Картотека игр для детей с нарушением зрения
Восприятие
«Волшебный цветок»
Цель: развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету
Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)
«Рисунок из геометрических фигур»
Цель: закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»
«Разложи по полочкам»
Цель: закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.
Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»
«Наложенные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Внимание
«Успей дотронуться».
Цель: развивать переключение внимания, речь.
Ход игры: предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».
« Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Ход игры: Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
«Что слышно?»
Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.
Ход игры: 1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
«Найди такой же».
Цель: развитие произвольного внимания
Ход игры: предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
«Что изменилось?».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Память
«Повторяй за мной!»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: Для этой игры тебе понадобятся кубики или конструктор. Из набора 2–3 кубиков (кубики разные, наборы у вас одинаковые). Составить какую-нибудь комбинацию. Задача ребенка – как можно быстрее и правильнее воспроизвести увиденное из своих кубиков.
«Волшебный мешочек»
Цель: тактильная память.
Ход игры: Для этой игры понадобятся полотняный мешочек и несколько разных на ощупь мелких предметов (кубик, игрушка, ключ, яйцо от «киндера», моток ниток и т. д.). Все это малыш должен сам сложить в мешочек (в более старшем возрасте мешочек ему нужно давать уже наполненным), а потом, засунув руку внутрь, не глядя определить, что за вещь у него в руках.
«Что изменилось?»
Цель: обучение ребенка навыкам запоминания образа, ситуации.
Дидактический материал: Одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая картинка с изображением той же ванной комнаты, но предметы на данной картинке переставлены и находятся в другом порядке.
Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть первую картинку и запомнить места расположения предметов. Затем предлагается другая картинка. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.
«Узор из пуговиц»
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: пуговицы, счетные палочки.
Ход игры: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.
Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.
Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.
Мышление
«Найди ошибку»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша...
Ро-ро-ро — у нас новое вед...
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре — стоит дом на го...
Ри-ри-ри — на ветках снеги...
Ар-ар-ар — кипит наш само....
Ры-ры-ры — детей много у го..
«Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
«Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец - ... (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ...(желтые).
Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).
Воображение
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
«Оживление предметов»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?
«Нарисуй настроение»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.