Картотека дидактических игр для детей с ДЦП
Оценка 4.9

Картотека дидактических игр для детей с ДЦП

Оценка 4.9
docx
09.03.2022
Картотека дидактических игр для детей с ДЦП
дидактические игры ДЦП.docx

Картотека игр для детей с ДЦП на развитие общения

1 год обучения

«Пожалей котёнка»

Дидактическая задача: способствовать развитию коммуникативного развития, учить детей передаче эмоций. Игровая задача: пожалеть котенка

Игровой материал: игрушка котёнка

Игровое действие: появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

 

«Ищу друга»

Дидактическая задача: обучать детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Игровая задача: найти зверюшкам друзей

Игровое действие: детям раздают по одной игрушке (набор, состоящий из 2 -3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т. д.). Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).

 

2 год обучения

«Ласковое имя»

Дидактическая задача: формировать умение взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки.

Игровая задача: назвать ласково имя ребенка

Игровые правила: стоять в кругу и выходить в центр по очереди

Игровое действие: Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

 

«Колючий зверь»

Дидактическая задача: обучать детей навыкам сотрудничества, создавать позитивное настроение у детей.

Игровая задача: пожалеть зверя, наградить его хорошими друзьями.

Игровое действие: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит

хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.

 

3 год обучения

«Ласковый ребенок»

Дидактическая задача: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Игровая задача: повторить действия за взрослым

Игровые действия: Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей, и игра повторяется.

 

«Давай дружить»

Дидактическая задача: развивать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты; формировать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

Игровая задача: поговорить на едине

Игровое действие: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

1 год обучения

«Кто в домике живет?»

Дидактическая задача: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Игровая задача: ответить на вопрос посмотрев на картинку

Игровое действие: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку).

Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

 

«Помоги собрать вещи»

Дидактическая задача: различение звуков [з] – [ж]

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать:

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

 

2 год обучения

«Гимнастика для язычка».

Дидактическая задача: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.

Игровая задача: выполнить движение
Ход игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

И т. Д

 

 

 

 

 

 

«Речецветик»

Дидактическая задача: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.

Ход игры: три варианта, см. ниже

I Вариант «День рождения»

В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].

II Вариант «В гостях»

В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.

III Вариант «Цепочка слов»

В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.

 

3 год обучения

 

«Составь слово по первым звукам»

Дидактическая задача: учить определять пeрвый звук в словах; учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово

Ход игры: На синих и красных карточках приклеены различные картинки. Слова, которые нaчинаются с гласного звука – на красных квадратиках, слова, которые начинаются с сoгласного звука – на синих квадратиках. Ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов заданное слово.

Например, нужно составить слово рука. Ребёнок подбирает картинку, назвaние которой начинается со звукa [р], например, роза. Какой следующий звук в слове рука? Звук [у], ребёнок подбирает слово с этого звука, например утка, следующий звук в слове рука [к], ребёнок подбирает картинку с изображением предмета, название которого начинается со звука [к], например корова. Какой последний звук в слове рука? Звук [а], ребёнок подбирает, например, картинку с изображением аиста.

Затем все отобранные картинки ребёнок выкладывает в ряд и говорит:

У розы мы взяли первый звук [р], у утки мы взяли первый звук [у], у коровы мы взяли первый звук [к], у аиста мы взяли первый звук [а] и получилось слово рука.

 

«Замени первый звук»

Дидактическая задача: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л ’].

Ход игры:

Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры:

Логопед: Мёд.

Дети: Лёд.

Логопед: Рейка.

Дети: Лейка.

Логопед: Пень.

Дети: Лень.

Логопед: Вес.

Дети: Лес.

 

 

 

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи

1 год обучения

«Подбери признак»

Дидактическая задача: обучение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

 

«Назови ласково»

Дидактическая задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Игровая задача: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Ход игры:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

 

2 год обучения

 

«Так или не так»

Дидактическая задача: закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций, умения правильно соотнести предлог со схемой.

Игровая задача: составить предложение и соотнесение картинки

Материал: карточки с сюжетными картинками, схемы предлогов.

Ход игры: ребенку предлагается составить предложение с предлогом, соотнести картинку со схемой.

 

«Верно - неверно»

Дидактическая задача: закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций, умения правильно соотнести предлог со схемой.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход игры: показывая ребенку картинку, проговаривают предложение с неверным

предлогом. Ребенок должен исправить ошибку.

 

 

 

 

3 год обучения

 

«Где начало рассказа?»

Дидактическая задача: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 

«Посчитай

Дидактическая задача: упражнения в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.


 

Картотека игр для детей с ДЦП на развитие общения 1 год обучения «Пожалей котёнка»

Картотека игр для детей с ДЦП на развитие общения 1 год обучения «Пожалей котёнка»

Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся

Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи 1 год обучения «Кто в домике живет?»

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи 1 год обучения «Кто в домике живет?»

Речецветик» Дидактическая задача: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости),…

Речецветик» Дидактическая задача: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости),…

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи 1 год обучения «Подбери признак»

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи 1 год обучения «Подбери признак»

Где начало рассказа?» Дидактическая задача: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок

Где начало рассказа?» Дидактическая задача: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022