Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Оценка 5
Карточки-задания
docx
дефектология
Детсад
31.01.2017
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
развитие слухового внимания
развитие произвольного внимания
развитие слухового внимания
стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов
активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения
развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
развитие слухового внимания
развитие произвольного внимания
развитие слухового внимания
стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов
активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения
дид.игры по областям.docx
Картотека дидактических игр
для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Речевое развитие
Цель игры – формировать умение подбирать точные по
смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен
заметить смысловые несообразности и подобрать
нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед
сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как
можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям
звуки; ширма.
Описание: Ведущий предлагает детям послушать и за-
помнить то, что происходит за дверью или ширмой.
Затем он просит рассказать, что они слышали.
Побеждает тот, кто больше и точнее определит
1.
«Какое слово
заблудилось?».
«Что слышно?»
2. источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что
слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в
полной тишине в течение некоторого времени (засекаю
его я) внимательно слушать, что происходит за дверью
(ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты)
необходимо назвать как можно больше услышанных
звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать,
надо называть услышанные звуки в порядке своей
очереди. Повторять звуки при назывании нельзя.
Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с
одним ребенком. Очередность в игре может быть
установлена с помощью считалки. Предметы, которые
могут быть использованы для игры: барабан, свисток,
деревянные ложки, металлофон, детское пианино,
емкости с водой для ее переливания и создания звуков
льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для
стука по стеклу и т.д.
3.
«Слушай звуки!» Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание: Каждый ребенок выполняет движения в
соответствии с услышанными звуками: низкий звук —
становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова
наклонена к левому плечу), высокий звук — становится в
позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые,
руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть
на кончики пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай зву-
ки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать
звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и
высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть
будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно,
то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с
комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей
ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки
фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя»
(показ с комментариями). Давайте мы все примем эту 4.
«Узнай по голосу
1».
5.
«Узнай по голосу
2».
позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».
Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно
увеличивая темп.
Цель: развитие слухового внимания, формирование уме-
ния узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания
глаз.
Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего,
который, находясь в центре круга с завязанными
глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав
игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную
игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в
круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах
будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому
я дам знак, произнесет любое слово своим голосом.
Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он
угадает игрока, то должен поменяться с ним местами:
игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если
же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор,
пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем
игру».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: заранее начерченный на полу большой
круг, платок для завязывания глаз.
Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды
взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям,
угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В
случае угадывания водящий меняется местами с
назвавшим его по имени.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру.
Одного из игроков выберем водящим. По моей команде
«Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова:
«Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются
в круг, а водящий становится спиной к кругу с
завязанными глазами и внимательно слушает. Дети,
которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».
По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак,
назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать,
кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется
местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не
узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу
другого ребенка».
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости
реакции.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись С.
Прокофьева «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен выполнять
движения, соответственно командам взрослого:
«зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом
об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув
руки; «аист» — стоять на одной ноге.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно
быть внимательным. Встаньте по кругу друг за
другом..Слушайте внимательно мои слова — команды.
Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу,
как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны
показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу
«раки», все должны показать, как раки пятятся назад.
Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться
в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как
крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны
превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а
когда я скажу «дети» — все должны стать детьми.
Начинаем играть».
6.
«Будь
внимателен!»
7.
«Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и
двигательного анализаторов.
Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют дви-
жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз,
«вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять
руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,
считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу
и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля»,
все должны опустить руки вниз, если слово «вода» —
вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки
вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в
лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается —
считается проигравшим».
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про-
износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо
слово, тот передает его следующему и т.д. Слово
должно дойти до последнего игрока. Ведущий
спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»
Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит,
телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего),
какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок
напутал, «испортил телефон». «Провинившийся»
занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный
телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было
удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему
рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от
ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо
на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам
телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий
спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»
Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое
придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен.
Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае
по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен
назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок
напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок
занимает место последнего. Давайте поиграем».
8.
«Испорченный
телефон».
9.
«Кого назвали, тот
и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости
реакции.
Оборудование: большой мяч. 1.
«Назови лишнее
слово»
Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по
площадке и услышав свое имя, должен подбежать,
поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя
кого-нибудь из играющих.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого
назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый
мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать,
ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и
назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как
можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и
снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого
игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем
играть».
Цель: активизировать внимание; развивать мышление,
речь. Навык правильного звукопроизношения.
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать
«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово
«лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения
порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
Описание: Всоответствии с командами взрослого
ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку
до 10.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше
считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом
встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я
брошу мяч, будете считать дальше до 10.
Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо
считать?
Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».
Правильно. Начинаем играть».
Примечание. Усложненным вариантом может быть
такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте
внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы
досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со
словами: «Считай дальше».
Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш
товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю:
«Четыре» —и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я
забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай
дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».
Как вариант может быть игра «До» и «После».
Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти».
Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти.
Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны
назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять.
Игра проходит в быстром темпе.
1.
«Кто знает, пусть
дальше считает».
2.
«Слушай хлопки». Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок —
принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в
стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки
вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу);
три хлопка — возобновить ходьбу.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру
«Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по
кругу друг за другом и внимательно слушать мои
команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны
остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если
я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и
принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в
ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за
другом по кругу. Начинаем играть».
«Закончи предложение»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11 .У человека две ноги, а у собаки...
Ночью темно, а днем....
Трава зеленая, а небо...
Зимой холодно, а летом....
Ты ешь ртом, а слушаешь...
Утром мы завтракаем, а днем...
Птица летает, а змея...
Лодка плывет, а машина...
3.
Понятийное
мышление.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Композитор сочиняет музыку, а музыкант....
4.
Последовательнос 1). «Кто кем (чем) будет?» Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница,
цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич,
ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть,
кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2). «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
цыпленок яйцом;
лошадь жеребенком;
корова теленком;
дуб желудем;
рыба икринкой;
яблоня семечком;
лягушка головастиком;
бабочка гусеницей;
хлеб мукой;
птица птенцом;
овца ягненком;
шкаф доской;
велосипед железом;
рубашка тканью;
ботинки кожей;
дом кирпичом;
сильный слабый;
мастер ученик;
листок почкой;
собака щенком;
шуба мехом;
козел козленком.
Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте,
шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
Научить слышать разные шумы, прислушиваться.
Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат
животные. шумят машины...
ть событий.
Игры на
восприятие звука. ( с
4 лет)
«Слово
заблудилось». ( с 5
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные
фразы, в которых используется неподходящие по смыслу
5.
6. лет)
слова. Дети слушают внимательно и подсказывают
нужное слово.
На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),
На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша.
(каша, ложка).
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
«Испеки мне утюжок!» просит бабушку крючок,
(пирожок. внучок)
Познавательное развитие
1.
«Оп
исывае
м
различ
ные
свойст
ва
предме
тов».
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и
т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь
идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где
речь идет о яблоке или о яблоках.
2.
«Съ Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, едобно
е –
несъед
обное».
(с
мячом).
3.
«По
новым
местам
».
существенные признаки предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в
соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать,
а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если
назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например
стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, —
разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок
летает?», молчите и не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул,
баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей,
комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет,
ковер...
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и сгруппой детей.
Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие
скорости движений. Оборудование:заранее обозначенные кружки
для каждого ребенка.
Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой
кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в
новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам».
Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На
прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я
скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-
домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим.
Начинаем игру».
Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное
сопровождение или песню
4.
Зна
комимс
я с
призна
ками
предме
тов с
помощ
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а наспине –
щетинка».
«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда
работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по
платку катается, людямулыбается». «Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку». ью
загадо
к.
5.
«И
щем
одинак
овые
свойст
ва
предме
тов».
6.
