Развитие речи» (34 ч) Устная речь Выбор   языковых   средств   в   соответствии   с   целями   и   условиями   общения   для эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Соблюдение   норм   речевого   этикета   и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить   к   общему   решению   в   совместной   деятельности   при   проведении   парной   и групповой работы. 9 Письменная речь Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор  заголовков  к предложенным  текстам.  Определение  по заголовкам   содержания текста. Выражение   в   тексте   законченной   мысли.  Подбор   вариантов   окончания   текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац.   Последовательность   абзацев   в   тексте.  Корректирование   текстов   с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная   работа   над   структурой   текста:   озаглавливание,   корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Повторение (5 ч) Резервные уроки (16 ч) 3 класс (5 ч в неделю; 170 ч) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч) Фонетика и графика (3 ч) Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Состав слова (морфемика) (4 ч) Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу. Синтаксис (18 ч) Предложение.  Нахождение  главных  членов предложения:  подлежащего  и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.   Различение   главных   и   второстепенных   членов   предложения   (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение   за   однородными   членами   предложения.   Использование   интонации перечисления   в   предложениях   с   однородными   членами.   Нахождение   и   самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Морфология (37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. 10 Имя   существительное:   общее   значение   и   употребление   в   речи.   Различение   имён существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.  Род   неизменяемых   имён существительных   (на   примере   наиболее   употребительных   слов).  Изменение   имён существительных   по   числам.   Изменение   имён   существительных   по   падежам.  Падеж   и предлог: образование предложно­падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3­ му   склонению.   Различение   собственных   и   нарицательных   имён   существительных. Наблюдение   за   одушевлёнными   и   неодушевлёнными   именами   существительными. Словообразование имён существительных. Имя   прилагательное:   общее   значение   и   употребление   в   речи.   Изменение   имён прилагательных   по   родам,   числам   и   падежам.  Основные   признаки   качественных, относительных   и   притяжательных   имён   прилагательных.   Словообразование   имён прилагательных. Местоимение:   общее   значение   и   употребление   в   речи.   Личные   местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. (формирование навыков грамотного письма) (53 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах. «Правописание» Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической за­ дачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: • приставки, оканчивающиеся на з, с; • соединительные гласные о, е в сложных словах; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); • буквы о, ё после шипящих в корнях слов; • буквы и, ы после ц в различных частях слов; • суффиксы имён существительных ­ок­,­ец­,­иц­, сочетания инк, ечк, инк, енк; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на ­ий, ­ия, ­ие; • буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; 11 • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • знаки   препинания   при   однородных   членах   предложения   с   союзами  и,   а,   но  и   без союзов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания  слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных  текстов.  «Развитие речи» (30 ч) Устная речь Выбор   языковых   средств   в   соответствии   с   целями   и   условиями   общения   для эффективного   решения  коммуникативной   задачи.   Соблюдение   норм  речевого   этикета   и орфоэпических   норм   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения.   Формулировка   и аргументирование   собственного   мнения   и   позиции   в   диалоге   и   дискуссии.   Умение договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной   деятельности.   Умение контролировать   (устно   координировать)   действия   партнёра   при   проведении   парной   и групповой   работы.  Соблюдение   норм   речевого   взаимодействия   при   интерактивном общении   (sтs­сообщения,   электронная   почта,   Интернет   и  д р у гие   виды   и   способы связи). Письменная речь Продолжение   работы   над   структурой   текста,   начатой   во   2   классе:   озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с   нарушенным   порядком   предложений   и   абзацев;   составление   плана   текста,   написание текста   по   заданному   плану.   Определение   типов   текста   (повествование,   описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание   собственных   текстов   и   корректирование   заданных   текстов   с   учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»,   изученного   во   2   классе):   использование   в   текстах   многозначных   слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. Резервные уроки (25 ч) 4 класс (5 ч в неделю; 170 ч) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) Фонетика и графика (1 ч) 12 Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Состав слова (морфемика) (1 ч) Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. Морфология (36 ч) Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч) Глагол:   общее   значение,   глагольные   вопросы.   