Картотека игр по математике для детей с ЗПР

  • docx
  • 18.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала дид игры.docx

Дидактическая игра «Рыболовы»

Задачи. Развитие математических представлений, закрепление навыков счёта, умения составлять и решать задачи, сравнивать числа. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карточка с изображением проруби и двух вёдер, рыбка, волк и лиса, кот и собака.

Приложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Ход игры:

Воспитатель:

Учит нас она считать

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длину и ширину.

Понимать значение: "равный",

"Больше", "меньше", высоту.

Воспитатель: Что же это за наука такая?

Дети: Математика.

Воспитатель:

Математика - точна,

Математика - нужна!

Дети любят всё считать,

Нужно только понимать!

Ребята, предлагаю решить задачи, проверить себя, какие вы внимательные и рассудительные.

Воспитатель: Волк и лиса пошли на рыбалку. Волк поймал 7 рыбок, а лиса на 1 больше. Сколько рыбок поймала лиса?

Дети: Лиса поймала 8 рыбок.

Воспитатель: Кто больше поймал рыб? На сколько?

Дети: Лиса поймала на 1 рыбку больше чем волк.

Воспитатель: Чтобы рыбок стало поровну, что нужно сделать?

Дети: Волку поймать ещё одну рыбку.

Далее дети самостоятельно придумывают и решают задачи с другими персонажами. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто больше наберёт фишек

Дидактическая игра «Перелёт» (ознакомление с составом числа 5)

Задачи. Соотнесение числа и цифры, ознакомление с составом числа 5 из двух меньших, совершенствование навыков количественного счёта. Развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование: самолёт с иллюминаторами из горлышек от пластиковых бутылок, крышки от бутылок с мордочками животных.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357325.jpg

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, необходимо перевезти, зверят из далёкой Африки в новый зоопарк, к доктору Айболиту. Главное условие – самолёт может перевезти столько зверят, какое число на его крыле (5).

Сколько львят, тигрят летят в нашем самолёте?

Дети: 3 львёнка и 2 тигрёнка.

Воспитатель: А всего сколько зверят?

Дети: Всего 5 зверят.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: из каких чисел состоит число 5?

Дети: Из чисел 3 и 2.

Воспитатель: А может ли быть по другому? (рассмотреть все возможные варианты).

Далее проблемные задания на составление числа из двух меньших даются для самостоятельного решения детьми.

Дидактическая игра «Математические цветочки»

Задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышления; закрепление цветов спектра.

Оборудование: разноцветные лепестки с наклеенными цифрами от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357401.jpg

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, на нашей волшебной полянке ветер сорвал лепестки с цветов. Необходимо составить цветок так, чтобы их количество соответствовало цифре на кружочке (середине) будущего цветка.

Воспитатель: Ребята, как вы будете выкладывать лепестки?

Дети: Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Воспитатель: Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на середине цветочка.

Дети выполняют задание и объясняют порядок действия.

Дидактическое пособие «Театр объёмных фигур»

Задачи. Закрепить представления детей о геометрических фигурах и формах, развивать творческое воображение, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование: картонные объёмные фигуры, ширма настольная.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357503.jpg

Ход игры:

Воспитатель:

Говорят, что не бывает

В нашем мире волшебства,

А у нас слоны летают

На снегу растет трава!

Шоколадная планета,

Ярко-синий листопад!

Если видите вы это,

Значит, вы пришли в театр!

И пускай всё понарошку

И продлится только час,

Мы за это время сможем

Чудеса создать для вас!

Знают взрослые и дети,

Знают в мире все подряд,

Все волшебное на свете

Называется театр!

- У нас необычный театр – математический. Герои нашего театра – геометрические формы. Как же они называются? Вы узнаете, отгадав загадки.

(воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, появляются объёмные фигуры из-за ширмы).

Воспитатель: Герои есть, а где же наши артисты? Ребята, а вы хотели бы стать артистами? (ответы детей)

Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись.

Теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра!

Проигрывание сказки Н. Кошкаровой «В стране геометрии»

Ведущий: Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.

Куб: Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра — гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.

Ведущий: Параллелепипед очень опечалился, потому что хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не получалось.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили там встревоженного Человека.

Человек: Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?

Куб: (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!

Ведущий: А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.

Человек: Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.

Ведущий: Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.

Человек: Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!