«Ср
авнени
е
предме
тов».
«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».
Задания:
В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что
это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..
Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.
1.
2.
подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками (подбери самые непохожие).
1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и
различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических
фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур
маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
2). "Сравнение слов".
Для сравнения даем пары слов:
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет?
Чем
они похожи? А чем отличаются друг от друга?
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
пианино и скрипка.
7.
Игр
а.
Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка,
ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок,
ключ, карандаш. Отобрать:
металлические предметы,
съедобные,
тяжелые,
мягкие,
белые,
круглые,
длинные,
деревянные,
маленькие,
прямоугольные,
которые можно повесить за нитку.
8.
«Об
общен
ие
исключ
ение».
1). Поиск лишней картинки
2). Последовательность работы:
«3 лишний» (с картинками);
«4 лишний» (с картинками);
«3 лишний» (на словесном материале);
«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как
можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»
Стол, стул, кровать, чайник.
Лошадь, собака, кошка, щука.
Елка, береза, дуб, земляника.
Огурец, репа, морковь, заяц,
Блокнот, газета, тетрадь, портфель
Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
Волк, лиса, медведь, кошка.
Фиалка, ромашка, морковь, василек.
Кукла, машина, скакалка, книга.
НАБОРЫ СЛОВ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
2.
3.
4.
5.
6.
Лыжи, коньки, лодка, санки.
Стул, молоток, рубанок, пила.
Снег, мороз, жара, лед.
Вишня, виноград, картофель, слива.
Автобус, трамвай, самолет, троллейбус. Река, лес, асфальт, поле.
Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
Парта, доска, учебник, ежик.
Змея, улитка, бабочка, черепаха.
Краски, кисти, чайник, полотно.
Шляпа, крыша, дверь, окно.
Молоко, чай, лимонад, хлеб.
Нога, рука, голова, ботинок.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их
объединяет, как их можно назвать одним словом:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
9.
«На
зови
одним
словом
».
суп, каша, гуляш, кисель;
лошадь, корова, овца, свинья;
курица, гусь, утка, индейка;
волк, лиса, медведь, заяц;
капуста, картофель, лук, свекла;
пальто, шарф, куртка, костюм;
туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
шапка, кепка, тюбетейка, берет;
липа, береза, ель, сосна;
Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся
данных.
Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой? «Бывает - не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч.
Ребенок
должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а
если нет, то мяч ловить не нужно.
1.
Кри
тичност
ь
познав
ательн
ой
деятел
ьности.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|12.На березе выросли шишки.
3.
4.
5.
6.
В кастрюле варится чашка
«Запомни свое место».
Дети располагаются определенным образом по периметру зала
(например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают
свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают
по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:
а) вернуться на свое место;
б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой
стрелке.
При большом количестве детей или если дети испытывают трудности
в запоминании места и последовательности передвижения, можно
объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на
взаимопомощь и согласованность действий).
3.
«На
йди
пару».
Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с
изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов,
цветных карточек. Играют два или более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов.
Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки,
показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все
пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек.
Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.
Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя
карточками. Все последующие ходы участники делают с таким
расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки.
Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему
присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются
пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше
фантов.
Социально-коммуникативное развитие
1.
Игра «Что
Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно
Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно
точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают
ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а
ведущий сравнивает). Вопросы могут быть такими: дата
рождения Васи, как зовут Васину маму, кто лучший друг Васи,
что Вася сегодня съел на завтрак? и т.д. Каждая команда
отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ
команде даются очки. Выигрывает та команда, которая
набрала больше всех очков.
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за
руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.
По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие
во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота.
Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то
выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт
следующую команду, и игроки внутреннего круга резко
опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга,
считаются попавшими в западню. Они присоединяются к
стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого
игра повторяется.
Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 4-15
человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив
внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все
остальные начинают каждому из них по очереди задавать
вопросы о внешности напарника. Например: сколько пуговиц у
твоего напарника на кофте, какого цвета шнурки на ботинках?
