Картотека игр на песке
Оценка 4.8

Картотека игр на песке

Оценка 4.8
Игры
docx
психологическая работа +1
Детсад
07.03.2018
Картотека игр на песке
В материале представлена картотека игр на песке для детей дошкольного возраста с ТНР. Игры подобраны согласно тематическому планированию и соответствуют лексической теме (домашние животные, время года, овощи и т.д.). В процессе игры дети не только радуются и расслабляются от тактильных ощущений , которые дает песок, но и повторяют материал лексической темы, которую они проходили с педагогами в их группе для развития речи.текстовый документ Word 2007
Картотека игр на песке.docx
Картотека игр на песке, на развитие познавательных процессов по лексическим темам. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно­кинестетической  чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем  самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного  темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание,  мышление, память, развиваем фонематический слух.   Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и  развитие ребенка. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Основные принципы игр на песке 1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую  активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в  сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. 2.        «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет  сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3.        Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли  Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью  миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Тема 1. «Это – я! Моё лицо. Моё тело»    Упражнение «Покажи на себе и нарисуй на песке  ». Цель: накопление пассивного и активного словаря; активизация речи, развитие  мелкой моторики. Оборудование: Песок. Описание игры: дети показывают левой рукой на себе части тела, называют их,  правой рукой  рисуют их на песке, получается человечек.  Упражнение «Отпечатки». Цель: накопление пассивного и активного словаря; активизация речи, развитие мелкой моторики.,  тактильных ощущений. Оборудование: Песок. Описание игры: педагог­психолог: Сначала оставьте на песке отпечатки всех десяти  пальцев, назовите что за рисунок получился на песке, назовите как зовут пальчики(при необходимости, психолог называет сама) Теперь оставьте на песке следы своих ладоней и кулачков. (Дети выполняют задание.) Тема 2. «Семья»    Игра «Семья». Цель:  Соотношение изображения со словесным обозначением. Развитие воображения, кинетической памяти;  Оборудование: Песок. Описание игры: педагог ­психолог предлагает детям нарисовать семью  на песке, назвать членов семьи.    Тема 3. «Осень»  Игра "Осенний лес " на песке. Цель:   Активизация и накопление словаря по теме. Расширение объема понимания речи. Расширение  представлений об окружающей природе, развитие мелкой моторики. Оборудование: Песок, природный осенний материал для создания  картины. Описание игры: педагог­психолог предлагает детям создать картину "Осенний лес " на песке и рассказать о ней. Музыкальная игра «Дождик и солнце». Цель: развитие слухового восприятия, концентрации и переключения внимания, мелкой  моторики. Оборудование: Песок, запись музыки. Описание игры когда играет грустная музыка, дети стучат по песку пальцами, как  будто идёт дождь, когда играет весёлая музыка, рисуют солнышко на песке. Игра «Тучки и дождик». Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, концентрации внимания на своём теле.  Оборудование: Песок. Описание игры: педагог-психолог (показывает все действия). Набираем песок в кулачки и постепенно высыпаем, как  будто идёт дождь (Повторяют 2-5 раз.) Берём песок тремя пальцами и высыпаем, дождик ослабевает. (Повторяют 2-5 раз.) Касаемся  поверхности песка кончиками пальцев, оставляем следы ­ как после дождя.  Дыхательные упражнения «Ветер», «Листочек, лети!». Цель:  развитие концентрации внимания, плавности выдоха. Оборудование:  Песок,  трубочки. Описание игры: педагог­психолог предлагает детям создать ветер на песке ,с помощью трубочек. Листочек падает на песок, дети дуют на него, чтобы он снова полетел. Игра «Собери корзину с грибами». Цель: развитие мелкой моторики, мыслительной операции классификация, сравнение.  