Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
5 кл
25.09.2019
Календарно-тематическое планирование по предмету "Природоведение" предназначено для 5 классов коррекционных школ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данное календарно-тематическое планирование по природоведению в
5 классе на 2019-2020 учебный год рассчитано на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
5 класс природоведение.docx
Календарнотематическое планирование по природоведению
5 класс
на 20192020 учебный год.
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№
п/п
Тема урока
Дата
Вид деятельности
Кол
во
час.
Окружающий нас мир (4 ч)
1
Обязательный минимум
знать
уметь
Сниженный
уровень
Региональ
ный
компонент
Ростовская
область –
наш родной
край!
Нахождени
е
Ростовской
области на
карте.
1
2
Природа и её изучение.
Человек и природа.
Экскурсия «Природа
вокруг нас».
Окно в природу
«Далёкий остров»
1
1
1
Урок изучения нового
материала.
Беседа о значении
курса
«Природоведение».
Работа с учебником:
с.8,10
Значение понятия
«природа»,
отличительные
признаки живой и
неживой природы, их
основные свойства.
Где находится остров и
почему занесен в
красную книгу?
Работать с
учебником, работать
с текстом, правильно
употреблять новые
понятия, отвечать на
вопросы,
пересказывать
прочитанное.
Описывать природу
вокруг нас.
Упрощённые
вопросы по
теме урока,
работа по
индивидуальн
ым
карточкам
заданиям,
словарная
работа.
Изменения в жизни природы (26ч)
Экскурсия «Красавица
осень».
Календарь природы.
Погода.
1
1
1
Описание природы
вокруг нас.
Работа с учебником:
с.14,16,18.
Выборочное чтение.
Представление о
календаре. Работа с
презентацией
«Календарь природы».
Рассказ о погоде, о
Правила поведения на
экскурсии.
Значение новых
понятий «Календарь»,
«погода»,
«температура
воздуха», их значение.
Признаки наступления
различной погоды по
наблюдению за
Заполнять дневники
наблюдений.
Работать с текстом
учебника, отвечать
на вопросы,
пересказывать
прочитанное, уметь
пользоваться
календарём.
Охарактеризовать
Развитие
описательной
устной речи.
Работа по
индивидуальн
ым
карточкам
заданиям.
Пользоваться
календарём.
Природа
родного
края.
Характерн
ые
признаки
погоды
родного
края в
разное различными
природными
объектами (птицами,
насекомыми,
растениями. Туман,
роса, заход солнца и
т.п.). Правила
безопасности при
пользовании ртутным
термометром.
причинах её изменений.
Рассмотрение основных
погодных
характеристик.
Устройство и правила
пользования
термометром.
Изучение нового
материала. Работа с
учебником: с.20,23, 27,
28. Беседа по теме
урока, загадки,
кроссворды, задания в
конце параграфа.
Рассказ о воде.
Содержащейся в
воздухе.
Определение
облачности
по картинкам. Записи о
погоде этого дня.
Значение новых
понятий «осадки»,
«прогноз погоды».
Значение круговорота
воды в природе.
Определение – что такое
ветер? Причины
возникновения ветра,
основные виды
(слабый, сильный,
шторм, ураган) и их
характеристика.
Влияние погоды на
человека, «внутренний
явления, изменения
погоды. Вести
наблюдения за
погодой, правильно
отмечать изменения
погоды в календаре.
Правильно
пользоваться
термометром.
Определять по
рисункам признаки
погоды.
Перечислить все
месяцы года,
продолжительность
года, месяца и суток.
Определять
температуру воздуха
по термометру.
Определять по
рисункам характер
облачности.
Рассказать, как
образуется туман,
роса, град.
Определять силу и
направление ветра.
Объяснить, как
работает Служба
погоды.
Объяснить, как
работает «внутренний
термометр».
Определять виды почв.
время года.
Вести
наблюдения и
уметь
правильно
делать записи
в календаре
природы.
Описывать
погоду дня.
Пользоваться
термометром.
