КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.
Содержание дидактического задания: воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.
Например:
- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.игры
КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 34 ЛЕТ
Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с
изображением домашних животных.
Содержание дидактического задания: воспитатель показывает ребенку домик с
закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.
Например:
Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки
и называй животных, которых ты увидишь.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей
(корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, коза – козленок, кошка –
котенок, собака щенок), фланелеграф.
Содержание дидактического задания: воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки
детенышей животных, просит найти взрослое животное маму.
Например:
На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам.
Постарайся помочь им.
Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
1 Как зовет детеныш коровы свою маму?
А лошади? И т.п.
Дидактическая игра «Малыши потерялись»
Материал: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.
Содержание дидактического задания: у животных потерялись их малыши. Ребенок
должен правильно подобрать пару картинок.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных
картинок с изображением домашних животных и диких животных (лиса, медведь, заяц,
волк, белка).
Содержание дидактического задания: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть
картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных. Ребенок под
картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с
изображением домика – домашних.
После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит
перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).
Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида
животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).
Играситуация «Зоопарк»
Программное содержание: познакомить детей с дикими животными и их повадками;
воспитывать любовь ко всему живому; развивать любознательность; побуждать к
вхождению в роль.
Играситуация «Поможем зайке»
Методика проведения. Воспитатель приглашает детей в лес, в гости к зайцам. Зайки часто
спасаются от врагов, они очень осторожны и боятся непрошенных гостей. Но чтото
случилось, и зайки прислали детям телеграмму: «Дорогие ребята, приезжайте, мы очень
голодаем. Зимой стало нечего кушать. Помогите нам. Зайки.» Воспитатель спрашивает у
детей, что делать, и все вместе решают поехать в лес и помочь бедным зайкам. Воспитатель
узнает у ребят, можно ли зайкам помочь. Дети предлагают привезти с собой еду: морковь,
капусту. Воспитатель спрашивает у детей: «Кому еще из обитателей леса в морозы
голодно?» Побуждает детей взять корм для птичек. Проводятся сборы в дорогу: собирают
пакеты с едой для зайцев и для птичек.
2в конце проводится игра «Зайка». Дети выбирают «зайку» и отражают в движении
содержание стихотворения.
Дети в темный лес пришли,
Зайку белого нашли.
Он сидел и дрожал,
От ребят не убежал.
Зайка, зайка, мы пришли,
Мы морковки принесли,
Хлеб в корзинке ты найдешь
И теперь не пропадешь.
Игровые обучающие ситуации
1.«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида»
Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее
тела.
Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задает вопросы: какое
тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а
где брюшко? Что еще есть у рыбок?
Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон,
обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела.
Воспитатель уточняет: «Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке.
Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает, чем
рыбкаигрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим поиграть с
рыбками.
2.«Рыбки живые и игрушечные: сравнение поведения»
Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия и определить различные
способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбками.
Ход игры. Воспитатель предлагает дошкольникам понаблюдать за аквариумными
рыбками, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в детском саду
живут другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где их место
обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).
Все наблюдают за рыбами в аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы.
Подчеркивает: рыбки плавают самостоятельно, без чьейлибо помощи. Так ведут себя
3только живые рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают
в таз воды, пускают игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а
лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, так как неживые – игрушечные.
Затем кормят аквариумных рыб, наблюдают, как они поедают корм. Воспитатель
предлагает также покормить рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог
уточняет: они не удят, потому что не могут есть понастоящему, они неживые. Но их
можно покормить понарошку – сварить для них к кухонном уголке кашу. С ними можно
поиграть – они игрушки. Их можно держать в руках и не беспокоиться за их жизнь: они
неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать
корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные – могут умереть.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками или
понаблюдать за живыми рыбками.
Литература:
1. Мазильникова, Н.Н. Экологовалеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. –
СанктПетербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. – 96с.
2. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. Москва: МозаикаСинтез, 2004. 96с.
3.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
информационнометодические материалы, экологизация развивающей среды
детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники,
викторины, игры. 2е изд., стереотип. / авт.сост. О.Ф. Горбатенко. Волгоград:
Учитель, 2008. 286с.
4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
4