Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 4
8 кл
10.06.2018
Русская духовная музыка всегда занимала важное место в жизни и сознании русского человека, поэтому в данной статье отмечается важность церковных песнопений: стихир, тропарей. особое внимание остановлено на знаменном пении и крюковых письменах. Даются примеры крюкового письма, обращено внимание на "лестницу Иакова".Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры, т.к. церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства, возвышает наши желания над обыденными. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее.
Калифония как фактор гармонизации личности и общества.docx
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
(слайд 1) Ежегодно 24 мая весь славянский мир торжественно отмечает
религиозный и одновременно государственный праздник – День славянской
письменности и культуры.
(слайд 2) 24 мая – день памяти Кирилла и Мефодия – становится в
России всенародным праздником славянской письменности и культ уры.
(слайд 3) И если о создании славянской письменности мы знаем из
истории равноапостольных Кирилла и Мефодия, то, что мы знаем о культуре
до и после этих исторических событий?
Если обратиться к толковому словарю, то слово культура (от лат. Cultura
– возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) –
понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях
человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения
лингвистики
философии,
(этнолингвистики),
экономики,
педагогики и др, под аббревиатурой др. подразумевается и теология – учение
о боге.
искусствознания,
психологии,
культурологии,
истории,
политологии,
этнологии,
В 988 году Русь вместе с крещением переняла в области церковного
пения:
готовый текстовой материал на все службы годового круга в переводе
на славянский язык;
осмогласные напевы православного Востока в крюковом изложении,
имевшиеся в богослужебных нотных книгах; (слайд 4)
установившиеся на Востоке способы и виды церковного пения,
одиночного и хорового;
строго вокальный характер пения и его чисто мелодическую природу;
взгляды святых отцов на задачи церковного пения.
Таким образом, русская церковь в деле богослужебного пения на
канонические тексты унаследовала те традиции этого искусства, какие были
созданы предшествующим тысячелетием общецерковной жизни и истории.
Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской
культуры, т.к. церковное пение имеет за собой десяти вековую историю.
Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была
настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное
искусство было на Руси народным. Это искусство не только расширяет круг
наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный
и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства,
возвышает наши желания над обыденными. Пением мы выражаем восторг
нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем
благе и надежду на будущее.
В своих дневниках Л.Н. Толстой писал: «Музыка, как и всякое
искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно
больше людей участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее
этого не показывает истинного значения искусства: переносишься в других, хочется чувствовать через других»(1). В.Н. Холопова в своей работе «Музыка
как вид искусства» называет это свойство соборностью. Соборность
музыкального искусства позволяет ему быть средством как индивидуального
самовыражения, так и человеческого общения и людского единения.
Философский смысл русской духовной музыки неотделим от
религиозного, что является выражением сути русского человека. Русская
духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является
образом русской культуры. Она неотделима от православия и является его
духовнохудожественным символом, важным компонентом, выражает его
духовные идеалы, является хранителем и выразителем патриотической идеи,
хранит в себе народные представления об истории России, её национальных
героях.
Русская духовная музыка выполняет идейновоспитательную и
назидательную функцию, направляет человека к молитве, возвышает его
мысли над всем земным, примиряет с самим собою и ближними, подчеркивает
его духовные качества и достоинства, принадлежность к духовному миру.
Самым древним и основным русским церковным распевом является
«знаменный роспев», развитие которого на Руси прослеживается непрерывно с
11 века. Название получил от общего наименования использовавшихся для его
записи знаков «знамен». Это безлинейные певческие знаки в русском
церковном пении. Знаменный распев имеет еще особое название столповое
пение, которое служит общим, родовым названием любого богослужебного
пения православной церкви, так как оно совершается по осмогласным
столпам, указанным в церковном уставе.
Музыка занимает строго подчиненное положение по отношению к тексту
молитвы, в основе которой лежал конкретный принцип: один слог текста на
один звук распева (слайд 5).
Следует обратить внимание на особенности написания нот и текста
(слайд 6,7)
К XVII веку сосуществовало двойное написание нотации. Это видно на
слайде № 7. Поскольку к этому времени русские музыканты в совершенстве
владели пятилинейной записью нот. Но важно помнить, что для того чтобы
соблюсти идеал абсолютного единства сознания и молитвенного внимания
необходим стиль одноголосного (унисонного) пения. Многоголосие же (или
партесное пение), в силу тематического различия партий, заставляет
молящихся петь неравноценный материал (ведущий и аккомпанирующие
голоса) и поразному слышать общую картину звучания молитвы. В России одноголосное пение существует до Никоновской реформы 17
го века и называется знаменным. (Знамена – знаки русской церковной
музыкальной грамоты, обозначающие канонические попевки из нескольких
звуков). Знаменный распев одна из вершин русского религиозного искусства
наряду с архитектурой и иконописью 15го века.
Соборность одноголосного православного христианского пения
способствует приобщению всего прихода к молитвенному деланию. Древний
православный распев объединяет молящихся в стремлении к подлинному
богообщению. Одноголосное пение в ладах – строгое, нацеленное на
углубление молитвенного состояния. Вот что пишет о знаменном распеве Л.