Индивидуальн
ая работа по
вопросам.
Карточкам
заданиям,
выборочное
чтение.
Развитие
слухового
внимания,
связной речи,
коррекция
зрительного
восприятия.
Ростовская
область
находится
в зоне
ветров.
Правила
безопаснос
ти во время
сильного
ветра,
грозы, в
зимнее
время в
сильные
Экскурсия «Описание
погоды».
Температура воздуха
3
Вода в воздухе. Осадки.
Формы земной
поверхности.
Ветер.
Прогноз погоды.
Погода и мы.
1
1
1
1
1
1 Почвы.
4
Смена дня и ночи.
Суточные часы.
Человек и его здоровье.
Сутки в жизни растений
и животных.
«Режим дня школьника».
Утренняя зарядка.
1
1
1
1
1
1
1
морозы.
Названия
зимующих
птиц в
городе,
правила
подкормки
птиц зимой.
Почвы
родного
края.
Правила
поведения
школьнико
в в
вечернее
время.
термометр человека».
Правила, которые
надо соблюдать, чтобы
избежать излишнее
переохлаждение или
перегрев тела.
Состав почвы, ее
главную часть
(органическая часть
перегной и
неорганическая
минеральные
вещества; главная
часть почвы –
перегной).
Что происходит с
планетой за сутки.
Влияние смены дня и
ночи на горные породы.
Что называют режимом
дня.
Работа с презентацией
«Погода и мы».
Общее представление о
погоде, о причинах
изменении погоды.
Изучить основные
характеристики
погоды и признаки
погоды своей
местности.
Объяснение нового
материала с
использованием
рисунков в учебнике:
с.30,32,34; зад.1011.
Демонстрация таблиц.
Запись в рабочие
тетради. Зарисовки в
рабочих тетрадях.
Работа с моделью
часов.
Беседа о важности
соблюдения режима дня
школьника.
Беседа о значении
двигательной
активности школьника,
Пользоваться часами.
Определять время
суток.
Определять суточные
ветры.
Соблюдать режим дня
школьника.
Рассказать о своем
режиме дня.
Объяснять причины
суточной активности
растений и животных.
Коррекция
внимания,
тренировка
зрительного и
слухового
анализаторо,
развитие
связной речи
при работе с
текстом
учебника, по
упрощённым
заданиям и
индивидуальн
ым
карточкам.
Разнообразие 1
1
1
1
1
правильной осанки для
здоровья.
Ознакомление с
комплексом
упражнений.
Беседа о космических
причинах смены времён
года. Стихи. Загадки.
Кроссворды. Работа с
презентацией «Времена
года». Рассказ об осени
(её характерных чертах
и этапах); демонстрация
картин; выступления
учащихся по тексту
«Осенние
приготовления». Работа
с текстом учебника:
с.44,47,48,50.
Словарная работа.
Работа в малых
группах.
Вводная беседа: о
погоде. Наблюдения:
как похолодания и снег
повлияют на растения и
животных.
Причины смены времён
года. Названия времён
года. Характерные
признаки каждого
времени года. Стихи о
временах года.
Сколько месяцев длятся
сезоны года.
Правила поведения на
природе в разное время
года.
Конкретные названия
живых организмов, их
особенности, как
представителей живой
природы.
Признаки наступления
осени.
Куда осенью исчезают
лягушки, змеи, жабы.
Признаки наступления
зимы.
Особенности выживания
животных и птиц зимой.
Перечислить времена
года. Описывать
времена года.
Назвать дату осеннего
равноденствия.
Устанавливать
простейшие связи
между обитателями
природы и
природными
явлениями.
Объяснять свои
наблюдения,
приспособленность
разных живых
организмов к
различной среде
обитания.
Объяснить, что
помогает перезимовать
животным.
Рассказать почему
зверям и птицам
трудно зимовать.
Не забывать
подкармливать птиц
зимой.
логических
навыков.
Синтез
деятельности
анализаторов
путём
индивидуальн
ых заданий.
