Картотека психологических этюдов для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Тема |
Название игры |
Цель |
Ход игры |
Наш любимый детский сад, он всегда нам очень рад |
“Солнышко”
|
Развивать чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; способствовать профилактике эмоционального и мышечного напряжения. |
Педагог организует детей в кружок и просит их повторять за ним движения: - Утром солнышко встаёт выше, выше, выше, (дети медленно поднимаются) - К вечеру оно садится ниже, ниже, ниже. (медленно садимся) -Хорошо, хорошо солнышко смеётся, (улыбаемся друг другу) -А под солнышком нам всем весело живётся! (хлопаем в ладоши).
Игровое действие: - |
На детской площадке у нашего дома |
“Спящий кот” |
Развивать игровые навыки, произвольное поведение. |
Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается. Воспитатель говорит слова: На ковре котята спят. Мур - мур. Просыпаться не хотят. Мур – мур. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур.Потянулись и проснулись.
Игровое действие: - |
Вот он домик расписной, под зеленою сосной, мы живем там всей семьей |
“Бабушкины руки” |
Развивать чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. |
Педагог читает стихотворение, дети вместе с ним сопровождают его жестами и движениями. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (хлопаю в ладоши) А у бабушки ладони Все в морщинках собраны, (показывают руки ладонями вверх.) А у бабушки ладони Добрые-предобрые. (поглаживают ладони друг о друга.) Всё работали ладони Долгими годами. (постукивают кулачками о ладони.) Пахнут добрын ладони Щами с пирогами. (подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.) По кудрям тебя погладят Добрые ладони, (имитируют поглаживание.) И с любой печалью сладят Тёплые ладони. (складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.) Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши.)
Игровое действие: - |
Неделя здоровья “Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно” |
“Муравьиная зарядка” |
Формировать эмоциональный контакт и доверие детей к взрослому, развивать согласованность эмоционально-выразительных движений. |
Педагог организует детей в кружок и просит их повторять за ним движения: Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках), Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо (опускают руки вниз) Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки) Новый начался денек! Вместе весело живем – Хорошо быть муравьем! (шагают на месте).
Игровое действие: - |
Осень в гости пришла, желтый цвет принесла |
“Прогулка в лес” |
Развивать согласованность эмоционально-выразительных движений. |
Педагог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения взрослого: “Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем ягоды, идем тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, прыгаем по кочкам в болоте, тянемся вверх за орехами”.
Игровое действие: - |
“Собираем грибы” |
Развитие умений согласовывать свои действия с действиями взрослого. |
Педагог читает стихотворение и показывает детям изображения грибов, дети вместе с ним сопровождают его жестами и движениями. Мы по лесу шли-шли-шли, подосиновик нашли, Положили в кузовок и дальше пошли. Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли (лисички, грузди ...)
Игровое действие: иллюстрации с грибами. |
|
“Дождик - солнышко” |
Способствовать формированию эмоционального контакта и доверия детей к взрослому. |
Педагог проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют: Светит солнышко в окошко, Прямо в нашу комнату. Мы захлопали в ладошки (хлопают в ладоши) Очень рады солнышку! Хлоп-хлоп, топ -топ. (топают ножками) Но вдруг дождик набежал (приседают на корточки и стучат пальчиком об пол) Кап -кап, кап-кап.
Игровое действие: - |
|
“Маленькие птички”
|
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, развивать слуховое восприятие. |
Педагог проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют: Маленькие птички, птички – невелички, По лесу летают - песни распевают, (крылья, летают) Буйный ветер налетел - птичек унести хотел, (руки вверх) Птички спрятались в дупло – там не видит их никто (ручками закрыться).
Игровое действие: - |
|
Мир интересного вокруг нас |
“Игрушка-сюрприз”
|
Способствовать осознанию и выражению основных эмоций (удивление, испуг). |
Многие видели игрушки-сюрпризы, которые очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун, или берешь в руки мороженое, а откусить не получается. Попробуйте вместе с детьми изобразить лицо человека, увидевшего такую игрушку. Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.
Игровое действие: - |
Мне хорошо в кругу друзей |
“Веселые ребята” |
Развивать правильное понимание и использования детьми эмоционально-выразительных движений. |
Педагог организует детей в хоровод и проговаривает слова, дети сопровождают их соответствующими движениями: Ходим, ходим хороводом, Перед всем честным народом! Сели! Встали! Себя показали! Попрыгали, потопали, в ладоши похлопали!
Игровое действие: - |
Мой любимый город |
“Заколдованный ребенок” |
Формировать невербальные навыки общения, развивать умение соотносить свои игровые действия с действиями других участников. |
Педагог рассказывает детям о том, что детей заколдовали. Они не могут говорить. На вопросы отвечают жестами. Указательным пальцем они показывают на различные предметы и указывают направления: улица, дерево, дом (в группе - стол, окно, стул, пол, цветы).
Игровое действие: - |
День матери “Я маме своей весь мир подарю: все горы, моря, океаны. Я ее очень сильно люблю, ведь нет никого лучше нее.” |
“Лисенок боится” |
Способствовать осознанию и выражению основных эмоций (страха) |
Педагог рассказывает детям следующую историю: “Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут” - и просит показать, как малыш пытается дойти до мамы лисицы.
