Музыкально – математические игры (для детей дошкольного возраста)
Игрушка – помощница «Теремок»
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Содержание…………………………………………………………………4
3. Игровые задания……………………………………………………………5
4. Заключение……………………………………………………………...….8
Пояснительная записка
« Дети охотно всегда чем-нибудь
занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но
нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.
Музыкальная математика.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют музыкальные понятия.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.
Содержание:
Для закрепления элементарных математических представлений мною разработана и представлена музыкально – математическая игра «Теремок», направленная на первичное представление об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом пространстве и времени.
Данную игру можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игра поможет развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям.
Цель: Развитие элементарных
математических представлений, музыкального слуха детей, закрепление понятий о
количестве.
Задачи:
Обучающие. Развивать логическое мышление, математические, музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;
Развивающие. Закреплять умения детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы, правильно определять форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему овладению элементарных математических представлений. Формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве.
Воспитательные. Вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры индивидуально и коллективно;
Ход игры:
Стоит в поле теремок, теремок
Как красив он и высок, и высок
Вот по полю кто-то к домику бежит?
Вот по полю кто-то к домику спешит?
Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит и прикрепляет соответствующую картинку в окошко и показывает движение персонажа. Затем детям предлагается сосчитать количество жителей теремка (лиса, заяц, волк, петушок, лягушка, мышка, медведь). Каждый персонаж сказки хочет с ребятами поиграть и предлагает игровые задания.
Игровые задания
1. Петушок - Пальчиковая игра на порядковый счёт « Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.
Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.
Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев
вокруг
Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются
друг друга.
Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и
выпрямляются.
Безымянный притаился, Спрятать 4-й палец одной руки в кулачок
другой.
А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.
Цепь сцепил и молодец!
Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.
Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.
2. Мышка - Ритмическое лото
Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих попевок:
«Андрей воробей»
«Мы идём с флажками»
«Всем нам нет семи лет»
3. Лягушка - Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
Пять руками помахать
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а 8 потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
Ну а 10 поклонись!
(Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту).
4. Лиса - Ритмический кубик
Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.
5. Волк. Музыкально - дидактическая игра с использованием диатонического слуха «От шёпота до крика»
Дети считают от одного до пяти прибавляя силу голоса.
6. Заяц. Математическая игра «Сосчитай горошины»
Дети берут по одному стручку и становятся в два круга (1 круг – девочки, 2 – мальчики), педагог в это время расставляет по залу домики с номерами от 1 до 9.
Дети под музыку поют и выполняют соответствующие движения:
1. Мы шагаем все по кругу, посмотри! -идут по кругу
И горошины считаем: раз, два, три.
Мы в кружочек соберёмся, - идут в круг, поднимая горошины вверх
И из круга повернёмся- поворачиваются в обратную сторону
И считаем: раз, два, три! - шагают, высоко поднимая колени
2. Математику мы знаем, -меняются местами: девочки идут на место
Звонко песню напеваем - мальчиков и наоборот
Ты горох пересчитай, - грозят друг другу пальчиком
Да смотри, не зевай!
Где живёт он? Угадай! - разводят руки в стороны, приподняв плечи.
Дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин в их стручке.
7. Медведь - Музыкально-математическая игра «Танец цифр»
Мы ребята потанцуем,
Веселимся, кружимся.
Скоро все мы в этом танце
С цифрами подружимся.
Звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.
При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.
Заключение:
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».
Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».
Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание.
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка».
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства)
Развивающие: Развитие зрительного контакта, сотрудничества, внимания, способствовать развитию навыкам игры на музыкальных инструментах, опираясь на графическое их отображение, легко и красиво выполнять движения в танцевальной импровизации, соответственно изменению темпа музыки.
Образовательные: Формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки счёта, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать навык самооценки и самоконтроля.
Образовательные: уметь анализировать способ расположения геометрических фигур, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийная установка, слайды к сказке «Гуси - лебеди».
Музыкальный материал: фонограммы с записью пьес «Баба-Яга», «Утро» из детского альбома П. Чайковского, для танца песня «Оранжевое солнце»
Раздаточный материал: музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубен, колокольчики; карточки с геометрическими фигурами, трафареты «яблок с семенами», цифры от 1 до 10.
Ход НОД
Дети под музыку входят в музыкальный зал и становятся полукругом.
Музыкальный руководитель: Доброе утро ребята! Ну-ка посмотрите все на меня, глазки у всех проснулись, а щечки, ушки? Тогда давайте их разбудим.
Валеологическое упражнение «Доброе утро» под музыку.
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Ну вот, мы с вами проснулись и можно отправляться в путешествие. Сегодня мы отправимся путешествовать по сказке. Посмотрите на экран, и ответьте, к какой сказке относится это изображение.
Демонстрируется слайд из русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Знакома вам эта сказка? Как она называется? (Гуси – лебеди)
Помните, как зовут героев сказки? (Маша и Ваня)
И вот они опять попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности? Трудности необычные, все с заданиями. А для того, чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.
Музыкальная разминка «Счет» под музыку.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись! (Дети выполняют движения по тексту.)
