Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
р. п. Чунский Чунского района Иркутской области
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
вид работы: индивидуальный проект
направление: информационное
Автор: Найденова Светлана,
5 Б класс
Руководитель: Найдёнова Татьяна
р.п. Чунский, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………....3
1. Карманные деньги в жизни подростка ………………………………….........4
1.1. Карманные деньги………………………………………………...4-5
2. Практическая часть……………………………………………………….........6
2.1. Социологический опрос подростков…………………………….....6
Заключение……………………………………………………………………..….7
Библиография……………………………………………………………………...8
Приложение……………………………………………………………………9-10
Аннотация
Тема денег была и остаётся актуальной всегда и для всех. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Мы слышим разговоры о деньгах дома, в средствах массовой информации, на улице, в школе. С раннего детства дети понимают, что деньги помогают получить желаемое, и начинают стремиться к накоплению денег и самостоятельному их использованию. Перед родителями школьников встает вопрос: давать ли ребенку деньги и если давать, то в каком количестве?
Цель: выяснить, какую роль играют карманные деньги в жизни подростка.
Задачи:
1. собрать информацию по теме проекта;
2. дать определение карманным деньгам;
3. провести опрос;
4. проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Объект: карманные деньги.
Предмет: влияние карманных денег на жизнь подростков.
Методы работы: информационный, аналитический.
Проблемный вопрос: для чего нужны карманные деньги и нужны ли они вообще?
Теоретическая значимость проекта: моя работа имеет теоретическую значимость, потому что материалы проекта можно использовать в школьном курсе «Финансовая грамотность».
Проектный продукт: презентация Power Point, текстовый материал.
1. Карманные деньги в жизни подростка
1.1. Карманные деньги
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах
Деньги — это огромное достижение человечества. Одни люди говорят, что деньги — это зло, а другие — счастье. Тем не менее, деньги — это реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно в нашей повседневной жизни.
Знания о деньгах и правилах обращения с ними называют финансовой грамотностью. Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировке. Лучшим тренажером финансовой самостоятельности школьников являются карманные деньги.
Карманные деньги — это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды.
Главная их цель — научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Поэтому слишком строгий контроль со стороны родителей уничтожит смысл обладания карманными деньгами.
Педагог – психолог, координатор психологическойслужбы школы «Личность» г. Новороссийска Олеся Викторовна Брезгалова в своейстатье «Подросток и деньги» выделяет несколько важных моментов:
· карманные деньги выдаются в установленных размерах в оговоренные сроки;
· карманные деньги не полежат отчетности;
· карманные деньги не могут быть изъяты в наказание и не могут бытьвосполнены в случае утери или нерационального использования.
Давать или не давать карманные деньги?
Невозможноприобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить,сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманныеденьги).
С какого возраста давать детям деньги?
Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.
Размер карманных денег, выдаваемых подросткам в России (Социальная статистика в России (август-сентябрь 2015 год)):
· Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги;
· Средним (15-16 лет) – около 100-150 рублей в неделю, чтобы удовлетворить свои желания и потребности;
· Старшим (17-19 лет), родители выделяют из семейного бюджета свыше 200-500 рублей в неделю.
Преимущества:
· развивают самостоятельность;
· способствуют проявлению уверенности;
· исключают внутрисемейные конфликты на этой почве и знакомят с взрослой жизнью.
Недостатки:
· вырабатывают привыкание к деньгам;
· позволяют покупать ненужные и опасные товары;
· повышают шансы стать жертвой мошенников.
Карманные деньги — этоне награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому.
В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенок чувствует себя полноценной личностью, учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал, рассчитывать свой бюджет, предвидеть последствия своих поступков.
Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для детей, они формируют у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость.
2. Практическая часть
2.1. Социологический опрос подростков
Методика:
· Изучили правила составления анкет ипроведения анкетирования
· Составилитекст анкет (Приложения)
Материал: анкета
Оборудование:канцелярские товары, калькулятор.