Куб и Параллелепипед (хором): Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.

Ведущий: Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.

Человек остановился в нерешительности.

Человек: Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.

Ведущий: Куб и тут выскочил вперед!

Куб: Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!

Ведущий: Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и. плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.

Параллелепипед: (несмело). Человек, давай я попробую помочь тебе.

Ведущий: Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.

Человек: Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.

Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.

Ведущий: Куб был очень задумчив и печален.

Куб: Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.

Ведущий: И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.

Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.

Куб: А давайте, все вместе построим дом!

Параллелепипед: Я буду фундаментом!

Куб: Я буду стенами, ведь у меня самые-самые. Ой, простите меня, это я по старой привычке!

Пирамида: А я буду крышей!

Шар: А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.

Ведущий: Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку).

(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).

Дидактическое пособие «Плоскостной геометрический театр - Весёлые фигуры»

Задачи. Развивать воображение, творческое мышление, закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование: плоские картонные геометрические фигуры, плоскостные предметы: яблони, цветы, чашки, дом, животные (слон, сова, страус, собака, магнитная доска, ширма настольная.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357680.jpg

Ход игры:

Воспитатель: (рассказывает и показывает)

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том, как было-бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай.

Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилась идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Все геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357720.jpg

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и зверюшки подружились, и стали ходить к друг другу в гости.

Воспитатель:

Любимый наш театр

Со сценою-малышкой,

Он сказку открывает

И дружит с детской книжкой.

Весёлые артисты –

Совсем не велики,

И в возрасте артисты –

От пяти и до семи.

Талант они раскроют

До донышка души –

Прекрасные артисты,

Хотя и малыши!

Я рассказала вам сказку Н. Б. Сытовой «Как геометрические фигуры город строили».

А сейчас, ребята, вы станете артистами и расскажете свою сказку.

(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).

Дидактическое пособие «Божьи коровки»

Задачи. Закрепить умения считать в пределах 10, соотносить цифру с количеством, воспитывать умение договариваться, развивать внимание.

Оборудование: 10 пар перчаток с аппликацией «божья коровка», на десяти перчатках божьи коровки, на которых прикреплены точки от 1 до 10 и десять перчаток с божьими коровками, на которых цифры от 1 до 10.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357787.jpg

Ход игры:

На столе разложены перчатки с божьими коровками.

Воспитатель:

1 задание: Ребята, рассмотрите божьих коровок, сосчитайте точки, найдите перчатки с подходящими цифрами. Дети выполняют задание.

2 задание: Разделитесь на подгруппы. Одна подгруппа надевает на руку перчатку с божьей коровкой, на которой прикреплены точки (от 1 до 10, другая подгруппа перчатку с божьей коровкой, на которой есть цифры от 1 до 10. По сигналу вы должны найти парные божьи коровки. Дети выполняют задание

Дидактическое пособие «Весёлые цифры»

Задачи. Закрепить умение считать, развивать представления о цифрах, развивать артистические навыки детей, воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование: плоские картонные цифры.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357867.jpg

Ход игры:

Воспитатель:

Звенит колокольчик, как песню поет,

Он новую сказку к нам в гости зовет.

И, если тут станет немного потише,

То сказка придет, и ее мы услышим.

Тс-с!

Слышите? Слышите?

(Звучит музыка сначала тихо, потом все громче и громче)

Вот и она!

Но, помните, сказке нужна тишина…

(воспитатель показывает сценку С. Маршака «Весёлый счёт»)

Сказал весёлый круглый ноль

Соседке-единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Воспитатель: Ребята, продолжите дальше эту историю.

(Далее дети сами придумывают сказки и проигрывают их).

Дидактическая игра «Бабочки»

Задачи. Совершенствовать умение классифицировать предметы по свойствам на «жизненном» дидактическом материале; развивать креативное мышление; активизировать вербальные формы познания (умение рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам).

Оборудование: три полянки, 72 бабочки (трёх цветов; двух размеров; крылья имеют три формы, четыре варианта узоров).

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522357931.jpg

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, необходимо на одну полянку рассадить всех бабочек с треугольным узором, на другую – всех немаленьких, на третью – всех жёлтых.

(Дети выполняют задание)

Определите, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трёх полянок.

Дидактическое пособие «Логические задачи»

Задачи. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: карточки с заданиями на каждого ребёнка.