Наша разминка закончилась, а теперь отправляемся в сказку. Но двигаться мы будем не только шагом, но и поскоками. А чтобы определить какое движение нужно выполнять нам поможет музыка. Если вы внимательно будете слушать изменения темпа в музыке, то легко справитесь с заданием.
Музыкально-ритмические движения «Поскоки и сильный шаг» (по ходу движения дети садятся на стулья)
Дети садятся на полянку. На полянке разложены грибочки, на каждом из грибочков изображено число.
Воспитатель: Назови соседей числа, кот. изображено на твоём грибочке? Назвав соседей, дети встают.
Воспитатель: Ребята, Маша играла с подружками и не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца-Ваню. Побежала Маша вызволять братца из беды. Бежит и видит, стоит печь.
Демонстрируется слайд с изображением «Печки».
Спрашивает Маша у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?
А печка ей и говорит:
«Скажу, если ты мне поможешь, выполнишь задания.» Поможем печке? Дети выполняют задание. «Думай, считай, отгадывай»
Итак, слушайте первое задание.
Угадай ступеньку!
1.Лестница состоит из 9 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестнице? (на пятую).
2.Печка задумала число. Если от него отнять 4, то останется столько же? Какое число задумала печка?
3. Реши математические ребусы ?
7, я ; С 3 Ж; по 2 л; Р 1 а;
4. Какие цифры могут сказать про себя: «Повернёшь меня вверх (вниз) головой – и стану цифрой я другой»? (6 и 9).
5. Летела стая гусей: два впереди и три позади, Сколько было гусей? (5)
6.Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Сколько всего героев в басне? Сколько впряглось птиц?
7. Маше ровно 8 лет.
Ване ровно 5.
Кто тут старше - не секрет,
Просто сосчитать?
8.Стоит в поле дуб. На дубу 3 ветке. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько).
У меня в печке печенья испеклись. Я решила угостить ёжика и зайца.
Но Ёжик не любит печенье четырёхугольной формы, а заяц любит такое печенье, но не любит круглой и треугольной формы.
Какое печенье любят ёжик и заяц?
Ёжику нужно отнести круглой и треугольной формы печенье и положить в красную тарелку, а зайцу в желтую тарелку положить печенье четырёхугольной формы.
(Дети делятся на две команды, одна команда носит печенье ежу, другая - зайцу.)
Игра по Блокам Дьенеша.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: Бежит Маша дальше. Встречается ей на дороге яблонька.
Демонстрируется слайд с изображением «Яблоньки».
Обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели? А яблонька ей и отвечает:
«Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять.»
Давайте поможем Машеньке, сыграем на музыкальных инструментах и развеселим яблоньку. Но прежде чем мы начнем играть под музыку, проверим, как настроены ваши инструменты. Поиграем в игру «Гляделки».
Социально-коммуникативная игра «Гляделки».
Вот теперь с играем на инструментах «Приглашение», а чтобы узнать какой ритм будет у каждого инструмента, нам помогут ритмические полоски. Смотрим на экран.
Дети играют на детских музыкальных инструментах, опираясь на графическое отображение ритмического рисунка.
Слайд яблоня.
Воспитатель:
Зрительная гимнастика. Слайд Яблоня с яблочками.
Ребята, поможем Маше, возьмите по одному яблочку, сосчитайте семечки в своем яблоке, найдите соответствующую цифру и постройтесь друг за другом в колоны: первые за первыми, вторые за вторыми и т.д.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята развеселили яблоньку, выполнили правильно задание, и яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька и видит речку - кисельные берега, глубокую, да широкую.
Демонстрируется слайд с изображением «Речки».
Воспитатель: Я вам предлагаю перебраться через реку на лодочках.
(Дети выполняют из квадрата Воскобовича лодочку) по образцу воспитателя.
Молодцы! Справились и с этим заданием. Перебралась Маша на другой берег и видит… Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.
Кого встретила Маша? Правильно отгадали, конечно, это Баба Яга, Демонстрируется слайд «Баба-Яга».
А давайте вспомним, как называется пьеса и кто её написал? Слайд П.И.Чайковский
А какой характер у этой пьесы? Правильно, загадочный, угрожающий. Давайте послушаем эту пьесу ещё раз.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Увидела Баба – Яга Машу и говорит:
Демонстрируется слайд с изображением «Бабы-Яги».
«За братцем пришла? Но отдам я его, только когда выполнишь мои задания.»
1. Задание.
Расставь ёлочки в таком порядке: от самой низкой до самой высокой.
2. Правильно реши и положи в шишки в нужные корзинки. (6,4,9)
Расскажи, как выполнял задание?
5 1=6 6 – 2 = 4 7 2=9
8-2= 6 2 2 = 4 10-1= 9
3. Чтобы Баба – Яга отпустила Машу и Ваню домой, нужно подумать и решить головоломки:
Головоломки написаны на листе у воспитателя.
Бабе-Яге очень понравился ваш танец, и она отпустила Машу с Ваней домой. А что бы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.
Демонстрируется слайд с изображением Маши и Вани.
Итог.
Как хорошо, что вы, ребята справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой. Скажите, какое задание вам понравились больше всего?
Наша встреча подошла к концу, но я с удовольствием буду ждать вас ещё!
Дети под музыку выходят из зал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.