Коррекция
аналитико
синтетическо
й
деятельности
на основе
упражнений в
составлении
целого.
Коррекция
зрительного
восприятия,
развитие
оперативной
памяти путём
индивидуальн
ой работы.
Причины
наступлени
я разных
времён
года в
нашей
местности
и их
особенност
и.
Смена времён года.
Осень. Окно в природу
«Осенние
приготовления».
5
Экскурсия «Зимушка –
Зима».
Окно в природу.
«Спасаясь от зимней
стужи» Весна.
Лето.
Человек и его здоровье
«Без болезней круглый
год».
6
Многолетние изменения
в природе.
Многообразие живых
организмов.
1
1
1
1
1
Редкие и
исчезающие
виды
растений и
животных
Ростовской
области.
Признаки наступления
весны, лета. Причины их
наступления.
Поведение животных и
насекомых весной,
летом.
Конкретные названия
живых организмов, их
особенности, как
представителей живой
природы.
Названия основных
групп витаминов и их
значение для организма
человека.
Древних обитателей
нашей планеты.
Различать основные
признаки наступления
весны, лета.
Объяснить почему
летосамое теплое
время года.
Наблюдать, делать
выводы.
Распределять
продукты по
содержанию
витаминов.
Приводить примеры
изменения в природе.
Приводить примеры о
современном
многообразии
животных.
Коррекция
внимания,
тренировка
зрительного и
слухового
анализаторо,
развитие
связной речи
при работе с
текстом
учебника, по
упрощённым
заданиям и
индивидуальн
ым
карточкам.
Рассказ о весне (её
характерных чертах и
этапах); демонстрация
картин; выступления
учащихся (чтение
стихотворений,
отгадывание загадок).
Работа с текстом
учебника: с.52,54,57.
Воображаемое
путешествие в
прочитанное. Рассказ о
том какие заболевания
преобладают в какое
время года и как их
избежать.
Беседа: «Что такое
витамины?».
Работа с
презентациями:
«Многообразие живых
организмов», «Без
болезней круглый год».
7
Российская Федерация –
моя страна.
Наша Родина – Россия (7 ч)
1
Беседа, рассказ, работа
с глобусом, картой.
Работа с текстом
учебника: с.66,68;
зад.18,19.
Выборочное чтение.
Просмотр
видеофильма: «Наша
Расшифровку
названия РФ.
Географическое
положение на карте и
глобусе.
Флаг и герб России.
Показывать
расположение
Российской
Федерации на карте
и глобусе.
Описывать флаг и
герб России.
Находить на
карте и
глобусе
Россию.
Находить
на карте
Ростовскую
область и г.
Новочеркас
ск. Москва – столица
России.
Разнообразие
поверхности.
Полезные ископаемые.
Природа России.
Заповедники и
национальные парки.
Уголки дикой природы.
1
1
1
1
1
1
родина – Россия!».
Рассказ учителя,
знакомство с
географической картой.
Работа с текстом
учебника: с.69,72;
зад.20,21.
Рассказ с элементами
беседы; рассматривание
фотографий, открыток,
картин, рисунков о
Москве; кроссворд
«Путешествие по
Москве».
Просмотр видеофильма:
«Заповедники и
национальные парки
России».
Беседа о проблемах
охраны дикой природы,
значимость охраны
дикой природы. Запись в
тетрадях.
Географическое
положение на карте и
глобусе столицы
России – г. Москвы.
Достопримечательнос
ти Москвы (музей,
театры, площади и
т.д.) и Московского
Кремля.
Простейшие формы
земной поверхности.
Природу России.
Причины смены
природы России с
севера на юг.
Какие природные тела
называют полезными
ископаемыми.
Названия некоторых
заповедников и
национальных парков
России, их назначение.
Показывать
расположение на
карте и глобусе
столицы России – г.
Москвы.
Описывать природу
России.
Объяснить способы
добычи полезных
ископаемых.
Систематизировать
животных по месту их
обитания.
