Картотека игр на воспитание звуковой культуры речи дошкольников
Младший возраст
1. Название игры: "Птицеферма"
Цель игры: развивать у детей речевое дыхание, развивать умения на одном выдохе произносить 2-3 слога.
Возраст детей: 2-3 года.
Материал: Игрушечные птицы: курица, гусь , утка и цыпленок.
Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: "Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?" Дети: "ко-ко-ко".
"Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?" Дети: "га- га- га". Далее педагог показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
2. Название игры: "Что как звучит"
Возраст детей: 3-4 года.
Цель игры: развивать умения внятного произношения слов без смягчения, закреплять произношения гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.
Материал: Картинки с изображением предметов: машинки, часов, трамвая, барабана, дудочки.
Ход игры: Воспитатель по очереди показывает картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинку и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динь-динь-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та; на дудочке играют: ду-ду-ду, ду-ду-ду.
3. «Бабочка, лети!»
Цель: Добиваться длительного, непрерывного
ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К
каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см
друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на
уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие
красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые!
Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и
вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному
возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой
детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи.
Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы
слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с
паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
4. «Пускание корабликов»
Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой
и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз
с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук
[ф] или [п]. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города
в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался,
нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука [ф].
Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при
этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует
ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука [ф] дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук [п] на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Средний возраст
1. Название игры: "Воробушки и автомобиль"
Цель игры: развивать у детей умения в правильном звукопроизношении слов.
Материал: Игрушка руль.
Ход игры: Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:
- Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: "У-у-у". Как сигналит автомобиль?
-У-у-у, -повторяют дети.
-Сейчас мы поиграем так, продолжает воспитатель. Я - автомобиль, а вы все воробышки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с березы
На дорогу -прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу "прыг", вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: "Прыг, прыг, прыг". Когда я скажу "чик-чирик", вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.
2. Название игры: "Эхо"
Цель игры: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.
Ход игры: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.
"Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: "Идет козочка-коза" - поет коза. "За-за-за-за-за, идет козочка-коза" - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. "Очень любят все козу. Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы". И так далее.
3. «Гимнастика для язычка».
Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.
Ход игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т. д.
4. Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок,произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
5. Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
6. Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Старший возраст
1. Название игры: "Светофор"
Цель игры: формировать правильное фонематическое восприятие слов.
Материал: кружки красного и зеленого цвета, картинки.
Ход игры: Воспитатель дает ребенку два кружка - красный и зеленый. Предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если не правильно - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Лучка, Ручка, Вучка, Рючка; Абуз, Арбуз, Айбуз, Арфуз; Финоград, Виноград, Вимоград, Виногад; Сахар,Сахай, Захар, Сахарь; Кувшин, Кьювшин, Кувшим,Кувсим; Маска, Машка, Аска, Наска; Лавка, Авка, Лявка.
2. Название игры: "Закончи слово"
Цель игры: развивать умение детей делить слова на слоги.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: "Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош - ка, гла - за, и т.д.)
3. «Речецветик».
Цели: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.
Ход игры: три варианта, см. ниже
I Вариант «День рождения»
В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].
II Вариант «В гостях»
В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.
III Вариант «Цепочка слов»
В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.
Подготовительная группа
1. «Составь слово по первым звукам».
Цель:
- учить определять пeрвый звук в словах;
- учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово
Описание игры:
На синих и красных карточках приклеены различные картинки. Слова, которые начинаются с гласного звука – на красных квадратиках, слова, которые начинаются с согласного звука – на синих квадратиках. Ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов заданное слово.
Например, нужно составить слово рука. Ребёнок подбирает картинку, название которой начинается со звука [р], например, роза. Какой следующий звук в слове рука? Звук [у], ребёнок подбирает слово с этого звука, например утка, следующий звук в слове рука [к], ребёнок подбирает картинку с изображением предмета, название которого начинается со звука [к], например корова. Какой последний звук в слове рука? Звук [а], ребёнок подбирает, например, картинку с изображением аиста.
Затем все отобранные картинки ребёнок выкладывает в ряд и говорит:
У розы мы взяли первый звук [р], у утки мы взяли первый звук [у], у коровы мы взяли первый звук [к], у аиста мы взяли первый звук [а] и получилось слово рука.