Игровое действие: Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большой выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капель воды. |
Зимушка -зима в гости к нам пришла
День здоровья |
“Как стрекоза зиму встречала” |
Способствовать осознанию и выражению основных эмоций (печали) |
Педагог просит детей помочь и показать с помощью мимики, что чувствует стрекоза в следующей истории: “Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода: Холодно, холодно, Ой-ей-ей-ей! Голодно, голодно, Жутко зимой! Мне некуда деться, Сугробов не счесть. Пустите погреться И дайте поесть.”
Игровое действие: Приподняты и сдвинуты брови; стучать зубами. |
“Снег идет” |
Развивать умение соотносить собственные действия с действиями участников игры. |
Педагог проговаривает слова, совместно с воспитанниками сопровождая их соответствующими действиями: “Белый снег пушистый в воздухе кружится, И на землю тихо, падает, ложится”.
Игровое действие: дети кружатся вокруг себя и тихо садятся на ковер. |
|
“Снежки” |
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, развивать воображение детей. |
Педагог предлагает детям поиграть в воображаемые снежки: наклониться, взять снег, слепить снежок, кинуть его в соседа, который должен уклониться.
Игровое действие: - |
|
“Прогулка по зимнему лесу” |
Формировать эмоциональный контакт и чувство доверия ребенка к взрослому. |
Педагог предлагает детям отправиться в воображаемый зимний лес. Он становится первым, в дети - за ним. Взрослый показывает разные движения, а дети повторяют, высоко поднимая ноги, как будто перешагивают через сугробы, ловят снежинки руками, как - будто надевают лыжи и едут на них и т.д. В заключение можно “отряхнуть снег” друг с друга.
Игровое действие: - |
|
Пришла коляда, отворяй ворота |
“Кто у нас хороший, кто у нас пригожий” |
Формировать эмоциональный контакт и доверие детей к взрослому, повышение самооценки. |
Педагог просит ребенка погладить самого себя под стихотворение: “Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий”.
Можно поочередно погладить ручки, ножки, животик, головку ( “Ах, какие у (...) ручки замечательные!” ).
Игровое действие: поглаживания. |
Книжка открывается, сказка начинается |
“Колобок”
|
Способствовать пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. |
Детям предлагается изобразить толстощекого Колобка (надуть щеки); показать руками, как катится Колобок; изобразить грустного, веселого Колобка.
Игровое действие: - |
Проект “Вороватый воробей объедает голубей”/ Проект “Скачет весело синица и мороза не боится” |
“Птенец” |
Формировать положительные черты характера, уменьшать чувство тревожности, беспокойства. |
Педагог предлагает детям представить, что у них на ладонях сидит маленький птенчик. Он летел к своей маме и попал в снежную бурю, чтобы помочь ему добраться домой, птенца нужно: - погреть в ладонях; - подуть на него; -положить на колени и улыбнуться; -помочь взлететь, подкинув вверх.
Игровое действие: - |
Олимпийская неделя “Спорт и физкультура всех вперед ведут. В трудную минуту нас не подведут.” |
“Тише” |
Развивать воображение, формировать игровые навыки взаимодействия детей друг с другом. |
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: “Тише!” Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина “Спящий котёнок”.
Игровое действие: выразительные движения - шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови “идут вверх”. -аудиозапись Б.Берлина “Спящий котенок”. |
Мир технических чудес - техника в детском саду и дома. |
“Действия с воображаемыми предметами” |
Развивать выразительность движений, воображение; формировать умение соотносить свои игровые действия с действиями других участников. |
Педагог просит детей представить, что они чистят ковер пылесосом, взбивают яичные белки для торта миксером, ходят по комнате в наушниках и слушают приятную музыку.
Игровое действие: - |
Наша армия сильна, защищает мир она /Аты - баты, шли солдаты |
“Разведчики” |
Развивать воображение, выразительность движений, пантомиму. |
В группе расставлены стулья. Один ребенок - “Разведчик” обходит стулья с любой стороны. “Командир” должен провести отряд (остальных детей) тем же путем.
Игровое действие: - |
Много традиций есть на Руси, ими культура славится |
“Веснянка” |
Способствовать развитию умений соотносить собственные действия с действиями участников игры. |
Педагог организует детей в кружок и просит их повторять за ним движения: (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Солнышко, солнышко (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Золотое донышко! (2 раза прыжки на двух ногах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! (Бег на месте) Побежал в саду ручей, (Взмахи руками, как крыльями) Прилетело сто грачей, (медленно приседаем) И сугробы тают, тают, (Ладошки разводим в стороны в форме цветка) И цветочки вырастают.