Оборудование: песок, муляжи маленьких и больших грибов. Описание игры:  на песке выставляются грибочки , ребёнок собирает их в  корзинку. Маленькие­ в маленькую, большие в большую. Тема 4. «Овощи. Фрукты. Урожай»  Игра «Овощи в грядке» Цель: расширять запас существительных в пассивном и активном  словаре. Оборудование: Песок, муляжи  овощей. Описание игры: педагог предлагает детям посадить только те овощи, которые он называет и назвать их самому. Игра «Делаем вместе» Цель: расширять запас глаголов в пассивном и активном словаре. Оборудование: Муляжи овощей, песок.  Описание игры: педагог свои действия комментирует словами, ребёнок подражает: «Я сажаю», «Я поливаю», «Я копаю». Игра «Большие, маленькие» Цель: расширять запас прилагательных в пассивном и активном словаре. развитие восприятия размера,  умения классифицировать по заданному признаку. Оборудование: муляжи овощей, песок. Описание игры: педагог предлагает детям  собрать с грядки в одну корзину большие овощи, в другую – маленькие. Игра «Посади овощи» Цель: активизировать в речи существительные. выполнять мыслительную операции ­анализ и синтез.  Оборудование песок, муляжи овощей. Описание игры: педагог загадывает загадку про овощи. Дети отгадывают, сажают в грядки  овощи, проговаривая с педагогом свои действия.  Игра «Узнай овощи» Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их в роде, числе и падеже,  развитие восприятия цвета, формы, размера. Оборудование песок, картинки с изображением овощей. Описание игры: дети ищут в  песке картинки с изображением овощей, показывают другим детям картинки, а педагог спрашивает: «Что это?» «Какого цвета?»,  "Какой формы, какого размера?" Игра «Корешки да вершки». Цель: расширение представлений детей о свойствах овощей, развитие концентрации слухового внимания,  быстроты реакции. Оборудование песок. Описание игры: педагог­психолог:" Я буду называть овощи, а вы быстро ответите, что в них  съедобное ­ корешки или вершки. Если корешки ­ спрячете руки в песок, если вершки ­ поставите кулачки на песок. Итак, начали!  Морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свёкла, горох." Тема 5. «Игрушки» Игра: "Кубики и мячики"  Цель:  развиваем слуховое внимание, умение действовать по речевой инструкции. развитие восприятия  цвета, формы, умения сравнивать, тактильных ощущений. Оборудование песок, кубики, мячики. Описание игры: педагог предлагает  детям  рассматривать кубиков, называть цвета. Найти в песке одинаковые по цвету кубики. Строим башенку по подражанию, по  образцу, по памяти. Рассматривание мячиков разных по цвету, называние цвета. Найти одинаковые по цвету, отложить их в разные  стороны.  Игра:  «Чего не стало» Цель: закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и  множественного числа, развитие зрительной памяти. Оборудование: песочница с влажным песком.  Описание игры.  педагог рисует игрушки на песке, стирает часть предметов на песочной  картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине. Игра «Прятки». Цель: Развитие внимания, зрительной памяти, мелкой моторики.  Оборудование: песочница с  песком.  Описание игры.  Педагог­психолог:" Игрушки хотят поиграть с вами в прятки. Положите их на песок и закройте глаза. (Прячет фигурки в песок.) Откройте глаза. Смотрите, все ваши друзья спрятались. Назовите кто спрятался? (Дети называют),(Раздаёт палочки.) Покопайте  палочками песок и найдите свои игрушки. (Дети выполняют задание.) Какие молодцы, нашли всех своих друзей! Игра « Две игрушки» .Цель: расширение объёма знаний детей о свойствах предметов, развитие мелкой моторики, связанной речи.  Оборудование: песочница с  песком.  Описание игры. На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог  (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку. Воздушный шар. Я круглый. Мяч. Я тоже Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу Мяч. А если по мне ударят ­ я высоко подскачу. Шар. На мне нарисован красивый цветок. Мяч. А я украшен разноцветными полосками Шар. Меня надувают воздухом. Мяч. И у меня внутри воздух. Тема 6. «Откуда хлеб пришел?»  Игра «Выпекание». Цель: расширять запас существительных в пассивном и активном  словаре, развивать мелкую моторику, внимание.  Оборудование: песок. Описание игры: педагог предлагает детям  выпекать из мокрого песка различных куличей, булочек, баранок и  т.п. Рассказать о них.   