2. «Замени первый звук»
Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л ’].
Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?
Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].
Ход игры:
Логопед: Мёд.
Дети: Лёд.
Логопед: Рейка.
Дети: Лейка.
Логопед: Пень.
Дети: Лень.
Логопед: Вес.
Дети: Лес.
Логопед: Зев.
Дети: Лев.
Логопед: Пекарь.
Дети: Лекарь.
Логопед: Репка.
Дети: Лепка.
Логопед: Печенье.
Дети: Леченье.
Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?
Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.
3. Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)
Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)
Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.
Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Технологическая карта НОД по ознакомлению детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Выполнил:
студент группы
Тимофеева О.Ю.
г. Волжский, 2022г.
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Тема НОД: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Возрастная группа: средняя группа
Образовательный продукт: пересказ
Цель: разработать пересказ по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Обучающая: научиться составлять пересказ
Развивающая: внимательно слушать указания воспитателя
Воспитательная: помогать друг другу в случае необходимости
Дополнительная задача: кто быстрее
Словарная работа: перекинулся через
голову, ножи булатные.
Планируемый результат: воспитанники научились составлять пересказ, внимательно
слушая указания воспитателя, помогать друг другу, разработали пересказ.
Предварительная работа: чтение сказки, рассмотрение картинок
Средства и оборудование: Смарт «игра-бродилка», музыка, иллюстрации (картинки) по сказке.
№ п/п |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно - мотивационный этап 1-2 минуты |
Введение детей в тему. |
Приветствие. |
Словестный: вопрос-ответ |
Дети слушают и отгадывают отрывок из сказки Воспитатель и дети садятся на свои места |
Психологическая готовность детей |
2. |
Основной этап |
|||||
2.1. |
Этап постановки проблемы 2-3 минуты |
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах |
Ребята, кто изображен на экране?Из какой сказки эти персонажи? Правильно. Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» автор А. Толстой. Ребята, давайте прочитаем с вами эту сказку. |
Словестные: вопрос-ответ, беседа Наглядный:
показ. |
Дети рассматривают картинку и соглашаются слушать сказку |
Мотивация на деятельность и принятие проблемы и ее решение |
2.2. |
Этап восприятия материала 5-7 минут |
Формирование речевых навыков. |
Выразительное чтение произведения Пальчиковая гимнастика: Этот палец небольшой. Этот палец неплохой. Этот палец длинный. Этот палец сильный. Этот палец, как толстяк Ну а вместе все — кулак!
Ребята,
как называлась наша сказка? А кто автор этой сказки? Какие поступки совершали герой? Какими
качествами обладает герой? Перекинулся через голову значит перевернулся. Ножи булатные – это просто нижик. Физ.минутка |
Словесный метод: прочтение сказки. |
С интересом слушают сказку. Выполняют пальчиковую гимнастику Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец. Дети держат руки перед собой и трясут кистями. Дуют Дуют |
Восприятие информации, полученной ранее, необходимой для успешного усвоения нового |
2.3. |
Этап практического решения проблемы 5-7 минут. |
Усвоение, закрепление, расширение речевых умений и навыков |
После
прочтение сказки, мы Вам предлагаем сыграть с нами в игру для закрепления
материала.
|
Наглядный:
демонстрация, |
Дети отвечают на вопрос, после играют в предоставленные игры. Расстояние на вытянутой руке, играем только указательным пальцем. Дети
моргают Смотрят влево и вправо, вверх и вниз. |
Укрепление артикуляционного аппарата детей, формирование умения, внимание. |
3. |
Заключительный этап 2-3 минуты |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта |
Вы молодцы! Теперь мы знаем, что произошло с цветком Жени. Что мы сегодня делали Зачем мы это делали И
как мы это делали |
Словесный: вопрос-ответ |
Дети делятся своими впечатлении о проведенных опытах, вступают в диалог с воспитателем, что было для них более интересно. |
Воспроизведение полученной информации. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Конспект обобщающей беседы в средней группе на тему: «Дикие и домашние животные»
Выполнил:
студент группы
Тимофеева О.Ю.
г. Волжский, 2022г.
Возрастная группа: средняя группа
Вид деятельности и тема занятия: обобщающая беседа «Дикие и домашние животные»
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи:
Вспомнить название диких и домашних животных, их образ жизни.