Ход игры:

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522358093.jpg

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе карточки с заданиями. Внимательно послушайте задание, рассмотрите карточку и дайте ответ.

1. «Лесенка».

Шли по улице Таня и Вова. Вова обогнал Таню. Когда Таня была ещё только на второй ступеньке, Вова был уже между четвёртой и шестой ступеньками. На какой ступеньке был Вова? Поднимались по лестнице дети вверх или спускались вниз? Почему вы так думаете?

2. «Где моё окно?».

Я живу на третьем этаже. Справа от моего окна одно окно, а слева – три окна. Погаси свет в моём окне.

3. «Какую матрёшку потеряла Соня?»

У Сони было три матрёшки, одну она потеряла. Какую матрёшку потеряла Соня, если потерялась та, что выше третьей, но ниже первой?

4. «Кого как зовут?».

Наташа ниже Оли, но выше Марины. Кого как зовут? Как вы догадались?

5. «Нахождение недостающего направления».

Почему вы так думаете?

6. «Разложи по коробкам».

Воспитатель: Ребята, конфеты рассыпались! Давайте разложим их по коробкам.

(На столе разложены карточки с заданием «Найти недостающую фигуру».

Сравнивая первый столбец и второй, вы должны сказать, чего не хватает в третьем столбце и дорисовать.

(дети выполняют задание)

Дидактическая игра «У куклы день рождения»

Задачи:

1. Закрепление знания состава числа «десять».

2. Воспитание навыка сотрудничества в игровой деятельности.

Ход игры

(Раздать детям прямоугольники из картона белого цвета и контейнер с чашками жёлтого и оранжевого цветов и сажаем в центр куклу).

Педагог. У куклы Маши день рождения. Сейчас вы поможете ей накрыть стол для гостей. Их будет десять человек. Поставьте на стол – белый прямоугольник – десять чашек – фишек. Они должны быть двух цветов: жёлтые и оранжевые. Постарайтесь сделать так, чтобы количество чашек одного и другого цветов ни у кого из вас не повторялось. Посмотрим, сколько вариантов у вас получится.

(Дети выполняют задание.)

1-й ребёнок. Я поставил одну оранжевую и девять жёлтых чашек.

2-й ребёнок. А я поставила две оранжевые и восемь жёлтых чашек.

3-й ребёнок. У меня три оранжевые и семь жёлтых чашек.

4-й ребёнок. А у меня четыре оранжевые и шесть жёлтых чашек.

5-й ребёнок. Я поставила пять оранжевых и пять жёлтых чашек.

6-й ребёнок. А я поставила шесть оранжевых и четыре жёлтые чашки.

Педагог. Возможны ли ещё варианты?

1-й ребёнок. Можно поставить семь оранжевых и три жёлтые чашки.

2-й ребёнок. Или восемь оранжевых и две жёлтые чашки.

3-й ребёнок. Есть ещё один вариант: девять оранжевых и одну жёлтую чашку.

Педагог. Есть ещё варианты?

Дети. Больше вариантов нет.

Дидактическая игра «Расставим посуду»

Задачи:

1. Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков.

2. Актуализация относительных прилагательных круглый, квадратный, овальный, конический, цилиндрический.

3. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522358237.jpg

Ход игры:

Приглашаем детей к магнитной доске, на которой в свободном порядке размещены плоскостные изображения посуды: цилиндрические стакан и ковш, конические фужер и воронка, круглые тарелка и блюдце, овальные блюдо и ваза для фруктов, квадратные солонка и салфетница.

Предложить детям навести порядок в буфете и расставить посуду по полкам (рядами) в зависимости от её формы, а потом рассказать как расставили посуду.

(Дети выполняют задание, а потом комментируют его).

1-й ребёнок. На нижнюю полку мы поставили стакан и ковш, потому что они похожи по форме на цилиндр.

Педагог. Правильно. Они имеют цилиндрическую форму. Какую форму имеет стакан и ковш.

2-й ребёнок. На следующую полку мы поставили фужер и воронку, потому что они похожи по форме на конус.

Педагог. Верно. Они имеют коническую форму.

Над ними на полке стоят круглые тарелка и блюдце.

3-й ребёнок. Над ними на полке стоят круглые тарелка и блюдце.

4-й ребёнок. На полке над тарелкой и блюдцем стоят овальные блюдо и ваза для фруктов.

