«Карта наблюдений учителя»
Диагностика формирования УУД
Диагностика формирования УУД у учащихся 1, 2 классов
Пояснительная
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, одним из компонентов основной образовательной программы начального общего образования школы является программа формирования универсальных учебных действий. Психолого-педагогическое сопровождение формирования УУД является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Таким образом, в школе, особенно в школе с большим количеством классов-комплектов, возникает потребность в инструменте для диагностики. В качестве диагностического инструментария, мной представлена «Карта наблюдения учителя», при помощи которой можно будет отслеживать динамику развития и формирования у ребенка УУД на протяжении учебного года. В моей школе, на параллели первых, а затем и вторых классов обучается по 6 классов-комплектов. Конечно же непосредственными участниками-наблюдателями являются учителя и воспитатели ГПД, непосредственно работающие с классом. Таким образом, мы имеем возможность проанализировать, как развивается каждый ребенок в классе, а также пронаблюдать индекс интенсивности проявления качества в классе, и как в сравнении с этим индексом происходит развитие каждого учащегося. Все УУД оценивались исходя из следующих критериев проявления:
Цель: мониторинг формирования универсальных учебных действий.
Задачи:
· разработать программу мониторинга УУД на уровне начальной школы;
· отбор диагностического инструментария для мониторинга УУД в 1 классе;
· проведение диагностических процедур;
· обработка и анализ полученных данных уровня развития УУД;
· внесение коррективов и создание индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году;
· разработка групповых таблиц, шаблонов документов мониторинга УУД.
Критерии проявления качества:
5 — однозначно да
4 —скорее да, чем нет
3 — не систематически, навык только формируется
2 — очень редко
1 — можно сказать, что нет, либо навык проявляется при непосредственном участии и контроле взрослого человека(учителя, воспитателя ГПД).
В исследовании принимали участие _____ респондентов.
1 А класс |
___ респондентов |
1 Б класс |
___ респондентов |
1 В класс |
___ респондентов |
Информация лучше воспринимается, если ее можно сразу проанализировать, таким образом результаты исследования представляются в табличной форме, в процентном соотношении, по классам.
Время проведения исследования: октябрь – апрель учебного года.
Для того, чтобы процесс обработки данных был несложным и недолгим (у учителей итак достаточно много бумаг и документов находится в работе), использую программу Excel.
Работает группа специалистов: учитель, воспитатель ГПД, педагог-психолог, по вышеперечисленным критериям.
|
|
Личностные УУД |
|
|
|
|
|
|||
|
1___ класс |
Способен ли ученик понимать и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа, семья |
Испытывает ли ученик уважение к своей семье и к своим родственникам, любовь к родителям |
Способен ли ученик оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||
N= |
25 |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
динамика |
|
Ф. И. |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
||||||||||
9 |
||||||||||
10 |
||||||||||
11 |
||||||||||
12 |
||||||||||
13 |
||||||||||
14 |
||||||||||
15 |
||||||||||
16 |
||||||||||
17 |
||||||||||
18 |
||||||||||
19 |
||||||||||
20 |
||||||||||
21 |
||||||||||
22 |
||||||||||
23 |
||||||||||
24 |
||||||||||
25 |
|
|
|
Регулятивные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Способен ли ученик под руководством учителя организовать свое рабочее место, и соблюдать там порядок |
Способен ли ученик определять цель выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя |
Способен ли ученик определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя |
Умеет ли ученик использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т. д. |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Ф.И. |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
динамика |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Познавательные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Способен ли ученик ориентироваться в учебнике. |
Способен ли ученик отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию для ответа в учебнике |
Способен ли ученик подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. |
Способен ли ученик определять тему в прочитанном или прослушанном тексте. |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Ф.И. |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
динамика |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Способен ли ученик участвовать в диалоге на уроке |
Способен ли ученик отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. |
Способен ли ученик соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
Способен ли ученик слушать и понимать речь других участников образовательного процесса |
Способен ли ученик на работу в паре с одноклассником. |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Ф.И. |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
вход |
выход |
динамика |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
____ А класс |
Карта наблюдения учителя (итоговая таблица) |
||||||||||||
|
|
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
||||||||
№ |
Ф.И. |
вход |
выход |
динамика |
вход |
выход |
динамика |
вход |
выход |
динамика |
вход |
выход |
динамика |
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
7 |
|||||||||||||
8 |
|||||||||||||
9 |
|||||||||||||
10 |
|||||||||||||
11 |
|||||||||||||
12 |
|||||||||||||
13 |
|||||||||||||
14 |
|||||||||||||
15 |
|||||||||||||
16 |
|||||||||||||
17 |
|||||||||||||
18 |
|||||||||||||
19 |
|||||||||||||
20 |
|||||||||||||
Индекс интенсивности проявления качества по классу |
ПРИМЕР для написания справки по результатам
Анализ полученных результатов
Личностные УУД
|
Индекс интенсивности проявления качества по классу |
ниже общего индекса |
равно общему индексу |
выше общего индекса |
Вход |
3,7 |
24% |
24% |
52% |
Выход |
4,5 |
56% |
0 |
44% |
Динамика |
0,7 |
32% |
16% |
52% |
В ___ А классе индекс интенсивности сформированности на начало года = 3,7, таким образом 24 % учащихся класса имеют уровень проявления ниже общего индекса, 52 % учащихся имеют уровень проявления выше общего индекса. И т.д.
Регулятивные УУД
|
Индекс интенсивности проявления качества по классу |
ниже общего индекса |
равно общему индексу |
выше общего индекса |
Вход |
3,5 |
48% |
12% |
40% |
Выход |
4,3 |
32% |
20% |
48% |
Динамика |
0,8 |
24% |
20% |
56% |
Познавательные УУД
|
Индекс интенсивности проявления качества по классу |
ниже общего индекса |
равно общему индексу |
выше общего индекса |
Вход |
3,4 |
52% |
0 |
48% |
Выход |
4,2 |
52% |
0 |
48% |
Динамика |
0,8 |
36% |
0 |
64% |
Коммуникативные УУД
|
Индекс интенсивности проявления качества по классу |
ниже общего индекса |
равно общему индексу |
выше общего индекса |
Вход |
3,0 |
44% |
0 |
56% |
Выход |
4,5 |
48% |
0 |
52% |
Динамика |
1,5 |
48% |
0 |
52% |
Список использованной литературы и др. источников:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, №5.
3. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, №3.
4. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009.
5. Болсуновская Н.А. Новые образовательные стандарты и как их достигать. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=225053&tmpl=com
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.