Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
Оценка 4.6

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Оценка 4.6
docx
28.02.2020
Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
картотека грамматика.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»      (ОГБПОУ «РПК»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека игры на формирование грамматически правильной речи дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 4 курса

                                                                        группы 42ш специальности

                                                                  44.02.02 преподавание в

начальных классах

Гималитдинова Дана

 

Рязань,2020г

 

Надпись: «Что изменилось?»
Младшая группа
Дидактическая задача: активизация предлогов  с пространственным значением\ правильно употреблять предлоги с пространственным значением (в, на, за, около, под). 
Оборудование:   стол, кукла
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.

Формирование морфологической стороны речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «Угадай, чего не стало?» \ «Волшебный мешочек»
Младшая группа
Дидактическая задача: усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование:   игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика.
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом местоимение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.
Игровые действия: Дети достают из мешочка игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)
В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего.
Со временем задание усложняют – ребенок должен ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам.
 


                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

«Волшебный мешочек» Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи).

В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос, что у него в мешке. Зайка достает морковку.

–Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная, вкусная.)

Зайка достает другие предметы.

–Какой огурец? (Длинный, зеленый) Какой помидор? (Круглый, красный, вкусный) Какое яблоко? (Круглое, красное, вкусное) Какой лимон? (Желтый, кислый)

Заяц хочет поиграть с ребятами. Он снова прячет все овощи и фрукты в чудесный мешочек, затем опускает лапу в мешочек, находит предмет и, не показывая его детям, дает описание, а дети отгадывают, что это.

Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец)

Оно круглое, красное, вкусное. Что это? (Яблоко)

Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом местоимение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «Что (кого) не стало?»
Средняя  группа
Дидактическая задача: формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах
Оборудование:   несколько разных предметов 
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на стол предметы и задает вопросы, а дети в правильной форме должны ответить. 
На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).
На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).
Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).
Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).
Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).
Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: «Мишка, сделай!»
Средняя  группа
Дидактическая задача: употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи
Оборудование:   игрушка медведь
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. Мишка выполняет действия  лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно.
Игровые действия: В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»
Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.
Требует специальных упражнений разноспрягаемый глагол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» – «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» – «Хочу». – «Мы хотим плясать» и т.д.), игровые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Оля, ты хочешь?» – «Хочу»).



                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «три рейки .
Старшая   группа
Дидактическая задача: формирование усвоения родовой принадлежности.
Оборудование:   предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: «Чего нет у Тани?»
Старшая   группа
Дидактическая задача: употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Оборудование:   нет
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)
А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).



                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

 

формирования синтаксической стороны речи

Надпись: «закончи предложение
младшая группа
Дидактическая задача: Формированию умения строить распространенные предложения
Оборудование:   нет
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Воспитатель задает вопросы, а дети должна закончить предложение.
Учитель учит кого? (Учеников)
Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
Часовщик чинит что? (Часы)
Врач лечит кого? (Больных)
Надпись: «составь предложение?»
средняя группа
Дидактическая задача: составление сложносочиненных предложений по двум картинкам.
Оборудование:   предметные картинки 
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.
Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.
Девочка разбирает постель. Девочка спит.
Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.
Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:
·         с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;
·         со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;
·         с союзами если, так как, поэтому (Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «размытое письмо»
средняя группа
Дидактическая задача: оставлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений 
Оборудование:   письмо  
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д.
Вариант 2) Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.
– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).
Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).
«Один начинает – другой продолжает».
Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:
Мама купила Коле… красный флажок.
Утром дети идут… в детский сад.
Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.
Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


формирования способов словообразования

Надпись: «кто пришел?»
младшая группа
Дидактическая задача: образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Оборудование:   нет  
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: –Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.)
Появляются котята.
Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)
Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)
А какие котятки? (Маленькие, пушистые.)
Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку».
Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.
Надпись: «кто что делает?»
младшая группа
Дидактическая задача: Образование глаголов от звукоподражательных слов
Оборудование:   нет  
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает)
Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)
Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка) Что она делает? (Хрюкает)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «Знаешь ли ты профессии?»
старшая группа
Дидактическая задача: упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии
Оборудование:   нет  
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: - Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.
Чинит часы… (часовщик).
Дома строит… (строитель).
Чинит сапоги… (сапожник).
Проверяет билеты… (билетер).
Работает в библиотеке… (библиотекарь). И т.д.
 

 


                                                           

 

 

 

 

 

 

Надпись: «Кто он такой?»
старшая группа
Дидактическая задача: образование существительных от глаголов. 
Оборудование:   нет  
Игровые правила: отвечает тот, кого спросит воспитатель. 
Игровые действия: -если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Формирование морфологической стороны речи

Формирование морфологической стороны речи

Волшебный мешочек» Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи)

Волшебный мешочек» Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи)

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

формирования синтаксической стороны речи

формирования синтаксической стороны речи

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

формирования способов словообразования

формирования способов словообразования

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека словесных игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020