Календарные обряды и их поэзия
Оценка 4.6

Календарные обряды и их поэзия

Оценка 4.6
ppt
08.02.2020
Календарные обряды и их поэзия
Kalendarno-obryadovye pesni1.ppt

Календарные обряды и их поэзия

Календарные обряды и их поэзия

Календарные обряды и их поэзия

Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые

Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые

Произведения классического фольклора
принято делить на обрядовые и внеобрядовые.

Обрядовый фольклор составляли: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов

Обрядовый фольклор составляли: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов

Обрядовый фольклор составляли:
словесно-музыкальные,
драматические,
игровые,
хореографические жанры,
которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Календарные обряды и их поэзия

Календарные обряды и их поэзия

Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами

Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами

Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами. Уже в древности славяне отмечали солнцеворот и связанные с ним изменения в природе. Эти наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл.

Зимние праздники . Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю)

Зимние праздники . Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю)

Зимние праздники.
Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю).
Рождество – 25 декабря.
Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
Васильев день – 1 января.
Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
Крещение – 6 января.
Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

Весенне-летние праздники . Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия

Весенне-летние праздники . Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия

Весенне-летние праздники.
Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля.
Егорьев день – 23 апреля.
Зеленые святки (троицко-семицкие обряды)– русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
Иван Купала – 24 июня.
Петров день – 29 июня.

Осенние праздники

Покров – 1 октября

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл

Цикл календарных песен

Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства.
Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.

Песни зимнего календаря коляды подблюдные

Песни зимнего календаря коляды подблюдные

Песни зимнего календаря
коляды
подблюдные
Масленичные
Коляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье».
Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали.
Подблюдные песни
Подблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера».
Масленичные песни
Масленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну.
Блины – символ солнца.
Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.

Песни весеннего календаря Веснянки

Песни весеннего календаря Веснянки

Песни весеннего календаря
Веснянки
Закликание
Вербные

Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.
В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.
Самый многообрядовый среди них – Зеленые святки или русальская неделя.
Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главная героиня исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.

В Семик , празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу

В Семик , празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу

В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван

Иван Купала

Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

После ритуалов в ночь на Ивана

После ритуалов в ночь на Ивана

После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов. Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева , была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:
-зажиночные – в начале уборки урожая;
-жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле);
-дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы.
В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.

КОНЕЦ.

КОНЕЦ.




КОНЕЦ.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020