Картотека игр и бесед для детей дошкольников «Доброта, что Солнце»
Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные
качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему
свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются
вместе с ним.
Игра
"Шляпа волшебника"
Для игры необходимы разноцветные карточки и
шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг
себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей.
Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок
моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите,
потому что он - невидимка. Но вот беда, этот волшебник ужасный растеряша. Вот и
теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с
вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее
владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно
заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он
заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную
силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в
чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые
слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою
карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель
напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными
карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику.
Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на
подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
Игра
«Лети, лети, лепесток»
Ведущий берет небольшую бумажную ромашку и объясняет
условия игры:
- Тот, кто отрывает лепесток от ромашки,
произносит слова известной сказки:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – моему вели!
Он бросает лепесток около того, кому хочет
пожелать что-то доброе. (Можно попросить исполнить и какое-то желание, которое
обрадует других).
Игра
"Царевна – несмеяна"
Взрослый рассказывает сказку про
Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет
царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к
Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил
будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку
царевны. Дети меняются ролями.
Игра
"Добрые волшебники"
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает
очередную сказку: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать
любого ребенка, обозвать его нехорошими словами. Расколдовать таких несчастных
детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте
посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». (Все дети заколдованы, а
один волшебник должен расколдовать их).
Игра
"Горячий стул"
В середине круга ставится стул. Ведущий
приглашает на стул добровольца, который должен изобразить человека,
нуждающегося в поддержке окружающих. Затем предлагает участникам занятия
сказать ему комплимент, похвалить, поддержать.
Игра
"Обзывалка"
Воспитатель собирает детей вокруг себя и
говорит: «Пусть один из нас будет Обзывалкой. Его задача придумать и сказать
как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным
ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и
говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывалки
лучше всего назначить наиболее проблемных и агрессивных детей.
Игра
"Карусели"
Большая группа участников делится на две
подгруппы. Дети образуют круг в круге лицом друг к другу. Один круг стоит на
месте, другой двигается по часовой стрелке. Нужно улыбнуться каждому, сказать
комплимент или что-то приятное.
Игра
"Если б я был королем"
Дети сидят в кругу, а воспитатель рассказывает:
«Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы
подарила своему соседу, если бы мы были королями. Начинать нужно со слов: «Если
бы я был королем, я подарил бы тебе ... ». Придумайте такие подарки, которые
могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа. Да, кстати, не забудьте
поблагодарить короля за подарки, ведь только после этого вы сможете стать
королем и подарить своему соседу ваш собственный подарок».
Игра
"Пожелания"
«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили
среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом.
Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте
поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы - очень
могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком?
Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас».
Игра
"Комплимент"
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в
глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.
Например, у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть, или ты
умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и
говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплимент своему соседу.
Упражнение проводится по кругу.
Перед началом упражнения ведущий может
предложить детям посмотреться в Волшебное Зеркальце и подумать, с каким
выражением лица нужно говорить комплименты другому человеку, чтобы ему было
приятно.
Игра
"Волшебные бусинки"
Дети сидят в кругу. У каждого - набор
пластилина; «Сегодня мы с вами будем делать бусы друг для друга. Сначала каждый
из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы
нанижем ваши бусинки на нить каждого. У каждого из вас будет ожерелье,
состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в
ожерельях всех ваших друзей. Но наши ожерелья не простые, а ВОЛIlIебные.
Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и
ваше пожелание может исполниться». Когда все дети сделали нужное количество
бусинок, воспитатель вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу и,
нанизывая очередную бусинку на нитку с иголкой, говорит свое пожелание. После
того как все ожерелья готовы, воспитатель помогает детям надеть их.
Игра
"Открытки в подарок"
Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами
будем рисовать открьпки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему
партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет
готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания
вашему другу, а потом подарите ему открытку».
