Картотека «Русские народные игры» (для дошкольного возраста)

  • pdf
  • 12.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Картотека «Русские народные игры».pdf

Актуальность

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. 

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни.

Задачи:

      Развивать память, воображение. 

      Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

      Развивать мыслительные операции через игру.

      Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры.           


«Гори ясно»

упражнять детей в умении самостоятельно менять

направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:   «Гори, гори ясно,

                                        Чтобы не погасло,

                                        Раз, два, три!»

На слова «1,2,3!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. 

 

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. 

 

Ход игры: 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:            У медведя во бору,

                                                 Грибы, ягоды беру.                                                  А медведь не спит,                                                  Всё на нас глядит.                                                  А потом как зарычит                                                  И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми. 

«Дедушка Мазай»

Цель: развивать пластику тела, чувство юмора.

 

Ход игры:   

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные  участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.)           Здравствуй, дедушка Мазай!           Из коробки вылезай.           Где мы были, мы не скажем,           А что делали — покажем.

 

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай»

 

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

 

Ход игры: 

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг.

Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга.

Ребята бегают по кругу и дразнят:

 

Баба-Яга, костяная нога,                  - дети ходят по кругу С печки упала, ногу сломала.               

Пошла в огород, испугала народ.      - идут в центр Побежала в баньку,                            - из круга обратно Испугала зайку.   

              

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

«Теремок»

развивать у детей умение передавать в движении

содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  

 

Ход игры: 

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

 

  Стоит в поле теремок, теремок.      - дети («теремок») идут по   Он не низок, не высок, не высок.            кругу и поют.

  Вот по полю, полю мышка бежит,   - мышка бежит за кругом.   У дверей остановилась и стучит:      - дети останавливаются.    «Кто, кто в теремочке живёт?         - мышка стучит, поёт,   Кто, кто в не высоком живёт?»        - вбегает в круг.   Стоит в поле теремок, теремок.       - дети («теремок») идут по   Он не низок, не высок, не высок.            кругу и поют.   Вот по полю лягушка бежит,             - лягушка прыгает за                                                                          кругом.

  У дверей остановилась и стучит:       - дети останавливаются. 

  «Кто, кто в теремочке живёт?          - лягушка стучит и поёт.

  Кто, кто в не высоком живёт?»

 

  Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

  Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

  Мышка. «Иди ко мне жить!»

 

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

     

 

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

 

Ход игры: 

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:   Ах ты, совушка - сова,

                                   Золотая голова.                                    Что ты ночью не спишь,                                    Всё на нас глядишь?

 

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает.  «Кошки – мышки» совершенствовать легкий стремительный бег.    

 

Ход игры: 

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом. 

                 

Ходит Васька серенький, - дети идут по кругу вправо,   Хвост пушистый беленький,   Васька – влево.  Ходит Васька  кот.

Сядет, умывается, Лапкой умывается, Песенки поет. 

- дети сужают круг, смотрят,как    Васька умывается.    С окончанием куплета       расширяют круг.

Дом неслышно обойдет, Притаится Васька кот, Серых мышек ждет.

- дети идут вправо, кот – влево.

 

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.  

 

 

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.   

 

Ход игры: 

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

                        Становися  во кружок,   Отгадай, чей голосок.   До кого-нибудь коснись,    Отгадать поторопись. 

 

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

 

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед  и легкого стремительного бега. 

 

Ход игры: 

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:      Огуречик, огуречик,

                             Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:       Там мышка живет,       Тебе хвостик отгрызет. 

 

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать. 

 


«Подними ладошки»

Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

 

Ход игры: 

Дети стоят по кругу и поют: 

Подними ладошки выше И сложи над головой. Что вышло? Вышла крыша, А под крышей мы с тобой!

- дети складывают руки над     головой. 

Подними ладошки выше А потом сложи дугой.

Кто же вышел? Вышли гуси – вот один, а второй другой.

- дети сгибают руки в локтях    перед собой, поочередно    опуская кисти рук. 

Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? 

Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.

- дети складывают руки перед     собой одна на другую       «полоской». 

 

 «Аисты и лягушки»

Ход игры:   

Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:    На одной ноге стоишь,

      На болото ты глядишь,

      А мы весело, прыг – скок,       Догони – ка нас, дружок! Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать. 

 

Ход игры: 

 

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит Вот так, вот так

Он ушами шевелит. 

 

-  сидят.

-  «Ушки»

Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза

Надо лапочки погреть.

 

 

- стоят, хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок

Надо Зайке поскакать. 

 

- прыгают на двух ногах.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.  Дети убегают на места.

 

 

 

 «Камень, ножницы, бумага»

Ход игры:   

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

 

«Жмурки»

Ход игры:   

Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:  Иди, кот, на порог,

                                Где сметана и творог!                                 Повернись пять раз,                                 Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются. Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

 

 

«Колечко»

Ход игры:   

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:        Колечко, колечко,

                      Выйди на крылечко!                       Кто с крылечка сойдет,                       Тот колечко найдет! Задача игрока, у которого в руках колечко – сидеть тихо, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано. Кто отгадает у кого колечко – тот и ведущий.

 

«Гуси»

Ход игры:   

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог:

  Гуси, гуси!            – Га-га-га! 

  Есть хотите?            – Да-да-да! 

  Так летите! 

  Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

«Прятки»

Ход игры:   

Основные правила таковы: один человек водит, а другие - прячутся. Водящий должен отыскать всех игроков и усадить их до того, как они успеют спрятаться «дома». Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на «кон». В знак того, что игрок найден, надо постучать на «кону» о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до «кона» и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. В следующий раз водящим  становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, первым). 

 

«Казаки - разбойники»

Ход игры:   

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.  

Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

 

«Перетяжки»

Ход игры:   

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая верёвка. Вышедшие участники хватают верёвку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

 

«Горячий картофель»

 

Ход игры:   

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). 

Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»  Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

 

 

«Быстрее, пожар!»

Ход игры:   

Это эстафета. Дети делятся на две или более команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой. На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро. По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды в руках к кастрюле и выливают в нее воду. Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики следующему участнику. Стаканчик наполняется водой из шланга или другого источника (обе команды используют один шланг для большего веселья), и игрок снова бежит к кастрюле. Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.

 

«Попади в цель»

Ход игры:   

Существует много вариантов этой игры. Раздайте детям пять орешков в скорлупе, мячей  и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

 

 

«Испорченный телефон»

 

Ход игры:   

Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать). Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!