ФИО ребенка. ___________________________________________________________
Дата рождения. ____. ___________. ______г.
Возраст на момент обследования. _________________.
Оценка общего психического развития
1) цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый):
сличает, выбирает по названию , самостоятельное называет (подчеркнуть)
2) различение форм (шарик .кубик, кирпичик, крыша):
сличает, выбирает по названию , самостоятельное называет (подчеркнуть)
3) предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда – все 12 картинок):
называет \ показывает по слову знакомые предметы в количестве _____, использует \ понимает обобщающие слова ____________________ (вписать)
4) мышление и способы деятельности:
- выбор по образцу - парные картинки (из 6 пар) – самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть),
- разрезные картинки из 2 частей – самостоятельно выполнил, с помощью, не выполнил (подчеркнуть),
- пирамидка из 4 колец - самостоятельно собрал, с помощью, не выполнил (подчеркнуть),
- матрешка (двусоставная) - самостоятельно собрал, с помощью, не выполнил (подчеркнуть),
- вкладыши (7 чашек) - самостоятельно собрал, с помощью, не выполнил (подчеркнуть),
5) зрительно – эмоциональная память (1 игрушка и 3 одинаковых домика, 10 секунд закрыть) – правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть),
6) произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке – цветок и мишка. Ребенка просят закрыть только цветы или только мишек)
самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть)
Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Оценка игровой деятельности.
- действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),
- игровые действия – манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра или отсутствуют (подчеркнуть).
Вывод о развитии игровой деятельности: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Оценка двигательной сферы:
- общая моторика (задание собрать двумя руками кубики) – собирает двумя руками, собирает преимущественно одной ______рукой, не выполнил задание,
- движения пальцев рук.(повторить штрихи и круги) – повторил самостоятельно, рисовал с помощью , рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).
Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Эмоционально – волевая и коммуникативная сфера:
- контактность (быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест) – подчеркнуть,
- фон настроения (нормальный, несколько повышен \ снижен, контрастирующий) – подчеркнуть,
- реакции на поощрение и наказание (адекватная, неадекватная, с повышением \ понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности) – подчеркнуть.
Вывод о развитии эмоционально – волевой и коммуникативной сферы: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Оценка речевой сферы:
- Пассивный словарь : соответствует \ не соответствует возрасту (подчеркнуть)
- Логопедический диагноз ______________
Особенности нервной системы:
- Функциональная асимметрия (подчеркнуть)
· предпочитаемая рука правая, левая, нет предпочтения,
· нога правая, левая, нет предпочтения,
· ухо правое, левое, нет предпочтения,
· глаз правый, левый, нет предпочтения
- Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):
· возбудимость,
· медлительность,
· застреваемость
· другое (вписать)
Психолого – педагогические показатели развития ребенка соответствует возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выражено не соответствуют возрасту (подчеркнуть).
Результаты диагностики (сентябрь): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты диагностики (декабрь):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты диагностики (май):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание (написать особенности поведения в ходе исследования)
Пример из практики автора (данные ребенка изменены).
Гена О., 5 лет 5месяцев. Поступил в группу для детей со сложными нарушениями, проживает в семье.
Соматический и социальный статус: ДЦП, врожденное поражение зрительных нервов, косоглазие, снижение слуха на правое ухо, эпилепсия; самостоятельно передвигается только ползком, с трудом сгибая правую ногу и перебирая руками, вертикальную позу не держит; сам себя не обслуживает, культурно – гигиенические навыки не сформированы; стоит вопрос дифференциации степени (умеренная или тяжелая) умственной отсталости.
Результаты диагностики (сентябрь):
- мышление ригидно, тенденции развития зафиксирована в практической сфере,
- сенсорный опыт беден: зрительные представления не сформированы в силу дефекта зрительного анализатора; слуховое восприятие относительно сохранно, но не развито, положительная тенденция имеется; тактильно – двигательное восприятие не развито, ощупывающие движения отсутствуют (часть предметов облизывает), при прикосновении отдергивает руку, положительная тенденция имеется; вкусовая чувствительность относительно сохранна (различает сладкое (улыбается) и горькое(морщится)), положительная тенденция имеется.
- представления об окружающем не сформированы в силу основного нарушения,
- Пространственные ориентировки не сформированы: на себе не ориентируется, в знакомом помещении (группа) двигается в направлении двери (со слов матери, дома редко передвигается только в пределах ковра по середине комнаты; преимущественно лежит там, где оставили) .