5-й ребёнок. А на верхней полке стоят квадратные солонка и салфетница.

Дидактическая игра «Подбери знак»

Задачи:

1. Формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия.

Ход игры:

Раздаём детям карточки со знаками «+» и «-».

Педагог. Я буду показывать вам разные ситуации на магнитной доске. А вы будете показывать знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

(Помещаем на магнитной доске плоскостные изображения двух стульев, а потом ещё одного стула.)

Педагог. Почему вы показали знак «+»?

Дети. К двум стульям вы добавили ещё один стул, стульев стало больше, поэтому мы показали знак «+».

(Помещаем на магнитной доске семь плоскостных изображений табуретов, потом убираем четыре из них. Дети показывают знак «-».)

Педагог. Почему вы показали знак «-»?

Дети. Было семь табуретов, убрали четыре из них, табуретов стало меньше, поэтому мы поставили знак «-».

(Таким образом игра проводится и далее. Педагог создаёт ситуацию, дети выбирают знак и комментируют выполнение задания).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Задачи:

1. Совершенствование навыка порядкового счёта, ориентировке в пространстве

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-574080-1522358332.jpg

Ход игры:

Помещаем на магнитной доске изображение Белоснежки и семи разноцветных стульев (жёлтого, фиолетового, зелёного, синего, белого, голубого, красного).

Педагог. Наводя порядок в доме гномов, Белоснежка покрасила их стульчики в разные цвета, что бы каждый из гномов узнавал свой стульчик по цвету. Сосчитайте, сколько всего стульчиков у гномов.

(Дети пересчитывают изображения стульев).

Дети. У гномов всего семь стульчиков.

Педагог. Сосчитайте их по порядку, начиная с жёлтого стульчика (слева направо).

Дети. Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.

Педагог. Меняется ли результат, если мы считаем справа налево, а потом слева направо?

Дети. Нет, результат не меняется.

Педагог. Верно. От направления счёта конечный результат не зависит. А меняются ли порядковые номера предметов, если мы считаем сначала слева направо, а потом справа налево?

Дети. Меняются.

Педагог. Приведите пример.

Дети. Например, когда мы считали слева направо, жёлтый стульчик был первым. А когда мы стали считать справа налево, он стал седьмой.

Педагог. Теперь посмотрите, где стоит синий стульчик?

Дети. Синий стульчик стоит между зелёным и белым стульчиком.

Педагог. Где стоит жёлтый стульчик?

Дети. Жёлтый стульчик стоит перед фиолетовым стульчиком.

Педагог. Где стоит красный стульчик?

Дети. Красный стульчик стоит после голубого стульчика

 

 

Дидактические игры

Мастерская педагога - профессионала.

В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Игра для детей - учеба, игра для них - труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения. В игре ребенок получает первый опыт коллективного мышления. Очень люблю играть с детьми в игры, особенно в дидактические. За время работы в дошкольном учреждении изготовила и провела много дидактических игр.

№1. Дидактическая игра "Зайчики и домики"

Цель: закрепить знание основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры: Перед детьми лежат 4 домика разного цвета. У детей - по 4 зайчика такого же цвета. Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков в домики, так как они очень боятся волка, но не знают, какого цвета их домик.

Дидактические игры

№2. Дидактическая игра "Бабочки и цветы"

Цель: формировать у детей умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство 2 -х множеств, активизировать слова "столько-сколько", "поровну", "одинаково".

Материал: вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (раздает бабочек). Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на полу) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?

2 вариант: работа с карточками за столом.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864438.jpg

№3. Дидактическая игра "Укрась коврик"

Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

ХодВоспитатель: "Дети, к нам в гости пришла зайчиха. Она хочет подарить своим зайчатам красивые коврики, но не успела их украсить. Давайте поможем ей. Чем мы их будем украшать? (кругами, треугольниками). Какого цвета? Круги одинаковые по величине? а треугольники? и т. д. Зайчихе очень понравились коврики.

Аналогичная игра "Укрась варежку"

№4. Дидактическая игра "Закрой фигуру"

Цель: закрепить знание детей основных цветов и их оттенков, величину предметов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Материал: карточки, на которых наклеены геометрические фигуры разной величины и цвета. Набор таких же геометрических фигур.

Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор геометрических фигур, задает вопросы, просит показать самый большой треугольник, назвать цвет, найти самый маленький треугольник, назвать цвет и т. д. В заключении дети закрывают фигуры на карточке, проверяют выполненное задание друг у друга.

№5. Дидактическая игра "Найди пару".

Цель: закрепить название геометрических фигур; формировать умение составлять пару из двух одинаковых карточек; развивать зрительное внимание.

Материал: набор карточек, на которых изображены 2-3 геометрические фигуры (по 2 одинаковых).

Содержание: Карточки раздаются участникам игры, по сигналу дети ищут себе пару (такую же карточку) и встают в пары.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864571.jpg

№ 6 Дидактическая игра "Дорожки к домикам"

Цель: Развивать умение сравнивать 3 предмета по длине путем приложения и наложения, ориентироваться в пространстве, активировать в речи слова: "длинная", "покороче", "короткая"; развивать зрительное внимание.

Материал: карточки с домиками, в которых живут зверята, 3 полоски разной длины. На каждого ребенка.

Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что зверята построили себе домики и хотят сходить друг к другу в гости, но дорожек нет и они не знают куда идти. Давайте проложим дорожки к домикам, но сначала внимательно рассмотрите их, сравните их по длине, положите их между домиками. Какую дорожку вы положите от домика лисы до домика медведя? Какого цвета? и т. д. К кому ведет самая короткая дорожка? А самая длинная?

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864612.jpg

№7. Дидактическая игра "Назови и сосчитай"

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, упражняться в счете предметов, развивать внимание, память.

Материал: картинки с изображением животных.

Содержание: Воспитатель выкладывает из геометрических фигур картинку, на которой изображен волк (поросенок, цыпленок, предлагает внимательно рассмотреть из каких геометрических фигур нарисован волк, назвать геометрические фигуры. Сколько кругов? Сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников?

№8 Дидактическая игра "Сосчитай звуки"

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Содержание: Игру лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2 - 3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не лишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1 - 3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2 - 5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

№9. Дидактическая игра "Машины едут в гараж" (Для детей 4 - 5 лет)

Цель: Закрепить знание цифр 1, 2, 3, 4, 5 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание: Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают круги (каждой колонне - одного цвета). По сигналу ведущего (удар в бубен) все бегают по групповой комнате. По сигналу: "Машины! На стоянку!" - все "едут" в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета - в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Вопросы: какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или 2? На сколько? и т. д.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864648.jpg

№10. Дидактическая игра "Соедини цифры"

Цель: закрепить знание цифр, формировать умение соединять между собой точки в порядке следования цифр.

Материал: карточки-схемы, на которых около точек написаны цифры.

Содержание: Ребята, вас ждет сюрприз. Нужно соединить точки между собой в порядке следования цифр от 1 до 5 (и более); если ребенок затрудняется, находим цифры 1 и 2. соединяем линией, 2 и 3 и т. д. А сейчас расскажите, что у вас получилось? Понравилась игра?

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864673.jpg

№11. Дидактическая игра "Раскрась шары".

Цель: способствовать выявлению представления о форме, цвете, учить считать предметы, запоминать их количество.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Возраст: 4 - 5 лет.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Ребенок должен круглые шары раскрасить синим цветом, а овальные - желтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько желтых, сколько синих и желтых вместе.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864699.jpg

№12. Дидактическая игра "Прыгни, не ошибись" Для детей 4 - 5 лет.

Цели: закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность, инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.

Содержание: дети (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них "кочки" с цифрами от 1 до 5. Воспитатель называет имя любого ребенка, стоящего в обруче, и предлагает ему выполнить задание, а остальным детям - проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Ребенок из четверки выполнет движения соответственно заданию: выпрыгивает из обруча на кочку с заданной воспитателем цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет ребенок из другой четверки.

Задания: 1) прыгнуть на цифру с которой начинается счет; 2) прыгнуть на цифру, которая идет вслед за 2; 3) прыгнуть на цифру, которая больше 1 на 1; 4) прыгнуть на цифру, которая больше 2 на 1; 5) прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей.

Выполнив правильно задание, дети "попадают на лесную поляну".

Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прыгать необходимо на "кочку" с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно стараться сохранить равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.

№13. Дидактическая игра "Хватит ли?"

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависти от размера.

