Картотека «Русские народные игры» (для дошкольного возраста)

  • doc
  • 12.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игры.doc

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад общеразвивающего вида №316»

                                      городского округа Самара

 

 

 

 

 

Картотека

«Русские народные игры»

(для дошкольного возраста)

                                                                                                                                                                            

                                                  Группа№3 «РОМАШКА»

 

 

 

                                                    Составила: Зацепина Н.П.

 

 

Актуальность

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. 

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни.

Задачи:

·        Развивать память, воображение. 

·        Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

·        Развивать мыслительные операции через игру.

·        Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры.

 

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:   «Гори, гори ясно,

                                        Чтобы не погасло,

                                        Раз, два, три!»

На слова «1,2,3!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

 

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

 

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:            У медведя во бору,

                                                 Грибы, ягоды беру.

                                                 А медведь не спит,

                                                 Всё на нас глядит.

                                                 А потом как зарычит

                                                 И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Дедушка Мазай»

Цель: развивать пластику тела, чувство юмора.

 

Ход игры: 

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные  участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.)

          Здравствуй, дедушка Мазай!

          Из коробки вылезай.

          Где мы были, мы не скажем,

          А что делали — покажем.

 

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай»

 

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

 

Ход игры:

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:

 

Баба-Яга, костяная нога,                  - дети ходят по кругу

С печки упала, ногу сломала.              

Пошла в огород, испугала народ.      - идут в центр

Побежала в баньку,                            - из круга обратно

Испугала зайку.  

             

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов. 

 

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

 

  Стоит в поле теремок, теремок.      - дети («теремок») идут по

  Он не низок, не высок, не высок.            кругу и поют.

  Вот по полю, полю мышка бежит,   - мышка бежит за кругом.

  У дверей остановилась и стучит:      - дети останавливаются.

  «Кто, кто в теремочке живёт?         - мышка стучит, поёт,

  Кто, кто в не высоком живёт?»        - вбегает в круг.

  Стоит в поле теремок, теремок.       - дети («теремок») идут по

  Он не низок, не высок, не высок.            кругу и поют.

  Вот по полю лягушка бежит,             - лягушка прыгает за

                                                                        кругом.

  У дверей остановилась и стучит:       - дети останавливаются.

  «Кто, кто в теремочке живёт?          - лягушка стучит и поёт.

  Кто, кто в не высоком живёт?»

 

  Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

  Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

  Мышка. «Иди ко мне жить!»

 

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

   

 

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

 

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:   Ах ты, совушка - сова,

                                   Золотая голова.

                                   Что ты ночью не спишь,

                                   Всё на нас глядишь?

 

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает.

 

 

«Кошки – мышки»

Цель: совершенствовать легкий стремительный бег.   

 

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

 

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька  кот.

 

- дети идут по кругу вправо, 

  Васька – влево.

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

- дети сужают круг, смотрят,как

  Васька умывается.

  С окончанием куплета   

   расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

 

- дети идут вправо, кот – влево.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать. 

 

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.  

 

Ход игры:

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

                        Становися  во кружок,

  Отгадай, чей голосок.

  До кого-нибудь коснись,

  Отгадать поторопись.

 

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

 

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед  и легкого стремительного бега.

 

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:      Огуречик, огуречик,

                             Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

      Там мышка живет,

      Тебе хвостик отгрызет.

 

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.