и т.д. Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3
неправильных ответа.
Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На
счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на
человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются
глазами, оба вскрикивают и выходят из круга. Это повторяется
до тех пор, пока все не выйдут из круга
мы знаем о
Васе?»
2.
Западня
3.
Игра
«Запомни
внешность»
4.
Игра
«Ужасные
гляделки»
5.
Игра
«Салат»
Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей
любимой. Стоит сыграть в нее один раз и вам понравиться! Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем
игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один
остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов,
овощей. Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана
(стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта).
Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название:
груша! Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое
место. Опять остается один лишний. Он также выкрикивает
название фрукта, а может сразу два. Если же выкрикивается
слово «салат», то все игроки должны поменяться местами.
Игра может продолжаться до бесконечности.
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время
перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные
пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда
они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав
звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший
звонящего, становится ведущим
Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что
они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем
бросают клубок другому человеку. В результате в центре
образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая
объединяет всех участников. Следующий этап – участники
сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос
Дошкольникам можно предложить сначала говорить о своих
трудностях и недостатках (что трудно дается или с какими
своими чертами характера хотел бы расстаться),а в обратную
сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают
клубок, или за что ему благодарен на другом ее конце.
Передаешь клубок тому человеку, которому хочешь, потому
что... (называется качество), одному и тому же человеку
нельзя два раза передать. начинает педагог, в итоге у
каждого ребенка на пальчике ниточка - затем они отрывают по
кусочку себе от общей паутинки и просят завязать узелком
вокруг своего запястья того человека, которого они желают
запомнить на всю жизнь. можно до 3 и больше узелков. при
каждом завязывании - ребенок загадывает желание.
удивительно, но эти ниточки еще долго дети носят. перед
6.
Игра
«Звонящий»
7.
Упражнени
е «Нити
дружбы»
8.
Тренинг
"паутинка" 9.
Упражнени
е «Доброта»
1.
Упражнени
е «Волшебная
подушечка»
1.
Игра
«Привет»
завязыванием необходимо сказать, что надо беречь эти нити
дружбы, у того, кто будет бережно к ним относиться - желание
сбудется и в тот день ниточка сама упадет.
Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито
чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете
сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях,
родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к
рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека,
желательно, чтобы он был знаком другим участникам или
присутствовал в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и
конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в
каждом из тех, о ком рассказываете.
Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая
яркая подушечка. Участники сидят в кругу. Ведущий. У нас
есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять ее в
руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав
заветное желание. Оно может быть любым. Наберитесь
смелости, чтобы рассказать нам о нем. Участники группы
всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется
подушечка, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...»
Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни
слова. После выполнения упражнения задаются вопросы:
трудно ли было поделиться с группой своим желанием, может,
у кого-то в процессе работы возникли еще более важные
желания и он хочет рассказать нам о них, кто может
выполнить желания, родители, учителя, одноклассники или
кто-то еще?
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам
поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом:
«Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и
больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило:
здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить
свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте
здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны
непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Представили себе, как это происходит? (Когда все
поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим
приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!») Эта
игра физически сближает участников группы друг с другом и
привносит в совместную работу элемент дружеских
отношений. А можно говорить:! Привет! Меня зовут Иван. А
тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то
можно просто подтверждать это: "Меня зовут Иван, а тебя -
Ирина! И ответ: "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не
только в игре происходит физическое сближение, но и имена
запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность.
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в
центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до
Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает
руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку
следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет
до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть
увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит
до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно,
чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
2.
Игра
«Почтальон»
3.
Игра
«Салки
обнималки»
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить
тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не
более 7 сек.
Художественно-эстетическое развитие Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и
угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом
они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету,
но и по форме.
Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе
много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть
башни и купола.
Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить
составлять связный рассказ.
Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию
картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа
картины о себе
1.
Игра «На
что похожи
облака?»
2.
3.
Игра
«Портрет
заговорил».
Игра
«Угадай
настроение».
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.