Содержание: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: "Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864729.jpg

№14. Дидактическая игра "Дорисуй недостающую фигуру"

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, учить решать логическую задачу на основе зрительно - воспринимаемой информации (на установление закономерностей).

Содержание: Предложить детям назвать фигуры в верхнем ряду. (, , Дать задание нарисовать во втором и третьем ряду недостающие фигуры.

№ 15. Дидактическая игра

"Помоги Буратино нарисовать картину для Мальвины"

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть правую и левую руки; активировать в речи слова: справа, слева, в центре, вверху, внизу.

Ход: Буратино прости детей нарисовать картину, а какую - он сейчас расскажет: нарисуй домик в центре, солнышко - вверху и т. д.

№ 16. Дидактическая игра "Кто где?"

Цели игры: способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги.

Оборудование: Бланк с изображением нескольких предметов, фишки.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Ребенку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по - разному расположены в пространстве.

Воспитатель: "Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предметы в верхнем правом углу? и т. д. " За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По окончании игры дети считают фишки. Победителем считается тот, кто получил больше фишек.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864774.jpg

№ 17. Дидактическая игра "Футбол"

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги, определять пространственные направления и обозначать их словами: вверху, внизу, вправо, влево, правый верхний угол, в левом верхнем углу и т. д.

Содержание: Медвежата просят детей поиграть с ними в футбол. Дети кладут мяч в центр. Игра начинается. Мяч летит в правый нижний угол; мяч летит в верхние ворота. Гол! Счет 1:0 и т. д.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864809.jpg

№ 18. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Цель: закреплять представление детей о времени суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь. Учить правильно употреблять слова: "сегодня", "завтра", "вчера". Развивать логическое мышление, связную речь.

Правила: По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять. почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

Ход игры: На столе у играющих карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Жизнь детей в д/с (режимные моменты). Дети выбирают себе любую, внимательно рассматривают ее. На слово утро дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро и т. д.

№ 19. Дидактическая игра "Графический диктант"

Цель: формирование у детей глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.

Содержание: воспитатель выбирает схему рисунка, после чего пошагово диктует ребенку направление и количество клеток для проведения отрезков. Так, чтобы по окончанию диктанта на листе бумаги получилось готовое изображение.

№ 20. Дидактическая игра "Что изменилось?"

Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и т. д. Воспитывать наблюдательность, развивать образную память, активировать словарь.

Правила игры: называют изменения в расположении предметов, только те дети, на кого укажет кукольный персонаж.

Игровые действия: Перестановка за ширмой предметов так. чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Игрушки: матрешка, пирамидка, кукла.

Ход игры: В игре используется игрушка - Петрушка. Веселый и озорной. он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

№ 21 Дидактическая игра "Собери (дорисуй) бусы"

Цель: развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.

Оборудование: карты с рисунком, картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус: «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?". Воспитатель проверяет и помогает. В случае затруднений воспитатель первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864842.jpg

№ 22. Дидактическая игра "Составь целое из частей"

Цель: упражнять в умении составлять целое из отдельных частей, развивать логическое мышление.

Ход игры: проблемная ситуация: у кукол разбилось зеркало. Они просят ребят отремонтировать его.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864875.jpg

№ 23. Дидактическая игра "Сложи пирамидку по схеме"

Цель: Формировать умение собирать предметы по образцу на основе схематического изображения; учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение.

Материал: по одной пирамидке на каждого играющего, 4 карточки с контурным изображением пирамидок, собранных по разному.

Содержание игры: Воспитатель сообщает, что будем собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на карточке. Воспитатель показывает первую карточку. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такие, как на карточке. Победитель получает фишку. Игра продолжается с другой схемой-карточкой.

№ 24. Дидактическая игра "Что лишнее? Почему?"

Цель игры: учить детей в каждом ряду карточек находить "лишний" предмет. Развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: карточки.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: ребенок внимательно рассматривает рисунок. Воспитатель спрашивает: "Какой здесь предмет лишний? Почему?" Победителем становится тот, кто быстрее определяет неподходящий предмет и правильно объясняет. Например, среди одежды будет посуда.

№ 25. Дидактические игры

"Найди отличия", "Снеговики", "Домики", "Игрушки".