Начальная   форма   глагола.  Глаголы совершенного   и   несовершенного   вида.  Изменение   глаголов   по   временам:   настоящее, прошедшее   и   будущее   время   глаголов.  Наклонение   глаголов.  Личные   формы   глагола. Изменение   глаголов   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и   будущем   времени   (спряжение). Способы   определения   1­го   и   2­го  спряжения   глаголов.   Изменение   глаголов   по   родам   в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч) Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч) Имя числительное: общее значение. (3 ч) Синтаксис (16 ч) Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч) Словосочетание:   различение   слова,   словосочетания   и   предложения.   Установление   с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч) Различение простых и сложных предложений. (5 ч) (формирование навыков грамотного письма) (52 ч) Повторение правил правописания, изученных в 1­3 классах. «Правописание» Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных спосо­ бов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применением: • непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (словарные   слова,   определённые программой); • не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов; • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; 13 • безударные личные окончания глаголов; • суффиксы глаголов ­ива­, ­ыва­, ­ова­, ­ева­; • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени; • буквы а, о на конце наречий; • мягкий знак на конце наречий; • слитное и раздельное написание числительных; • мягкий знак в именах числительных; • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование   орфографического   словаря   для   определения   (уточнения)   написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текс­ тов. «Развитие речи» (29 ч) Устная речь Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных   задач.   Соблюдение   норм   речевого   этикета   и   орфоэпических   норм   в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению,   осуществлять   взаимный   контроль,   оказывать   необходимую   взаимопомощь   в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы.  Соблюдение норм речевого взаимодействия   при   интерактивном   общении   (sтs­сообщения,   электронная   почта, Интернет и другие виды и способы связи). Письменная речь Знакомство   с   основными   видами   сочинений   и  изложений:  изложения   подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения­повествования, сочи­ нения­рассуждения,   сочинения­описания   (без   заучивания   учащимися   определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание   собственных   текстов   по   заданным   заглавиям;   корректирование   текстов   с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование   текстов,   в   которых   допущены   нарушения   норм   письменной   речи. Создание   собственных   текстов   с   учётом   правильности,   богатства   и   выразительности письменной речи. Резервные уроки (35 ч) Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 14 1 класс Раздел программы Слово и  предложение  Предложение как  объект изучения Программное содержание Предложение в речевом потоке. Работа с  предложением. Слово и  предложение Слово как объект  изучения Слово как объект  изучения, материал для  анализа. Слово как  единство звучания и  значения. Активизация  и расширение  словарного запаса Фонетика  Звуки речи Единство звукового  состава слова и его  значения.  Изолированный звук.  Последовательность  звуков в слове.  Моделирование  звукового состава слова 15 Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) Выделять предложения из речевого потока:  определять на слух границы предложения,  обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в  процессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять  порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением  предложений. Корректировать предложения, содержащие  смысловые и грамматические ошибки Определять количество слов в предложении  при чётком произнесении учителем  предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения,  материал для анализа. Различать слово и предложение. Анализировать предложение: обозначать  каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и  обозначающим его словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по  его лексическому значению Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец  интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным  выделением заданного звука без опоры на  образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове  (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по  первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по  последнему звуку. Гласные и согласные  звуки. Гласные  звуки: ударные и  безударные.  Согласные звуки:  твёрдые и мягкие,  звонкие и глухие Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и  последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков  слова с использованием жёлтых фишек.  