Уметь объяснить, как человек связан с домашними и дикими животными.
Уметь правильно называть и соотносить детёнышей животных и родителей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
Использовать в своей речи слова: животные, человек, польза, пища, жильё, нора, берлога, логово, детёныши, лисёнок, зайчонок, волчонок, телёнок, медвежонок, ягнёнок, поросёнок, щенок.
Уметь понятно для окружающих излагать свои мысли.
Социально-коммуникативное развитие:
Уметь вести диалог, не перебивать собеседника, уметь дослушать до конца.
Уважать партнёра по игре, действовать сообща, не ссориться.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать творческое мышление
Планируемый результат занятия: называют животных; описывают их образ жизни; объясняют, как связан человек с домашними и дикими животными; называют детёнышей животных, определяют их родителей.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных, беседы «Кто живёт в лесу?», «Домашние животные», дидактическая игры: «Кто лишний», «Чей домик?»; чтение художественной литературы, детской энциклопедии; заучивание стихов, загадок о животных.
Материалы и оборудование: воздушный шар с верёвочками; модели леса и дома; модели домашних и диких животных; парные карточки с изображением животных и их детёнышей; магнитная доска; магнитофон с флэш-картой; листы для рисования, карандаши.
№ п/п |
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
1 |
Организационно – мотивационный этап |
||||
Вызвать интерес к предстоящей деятельности |
(звучит
музыка, в группу влетает воздушный шар) - А как вы думаете, для чего он сюда прилетел? - А вы любите гулять? |
Отвечают на вопросы |
|||
Этап постановки проблемы |
Поставить проблему перед детьми -Мотивировать |
- А как вы думаете, куда можно отправиться на воздушном шаре? - Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку на воздушном шаре? Беритесь скорее за верёвочки и начнем наше путешествие. |
Отвечают на вопросы Под музыку дети перемещаются по группе |
||
Основной этап |
|||||
2 |
Этап ознакомления с материалом |
Актуализировать имеющиеся знания, представления. - Сформировать новые представления (умения). |
Вот и наша остановка. Где мы остановились? (на лесной поляне). Ребята, посмотрите, нас тут кто-то встречает. Кто это? (лиса, медведь, волк, заяц, лось, белка, ёж) А какие это животные? Почему их так называют? Как они находят себе пищу? Ребята, а чем питаются эти животные? Как они приспособились к жизни в лесу? Правильно, это дикие животные. Они живут в лесу, сами защищаются от врагов и строят для себя жильё, сами добывают себе пищу и ухаживают за своими детёнышами. У многих животных есть густая шёрстка. А вот посмотрите, какие животные сюда пришли, они, наверное, заблудились? Кто это? Назовите их. (свинья, корова, кошка, собака) Эти
животные тоже живут в лесу? Как называют таких животных? Чем они полезны человеку? Правильно, это домашние животные. Человек о них заботиться, строит им жилище, кормит, поит их. Домашние животные приносят пользу человеку: корова даёт молоко, из шерсти овцы делают одежду, кошка ловит мышей, собака охраняет дом человека. Домашние животные не смогут сами построить себе дом. И они не приспособлены жить в лесу. Ребята, скажите, а дикие и домашние животные могут вместе быть в лесу? А почему? |
Отвечают на вопросы, называют животных. Рассуждают, отвечают на вопросы. |
|
Этап практического решения проблемы |
А
давайте разделим их? Диких животных в лес, а домашних животных к домику
ближе, к человеку. Воспитатель показывает карточки с изображением детёнышей животных Возьмите их себе. Кто кого взял? Назовите Они заблудились. Потеряли своих родителей. Давайте им поможем, вернем детенышей! Правильно
ли вы выбрали им маму? Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмемся за веревочки и полетим на воздушном шаре. |
Делят животных, используя модели дома и леса. Дети выполняют задание. Находят на магнитной доске нужную карточку взрослого животного, рядом прикрепляют карточку детёныша. Под музыку дети проходят и садятся за столы. |
|||
3 |
Заключи тельный этап |
Закрепить -Обобщить сформированные представления. |
Вам
понравилась наша прогулка? Где мы с вами были? С какими животными мы с вами
встретились? Рисунки останутся на память о нашей прогулке. |
Отвечают на вопросы. Рисуют. |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Технологическая карта НОД по ознакомлению со словом в средней группе на тему: «В гости к Копатычу»
Выполнил:
студент группы
Тимофеева О.Ю.
