Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку. Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
КАРТОЧКА №1 по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
_______________________
1. Допиши слог так, чтобы получилось слово.
ре_____
но_____
реч_____
ша____
лу____
лу____
гор____
но____
ко____
ре___
боч_____
коч____
май____
ме_____
ко_____
Как называются все эти слова? _____________________________________
2. Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их для переноса.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________
КАРТОЧКА №2 по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
1. Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова,
разделяя их для переноса.
Облака, кора, отмель ____________________________
Сало, ступа, вата ______________________________
Купи, перо, снежок ______________________________
Пальма, орлы, ерши _____________________________
Много, чучело, носок ___________________________
Муза, поезда, удача ____________________________
2. Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени, сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла._____________________________
КАРТОЧКА №3* по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
1. Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое
слово. Раздели составленные слова на слоги (можно дугой или
«палочкой»)
Пример: каша, река, тарелка – карета.
колос, рота, ваза – ___________________________
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________________________
2. Запиши слова названия предметов с делением для переноса.
_______________________________________________________________
________________________________
КАРТОЧКА №4 по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
1. Раздели слова, где можно, на слоги. Слова, которые не делятся на
слоги – подчеркни.
окно борт крупа крот забота прыгуны галстук спорт выставка
ураган сосны лисица лист волк савок ствол клубника школа хор
туманы
2. Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки.
На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.КАРТОЧКА №5* по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
____________________________________
1. Составь и запиши предложения. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые
переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки,
платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №6* по теме «Деление слов на слоги. Перенос слов»
____________________________
1. Составь и запиши текст. Подчеркни слова, которые нельзя делить для
переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и
питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие
лампы вот что придумал человек
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подчеркни слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Илья, Жанна.
КАРТОЧКА №7
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Рот __________, ____________ ______________ ,
слон __________, ____________ ______________ .
КАРТОЧКА №8
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для
переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
КАРТОЧКА №9
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №10
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №11
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь раздели для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №12
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №13
По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели
для переноса.
Солёная вода для засолки овощей ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок _______________ .
Шестой день недели __________________________ .
Обучение животных послушанию ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой
__________________________________ .
Асфальтированная дорога ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду ________________ .КАРТОЧКА №14
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.