Сопоставлять слова, различающиеся одним  или несколькими звуками Устанавливать различие в произношении  гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные,  согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при  обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть  его признаки. Моделировать звуковой состав слова:  отражать в модели качественные  характеристики звуков, используя фишки  разного цвета. Классифицировать звуки по заданному  основанию (твёрдые и мягкие согласные  звуки; гласные­согласные и т. д.). Различать ударные и безударные гласные  звуки Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель  звукового состава слова, подбирать слова,  соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с  соответствующей ему моделью, выбирая её  из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие  заданной модели. Осуществлять развёрнутые действия  контроля и самоконтроля: сравнивать  построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемые и  выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа Особенность гласных  звуков — отсутствие  при произнесении этих  звуков преграды. Особенность согласных  звуков — наличие при  их произнесении  преграды. Различение  гласных и согласных  звуков. Различение  твёрдых и мягких  согласных звуков.  Смыслоразличительная  функция твёрдых и  мягких согласных  звуков. Качественная  характеристика звуков  (гласные, твёрдые и  мягкие согласные) Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие  согласные звуки.  Смыслоразличительная  функция звонких и  глухих согласных  звуков. Действия контроля и  самоконтроля в  процессе  моделирующей  деятельности 16 Слог как  минимальная  произносительная  единица. Деление  слов на слоги.  Определение места  ударения Слог как минимальная  произносительная  единица.  Слогообразующая  функция гласных  звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ  слов: установление  количества слогов в  слове Ударение. Ударный  гласный звук в слове Графика  Звуки и буквы.  Позиционный способ обозначения звуков  буквами. Буквы  гласных как  показатель  твёрдости­мягкости  согласных звуков Звук и буква. Буква как знак звука.  Буквы, обозначающие  гласные звуки. Функции букв, обозначающих  гласный звук в  открытом слоге:  обозначение гласного  звука и указание на  твёрдость или мягкость предшествующего  согласного 17 Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным  количеством слогов Анализировать слово: определять место  ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным  гласным звуком. Классифицировать слова по количеству  слогов и месту ударения. Соотносить слова с соответствующими им  слогоударными схемами. Приводить примеры слов по заданной  слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы,  оценивать процесс и результат выполнения  задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении  ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки Соотносить звук и соответствующую ему  букву. Объяснять (характеризовать, пояснять,  формулировать) функцию букв,  обозначающих гласные звуки в открытом  слоге: показатель твёрдости­мягкости  предшествующих согласных звуков и  обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от  твёрдости или мягкости предшествующего  согласного. Соотносить звуко­буквенную модель  (модель звукового состава слова с  проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок Функции букв е, ё,  ю, я Буквы,  обозначающие  согласные звуки Буква ь Русский алфавит Письмо Гигиенические  требования при  письме Развитие мелкой  моторики Ориентация в  пространстве листа  Функции букв е, ё, ю, я Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и  последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами Объяснять выбор буквы для обозначения  согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие  близкие по акустико­артикуляционным  признакам согласные звуки (с — з, ш — ж,  с — ш, з — ж, р — л, ц — ч и т. д.). Дифференцировать буквы, имеющие  оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в —  д и т. д.). Классифицировать слова в зависимости от  способа обозначения звука [й’] Объяснять функцию буквы ь Осознавать алфавит как определённую  последовательность букв. Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов Объяснять правильную посадку, положение  тетради на рабочем столе, положение ручки  в руке. Анализировать особенности правильной  посадки, положения тетради и положения  ручки в руке при письме правой и левой  рукой Выполнять пальчиковую гимнастику и  гимнастику для рук Ориентироваться в понятиях «лево»,  «право», «слева», «справа», «верх», «низ» Буквы, обозначающие  согласные звуки. Одна  буква для обозначения  парных по твёрдости­ мягкости согласных  звуков. Разные способы  обозначения буквами  звука [й’] Буква ь как показатель  мягкости  предшествующего  согласного звука Название букв русского алфавита.  Последовательность  букв в русском  алфавите. Алфавитный  порядок слов Гигиенические  требования к  правильной посадке, к  положению тетради на  рабочем столе, к  положению ручки в  руке. Особенности  правильной посадки,  положения тетради и  положения ручки в руке первоклассников,  пишущих правой и  левой рукой Развитие мелких мышц  пальцев и свободы  движения руки Ориентация в  пространстве листа  18 тетради и  пространстве  классной доски Письменные  прописные и  строчные буквы тетради: верхний  правый угол / верхний  левый угол / нижний  правый угол / нижний  левый угол тетради.  Ориентация  в пространстве  классной доски Алгоритм действий на  страницах прописей.  Параллельные прямые и наклонные линии, левые и правые полуовалы.  