г. Волжский, 2022г.
Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие
Тема: В гости к Копатычу
Возрастная группа: средняя
Цель: Активизация словарного запаса у детей через речевые дидактические игры.
Задачи: Образовательные:
Формировать умение образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
Упражнять детей в составлении описательного рассказа.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
Развивать монологическую речь через описание игрушки, развивать диалогическую речь.
Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику
Развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к речевым играм.
Словарная работа: берлога, томатный.
Планируемые результаты: Дети достаточно владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для построения речевого высказывания. Выражает положительные эмоции; могут самостоятельно придумать небольшой рассказ о персонаже.
Предварительная работа: дидактические игры «Чей хвост», «Какое, какой, какая»; совместная деятельность по теме «Описание игрушки»; артикуляционные гимнастики.
Материал и оборудование: конверт с письмом и фотографией героев мультфильма «Смешарики», игрушка Копатыч, картинки со следами животных, корзинка с шишками, картинки с изображенными на них банками салатов и соков, рисунки для рисования по точкам.
№ |
Этапы |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагае-мая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
Организация направленного внимания и установление положительного эмоционального настоя. |
Ребята, вы такие все красивые, Чудесные, прелестные. На друг друга посмотрите И друг другу улыбнитесь. Посмотрите на гостей, Поздоровайтесь с ними скорей. А теперь все на меня И скажите, детвора, Будем отвечать активно? Хорошо себя вести? Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти Ребята, чтобы нам правильно и красиво произносить все звуки и слова, разогреем наш язычок с помощью гимнастики «Язычок хозяин в доме» Открываем ротик –дом, Кто хозяин в доме том? В нём хозяин ЯЗЫЧОК, Он удобно в доме лёг. (Широко открывать рот) В этом доме две стены. Это ЩЁКИ нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом как шар раздуться. (Надувать и втягивать щеки. Губы при этом сомкнуты). Пол есть тоже в доме нашем, Челюсть нижнюю покажем Эта челюсть нижняя В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью). Потолок вверху внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. (Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу). Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери – зубы. Осторожно. Закрываются надежно. (Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы). Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. (Растянуть губы в улыбку). Язычок наш не скучал, На лошадке поскакал!. Молодцы! |
Приветствие, установление зрительного контакта |
Встают полукругом, улыбаются друг другу, здороваются с гостям. Сидя на стульчиках, внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Выполняют артикуляцион-ную гимнастику |
Положительный эмоциональный настрой. У детей правильное определенное положение органов артикуляционного аппарата. |
2. |
Основной этап |
|||||
Этап постановки проблемы |
Создание проблемной ситуации |
Ребята, к нам сегодня в группу пришло такое необычное письмо. Прочитаем? И узнаем, кто нам пишет. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам письмо ваши любимые герои смешарики. Мы приглашаем вас к себе в гости! Ждем вас с нетерпением!» Дети, от кого это письмо? Здесь еще есть и фотография! Давайте посмотрим. Здесь шарики-смешарики! Вот баран, зовут …. Умный лось, зовут… Крошка кролик, зовут … Этот кролик так хорош! Пухленькая хрюша, зовут её… И медведь всем верный друг. Часто он всегда с лопатой, А зовут его… Молодцы, всех героев назвали! Принимаем приглашение смешариков? А к кому из смешариков вы хотели бы сегодня сходить? Почему? Ребята, вы помните, какое сейчас время года? А какая осень? Что медведи делают поздней осенью? Куда медведи ложатся в спячку? Кто знает, что такое берлога? Как вы думаете, может нам сегодня сходить к Копатычу пока он не залег в берлогу на всю зиму? А то придется нам ждать до весны, пока он не проснется. |
Метод повышения эмоциональной активности (сюрпризный момент) Чтение письма Наглядный метод Метод повышения познавательной активности (установление причинно-следственных связей) |
Дети продолжают предложение. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Сталкиваются с выбором к кому пойти в гости. Помога-ют воспитателю найти выход из ситуации. |