Игра
"Торопись обрадовать"
Участники игры передают по кругу какой-то
предмет (это может быть сердечко, мягкая игрушка), пока ведущий не скажет
«Замри». Передача предмета останавливается. Тот, у кого он в этот момент
окажется, должен порадовать своего соседа, сидящего рядом. Это можно сделать,
сказав последнему, что больше всего в нем ценно, что нравится в его характере
или как-то еще.
Детям надо дать поиграть и понаблюдать, как и
чем они радуют своих товарищей, что знают о них хорошего, что умеют увидеть в
них положительного. Ведущий заканчивает игру, радуя тех, о ком не было сказано
детьми.
Игра
"Если бы я был таким как ты"
«В каждом человеке есть много прекрасных черт, -
обращается воспитатель к детям. - Давайте подумаем, какими достоинствами
обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи.
Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы
быть таким же ... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».
Игра
"Праздник вежливости"
«Сегодня в нашей группе - говорит воспитатель, -
объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не
забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить
свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете
подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты ... ». Вот
увидите, благодарить других за что-нибудь, - это очень приятно. Постарайтесь
никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень
внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
Игра
"Нить по кругу"
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок
ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка
сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим.
Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям,
спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему,
дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что
они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра
"Наш сад"
Группа делится на две подгруппы, и воспитатель
объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не
поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный
сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат
о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли,
потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая садовниками, которых
вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и
обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно
оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».
Игра
"Я – хваста"
Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы
проведем с вами конкурс хвастунов.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается.
Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь
самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас,
подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки
совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот,
кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют
преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно
неважна объективность оценки реальные эти достоинства или придуманные. Неважен
также и масштаб этих достоинств это могут быть и громкий голос, и аккуратная
прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти
особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и
похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае
необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более
значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом
(бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).
Игра
"Волшебники"
В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог
заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети
не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли
только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть
ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно
берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и
расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием
вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками,
они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя
его ласковыми именами.
Игра
"Спящая красавица"
«Когда-то очень-очень давно злой-презлой
волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он
усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары
волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и
придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех
пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.
Игра
"Волшебные очки"
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть
волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке,
даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки ...
Ой, какие вы все красивые, веселые,, умные!» Подходя к каждому ребенку,
взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то
новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из
вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше
хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по
очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В
случае, если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо
достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности
желательно расширять круг хороших качеств
Беседа Зачем говорят «здравствуй»
В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям. Педагог начинает беседу с вопросов:
- Что вы говорите, приходя утром в детский сад?
- Кому вы говорите «здравствуйте»?
- Что вы говорите вечером, когда уходите домой?
- Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают? – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.
Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое. Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив. - Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»? - Но ведь мы же друзья, – удивился Пух. - А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания». Завершая беседу, педагог уточняет: - Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику. Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
Беседа Праздник вежливости
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
- Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».
Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение. Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес. - Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо». Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
- Чему Петя научился?
- Чему Петя должен учиться?
- Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.
Беседа Чего не знал воробышек
В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.
- У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.
Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».
Какого правила еще не знает маленький воробышек?
Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)
Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».
Беседа Моя мама
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):
Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседы воспитатель может задать детям следующие вопросы:
–Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)? (Домой.)
–Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
–Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
–Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
–Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки…) Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц. Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:
Мама (Я. Аким)
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама»
С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро». - А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля…) Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мамДалее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе): Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.
Беседа Почему нужно уметь уступать
В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Воспитатель начинает беседу с вопросов:
- Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)
- Во что вы любите играть?
- Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?
Затем педагог предлагает детям послушать рассказ:
Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.
Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».
На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».
– Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
– Были ли споры между девочками?
– Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)
Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
Беседа К чему ведут ссоры в игре
Воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает игре и дружбе. Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки»:
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки —
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки.
Сели и заплакали.
- Почему подружки поссорились?
- Что произошло в результате ссоры?
- Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.
- А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого):
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. - Дай мне, мой конь. - Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
- Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть вместе.)
- О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?
- Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?
- Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.
В конце беседы воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь).
Беседа Правила дружной игры
В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор. Педагог предлагает детям послушать рассказ «Домино»:
Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.
