Картотека игр, направленных на развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления.

  • Игры
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления., развивают закрепляют словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания, развивать внимание, воображение, тренировать память. Совершенствовать выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать выраженные различать память. ия в высоте, длине, ширине. вать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, тактильное восприятие, память. развивать внимание, двигательную память.Картотека игр, направленных на развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления., развивают закрепляют словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания, развивать внимание, воображение, тренировать память. Совершенствовать выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать выраженные различать память. ия в высоте, длине, ширине. вать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, тактильное восприятие, память. развивать внимание, двигательную память.
Иконка файла материала картотека игр.docx
Картотека игр, направленных на развитие психических процессов –  памяти, внимания, мышления. 1  « Чего не стало?» 2 «Что изменилось?» 3 «На что похожа буква?» 4 «Дорисуй»  5 «Подумай и нарисуй» 6 «Запомни и назови» 7 «Посмотри, запомни, назови» 8 «Прятки»Игра «Чего не стало?» 10 Цели:  развивать   внимание,   память,   мышление,   закреплять   словарный   запас, отрабатывать определенный метод запоминания.  Оборудование: игрушки, предметы, таблички, картинки. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций,   методом   трансформации,   методом   «Цицерона»   или   ориентируясь   на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.  Например, метод составления сюжета: гриб рос под елкой, прилетела птичка и села на елку,   видит  машина,   в   ней   едет  кукла  и   т.д.;   проговаривание   может   сопровождаться действиями. Педагог   считает   до   трех,   дети   закрывают   глаза.   Педагог   убирает   одну   или   более игрушек и предлагает детям вспомнить, чего нет? Дети называют или показывают предмет. Игрушка ставится на место педагогом или ребенком. Речевой материал:   посмотри, будь внимателен, запомни, Чего нет?, верно – неверно, молодец, думали хорошо.       19 20 Цели:  развивать   внимание,   память,   мышление,   закреплять   словарный   запас,                                Игра «Что изменилось?» отрабатывать определенный метод запоминания.  Оборудование: игрушки, картинки, таблички. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций,   методом   трансформации,   методом   «Цицерона»   или   ориентируясь   на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.  Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог меняет игрушки местами и предлагает   детям   вспомнить,   что   изменилось?   Дети   ставят   предметы   на   свои   места   и называют их. Речевой   материал:  посмотри,   будь   внимателен,   запомни,   что   изменилось?,   верно   – неверно, молодец, думал хорошо.                               Игра «На что похожа буква?» Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, 28 29 учить устанавливать ассоциативные связи. 30 Оборудование: карандаши, бумага. Ход:  игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо   букву   и   предлагает   ребенку   подумать,   нарисовать   и   сказать,   на   что   она   похожа? Например,  Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки и т.д. Речевой материал: смотри внимательно, на что похоже?, назови букву, что это?, верно – неверно. Молодец. 11 12 13 14 15 16 17 18 21 22 23 24 25 26 27 31 32 3334 35 36 37 38 39 Игра «Дорисуй» Цели:  развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.   Оборудование: карандаши, бумага. Ход:  игра   проводится   индивидуально   или   с   группой   детей.   Педагог   на   доске   или бумаге рисует любые закорючки и предлагает детям подумать. что из них можно нарисовать. Речевой материал: смотри внимательно, думай. Что это? На что похоже?, нарисуй что хочешь, верно, молодец. 40 41 42                43  Игра «Подумай и нарисуй» Цели:  развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи. 44 45 46 Оборудование: бумага, карандаши. Ход:  игра   проводится   индивидуально   или   с   группой   детей.   Педагог   на   доске   или бумаге   рисует   любые   геометрические   фигуры  и   предлагает   детям  подумать,  что   из   них можно нарисовать. Речевой   материал:   смотри   внимательно,   думай.   Что   это?   