Рабочая строка  прописей. Середина  надстрочного  пространства. Линии  сложной траектории на  рабочей строке.  Печатные заглавные  и строчные буквы.  Письмо печатными  буквами Письменные прописные  (заглавные) и строчные  буквы. Создание  единства звука,  зрительного образа  обозначающей его  буквы и двигательного  образа этой буквы Письмо букв,  буквосочетаний,  слогов, слов,  предложений с  соблюдением  гигиенических норм.  Овладение разборчивым аккуратным письмом 19 Находить заданное положение на рабочем  листе прописей. Выполнять указание учителя по проведению  линий, начинающихся и заканчивающихся в  заданных точках. Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление  движения. Проводить линии от определённой точки в  заданном направлении Анализировать поэлементный состав  печатных и письменных заглавных и  строчных букв. Сравнивать начертания заглавных и  строчных печатных букв. Сравнивать начертания заглавных и  строчных письменных букв. Сравнивать начертания печатных и  письменных букв (заглавных и строчных). Моделировать буквы из набора элементов,  различных материалов (проволока,  пластилин и др.). Анализировать деформированные буквы,  определять недостающие элементы,  реконструировать буквы Сравнивать написанные буквы с  предложенным в прописях и на доске  образцом написания. Различать буквы, имеющие оптическое и  кинетическое сходство. Контролировать собственные действия:  закрашивать только те части рисунка, в  которых есть заданная буква, выбирать  лучшую из написанных букв. Писать печатные и письменные прописные и  строчные буквы. Писать буквы, слоги, слова, предложения с  соблюдением гигиенических норм. Принимать участие в выработке критериев  для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом  выработанных критериев (разборчивое  аккуратное начертание букв). Группировать буквы по наличию в них  определённых элементов; по сходству  обозначаемых ими звуков (звонкие/глухие  согласные звуки др.). Находить в текстах слова с заданной  буквой. Соотносить слова, написанные печатным и  письменным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх — пяти  слов со звуками в сильной позиции. Читать написанное, осознавать смысл  написанного. Объяснять характеристики разборчивого  аккуратного письма. Моделировать в процессе совместного  обсуждения алгоритм списывания. Использовать алгоритм порядка действий  при списывании. Списывать слова, предложения, небольшие  тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным  алгоритмом Контролировать этапы своей работы. Писать предложения с пробелами между  словами. Использовать знак переноса Письмо под диктовку  слов и предложений,  написание которых не  расходится с их  произношением Приёмы и  последовательность  правильного  списывания текста. Алгоритм списывания с печатного и  письменного шрифта.  Списывание слов,  предложений, текстов Понимание функции  небуквенных  графических средств:  пробела между  20 Функция  небуквенных  графических  средств: пробела между словами,  знака переноса Орфография Правила  правописания и их  применение словами, знака переноса Раздельное написание  слов. Гласные после  шипящих в ударных  слогах (ча — ща, чу — щу, жи — ши). Заглавная буква в  начале предложения.  Заглавная буква в  именах собственных.  Знаки препинания в  конце предложения. Перенос слов Развитие речи Рассказы  повествовательного  и описательного  характера Рассказы по серии  сюжетных картинок.  Связный рассказ на  основе прочитанных  слов. Учебный диалог:  «присвоение»  (отнесение к себе)  вопроса, заданного  всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения  необходимой  информации. Культура речи:  соблюдение норм  русского литературного языка. Небольшие рассказы  21 Анализировать текст на наличие в нём слов  с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу,  жи — ши. Выписывать из текста слова с  буквосочетаниями ча — ща, чу — щу,  жи — ши. Списывать слова с буквосочетаниями ча —  ща, чу — щу, жи — ши. Вписывать пропущенные буквы в слова с  буквосочетаниями ча — ща, чу — щу, жи  — ши. Оформлять начало и конец предложения:  писать прописную букву в начале  предложения и ставить точку в конце  предложения. Подбирать слова, которые пишутся с  заглавной буквы. Подбирать и записывать имена собственные  на заданную букву. Переносить слова с одной строки на другую. Применять изученные правила при  списывании и записи под диктовку Составлять текст по серии сюжетных  картинок. Пересказывать содержание текста с опорой  на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать  процесс и результат решения  коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации,  задавать учителю и одноклассникам  вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение  и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни,  свои наблюдения и переживания. описательного и  повествовательного  характера на материале  чувственного опыта,  игр, занятий,  наблюдений Составлять небольшие описательные  рассказы. Составлять небольшие повествовательные  рассказы Планируемые результаты освоения программы 1 класс Ученик научится: • различать, сравнивать: — звуки и буквы; — ударные и безударные гласные звуки; — твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; — звук, слог, слово; — слово и предложение; • кратко характеризовать: — звуки   русского   языка   (гласные   ударные/безударные,   согласные   твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие); — условия   выбора   и   написания   буквы   