Парийский: «Знаменный распев не только во всем соответствует
предписаниям церковного устава, но во многом объясняет, дополняет и
развивает его…. Знаменный распев никогда не стремится преобладать над
текстом, напротив, он стремится быть фоном, средством к усилению мысли
текста.… Вообще знаменные мелодии по простоте, серьезности, строгости,
правдивости чувства, отсутствию пустого сентиментализма, по соответствию
с церковным уставом, отвечают всем требованиям, предъявляемым
церковному пению» (слайд 8).
ощущений материальности,
Сравнивая древнее одноголосное и современное многоголосное
(партесное) пение, Б. Кутузов замечает: «Если аккорд при партесном пении
дает уже представление объема, пространства, то есть чегото материального
(образ видимого мира), то одноголосие позволяет избежать пространственных
представлений,
что и
способствует большей отрешенности молящегося от окружающего его
физического мира, переключению сознания на мир духовный…знаменный
распев не несет черт индивидуальности, композиторского произвола, а
является поистине неличностным, соборным искусством.» (17). В этом
знаменный распев соответствует иконописному канону, который чужд
объемных изображений.
вещественности,
К XII веку в греческой церкви складывается так называемый
калофонический стиль. Стиль очень сложный, изощренный мелодически, в
котором нарушается древний принцип соответствия одного слога одному
звуку. Однако не следует считать калофонию усложнением стиля ради
новизны, в ущерб молитве. Напротив, калофония – результат многовековой
духовной и художественной работы, которому соответствует такой
психологический литературный аналог как «плетение словес» –
«напряженные попытки выразить изощренными словесными построениями
тайны невидимого горнего мира». (слайд 8)
Калофония (сладкопение) – выход за пределы слов и понятий в
состояние мистического восхищения, созерцательной молитвы. В знаменном
распеве музыкальный материал калофонического типа складывается из
сложных мелодических оборотов – фит.
8я буква греч. алфавита,
применявшаяся как муз. знак в ранневизантийской нотации. Известны 3
способа её начертания: «Действительно, фита появляется в том месте песнопения, где говорится
о высоких богословских понятиях, таких, как тайна Троичности, тайна
Боговоплощения, где «изнемогает» ум не только человеческий, но и
ангельский.(…) Это следствие того, что знаменный распев подчинен тексту,
служит тексту, идет от текста. Распев приближается к псалмодии и даже
речитативу там, где текст повествовательный или исторически описательный,
но в местах высокого богословия появляются фитные построения, которые в
контексте распева, пожалуй, можно рассматривать как приглашение и даже
понуждение на молитву высшего порядка, молитву созерцательную» (21).
Знаменная мелодия содержит в себе всю полноту истинного богословия в
звуках. К ней вполне применимо все, что нам известно о богопознании и его
средствах.
Древнее унисонное пение, даже если оно исполняется в храме не всеми
молящимися, собирает, объединяет верующих вокруг молитвенной работы.
Церковное пение будучи богословием в звуках предполагает зависимость
текста от церковного вероучения, данного в Откровении и раскрытого
церковными учителями на основе личного опыта богообщения, а, значит, и
зависимость мелодии от текста. Святоотеческая традиция характеризует
пение как смиренное и тихое моление со страхом и трепетом.
Среди духовных песнопений, нравственнорелигиозного и поучительного
характера выделяются, вопервых, произведения, раскрывающие идею
нравственного духовного подвига, вовторых, произведения на тексты
Священного Писания, в которых изложены основы христианского вероучения.
(слайд 9) С введением в XVII веке пятилинейной нотации у музыкальных
терминов церковных песнопений знаменного распева появился свой метаязык,
который более точно отражал такие параметры звучания,
как
звуковысотность, ритм, размер, тесситура. Следует отметить, сто многие
великие композиторы обращались и обращаются в своем искусстве к
православному церковному пению. Нотацию композиторы используют
пятилинейную, но принцип изложения музыкального материала значительно
приближен к знаменному распеву Обе нотации нашли отражение в певческой
книге под названием «Двоезнаменник».
Перефразируя Л. Успенского, хочется сказать, что одним из величайших
открытий XXI века и в художественном, и в духовном плане будет русский
знаменный распев. В забвении знаменного распева проявился духовный
упадок нашего народа. Но духовное пробуждение толкает к его возвращению,
к пониманию его языка и смысла. Начинается медленное проникновение в
духовный смысл древнерусского богослужебного певческого искусства. И
знаменное пение уже не только открывается как прошлое, но оживает как
настоящее (слайд 10).
Произведения русской духовной музыки способствуют формированию
культуры совести, утверждению мотивации развития души, становлению
морали и обретению смысла жизни.
В современном мире, когда объединяющие свойства музыки активно
необходимым представляется
способствуют массовой деградации, возрождение древних катарсических идей гармонизации личности и общества.
И в православных приходах возрастает потребность в причастности к
традиционному стилю богослужения и соборной молитве. Это дает нам право
с надеждой смотреть в будущее (cлайд 11)
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Калифония как фактор гармонизации личности и общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.