Любознательность и активность. Умеют с интересом отнестись к просьбе сказочных героев. Проявляют инициативу в высказываниях. Умеют отвечать полными предложениями. Обогащение словарного запаса. |
|
Этап ознакомления с материалом |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений |
Чтобы попасть в лес нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись» Ребята, открываем глаза. Посмотрите, мы с вами в воображаемом лесу. Пойдемте по дорожке. Сколько в лесу много разных следов! Это след волка. Чей это след? Это след лисы. Чей это след? Это след белки. Чей это след? Как вы думаете, чей это след? Это след зайца. Чей это след? Это след медведя. Чей это след? Да тут очень много следов! Чьи это следы? По-моему, мы пришли. Посмотрите, кто нас встречает. Давайте поздороваемся с Копатычем. Ой, ребята, посмотрите, сколько Копатыч сделал для своих друзей смешариков запасов на зиму. Скажите, как называется сок из моркови? Салат из капусты? Салат из огурцов? Сок из тыквы? Варенье из клубники? Варенье из малины? Салат из свёклы? Сок из яблок? Компот из вишни? А кто знает, как называется сок из помидоров? Томатный. Давайте произнесем хором: томатный. Копатыч предлагает нам сделать специальную зарядку, которую он всегда делает. Копатыч вылез из берлоги Огляделся на пороге, Наклонился взад-вперед, Вот он по двору идет. К грядочке медведь подходит, Вот он с грядки глаз не сводит, Мышцы дружно напрягает, Урожай свой собирает! Ребята, у Копатыча нет зеркала. И он не знает, как он выглядит. Давайте сделаем ему приятное и расскажем о нем. Какой он? Как можно его назвать ласково? Где живет медведь? Как называется его дом? Что любит мишка? Посмотрите, смешарик для нас целую корзину шишек приготовил. А я знаю игру с шишками. Хотите научу? Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, В детский сад нам приносил. Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! Между ручками катать! В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, Между ручками катаем Мы закончили катать, Будем пальчики считать! Раз, два, три, четыре, пять! Мы закончили играть. Понравилась вам игра с шишками? Научим играть всех детей в группе? А теперь, ребята, пора прощаться с Копатычем. Скажем ему до свидания, до новых встреч. Сладких ему всю зиму снов. Возвращаемся по дорожке, по которой мы шли. Закроем глаза, хлопнем в ладоши, повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в детском саду очутись». |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Игровой метод (дидактическая игра «Чей?») Метод эмоциональной активности (сюрпризный момент) Игровой метод (дидактическая игра «Какой, какое, какая?») Наглядный метод (показ действий) Словесный метод (чтение стихотворения) Моделирование ситуации для речевой деятельности детей. Словесный метод (составление описательного рассказа) Игровой самомассаж ладоней |
Дети активно выполняют игровое упражнение Это след волчий. Это след лисий. Это след беличий. Это опять волчий след. Это след заячий. Это медвежий след. Это медвежьи следы. Салат из капусты – капустный. Салат из огурцов- огуречный Сок из тыквы - тыквенный Варенье из клубники – клубничное. Варенье из малины- малиновое. Салат из свёклы – свекольный. Сок из яблок – яблочный. Компот из вишни – вишневый. Дети выполняют физкульминут-ку совместно с воспитателем Дети составляют описательный рассказ Выполняют игровой самомассаж шишками совместно с воспитателем |
Могут образовывать притяжательные прилагательные Повышена мотивация к занятию Могут образовывать относительные прилагательные. Пополняют активный словарь. Обогащение словарного запаса Умеют выполнять движения по показу воспитателя Используют активный словарь. У детей осознанное построение речевого высказывания. Получение нового игрового опыта |
|
3. |
Заключительный этап |
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Ребята, к кому вы ходили в гости? Что интересного было в гостях у Копатыча? А вы узнали для себя что-нибудь новое? Вам понравилось? Дети, а в конверте оказывается еще есть рисунки, которые надо обвести по точкам. И если мы правильно все обведем, то узнаем, к какому герою мы пойдем в гости в следующий раз. Я предлагаю вам взять рисунки и пройти в группу. |
Словесный метод (беседа) |
Сидя на стульях, дети отвечают на вопросы |
Умеют делать обобщенные выводы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.