гласного   звука   после   мягких   и   твёрдых согласных; • решать учебные и практические задачи: — выделять предложение и слово из речевого потока; — проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх­пяти звуков; — выделять в словах слоги; — правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; — правильно писать сочетания ча ­ ща, чу ­ щу, жи ­ ши  под ударением; — переносить слова; — писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; — правильно писать словарные слова, определённые программой; — ставить точку в конце предложения; 22 — грамотно   записывать   под   диктовку   учителя   и   самостоятельно   отдельные   слова   и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); — безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 15­30 слов; — осознавать цели и ситуации устного общения; — соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • выявлять   слова,   значение   которых   требует   уточнения,   и   уточнять   их   значение   по тексту или с помощью толкового словаря; • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; • различать   слова,   называющие   предметы,   действия   и   признаки;   задавать   вопросы   к словам; • выбирать   языковые   средства   в   соответствии   с   целями   и   условиями   общения   для эффективного решения коммуникативной задачи; • участвовать   в   диалоге,   учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации различных позиций в сотрудничестве; • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. 2 класс Ученик научится: • различать, сравнивать, кратко характеризовать: — парные и непарные по твёрдости­мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости­глухости согласные звуки; — изменяемые и неизменяемые слова; — формы слова и однокоренные слова; — однокоренные   слова   и   синонимы,   однокоренные   слова   и   слова   с   омонимичными корнями; — предложения по цели высказывания; — предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; • выделять, находить: — в   словах   с   однозначно   выделяемыми   морфемами   окончание,   корень,   суффикс, приставку; — лексическое значение слова в толковом словаре; — основную мысль текста; • решать учебные и практические задачи: — делить слова на слоги; — использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; 23 — подбирать однокоренные слова; — определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; — безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45­60 слов; — проверять   собственный   и   предложенный   тексты,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; — подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст; — исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей); • применять правила правописания: — перенос слов; — проверяемые безударные гласные в корнях слов; — парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; — непроизносимые согласные; — непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой); — разделительные твёрдый и мягкий знаки; — правописание приставок: об­, от­, до­, по­, под­, про­; за­, на­, над­; — раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Ученик получит возможность научиться: • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); • определять   способы   образования   слов   (суффиксальный,   приставочный,   приставочно­ суффиксальный); • различать однозначные и многозначные слова; • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов; • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов; • • применять правило правописания суффиксов имён существительных: ­онок,   ­ёнок,  ­ок; ­ек­ ,­ик­; ­ ос ть­; применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: ­ов­, ­ев­, ­ив­, ­чив­, ­лив­ ; • подбирать примеры слов с определённой орфограммой; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; • определять по предложенным заголовкам содержание текста; 24 • составлять план текста; • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; • соблюдать   нормы   современного   русского   литературного   языка   в   собственной   речи   и оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объёме   представленного   в учебнике материала). 3 класс Ученик научится: • различать, сравнивать, кратко характеризовать: —имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; — виды предложений по цели высказывания и интонации; —главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; • выделять, находить: — собственные имена существительные; — личные местоимения 1 , 2 ,  3­го лица; — грамматическую основу простого двусоставного предложения; — в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); • решать учебные и практические задачи: — определять род изменяемых имён существительных; — устанавливать   форму   числа   (единственное   или   множественное)   имени существительного; — задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; — определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3­му склонению; — устанавливать   с   помощью   смысловых   (синтаксических)   вопросов   связь   между словами в предложении; — находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; — использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; — подбирать примеры слов с определённой орфограммой; — определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; — безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65­80 слов; 25 — проверять   собственный   и   предложенный   