Отличать заповедники
от национальных
парков.
Находить на
карте и
глобусе г.
Москву, г.
Новочеркасск
Описывать
таблицы и
рисунки в
учебнике.
Развитие
связной речи,
развитие и
концентрация
внимания и
памяти.
Знать
название
области и
города, в
котором
мы живём.
Знать свой
домашний
адрес,
адрес
школы.
Заповедник
и и
западники
Ростовской
области.
Увлекательные путешествия в мир природы (21 ч)
Лес, его особенности.
Деревья и кустарники
нашего города.
1
Работа по карте
природных зон.
Работа с текстом
учебника: с.90,92,94.
Рассказ о лесе (как о
сообществе множества
растений к животных.
проживающих на одной
территории), о
Условия необходимые
для произрастания леса.
Виды
леса. Отличительные
признаки дерева от
кустарника. Назначение
разных древесных
пород.
Описывать части
дерева. Отличать
хвойные и
лиственные породы
деревьев.
Отличать
съедобные грибы от
ядовитых.
Коррекция
внимания и
навыков
самоконтроля
. Словарная
работа.
Самые
распростра
нённые
породы
деревьев в
нашем
городе, на
школьном
дворе.
8
9 многообразии растений
леса (деревья
«хозяева» леса), о
структуре леса
(ярусность,
мозаичность).
Экскурсия, групповая
работа по заданиям
учителя.
Рассказ об
особенностях
произрастания грибов.
Беседа о многообразии
грибов; о съедобных и
ядовитых грибах,
правилах их сбора.
Просмотр и обсуждение
видеофильма
«Ядовитые грибы».
Зарисовка в тетрадях
ядовитых грибов.
Беседа, рассказ.
Работа с текстом
учебника: с. 97, 99, 101.
Словарная работа.
Работа с презентацией
«Обитатели леса».
Загадки, кроссворды.
Работа с текстом
учебника: с.102,105;
Особенности
произрастания грибов,
подразделения и
правила их сбора.
Названия конкретных
съедобных и ядовитых
грибов, их
отличительные
признаки.
Последствия отравления
грибами.
Соблюдать правила
поведения на
природе, в лесу.
Называть конкретные
съедобные и ядовитые
грибы, перечислять их
отличительные
признаки. Различать
съедобные грибы от
ядовитых.
Правильно собирать
грибы.
Отличать по
внешним
признакам
грибы.
Работа по
аккуратному
оформлению
индивидуальн
ых заданий,
сдерживание
непроизвольн
ых эмоций.
Самые
распростра
нённые
съедобные
и ядовитые
грибы
Ростовской
области.
Разнообразие
растительного
сообщества леса,
основные
характеристики
деревьев, кустарников
и трав.
Какие животные
обитают в лесу.
Хищников леса.
Какие птицы населяют
лес.
Называть ярусы
(этажи) леса.
Объяснить, как люди
используют лесные
богатства.
Рассказать
особенности охоты на
хищников.
Индивидуальн
ая работа по
карточкам.
Коррекция
внимания,
памяти. Речи,
конкретного
мышления.
Самые
распростра
нённые
деревья и
кустарники
Ростовской
области.
Перечислять птиц,
обитающих в лесу.
Коррекция
внимания и
Экскурсия «Путешествие
в зимний парк»
Грибы
10
Лесной дом и его
обитатели.
Птицы леса. Окно в
природу «Ночная
тишина»
1
1
1
1 Змеи и ящерицы.
Насекомые леса.
11
Человек и его здоровье
«Встречи в лесу»
12
Луг. Луговые травы.
1
1
1
1
зад.31
Работа с презентацией
«Птицы леса».
Беседа о потенциальной
опасности ядовитых
змей.
Работа с текстом
учебника: с.106,108,110;
зад. 33.
Работа с презентацией
«Насекомые леса».
Словарная работа.
Беседа.
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Укусы
насекомых и защита от
них».
Работа с текстом
учебника: с.113,115;
зад.34.