Цель: Развивать зрительное внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать. чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра заканчивается, когда кто-то из партнеров на сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное). Начинать игру можно с чтения стихотворения "Вот зайчишка у реки встал на задних лапках. Перед ним снеговики с метлами и в шляпках. Заяц смотрит. Он притих. Лишь морковку гложет. Но что разного у них - он понять не может". А теперь посмотри, что разного у этих снеговиков.

2 вариант: Играющие находят отличия и выкладывают под своим рисунком фишки, потом называют отличия.

№ 26. Дидактическая игра "Палочки - считалочки".

Цель игры: способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Оборудование: бумага, счетные палочки.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры: 1 вариант: Воспитатель предлагает детям выложить на бумаге палочками фигуру по образцу. Усложнение: Образец показывается за несколько секунд, а потом убирается. 2 вариант: Упражнять детей самостоятельно составлять фигуры, обдумывать ход решения, развивать воображение.

№ 27. Дидактическая игра "На что это похоже?"

Цель: учить детей создавать в воображении образ на основе схематического изображения предметов.

Материал: набор из 5-8 карточек с различными фигурками.

Содержание: Воспитатель показывает картинку, а дети придумывают, на что эта картинка похожа.

№ 28. Дидактическая игра "Лабиринты"

Цель: Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Руководство: Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений). Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желание достичь цели.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-360721-1485864938.jpg

№ 29. Дидактическая игра "Найди признаки отличия"

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Продолжать развивать умение последовательно рассматривать предметы. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь детей. Форма организации: индивидуальная или подгрупповая.

Методические приёмы: Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа. Варианты проведения игры: Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация») Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.

№30. Дидактическая игра "Пройди в ворота"

Цель: упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.

Материал: Большие карты с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) - по одной на каждого ребенка.

Содержание: Двое детей изображают ворота - держат ту или иную карту. Остальные маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен играющие парами проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах). Начинать играть лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.

Правила игры: Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры: Изображаются не один, а большее число ворот (до пяти). Играющие должны пройти только в свои ворота.

№31. Дидактическая игра "В каких домиках живут друзья?"

Цель: закрепить умение различать разные виды многоугольников; воспитывать целеустремленность в достижении цели, развивать сообразительность, внимание.

Три друга: Котенок, Щенок и Петушок поселились в новых домах. Догадайся, кто где живет? У домика Котенка дверь квадратная, окошко четырехугольное, а труба - треугольная. В домике щенка дверь шестиугольная, окно - прямоугольное, а труба - четырехугольная. Петушок живет в доме с пятиугольной дверью, четырехугольным окном и шестиугольной трубой.

Ответы: Котенок живет в доме №3, Щенок - №5, Петушок - 6.

№ 32 Дидактическая игра "Живые числа"

Цель: упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.

Материал: Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: "Числа! Встаньте по порядку!" - они строятся в шеренгу и называют свое число ("Один", "Два", "Три", и т. д.) Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Правила игры: Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.

Вариант игры. "Числа" строятся в обратном порядке от 10 до 1.

№33. Дидактическая игра "Отгадай, какое число пропущено"

Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: Фланелеграф, 1 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета. Флажки.

Содержание: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагаем детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. затем ребята закрывают глаза. а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Правила игры: Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый заметит, какое число пропущено, получает флажок.

№ 34. Дидактическая игра "Какое число рядом?"

Цель: Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: мяч.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.

Правила игры: Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. игра продолжается.

Вариант игры:

1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.

2. Дети называют не одно, а два числа сразу - и предыдущее и последующее.

№ 35. Развивающие игры по Б. П. Никитину "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Уникуб".

Цель: развивать у детей пространственные представления, образное мышление, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая плоскостные и объемные фигуры, развивать творчество и самостоятельность.

Материал: плоскостные карточки-образцы для плоскостных фигур; кубики, окрашенные в три яркие цвета- для объемных фигур.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений по образу и собственному замыслу.

1. "Танграм"

2. "Колумбово яйцо"

3. "Монгольская игра"

4. "Вьетнамская игра"

1. Дети знакомятся с набором фигур к игре, отбирают фигуры по форме, обследуют, считают, накладывают друг на друга.

2. По слову воспитателя составляют из треугольников квадрат, треугольник (из двух меньших, четырехугольник.

3. Составление фигур по образу и замыслу.

4. Воссоздание фигур по образцам контурного характера.

Использовала литературу:

1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста".

2. З. А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников".

3. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова "Обучение математике в детском саду".

