Картотека развивающих игр с использованием напольного полотна «Квадраты»
Разработали: Семенова И. А., Зырянова О. С.
Цель: развитие умения согласовывать слова в предложении.
Возрастная ориентированность: 5 – 7 лет Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные картинки формата А5.
Педагог обращает внимание детей на игровое поле, где в квадратах расположены картинки изображением вверх, рассматривает их вместе с детьми, потом озвучивает дидактическую задачу.
1 вариант. Игрок прыгает (сам решает, как он будет прыгать, на одной ноге, на двух ногах) по игровому полю, делает три остановки. Ориентируясь на изображения, составляет предложение.
2 вариант. Пройти игровое поле, следуя указаниям Ведущего, который будет использовать слова «прямо», «налево», «направо», «стоп». Выбирается Ведущий и игрок. Ведущим может сначала быть педагог, потом ребенок. Ведущий направляет игрока по нужному пути с помощью слов «прямо», «налево», «направо», когда говорит «стоп», игрок останавливается, берет в руки карточку и придумывает предложение с тем словом, которое изображено на ней.
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, лексическими темами, потребностями детей и самого педагога.
Цель: развитие связной речи, фантазии, воображения.
Возрастная ориентированность: 5 – 7 лет Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные картинки формата А5.
Педагог обращает внимание детей на игровое поле, где в квадратах расположены картинки изображением вверх, рассматривает их вместе с детьми, потом озвучивает дидактическую задачу. 1 вариант. Пройти игровое поле, взяв нужные картинки для составления рассказа (сказки).
Игрок самостоятельно выбирает направление движения, проходя по квадратам, собирает картинки. Затем раскладывает картинки в нужной последовательности и придумывает по ним рассказ или сказку.
2 вариант. Пройти игровое поле, следуя указаниям Ведущего, который будет использовать слова «прямо», «налево», «направо», «стоп». Выбирается Ведущий и игрок. Ведущим может сначала быть педагог, потом ребенок. Ведущий направляет игрока по нужному пути с помощью слов «прямо», «налево», «направо», когда говорит «стоп», игрок останавливается, берет в руки карточку. И так несколько раз, потом игрок раскладывает картинки в нужной последовательности и рассказывает по ним рассказ или сказку.
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, лексическими темами, потребностями детей и самого педагога
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце) Возрастная ориентированность: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).
Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные предметные картинки формата А5, ламинированные карточки-схемы для определения места звука в слове.
Педагог обращает внимание детей на игровое поле, где в квадратах расположены предметные картинки, вместе их рассматривают, проговаривают, что на них изображено. Затем раздает игрокам карточки-схемы для определения места звука в слове (или игроки сами выбирают). Ведущий (педагог) озвучивает игрокам дидактическую задачу.
1 вариант. Ведущий предлагает найти на игровом поле картинку, в которой звук С находится в начале, середине или конце слова, ориентируясь на карточку-схему.
2 вариант. Ведущий убирает с поля все картинки, раскладывает их на столе. Приглашает 3 игроков, раздает им схемы игрового поля, где указано, в какие квадраты нужно разложить картинки. Задача игроков выбрать картинки и положить их в нужный квадрат. Затем игрок объясняет свой выбор.
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, лексическими темами, потребностями детей и самого педагога.
Цель: автоматизация звука Ж.
Возрастная ориентированность: старший дошкольный возраст 5 – 7 лет
Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные предметные картинки формата А5, ламинированные карточки-схемы передвижения по полю.
Педагог обращает внимание детей на игровое поле, где в квадратах расположены предметные картинки. Он предлагает детям рассмотреть картинки, проговорить, что на них изображено, спрашивает у детей, что объединяет все эти картинки (дети отвечают, что во всех словах есть звук Ж). Затем раздает игрокам карточки-схемы их путешествия по игровому полю.
Ведущий озвучивает дидактическую задачу: игрок должен найти на поле с картинками ту, которая изображена на его карточке первой и встать на квадрат с этой картинкой, далее он передвигается по полю, следуя указаниям стрелок на его схеме. По пути игроку необходимо называть слова, выделяя звук Ж. В конце игрок говорит, что маршрут пройден, конечный пункт, например, жаба.
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, лексическими темами, потребностями детей и самого педагога.
Цель: упражнять детей в звуковом анализе слов.
Возрастная ориентированность: старший дошкольный возраст 5 – 7 лет
Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные предметные картинки формата А5, схемы звукового анализа слов к картинкам.
На игровом поле расположены разные схемы звукового анализа слов. Ведущий предлагает игроку выбрать картинку, назвать, что на ней нарисовано и найти на поле схему этого слова. Можно усложнить - предлагать карточки с картинками в перевёрнутом виде. Или сделать наоборот – на поле разложить картинки, а игрок выбирает схему и ищет подходящую картинку.
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, лексическими темами, потребностями детей и самого педагога.
Цель: развитие умения дифференцировать звуки «с» – «ш» в речи; учить определять позицию звука в слове.
Возрастная ориентированность: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).
Оборудование: напольное полотно «Квадраты», ламинированные картинки формата А5 на
звуки «с» – «ш».
Педагог обращает внимание детей на игровое поле, где в квадратах расположены картинки изображением вверх, рассматривает их вместе с детьми, потом озвучивает дидактическую задачу.
1 вариант. Пройти игровое поле по квадратам, где расположены картинки на звук «ш». Ребёнок самостоятельно продвигается только по квадратам с картинками, в названии которых имеется звук «ш», называя, что изображено на картинке. Аналогично со звуком «с».
2 вариант. Пройти игровое поле, следуя указанием Ведущего, который будет использовать слова «прямо», «налево», «направо». Выбирается Ведущий и игрок. Ведущим может сначала быть педагог, потом ребенок. Ведущий направляет игрока по нужному пути с помощью слов «прямо», «налево», «направо», таким образом, игрок проходит весь путь по игровому полю.
3 вариант. Предлагаемый вариант игры педагог может использовать при организации деятельности малых групп (до 3-х человек). Дети одновременно проходят игровое поле, каждый по своей дорожке. Их задача быстрее пройти игровое поле, не ошибиться в выборе картинки на звук «ш». Аналогично со звуком «с».
Игровое пособие может дополняться и изменяться педагогом в соответствии с новыми задачами, потребностями детей и самого педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.