Просмотр и обсуждение
видеофильма
«Обитатели луга»,
зарисовка в тетрадях,
Какие птицы питаются
бабочкой березовой
пяденицы.
Характерные черты
образа жизни сов.
Какое место в природе
занимают змеи и
ящерицы. Как к ним
нужно относиться. Как
отличить гадюку от
других змей.
Какие насекомые
встречаются в лесу.
Какие животные леса
питаются насекомыми.
Правила поведения на
природе. Каких
животных следует
опасаться в лесу.
Меры
предосторожности при
встрече со змеёй. Как
следует вести себя при
укусе змеи.
Меры
предосторожности при
укусе клеща (что такое
клещевой энцефалит)
Что такое луг, в каких
местах он
встречается. Как луг
используется человеком.
Названия луговых трав.
Названия некоторых
Отличить гадюку от
других змей.
Соблюдать правила
поведения на природе,
применять меры
предосторожности при
встрече со змеёй.
Обезопасить себя от
укуса клещей.
навыков
самоконтроля
. Словарная
работа.
Индивидуальн
ая работа по
карточкам.
Коррекция
внимания,
памяти. Речи,
конкретного
мышления.
Меры
предосторожно
сти при укусе
клеща.
Описывать
отличительные
признаки степи и
луга.
Рассказать каких
животных можно
встретить на лугу.
Коррекция
внимания и
навыков
самоконтроля
. Словарная
работа.
Ядовитые
змеи в
Ростовской
области.
Меры
предосторо
жности в
лесостепно
й и степной
зонах
(клещи,
змеи).
Бывают ли
в нашей
местности
случаи
заболевани
я
клещевым
энцефалито
м?
Основные
представит
ели
растительн
ого и
животного
мира Животный мир луга.
Окно в природу.
Насекомые луга.
13
Обитатели почв. Окно в
природу «Крот»
Экскурсия
«Долгожданная весна»
14
Болото.
Растения болот.
Птицы болот.
Окно в природу. Комары.
Вода на Земле.
Животные морей и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
представителей
животного мира луга.
Называть главные
растения луга
(травянистые) и
главных животных
(насекомые зверьки и
некоторые
птицы).
Какую роль играют
почвенные обитатели в
жизни луга.
Перечислить
почвенных животных.
Рассказать о жизни
крота под землёй.
Главную причину
образования болот.
Роль болота в природе и
жизни человека.
Болотные растения.
Разнообразие болотных
птиц.
Как можно защититься
от комаров.
Многообразие водоемов.
Описывать
отличительные
признаки болот от
других водоёмов.
Объяснить, как
образуется торф.
Рассказать о
приспособленности
птиц к жизни на
болоте.
Объяснить роль
комаров в природе.
Устанавливать
отличительные
признаки водоёмов,
давать им названия.
Привести примеры
словарная работа.
Работа с текстом
учебника: с.118,120.
Групповая работа по
заданиям учителя.
Работа с текстом
учебника: с.123,125.
Экскурсия, групповая
работа по заданиям
учителя.
Беседа о причинах
образования болот,
многообразии болот и
их значении.
Работа с текстом
учебника: с.126,128,
130; зад.37.
Работа в тетрадях по
таблицам, словарная
работа.
Работа с презентацией
«Обитатели болот».
Рассказ, беседа «Как
защититься от
комаров».
Просмотр и обсуждение
Развитие
связной речи,
развитие и
концентрация
внимания и
памяти.
Работа по
индивидуальн
ым
карточкам
заданиям,
вопросам.
местных
лугов,
назначение
лугов.
Представит
ели
семейства
кротовых
Ростовской
области.
Водно
болотные
угодья
Ростовской
области.
Охрана
водно
болотных
комплексов,
служащих
местом
обитания
многих
животных.
Водоёмы
Ростовской океанов.
Жизнь на границе двух
сред.
Окно в природу. Зимняя
жизнь бобра.
1
1
1
видеофильма «Вода на
Земле».