Участники опроса:
· учащиеся МБОУСОШ №29 в возрасте от 16 до
17 лет – 17 человек;
Результатыисследования
1)Наличие денег на карманные расходы:
Деньги на карманные расходы получают 15 человек, 2 человека не получают карманных денег.
2)Распределение карманных денег, получаемых подростками, по сумме (в неделю).
Из 15 человек – 7 человек получают до 100 рублей в неделю, 4 человека от 100 до 300 рублей, 4 человека – более 300 рублей в неделю.
3)Использование карманных денег
· 8 человек(29%) – копят на дорогую вещь;
· 5 человек(18%) – на сладости;
· 4 человека(14%) – на свое хобби;
· 4 человека(14%) – на книги, игры;
· 3 человека(11%) – на вредную еду.
Следует отметить, что расхождение по количеству ответов и анкетируемых связано с тем, что ученики могли давать несколько вариантов ответов на поставленный вопрос.
4)Необходимость введения закона о конкретной сумме выделяемых на карманные расходы средств.
На вопрос, нужен ли закон о конкретной сумме выделяемых школьнику денег, 10 человек (59%) из 17 ответили утвердительно, «нет» ответили 5 человек (29%), «не знаю» - 2 человека (12%).
5)Взаимосвязь выдачи карманных денег с плохой успеваемостью в школе.
9 человек (53%) лишают карманных денег за плохую успеваемость в школе, 3 человека (18%) не лишают, иногда лишают 4 человек (14%), не ответил 1 человек.
6)Желание подростков самостоятельно зарабатывать деньги.
15 учеников (88%) из 17 хотели бы сами зарабатывать деньги, «нет, не знаю» - 2 человека (12%)
Заключение
Работая по теме проекта, я пришла к выводу, что карманные деньги играют большую роль в жизни подростка. Они учат ребенка ответственности за свои личные деньги и финансы, что весьма необходимо в нашем современном мире.
Проанализировав анкеты подростков, я сделала следующие выводы:
· ученики расходуют карманные деньги рационально. Большинство учеников копят деньги на дорогую вещь, что формирует у школьников определенные навыки пользования деньгами (сохранение и накопление денежных средств);
· желающих потратить деньги на сладости примерно столько же что и тратящих карманные деньги на книги и развивающие игры или покупающих подарки родственникам;
· данные показатели говорят о том, что подростки способны тратить деньги не только на личные пищевые пристрастия, но и думают о близких и родственниках и о собственном личностном развитии;
· вопрос о лишении карманных денег за плохую успеваемость в школе считается наиболее сложным. Большинство подростков ответили, что их наказывают за плохую учебу лишением карманных денег;
· тут хотелось бы отметить, что если родитель выдает ребенку деньги на карманные расходы, то он должен всецело осознавать, что это личные деньги ребенка и отбирать родители их не вправе;
· даже в качестве наказания за плохую успеваемость не стоит использовать этот метод. Ребенку необходимо четко осознавать, что учиться он должен не за деньги, а потому что его прямая обязанность на данном этапе жизни.
Кроме того, я нашла ответ на проблемный вопрос –для чего нужны карманные деньги и нужны ли они вообще: карманные деньги – это прежде всего первая попытка родителей научить ребенка финансовой грамотности.Невозможноприобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить,сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманныеденьги).
Библиография
· https://multiurok.ru/files/proekt-podrostok-i-karmannye-dengi.html
· https://infourok.ru/proekt-karmannie-dengi-i-podrostki-1054607.html
· https://ppt-online.org/430291
· https://moluch.ru/young/archive/13/1037/
· https://multiurok.ru/files/nauchno-issledovatelskii-proekt-po-ekonomike-rol-k.html
· https://pikabu.ru/story/karmannyie_raskhodyi_detyam__kogda_i_skolko_5504251
Приложение
Результаты опроса:
1)Получаете ли вы деньги на карманные расходы?
2)Сколько вы получаете карманных денег?
3)На что вы обычно тратите эти деньги?
4)Необходим ли закон о конкретной сумме выделяемых карманных денег?
5)Лишают ли вас карманных денег из-за плохой успеваемости в школе?
6)Хотите ли вы сами зарабатывать деньги?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.