- речь отсутствует, вокализаций нет.
- игровой деятельности нет, манипуляции с предметами отсутствуют (игрушку зажимает в кулак и держит, не выпуская).
-потребности в общении нет.
Заключение: выраженное несоответствие психолого – педагогических параметров развития; резко ограниченные возможности к развитию.
Решено проводить комплексное медико – психолого – педагогическое сопровождение по предложенному плану и разделам по 1 году обучения с акцентом на расширение двигательного опыта ребенка и потребность в общении.
С матерью проведен цикл консультаций по вопросам развития, обогащения развивающей среды дома и необходимости медикаментозного подкрепления коррекционно – развивающей работы после консультаций с врачами (психиатр, эпилептолог, психоневролог).
Результаты диагностики (май):
- мышление относительно активизировано: предложенные игрушки ощупывает, кидает на пол те, которые не интересны; остальными манипулирует (кубиками стучит, погремушкой звенит). В свободном ползании движется к ярким предметам , старается их захватить. Меняет характер движений в зависимости от ситуации: при музыке улыбается, производит размахивающие движения руками, выпрямляет туловище, стучит ногой, издает звуки; на занятиях сидит в кресле спокойно, прислушивается к голосу взрослого , улыбается; при включении в игровую ситуацию других детей («дедушка» в семье, «больной» у врача) улыбается, вокализирует. Реагирует изменением направления движения и вокализациями на простые и знакомые инструкции взрослого: «Идем гулять» (ползет к двери,вкрикивает от удовольствия, улыбается), «Идем мыть руки» (ползет к двери умывальной комнаты, улыбается), «Где окно» (ползет к окну), «Пришла мама» (взвигивает, быстро ползет к двери). «Будем кушать» (ползет к креслу, улыбается).
- сенсорный опыт расширен:
зрительные представления не сформированы в силу дефекта зрительного анализатора, однако различает крупные яркие предметы (например, мяч, грузовик), тянет руку, передвигается в их сторону; длительно смотрит в сторону окна, если светит солнце;
слуховые представления расширены: различает бытовые и музыкальные звуки (начинает раскачиваться под музыку, на звон колокольчика улыбается, на шелест бумаги замирает, на звон ключей, поворачивается в сторону двери), различает знакомых и незнакомых взрослыхи детей по голосу (на знакомых улыбается, на незнакомых замирает);
тактильно – двигательное восприятие расширено: появились ощупывающие движения при встрече с любым предметом (если узнает предмет (кубик, мяч,машина, кукла, чашка, ложка), то начинает улыбаться), при прикосновении старается задержать руку взрослого или ребенка, переминает руку другого человека в своей руке, улыбается; при прикосновении к любой части тела сначала замирает , а затем улыбается и старается пошевелить ;
вкусовая чувствительность расширена: различает сладкое (улыбается), горькое (морщится), соленое (причмокивает), теплое (улыбается), холодное (морщится).
-двигательное развитие расширено: относительно свободно передвигается в любую сторону: ползет на свое имя, ползет за яркой игрушкой, мячом в зоне видимости, старается сгибать обе ноги при ползании, появился целенаправленный захват; при оставлении в сухом бассейне старается выбраться, ползет на голоса других детей. При нахождении в вертикализаторе начал отталкиваться руками от опоры. Предпочитает в течении дня двигаться, а не лежать на ковре или сидеть в кресле.
- речевое развитие: появились активные вокализации разного характера в зависимости от ситуации: выражает радость (И-И), нетерпение (ФР –ФР), реакция на имя (кратко У), на музыку (разнообразные звукокомплексы), на маму (ИА - ИА)
- Пространственные ориентировки расширены: в знакомом помещении (группа) двигается в направлении двери , окна, умывальной комнаты ; со слов мамы –дома знает все части квартиры и двигается по желанию.
- появились активные вокализации разной модуляции в зависимости от ситуации,.
- появились манипуляции с предметами (наблюдаются неспецифические),
- потребность в общении активизирована (со слов матери, дома «приходит» на кухню, двигается за старшим братом по квартире, требует от него общения – хватает за брюки, снимает тапки, любит «играть» в «догонялки»с мамой) .
Заключение: выраженное несоответствие психолого – педагогических параметров с положительной динамикой развития в пределах, ограниченных интеллектуальными возможностями (умеренная умственная отсталость)и другими нарушениями развития.
Принято решение на 2 год обучения создать индивидуальную программу медико – психолого – педагогического сопровождения в соответствии с возможностями и актуальными направлениями развития ребенка.