Работа с текстом
учебника: с.
134,138,141.
Работа с презентацией
«Зимняя жизнь бобра».
Многообразие животных
населяющих Мировой
океан.
Обитателей пресных
водоемов.
Особенности жизни
бобра.
Рядом с нами (9 ч)
Культурные растения.
Экскурсия «Растения –
спутники человека».
Сад.
15
Цветочнодекоративные
растения.
Окно в природу «Жабы»
16
Огород.
Окно в природу
1
1
1
1
1
1
использования людьми
даров морей и рек.
Описать внешний
облик отдельных
представителей
животного мира
океана. Перечислить
животных и растений,
которые
приспособились к
обитанию в двух
средах.
Отличать культурные
растения от своих
диких сородичей.
Назвать отличия сада
от леса.
Ухаживать за
растениями в саду.
Привести примеры
растений цветение
которых приходится
на разные сезоны года.
Объяснить значение
жаб в хозяйственной
жизни человека.
области.
Представите
ли
животного и
растительно
го мира
местных
водоёмов.
Коррекция
внимания,
развитие
способностей
к
установлению
причинно
следственных
связей,
развитие
вербальной
памяти на
основе
сравнения.
Сопоставлени
я. Словарная
работа.
Коррекция
внимания,
развитие
способностей
Основные
виды
растений.
Выращивае
мых в
садах
нашей
области.
Аллергены,
растущие в
садах
Ростовской
области.
Основные
виды
растений.
Выращивае
Беседа, рассказ. Работа
с таблицами, словарная
работа. Экскурсия,
групповые задания
учителя.
Работа с текстом
учебника:
с.148,150,153,155.
Работа с презентацией
«Цветочно
декоративные
растения».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Жабы».
Что нужно делать чтобы
вырастить хороший
урожай.
Названия основных
видов культурных
растений поля и сада.
Понятия культурное и
дикорастущее растения.
Откуда появились
плодовые деревья.
Какие растения
называют цветочно
декоративными.
Отличия лягушки от
жабы.
Беседа, рассказ. Работа
с таблицами, словарная
работа.
Работа с текстом
Какие культуры
выращивают на огороде.
Ядовитые травяные
растения.
Различать растения.
Растущие в полях и
на огороде. «Сорняки».
Поле.
Природа и наше будущее.
Страницы юного
натуралиста.
17
Час занимательных игр.
Обобщающий урок
«Вспоминаем, отвечаем»
1
1
1
1
1
1
учебника:
с.156,159,160, 163.
Работа с презентацией
«Русское поле».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Красная
книга».
Виды сорняков и
правила борьбы с ними.
Особенности
выращивания растений
на полях.
Названия основных
сорных растений полей и
огородов.
Правила поведения в
природе.
Перечислять их.
Знать некоторые
виды сорняков и
ядовитых растений.
Соблюдать правила
поведения на
природе.
Спасать растения
полей от вредителей.
Коротко о главном (3 ч)
разнообразие живой и
неживой природы.
Ориентироваться по
учебнику.
Употреблять новую
терминологию.
Работа с текстом
учебника: с. 166. 167,
168, 169, 170, 171,172,
173; зад.4450.
Викторины. Загадки.
Ребусы по изученным
темам.
Итоговый урок.
мых в
полях и
огородах
нашей
области.
Амброзия
полынноли
стная.
«Красная
книга
растений
Ростовской
области».
к
установлению
причинно
следственных
связей,
развитие
вербальной
памяти на
основе
сравнения.
Сопоставлени
я. Словарная
работа.
Работа по
индивидуальн
ым
карточкам
заданиям,
вопросам. Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 59 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.:
Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
2. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова, Е.И.
Хлебосолов. – М.: «Владос», 2008
3. Дневник наблюдений по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ О.А.
Хлебосолова. – М.: «Владос», 2004
4. Тетрадь для самостоятельных работ по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида / О.А. Хлебосолова, Ю.А. Кушель. – М.: «Владос», 2004
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование природоведение 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.