тексты,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; — составлять план собственного и предложенного текстов; — определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; — корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; — составлять собственные тексты в жанре письма; • применять правила правописания: — приставки, оканчивающиеся на з, с; — непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); — буквы о, ё после шипящих в корнях слов; — буквы и, ы после ц в различных частях слов; — мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; — безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; — буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; — безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; — раздельное написание предлогов с личными местоимениями; — знаки препинания  при однородных членах предложения  с союзами  и, а,  но  и  без союзов. Ученик получит возможность научиться: • проводить  по   предложенному  в   учебнике   алгоритму   фонетический   разбор   слова   и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова); • склонять личные местоимения; • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы; • находить   второстепенные   члены   предложения:   определение,   обстоятельство, дополнение; • самостоятельно   составлять   предложения   с   однородными   членами   без   союзов   и   с союзами и, а, но; • разбирать по членам простое двусоставное предложение, • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах; • применять правило правописания суффиксов имён существительных ­о к , ­ е ц ­ , ­ и ц ­ , сочетаний ичк, ечк, инк, енк; 26 • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на ­ий, ­ия,­ие; • при   работе   над   ошибками   осознавать   причины   появления   ошибки   и   определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; • писать подробные изложения; • • создавать   собственные   тексты   (писать   сочинения)   с   учётом   правильности,   богатства   и выразительности письменной речи; соблюдать   нормы   современного   русского   литературного   языка   в   собственной   речи   и оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объёме   представленного   в учебнике материала). 4 класс Ученик научится: • различать, сравнивать, кратко характеризовать: — имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; — слово, словосочетание и предложение; • выделять, находить: — начальную форму глагола; — глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; — глаголы в формах 1,2, 3­го лица; • решать учебные и практические задачи: — определять спряжение глагола; — устанавливать   с   помощью   смысловых   (синтаксических)   вопросов   связь   между словами в словосочетании и предложении; — разбирать по членам простое двусоставное предложение; — использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; — подбирать примеры слов с определённой орфограммой; — определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; — безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80­100 слов; — проверять   собственный   и   предложенный   тексты,   находить   и   исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • применять правила правописания: — непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); — не с глаголами; — мягкий знак после шипящих на конце глаголов; — мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться, — безударные личные окончания глаголов. 27 Ученик получит возможность научиться: • проводить   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму   морфологический   анализ   имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения, • определять вид глагола; • находить наречие и имя числительное в тексте; • применять правило правописания суффиксов глаголов ­ива­/­ыва, ­ова­/­ева­; • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; • применять правило правописания букв а, о на конце наречий; • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий; • применять правило слитного и раздельного написания числительных; • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; • применять   правило   постановки   запятой   между   частями   сложного   предложения (простейшие случаи); • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; • соблюдать нормы современного  русского  литературного  языка в собственной речи  и оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объёме   представленного   в учебнике материала). Распределение часов и контрольных работ по четвертям: 28 Четверть Количество I  четверть II четверть III четверть IV четверть часов 40 час 38  час 50 час 42 час Год 170 час Четверть Количество I  четверть часов 40 час II четверть 38  час III четверть 50 час IV четверть 42 час Год 170 час 1 класс Контрольные и проверочные работы 1.Списывание. 2.Контрольный диктант. 3.Итоговая комплексная работа. 2 класс Контрольные и проверочные работы 1. Проверочная работа теме «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» 2. Словарный диктант.  3. Контрольный словарный диктант. 4. Контрольный диктант за I четверть 1. Проверочная работа по теме «Правописание согласных в корне слова» 2. Списывание № 1.  3. Словарный диктант.  4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за I полугодие. 1. Проверочная работа по теме «Правописание приставок и предлогов» 2. Словарный диктант.  3. Проверочная работа по теме «Состав слова, слово и его значение, синонимы, антонимы» 4.Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за III четверть  1. Проверочная работа по теме «Лексика». 