Психолого – педагогические показатели развития ребенка соответствует возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выражено не соответствуют возрасту (подчеркнуть).
2 – с помощью или признаки несоответствия,
1- не выполнил и выраженное несоответствие.
Для оценки параметров нервной системы:
3 – возбудимость, гиперактивность, расторможенность поведения,
2 – баланс тормозимости и возбудимости, упорядоченное поведение,
1 – чрезмерная медлительность.
Пример из практики автора №1.
Оля Г., 4 года 1 месяц. Мама обратилась в феврале 2005 года за помощью к учителю – дефектологу группы со сложными нарушениями в развитии из общеобразовательной группы детского сада в связи с нарушением социальных контактов и трудностями адаптации дочки. Воспитатели отмечали у девочки негативизм, агрессивность по отношению к детям и взрослым, отсутствие речевых контактов, склонность к уединению при сформированных культурно – гигиенических навыках .и навыках самообслуживания.
В анамнезе девочки ПЭП без лечения, ЗРР без лечения, нарушений слуха, зрения, ОДА не зафиксировано,ЧМТ и нейроинфекций не было. Наследственность не отягощена. Единственный ребенок в семье.
Объективно (осмотр в присутствии мамы): девочка в контакт не вступает, отворачивается, при прикосновениях кричит. На слова мамы не реагирует, свободно передвигается по кабинету, трогает игрушки. Выбрала коробку с мелкими игрушками, села за стол, начала выкладывать ,молча.На свое имя не реагирует. Предложенную пирамидку бросила. Однако разрезные картинки из 4 частей собрала верно. Правильно сгруппировала домашних и диких животных (во время выкладывания мелких игрушек дефектолог предложила 2 тарелки и попросила положить на одну домашних, на другую – диких животных. Девочка выполнила , молча ,не смотря на дефектолога). Провела линии по листу бумаги по образцу и нарисовала замкнутую линию.
Вывод: интеллект относительно сохранен, аутистическая симптоматика.
Рекомендовано обратиться в Институт мозга (Институт нейротерапии) для консультации и оформлять направление в группу детей со сложными нарушениями в развитии. После консультации психоневролога и заключения медицинского психолога и логопеда назначен курс транскраниальных микрополяризаций головного мозга ( 5 сеансов через неделю) в сочетании с песочной терапией, интенсивной коррекционно – развивающей работой и медикаментозным сопровождением.
Изменение цикла лечения хорошо проследилось в 3 курсе ТКМП – в марте 2006 года (девочка уже посещала группу со сложными нарушениями в развитии с сентября 2005 года).На момент начала 3 курса ТКМП девочка имела речевые контакты по желанию редко и по инициативе взрослого .Отвечала на вопросы, выполняла задания. Сверстников игнорировала. Однако в сюжетно – ролевых играх надевала атрибуты, но в совместные действия не включалась. После первого и второго сеанса резко увеличилась познавательная активность, стала проситься на занятия ,с интересом рассматривала новое, замечала малейшие изменения в обстановке. Голос стал чистый, без гнусавости. Начала проявлять интерес к сверстникам, практически исчезла агрессивность. Заучивала стихи, пела песни , но не вместе со всеми, а одна и целиком. После 3 сеанса резко изменилось поведение: стала вновь агрессивна, стала искать уединение, не слушать взрослых, закрывать уши на звуки музыки. На занятия не шла ,интерес не проявляла, повторяла только хорошо известные упражнения, от нового отказывалась. Появилась гнусовость голоса, речевые контакты практически исчезли. Дефектолог срочно связалась с мамой и попросила выяснить у врачей, не было ли изменений в схеме лечения и попросила рассказать им об изменении поведения девочки. Выяснилось, что было проведено плановое смещение ТКМП с височной области левого полушария на верхнелобную часть. Лечащий врач связался с дефектологом и выразил удивление по поводу резкого отката познавательной и речевой деятельности На 4 сеансе экспозиция ТКМП была восстановлена.Поведение девочки, ее познавательная и речевая активность резко улучшились.
К сведению. Девочка поступила с диагнозом: умственная отсталость неизвестной этиологии. Через год – аутизм, ЗПР. Еще через 2 года - на домашнем обучении по программе общеобразовательной школы.
Пример из практики автора №2.
Галя М. ,2 год 7 месяцев. Мама обратилась за помощью к учителю- дефектологу группы со сложными нарушениями в развитии по рекомендации знакомых по поводу отставания девочки в речевом и психическом развитии.