- Ребята играли дружно?
- Как вела себя Аня?
- Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)
- Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)
- У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего? Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали. - Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?
- А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»: • знать правила игры и следовать им; • не злиться на проигрыш; • не дразнить проигравшего; • спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
Беседа Как жить дружно, без ссор
В ходе беседы воспитатель вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор. Воспитатель начинает беседу с вопросов:
- Поднимите руку, у кого из вас есть друг.
- Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?
- Когда друга нет рядом, вам скучно?
- Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться.)
А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов «Кто кого»):
Кто кого обидел первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили! - Я дружил! - И я дружил! - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл.
- Эта история смешная или грустная?
- Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались.)
– А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)
- Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»? – Значит, эту ссору можно назвать… (глупой). А мальчиков можно назвать глупыми?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.
Что ж, не будете ругаться? - Ни за что! - И никогда! Остается вам обняться! - Здорово! - Согласен я! - Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)
- А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры
Беседа Доброе дело – правду говорить смело
Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.
Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело – правду говорить смело», поясняет детям ее смысл. Затем читает рассказ С. Баруздина «За обедом».
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят: - Кто из вас разбил тарелку? - Не я! – сказал Виталик. - Не я! – сказала Лена. - Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята. Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала: - Наверное, она сама как-нибудь разбилась. Наступил час обеда… Ребята начали обедать. - А мне? – спрашивает Виталик. – У меня нет тарелки! - Тебе, Виталик, придется подождать, – говорит Зинаида Федоровна. – Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята? - Правда! – закричали ребята. - Вот и не правда, – вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это… Это я…ее нечаянно разбила. Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику: - Ешь! Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит. «Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету», – решили ребята. Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала: - Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
- Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не было жалко? Почему?
- Как вы думаете, почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку?
- Когда Света сказала правду? (Когда увидела, что у Виталика нет тарелки, хотя он не виноват.)
- Как, по мнению детей, могла поступить Зинаида Федоровна, когда узнала правду? А что сделала Зинаида Федоровна? Она поступила правильно или нет?
В заключение воспитатель делает вывод: Света набралась смелости и сказала правду; она не побоялась возможного наказания, так как не хотела, чтобы пострадал Виталик. Это было бы несправедливо. А Зинаида Федоровна не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем проступке, преодолев стыд и страх. Дети еще раз хором повторяют пословицу, с которой начиналась беседа.
Беседа Берегите книгу
В процессе беседы педагог объясняет детям, как следует обращаться с книгой. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение К. Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей дать братьям имена.
Купила по книжке братишкам.
Один прочитал свою книжку.
Другой разорвал свою книжку.
Купила по книжке братишкам.
Но разные были братишки.
– Что сделал первый брат со своей книгой?
– Что сделал второй брат со своей книгой?
– Кто из вас поступает так же, как первый брат?
– А кто бывает иногда похож на второго брата?
– Что должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)
Затем педагог предлагает детям поиграть в больницу для книг.
Беседа Каждой вещи – свое место
Педагог напоминает детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.
Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой «Что взяла, клади на место!»
Это Оленьке известно:
Что взяла – клади на место!
Только девочка мала —
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
- Клала ли Оленька на место свои вещи?
- Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)
- Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?
- А кто из вас поступает так же, как Оленька?
- Часто ли мама говорит вам: «Положи на место»?
Далее воспитатель показывает детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой – разбросаны в беспорядке. Педагог предлагает детям одеть кукол. Затем интересуется, какую куклу удалось одеть быстрее.
Беседа Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
- Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель.
– А как вы избавляетесь от скуки?
Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»).
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе. - Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. - Поиграй, а мы скоро вернемся. Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется! - Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли? Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть. Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться. - Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать. И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне. - Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем! - Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо! - Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна. - Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
- Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
- Как Света нашла себе интересное занятие?
- Кому Света помогала? Что она делала?
- Что увидели ребята, когда вошли в группу?
- Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»
– Кто из вас любит работать?
- Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
- Расскажите о том, что вы умеете делать.
- Объясните пословицу «Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.