Игровое действие: - |
Ранняя весна |
“Медведь в берлоге” |
Формировать умение выражать эмоциональное и психофизическое состояние. |
Педагог рассказывает детям историю: “Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу”. Затем просит показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Игровое действие: - |
Вот какая мама, золотая прямо |
“Маме улыбаемся” |
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, формировать положительные черты характера. |
Ведущий поёт песенку “Маме улыбаемся” В.Агафонникова: “Ой, лады, лады, лады, (1-я строчка - хлопают в ладоши) Не боимся мы воды, (2-я строчка - разводят руки в стороны ладонями вверх.) Чисто умываемся - вот так! (3-я строчка - гладят по кругу свои щеки) Маме улыбаемся - вот так!” (4-я строчка - опускают руки и улыбаются.)
Игровое действие: дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает педагог. |
Уроки тетушки Совы - все о вежливости и весне |
“Шалтай - болтай” |
Развивать умение выражать психофизическое и эмоциональное состояние. |
Педагог читает стихотворение и показывает детям соответствующие движения: поворачивает туловище вправо и влево, руки свободно болтаются — как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз. Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.
Игровое действие: - |
Мир вокруг нас (я в мире человека) |
“С платком” |
Развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой; профилактика психоэмоционального напряжения. |
Педагог просит детей представить, что они попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Для того, чтобы узнать, кто будет актером, а кто - зрителем, проводится набольшая артистическая разминка. Детям предлагается попробовать с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.
Игровое действие: платок. |
Весна продолжается |
“Росточек” |
Способствовать снятию мышечных зажимов, тревожности, сплочение детского коллектива. |
Педагог просит детей присесть на корточки и представить себя семенами, которые посадили в землю. - “Пошел дождик и полил семечки. Появились маленькие росточки, которые начали тянуться к солнышку” (дети встают). - “У росточков выросли длинные стебельки” (дети поднимают руки вверх). - “Дождика давно не было. И росточки начали погибать от жары. Они склонились к самой земле” (дети ложатся или садятся и обхватывают себя руками). - “Но тут пошел дождик, и росточки ожили, выпрямились, и стали сильными-сильными” (дети встают и раскидывают руки в стороны, показывая, какие они сильные).
Игровое действие: - |
Расписной сундучок с красками и карандашами |
“Звезды” |
Способствовать снятию мышечных зажимов |
Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Педагог произносит текст: “Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки”.
Игровое действие: - |
Мы - веселые артисты |
“Надувала кошка
мяч” |
Профилактика эмоционального и мышечного напряжения |
Дети находятся в расслабленной
позе, они изображают сдувшиеся шарики. Педагог произносит текст:
Игровое действие: - |
В гости к солнышку |
“Солнышко” |
Развивать умение выражать психофизическое и эмоциональное состояние. |
Педагог предлагает детям порадоваться яркому солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко: “Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, тёплый день! Согрей нас ласковыми лучами!”
Игровое действие: - |
Спешат по дорогам веселые шины/ Правила дорожные соблюдать положено |
“Образные перевоплощения - светофор” |
Развивать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру |
Педагог показывает детям светофор и просит мимикой и жестами изобразить отношение светофора к дисциплинированным и недисциплинированным пешеходам. Что мог бы сказать красный, желтый и зеленый свет светофора этим пешеходам?
Игровое действие: макет светофора. |
Говорят мне папа с мамой, что я много говорю, но а я ведь не болтаю, а вопросы задаю / Хочу все знать |
“Я не знаю” |
Развивать умение выражать свое эмоциональное и психофизическое состояние |
Мальчика - “незнайку” о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками: “Не знаю”, “Не имею понятия”, “Ничего не видел”.
Игровое действие: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи. |
Книжка открывается, сказка начинается |
“Изобрази героя” |
Развивать воображение, способствовать пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. |
Педагог предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать: Лиса, лисонька-лиса, Шубка очень хороша! Рыжий хвост, хитры глаза, - Люблю курочек – да-да! Петя, Петя-петушок! Золоченый гребешок! Как увидишь ты зарю, Закричишь: “Ку-ка-ре-ку!” Вышли зайки погулять, Стали прыгать и играть. Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят. Что он любит, Скажет: “Меду бы поесть!”
Игровое действие: дети изображают разных персонажей. |
Пузыри пускает рыбка под водою без конца, как ей это удается, нет ведь мыла, нет кольца |
“Ветер”
|
Способствовать формированию эмоционального контакта и доверия детей к взрослому. |
Педагог предлагает детям прислушаться к музыке. Дети, слышите, что это? (Звучит музыка ветра). Ветер приближается к нам все ближе, давайте возьмемся за руки, чтобы мы не потерялись. Ветер подхватил нас и понес в воздухе (дети бегут по кругу). Ветер стихает и опускает нас на землю (дети садятся на ковер и закрывают глаза).
Игровое действие: - |
По веселым по дорожкам побежим навстречу лету |
“Шарик” |
Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, ритмом и текстом стихотворения. |
Педагог читает стихотворение и показывает детям соответствующие движения: На веревочке у Вари Красный шарик с петушком. Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком, Ноподнялся ветер вдруг, Шарик выхватил из рук.
Игровое действие: дети показывают, как надувают воздушный шарик. - надув, изображают, как шарик летит по воздуху. |
“Солнечный зайчик” |
Профилактика напряжения мышц лица, развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, ритмом и текстом стихотворения. |
Педагог говорит: “Хотите поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит вас, подружитесь с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу”. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.