Из анамнеза: ПЭП без лечения до 1,5 лет, раннее психо –моторное развитие с задержкой (самостоятельная ходьба с 1года 6 месяцев), далее регулярное лечение у невропатолога (церебролизин, кортексин). Со слов мамы, ощутимого эффекта лечение не принесло.
Объективно (осмотр ребенка в присутствии мамы): в контакт не вступает, сидит и смотрит в глаза. Резко хватает и бросает предложенные игрушки, вскакивает и бежит к двери. На слова мамы и дефектолога не реагирует. В совместные действия не включается.По подражанию действия не повторяет. Неспецифические манипуляции с предметами. Культурно – гигиенические навыки сформированы. Речи нет.
Вывод: понимание обращенной речи резко ограниченно, выраженная интеллектуальная недостаточность, синдром дефицита внимания и с гиперактивностью.
Рекомендована консультация психоневролога (психиатра) и оформление в группу детей со сложными нарушениями в развитии.
За первый год посещения группы девочка получила 2 курса кортексина, в промежутках – сонопакс. Кортексин способствовал незначительному упорядочиванию двигательной активности и незначительной активизации познавательной активности с пролонгацией действия примерно на 1 месяц. Затем приобретенные знания и умения быстро угасали. Сонопакс приводит девочку в полусонное состояние с исчезновением гиперактивности, но с невозможностью расширять представления об окружающем, т.к.познавательная активность была блокирована. Маме уже после первого курса лечения было рекомендовано обратиться к специалистам Института мозга для консультации. Назначен Акатинол Мемантин. После первого приема этого препарата резко повысилась познавательная активность, появились вокализации, расширилось понимание речи. После второго курса появился лепет и отдельные слова («ма», «сюп», «еще»), поведение упорядочилось, появилась целенаправленная деятельность и интерес, стала выполнять простые инструкции. Позднее лечение аминокислотами было расширено после консультации в НИИ Бехтерева. На возраст 7 лет девочка относительно социально адаптирована, знает правила поведения на улице, в детском саду и дома, помогает по хозяйству, выполняет все доступные трудовые поручения.
Оценка развития ребенка раннего возраста (май)
Имя |
Общее заключение |
Оценка психического развития (уровни) |
Оценка игровой деятельности (уровни) |
Оценка двигательной сферы (уровни) |
Оценка эмоционально – волевой и коммуникативной сферы (уровни) |
Оценка речевой сферы |
Оценка нервной системы |
|||||||||||||||||||||||
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
словарь |
Лог.диагноз |
Функциональная асимметрия |
Профиль ФА |
Скоростные характеристики |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
рука |
нога |
глаз |
ухо |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты диагностики.
№ |
Ф.И. ребенка |
средний балл |
заключение |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
Оценка развития ребенка раннего возраста (пример заполнения)
Имя |
Общее заключение |
Оценка психического развития (уровни) |
Оценка игровой деятельности (уровни) |
Оценка двигательной сферы (уровни) |
Оценка эмоционально – волевой и коммуникативной сферы (уровни) |
Оценка речевой сферы |
Оценка нервной системы |
|||||||||||||||||||||||
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
№ пробы |
вывод |
словарь |
Лог.диагноз |
Функциональная асимметрия |
Профиль ФА |
Скоростные характеристики |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
рука |
нога |
глаз |
ухо |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||
Егор Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
ЗРР |
П |
П |
П |
П |
3 |
3 |
АндрейК. |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
ЗРР |
А |
П |
П |
П |
1 |
1 |
Результаты диагностики.
№ |
Ф.И. ребенка |
средний балл |
заключение |
1. |
|
1,3 |
Выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности. |
2. |
|
2,4 |
Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвития первично.
|
Для оценки профиля функциональной асимметрии:
3 – выраженный (все признаки правые или левые),
2- смешанный (сочетание правых и левых признаков),
1- невыраженный (симметричный – отсутствие ведущего канала восприятия в каком –либо параметре оценивания )
Анализ заполненной таблицы позволяет сделать выводы об особенностях детей в группе и сделать предварительное заключение о характере нарушенного развития – выраженное несоответствие возрастным нормативам или незначительное отклонение.
Таким образом, предложенная Карта дает полное представление об особенностях развития ребенка раннего возраста и позволяет сформулировать заключение о степени выраженности нарушений в развитии, поэтому может испольоваться как для скрининга, так и для динамичного наблюдения за результатами коррекционно – развивающей работы в группах раннего возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.