Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
чтение
Детсад
26.03.2018
Мнемотехника- искусство запоминания путем образования ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Целью техники является не только развитие памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения. Использование мнемотехники создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую и речевую деятельность.Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №384 имени Д.К. Корнеева»
121353, г. Москва, Беловежская ул., 67 • тел/факс (495) 735-35-31 • 384@edu.mos.ru •
ОКПО 14292897, ОГРН 5137746241034 • ИНН 7731462620/КПП 773101001
sch384.mskobr.ru
Картотека
дидактических игр с использованием мнемотаблиц
Составила: воспитатель ГБОУ Школа №384
Сергеева О.С. Проблемы речи детей дошкольного возраста: односложная, состоящая лишь из
простых предложений речь, неспособность построить монолог: например,
сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению
С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. –является наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их
характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго
вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость
которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал
важность последовательного размещения в предварительной схеме всех
конкретных элементов высказывания.
Мнемотехникаэто система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведения информации, и конечно развитие
речи. Цель обучения мнемотехники развитие памяти, мышления, воображения,
внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду,
как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями,
которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое
предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки
– это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой
рассказ в 23 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это
мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том
числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ
или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом,
мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию,
визуализацию образов ребенком.
1. Игра «Какая сказка спряталась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев,
вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям
собрать схемы сказок и рассказать любую сказку. 2. Игра «Угадай. Кто я?»
Цель: составить описательный рассказ о животном.
Ход игры.
Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется
рассказ.
Вариант№2 детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и
составить связной рассказ. Вариант № 3 Ребёнок сам создаёт мнемотаблицу о какомлибо животном и
предлагает другим детям угадать это животное.
3. Игра «Фантазёры»
Цель: развивать умение составлять творческие рассказы, закрепить понятие о
структуре рассказа (начало, середина, конец), учить использовать в речи слова и
выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Для игры необходимо изготовить общую картусхему и две карты схемы
помощницы для составления рассказов. Можно использовать общую карту схему
для составления рассказов, можно привлекать карточки из других схем. У каждого
рассказа, составленным ребёнком должно быть: название, интересное содержание и
конец.
Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно
передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. 4. Игра «Кто, где находится?»
Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около».
Материал. Схемы,
местонахождения.
Ход игры.
Педагог предлагает посмотреть на схемы и сказать, куда спряталась каждая из
кодирующие изображения домашних птиц и их
домашних птиц.
Например:
Утка спряталась под куст.
Петух сидит на заборе.
Гусь стоит около дома. 5. Игра «Кто что ест?»
Цель: учить детей соотносить графическую схему с объектами и предметами.
Закреплять словарь по теме.
Материал. Набор графических схем с изображением диких животных и их
продуктов питания.
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотреть графическую схему с изображением дикого
животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить»
животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?». Например:
Заяц ест траву.
Медведь ест мед.
6. Игра «Какую пользу приносят животные»
Цель. Учить соотносить домашних животных и предметы графической схемой;
составлять предложения; активизировать словарь по теме.
Материал. Набор графических схем: домашние животные, мышка, дом, молоко,
мясо, тележка, шерсть.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям графические схемы с животными и просит
назвать их. Затем задает ребятам вопрос: «Какую пользу приносят животные?».
Ответив на вопрос, дети подбирают графическую схему с предметом к животному
и составляют предложение.
Например:
Кошка любит мышей.
Собака сторожит дом.
Корова дает молоко.
7. Игра «У кого что?»
Цель. Учить детей образовывать форму родительного падежа имен
существительных. Активизировать словарь по теме.
Материал. Предметные картинки из серии «Домашние животные».
Ход игры Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.
Например:
У кого рога и вымя?. (У коровы)
У кого длинные усы и острые когти?. (У кошки)
У кого копыта и грива?. (У лошади)
8. Игра «Путешествие капельки»
Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
Материал. Карточки с изображением природных явлений (капелька, осадки, река,
солнце, испарение, облака). Мнемотаблица.
Ход игры Воспитатель рассматривает с детьми мнемотаблицу, проговаривая
каждый фрагмент. Перед детьми на столе лежат карточки» рубашкой» вверх.
Детям предлагается по очереди выложить карточки в правильной
последовательности, чтобы получился круговорот воды в природе.
9. Игра» Чудесные слова»
Цель: развития памяти методом «крокирования» Ход игры: Воспитатель называет цепочку из 710 слов, дети схематично
зарисовывают слова. Затем, глядя на свои рисунки, воспроизводят всю цепочку
слов.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Картотека дидактических игр с использованием мнемотаблиц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.