Картинки с описанием артикуляционной гимнастики на разные группы звуков
Оценка 4.7

Картинки с описанием артикуляционной гимнастики на разные группы звуков

Оценка 4.7
doc
02.11.2022
Картинки с описанием артикуляционной гимнастики на разные группы звуков
Картинки с описанием артикуляционной гимнастики на разные группы звуков.doc

 

 

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики

на разные группы звуков

 

 

 

 

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Рекомендации: Упражнения из одного комплекса могут повторяться в другом комплексе. Так же статичные упражнения могут проводиться с другими похожими упражнениями (Пример: «Парус» - «Горка», «Заборчик» - «Трубочка»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 

ЗАБОРЧИК

ТРУБОЧКА

 

 

 

 

ЗАБОРЧИК -

 

 

 

ТРУБОЧКА

 

ЛОПАТОЧКА

ИГОЛОЧКА

 

 

 

 

 

ЛОПАТОЧКА -

 

 

 

 

ИГОЛОЧКА

ЧАСИКИ

КАЧЕЛИ

ПОЧИСТИ ЗУБКИ

ЧАШЕЧКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

КИСКА СЕРДИТСЯ

ИНДЮК

ЛОШАДКА

МАЛЯР

ГРИБОК

 

 

 

 

ГАРМОШКА

ДЯТЕЛ

 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации свистящих звуков

 

ЗАБОРЧИК

БЛИНЧИК

 

 

 

 

 

ОСТУДИМ -

 

 

 

 

 

 

БЛИНЧИК

ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

ГОРКА

ИГОЛОЧКА

ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ

ФУТБОЛ

ЗМЕЙКА

 

 

 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации шипящих звуков

ТРУБОЧКА

ФУТБОЛ

ГРИБОК

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ЧАШЕЧКА

ЛОШАДКА

ПАРУС

ЛОПАТОЧКА

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

 

 

 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации сонорных звуков

 

 

 

 

 

ЗАБОРЧИК -

 

 

 

ТРУБОЧКА

 

 

 

ГАРМОШКА

КАЧЕЛИ

ИНДЮК

ЛОШАДКА

МАЛЯР

БАРАБАН

КОМАР

 

 

 

КОНФЕТА

 

 

 

 

Описание артикуляционной гимнастики для постановки определённых групп звуков.

 

«Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)

Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.

 

«Трубочка» (развитие мышц губ при произнесении звука)

Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

 

«Заборчик – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

 

«Лопаточка»

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.

 

«Иголочка»

Описание:  Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

 

«Лопатка – Иголочка»

Описание:  Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» - «Иголочка» - «Лопаточка» - «Иголочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.

 

«Часики»

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 

«Качели» (отработка умения быстро менять положение языка необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

 

«Почисти зубки»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

 

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

 

«Вкусное варенье»

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

«Киска сердится» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

 

«Индюк»

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. 

 

«Лошадка»

Описание: Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.

 

 «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание:  Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз.

 

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

 

«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

«Дятел»

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.

 

«Блинчик» (развитие мышц языка)

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

 

 

«Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

 

«Почистим нижние зубки»

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

 

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.

 

 «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

 

«Подуй на снежинку» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Улыбнутся. Рот приоткрыть. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Дуть на бумажную снежинку (или кусочек ваты), произнося звук Ф.

 

«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

 

«Змейка»

Описание: Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

 

«Парус» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх)

Описание: Открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы. Держать в таком положении 5 – 10 секунд.

 

«Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

 

«Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

 

«Конфета»

Описание: Губы сомкнуты. Напряженным языком упираться то в одну щёку, то в другую.

 

 

 

 

 

Список литературы

 


 

1.     Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб, 2001. – 64с.

2.     Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

3.     Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120 с.

4.     Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука. – М., 2004.

5.     Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

6.     Светлова И. Домашний логопед. – М., 2004.

7.     Комарова Л.А. Альбом дошкольника.  

 

 

 



Картинки для проведения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата

ЗАБОРЧИК ТРУБОЧКА

ЗАБОРЧИК ТРУБОЧКА

ИНДЮК ЛОШАДКА МАЛЯР

ИНДЮК ЛОШАДКА МАЛЯР

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации свистящих звуков

ИГОЛОЧКА ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ

ИГОЛОЧКА ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ

ПАРУС ЛОПАТОЧКА

ПАРУС ЛОПАТОЧКА

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации сонорных звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для автоматизации сонорных звуков

Описание артикуляционной гимнастики для постановки определённых групп звуков

Описание артикуляционной гимнастики для постановки определённых групп звуков

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри)

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри)

Список литературы 1

Список литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022