Тема 7. «Домашние птицы»  Игра "Кто потерялся". Цель: расширять запас существительных в пассивном и активном  словаре, развивать мелкую моторику,  внимание, тактильные ощущения, зрительную память. Оборудование: песок, картинки с домашними птицами. Описание игры: педагог­ психолог выставляет на песке картинки с домашними птицами, предлагает их запомнить, потом, когда дети отвернутся прячет какую ­  то в песке, дети отгадывают, кого не стало.   Тема 8. «Зимующие птицы»   Игра  «Маленькая птичка». Цель: расширять запас существительных в пассивном и активном  словаре, развивать мелкую моторику,  внимание, тактильные ощущения, зрительную память, воспитывать доброе отношение к птицам. Оборудование: песок, картинки с  зимующими птицами. Описание игры: педагог­психолог выставляет картинки с зимующими птицами на песке, предлагает назвать их и  покормить зёрнами (дети высыпают песок пальцами около каждой картинки ) Тема 9. «Зима. Новый год» .      Игра «Снеговик». Цель:  расширение словаря по теме, развитие мелкой моторики, внимания, умение выстраивать причинно­ следственные связи. Оборудование: "космический" или мокрый  песок, картинка: "Что перепутал художник". Описание игры: педагог­ психолог предлагает детям слепить комки для снеговика, поставить их в правильном порядке, объяснить почему ставить надо так,  сказать что перепутал художник на картинке со снеговиком.  Игра  «Повторялки». Цель:  расширение словаря по теме, развитие мелкой моторики, внимания, умение  устанавливать  закономерности, зрительной памяти. Оборудование: шарики разного цвета,  песок. Описание игры: педагог­психолог   ра складывает на песке в ряд шарики разного цвета (это игрушки на ёлку). За 30 секунд ребёнок должен запомнить последовательность выложенных шариков по цвету. Педагог­психолог  присыпает их песком. Даёт ребёнку такие же шарики. Он должен разложить свои  шарики в заданной последовательности рядом с  присыпанными шариками и продолжить, поняв закономерность. После выполнения задания откопайте ваши шарики. Пусть ребёнок проверит, как он запомнил последовательность цветов. В  дальнейшем увеличивайте количество шариков разного цвета. Тема10 "Посуда"  Игра «Песочная тарелка». Цель:  расширение словаря по теме, развитие мелкой моторики, внимания. Оборудование: прозрачные  коробки с мелкими предметами, песок. Описание игры: педагог­психолог:" Нужно нарисовать на песке круги, это будет тарелки и украсить их камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами, потом рассказать, что вы нарисовали, для чего служит, когда  используется". Выставляет прозрачные коробки с мелкими предметами. Дети рисуют по одному кругу, договариваются, какие предме­ ты будут использовать для украшения, и раскладывают их внутри своих кругов. Тема 11. "Дом и его части." Цель:  расширение словаря по теме, развитие мелкой моторики, конструкторских способностей,  внимания, связанной речи, умение выстраивать последовательность событий. Игра  «Теремок». Оборудование:  детали строительного конструктора, фигурки животных, песок. Описание игры: педагог­психолог  предлагает ребёнку построить из конструктора на песке домик­ теремок, назвать его части и поиграть в сказку, ребёнок сам  рассказывает сказку, при необходимости психолог помогает.      Тема 12. «Домашние животные.»   Игра " Отгадай­ка!" Цель: активизация и накопление словаря по теме, развитие зрительной памяти, тактильного восприятия, умения  обобщать, называть обобщающее понятие. ». Оборудование: фигурки домашних и диких животных, песок. Описание игры: педагог­ психолог: посмотрите, какие игрушки я взяла. (показывает фигурки домашних  и диких животных.) Закройте глаза. Сейчас я  закопаю игрушки, а вы найдёте их, ощупаете и назовёте, кого или что я спрятала.(Психолог оставляет одну фигурку дикого  животного, остальные домашние, потом меняет)  А теперь скажите кто  лишний? Почему? Тема 13. «Дикие животные.» .    Игра­Сказка "Колобок". Цель: Активизация речевой деятельности. Имитация движений героев сказки. Развитие мелкой моторики.,  мышления.  Оборудование: фигурки  диких животных (заяц, волк, лиса, медведь), "космический" или мокрый  песок. Описание игры:  педагог­психолог:" Сейчас я прочитаю вам сказку «Колобок». Жили­были старик со старухой. Вот и просит старик: Испеки мне, старая, колобок. Да из чего ж испечь­то? Муки нет! Эх, старуха! А ты по амбару помети, по сусекам поскреби. Вот и наберётся. Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и  положила на окно простынуть... Остановимся на этом месте. Скажите, из чего бабушка испекла деду колобок? (Из муки, из теста.) Какой формы колобок? (Он  круглый.) Хотите сделать такой же колобок, как в сказке? (Да.) Берём в руки песок и «выпекаем» колобок. (Показывает движения.  Дети повторяют.) Какие колобки красивые получились! Послушайте сказку дальше. Узнаем, что случилось с колобком. Читает сказку до конца. Педагог­психолог. Ой, как жалко колобка! Может быть, мы лисичке отдадим наши колобки, ведь они несъедобные, их есть нельзя?  (Да.) Молодцы! Вы совсем не жадные. А у лисички стало много друзей ­ колобков. Вспомните, о каких животных говорилось в сказке? Как их назвать одним словом?(дикие) Почему? (живут в лесу, а не с человеком)    Изобразим на песке, как прыгает зайчик и как ходит мишка косолапый. Дети вместе с педагогом­психологом передвигают по песку поочерёдно средний и указательный пальцы ­ «зайчик прыгает». Затем  передвигают кулаки, печатая следы, ­ «мишка идёт». Игра «Помоги зайцу замести следы». Цель: развитие елкой моторики, плавного выдоха, конструкторских способностей Оборудование:  фигурки  диких животных (заяц, лиса ), конструктор, трубочки, песок. Описание игры: педагог­психолог предлагает построить из конструктора домик зайца и домик лисы, делать  небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить  лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.  Тема 14. «Транспорт» .  Игра «Выровняй дорогу» Цель: активизация речи, накопления словаря по теме, развитие плавного выдоха. Оборудование:  игрушки  машинки, конструктор, трубочки, песок. Описание игры: от детской машинки психолог проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Проговаривает свои действия. Строит гараж для машинки, воздушной струёй  делает дорогу до него. Игра  «Машинки». Цель:   употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из­за. Оборудование:  игрушки машинки,   песок.  Описание игры: психолог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно  других. Тема 15. «Лето. Цветы. Насекомые»   Игра "Цветы на клумбе"Цель: Научить детей определять количество слогов в словах, развитие воображения, связанной речи.  Оборудование: песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках. Описание игры.  Психолог: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу. (зачитывает стихотворную инструкцию). На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты. Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем. На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем! Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем. Три слога ­ в третью грядку. Теперь сажаем по порядку. Односложные слова: мак Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра. Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия,  гвоздика. После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы. 1. Опиши цветок по цвету, форме. 2. Где растет этот цветок? 3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке? Дети вместе сочиняют сказку о цветах.  Игра «Жучки – паучки». Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, мышления. Оборудование: песочница, игрушечные  насекомые или картинки. Описание игры: психолог расставляет игрушечных насекомых и одно домашнее животное, предлагает  определить, что лишнее и объяснить почему. Ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения  насекомых.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич ­ Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич ­ Евстигнеева ­ СПб.: Речь,  2002. – 224 с. Грабенко Т.М., Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич ­ Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.­ 340с. Зинкевич­Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич ­ Евстигнеева – М.:  Сфера Речь,2001.С.279–299. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е.  Громова. – М.:ЛИНКА­ПРЕСС, 2008. – 232 с. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.­144с. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович  – СПб. : Речь,2006.– 176с. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  №75 " Солнышко" Картотека игр на песке, на развитие познавательных процессов по лексическим темам. Подготовила  Андреева Е.В. педагог­психолог  Ульяновск, 2016г.

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке

Картотека игр на песке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018