4. В. П. Новикова "Математика в детском саду".

5. В. Сотникова "Развитие ребенка в игровой деятельности".

6. Е. В. Соловьева "Числа для тебя".

7. Сорокина "Дидактические игры в детском саду".

 

 

Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.

Татьяна Февралёва
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.

Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.

В этот раз хотелось бы поговорить о сенсорном развитии малышей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, поскольку именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременная работа по развитию сенсорики предполагает, на мой взгляд, формирование разносторонне развитой личности. Хотелось бы видеть сегодняшних малышей в будущем тонко чуствующими и глубоко мыслящими взрослыми людьми. Согласитесь, что с такими людьми гораздо приятнее общаться и сотрудничать.

Лучшим средством для развития сенсорики, несомненно, являются дидактические игры и упражнения. Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, в которые мы с большим удовольствием играем с нашими малышами.

Дидактическая игра "Посади божью коровку на свой цветок".

Цели:

1. Учить различать, называть и сравнивать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) и их оттенки (коричневый, оранжевый).

2. Знакомить с величиной и формой предметов.

3. Развивать навыки самостоятельной деятельности, творческие способности, любознательность.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152122.jpg

Игра состоит в том, чтобы рассадить божьих коровок на соответствующий по цвету цветок.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152298.jpg

Вариативность этой игры большая - от индивидуальных заданий до командных соревнований.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152322.jpg

Игра может постоянно дополняться "коровками" других цветов.

Дидактическое пособие "Волшебные прищепки".

Цели:

1. Учить детей правильно брать и открывать прищепку.

2. Закреплять знания основных цветов.

3. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.

4. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152420.jpg

Это пособие - море вашей с детьми фантазии. Можно подбирать к фигуркам прищепки такого же цвета, можно подбирать контрасные цвета, можно вообще придумать что-то своё, совсем необычное. И опять-таки дополнять и дополнять новыми элементами (фигурками животных, фруктов, овощей и т. д.)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152984.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152953.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152771.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152793.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152816.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152835.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152858.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152881.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152904.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459152928.jpg

Пальчиковая игра-гимнастика с прищепками.

Цели:

1. Развивать и укреплять мелкую мускулатуру рук.

2. Развивать координацию движений.

Бельевой прищепкой (не очень тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Сильно кусает котенок-глупыш. Он думает, это не палец, а мышь». Затем меняем руки. И опять делаем то же упражнение со словами : «Но я, же играю с тобою, малыш. А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Малышам эта игра-гимнастика очень нравится.

Дидактическое пособие "Тактильные дорожки".

Цели:

1. Развивать координацию движений, совершенствовать тактильно-осязательное восприятие: твердое-мягкое, колючее-гладкое, упругое-рыхлое, жесткое-эластично.

2. Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, мышления и воображения, зрительного внимания.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153664.jpg

Пособие состоит из разноцветных карточек, на каждой из которых имеется дорожка из различных на ощупь материалов: пластмассовых пуговиц, кожи, плодовых зёрнышек или косточек, меха, шнурка и т. п.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153753.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153773.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153786.jpg

Задания:

1. Помочь животному добраться до корма или детёныша (провести пальчиком по дорожке).

2. Исследовать пальчиками дорожку и описать, какая она на ощупь (гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая, упругая, скользкая и т. д.)

3. Определить с закрытыми глазами, из чего сделана дорожка.

4. Угадать по описанию ведущего, из чего сделана дорожка.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153825.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459153998.jpg

Это пособие тоже можно дополнять дорожками из различных материалов и придумывать к ним новые задания.

Пальчиковые игры с крупами.

В глубокую миску насыпаем любую крупную крупу (гречку, рис, перловку, фасоль ли горох, опускаем в неё руки и имитируем движение, которым месят тесто. Одновременно приговариваем: «Месим, месим тесто. Есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи». Ребёнок может играть в эту игру как самостоятельно (под присмотром взрослого, так и вместе с вами.

Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик".

Цели:

1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Развивать эстетическое восприятие.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459154145.jpg

Суть игры сводится к тому, чтобы собрать всех матрёшек одного цвета в своём домике. И конечно же, можно придумать свой вариант игры, например, "синие матрёшки хотят придти в гости к красным" и т. д.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459154394.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459154412.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459154426.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-20107-1459154437.jpg

Спасибо за внимание!