2. Списывание № 2. 3. Словарный диктант.  4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за II полугодие. 6. Итоговая комплексная работа. 3 класс Четверть Количество I  четверть часов 45 час Контрольные и проверочные работы 1. Проверочная работа  по теме «Повторение изученных орфограмм» 2. Словарный диктант.  3. Контрольный словарный диктант. 29 II четверть 36  час III четверть 41 час IV четверть 48 час Год 170 час Четверть Количество I  четверть часов 45 час II четверть 36  час III четверть 40 час IV четверть 49 час 4. Контрольный диктант за I четверть. 1. Проверочная работа  по теме «Правописание сложных слов, о и ё после шипящих в корне слова» 2. Списывание № 1. 3. Проверочная работа  по теме «Фонетика, состав слова» 4.Словарный диктант.  5. Контрольный словарный диктант. 6. Контрольный диктант за I полугодие. 1.   Проверочная   работа     по   теме   «Мягкий   знак   после   шипящих, удвоенные согласные, суффиксы имен существительных».  2. Словарный диктант.  3.   Проверочная   работа     по   теме   «Грамматические   признаки   имени существительного» 4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за III четверть 1. Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» 2. Списывание № 2. 3. Словарный диктант.  4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за II полугодие. 6. Итоговая комплексная работа. 4 класс Контрольные и проверочные работы 1. Проверочная работа  по теме «Повторение изученных орфограмм» 2. Словарный диктант.  3. Проверочная работа  по теме  «Фонетика, словообразование» 4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за I четверть. 1. Проверочная работа по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах» 2. Списывание № 1. 3. Словарный диктант.  4. Проверочная работа по теме «Глагол как часть речи» 5. Контрольный словарный диктант. 6. Контрольный диктант за I полугодие. 1. Проверочная работа  по теме «Время глагола»  2. Словарный диктант.  3.   Проверочная   работа   суффиксов глаголов» 4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольный диктант за III четверть 1.Проверочна работа по теме «Словосочетание,  слово и предложение» 2. Списывание № 2. 3. Словарный диктант.    по   теме   «Правописание   окончаний   и 30 4. Контрольный словарный диктант. 5. Контрольное изложение. 5. Контрольный диктант за II полугодие. 6. Краевая контрольная работа. Год 170 час Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1.Основные средства обучения: —Учебник «Букварь» (в 2 ч.). Авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. ­ М.: Вентана – Граф, 2011. —Учебник   «Русский   язык.   1   класс»   Авторы   С,В.   Иванов,   А.О.   Евдокимова,   М.И. Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2011. —Учебник «Русский язык. 2 класс» в 2 ч. Авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.: Вентана – Граф, 2012. —Учебник «Русский язык. 3 класс»  в 2 ч. Авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.: Вентана – Граф, 2013. —Учебник  «Русский язык. 4 класс» в 2 ч. Авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.: Вентана – Граф, 2014. 2. Дидактические пособия: —Прописи. 1 класс. № 1,2,3. Автор М.М.Безруких. М.: Вентана – Граф, 2015. —Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 1 класс»   № 1, 2. Автор М.И.Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2015. —Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 2 класс»   № 1, 2. Автор М.И.Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2016. —Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 3 класс»   № 1, 2. Автор М.И.Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2017. —Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 4 класс»   № 1, 2. Автор М.И.Кузнецова. М.: Вентана – Граф, 2018. 3. Методические материалы для учителя: 31 —Л.Е.   Журова.   Программа   курса   «Обучение   грамоте»   для   1   класса   учебно­ методического комплекта «Начальная школа ХХI века». М.: Вентана – Граф, 2011. —Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам. М.: Вентана – Граф, 2011. —С.В.Иванов.   Русский   язык:   1   –   4   классы:   программа,   планирование,   контроль   / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана­Граф, 2013. —Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011. —С.В.Иванов,   М.И. Кузнецова. Русский язык. 1 класс. Комментарии к урокам.  М.: Вентана – Граф, 2011. —С.В.Иванов,   М.И. Кузнецова. Русский язык. 2 класс. Комментарии к урокам.  М.: Вентана – Граф, 2012. —С.В.Иванов,   М.И. Кузнецова. Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам.  М.: Вентана – Граф, 2013. —С.В.Иванов,   М.И. Кузнецова. Русский язык. 4 класс. Комментарии к урокам.  М.: Вентана – Граф, 2014. 4. Электронные образовательные ресурсы: —Электронный образовательный курс для работы в классе. Русский язык. 1 класс.  —Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс. Русский язык. —Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс. Русский язык. —Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс. Русский язык. —Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс. Русский язык. 5. Технические средства обучения. —Классная магнитная доска. —Настенная доска с приспособлением для крепления картинок. —Телевизор.  —Ноутбук. —Видеомагнитофон —Магнитофон. — Принтер.  32

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса

Календарно - тематическое планирование по руссскому языку для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019