На   что   похоже?,   круг, квадрат, треугольник, нарисуй что хочешь, верно, молодец. 47 48                49  Игра «Запомни и назови» Цели: развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, 50 51 52 53 57 58 59 60 61 учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей. Оборудование: картинки, предметы, таблички. Ход:  игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки   по   порядку,   называя   каждую.   Затем   устанавливаются   ассоциативные   связи   (по цвету,  форме,  величине     и   т.д.).  Затем   игрушки   накрываются   и   педагог   просит   назвать, разложить последовательность. Речевой материал: смотри внимательно, думай, запомни. Что это?, Кто это?, повтори, верно – неверно, названия предметов, игрушек. 54 55 56 Цели: развивать внимание, тактильное восприятие, память. Игра «Прятки» Оборудование: тактильные буквы. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку пощупать объемную букву (одну или несколько). Затем педагог прячет эти буквы среди других и предлагает ребенку на ощупь их найти. Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори, выложи как было, верно ­ неверно62 Подвижная игра: «Посмотри, запомни, повтори» Цели: развивать внимание, двигательную память. Оборудование: картинки со схематическим  изображением поз человека. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно   картинки   с   изображением   различных   поз   человека.   Дети   выполняют необходимые   движения,   затем,   через   время   педагог   предлагает   детям   воспроизвести последовательность движений. Речевой   материал:   смотри   внимательно,   делай   так   же,   запомни.   Повтори,   верно   – неверно. Молодец. 68 ИГРА  «СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»   Цель:   Совершенствовать   выделение   величины   как   значимого   признака   предмета   и развитие способности устанавливать выраженные различия в высоте, длине, ширине.  Игровой материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши, фломастеры.  ХОД РАБОТЫ Дети   сидят   за   столом.   Сначала   нужно   попросить   детей   нарисовать   предметы соответствующие понятиям:  ­ Большой ­ маленький ­ Высокий ­ низкий ­ Широкий – узкий Затем следует поиграть с детьми, сравнивая различные предметы по этим признакам и выделить   указанные   параметры  в  окружающих  объектах  (в  пределах   группы)   А  также  ­ сравнить детей по росту, выстроив их в ряд. Ведущими могут быть дети, которые хуже справляются с заданием, или все по очереди. В качестве физкультурной минутки, а также для закрепления понятия величины детям предлагается игра, когда взрослый говорит одно из слов, определяющих величину (большой, маленький, широкий, узкий) , а дети показывают руками. Можно проводить эту игру в быстром темпе.  ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЁШКИ?  Цель:   Различение   величины   –   посредством   первичного   знакомства   с   устройством матрёшки.  Игровой материал: 5­6 составных матрёшек на каждого ребёнка.  ХОД РАБОТЫ: Дети вместе с педагогом выстраивают матрёшек в ряд по росту. После этого можно поделить   всех   матрёшек   на   группы,   как   в   детском   саду:   подготовительная,   старшая, средняя, младшая. (на столе выделяется место для каждой из групп.) Дети отводят своих матрёшек в разные группы, взрослый следит за правильностью. Затем можно поиграть в игру : «Каравай». Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру: «Вот такой вышины (ширины, вот такой нижины (ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай! » В это время матрёшек тоже выстраивают в хоровод. Можно собрать матрёшек на прогулку в пары по росту. В заключение матрёшки собираются в одну.  ИГРА « ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель   :   Формировать   умения   использовать   рациональные   приёмы   осязательного обследования формы предмета.  Игровой материал: мешочки, внутри которых находятся геометрические фигуры.  63 64 65 66 67 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 8586 87 88 89 90 91 92 93 94 95 ХОД РАБОТЫ  Педагог даёт каждому ребёнку мешочек, просит опустить руку в него и назвать при ощупывании фигуру. Для более старших детей можно дать задание нарисовать эти фигуры. Каждый ребёнок должен определить на ощупь не менее четырёх фигур.  ИГРА «ПАЛОЧКИ» Цель: Развивать логическое мышление и обоснованность мыслительных действий.  Игровой материал : Счётные палочки, карточки с образцами.  ХОД РАБОТЫ: 1. Детям предлагается выложить из палочек фигуру по образцу.  2. Дети делают фигуру по образцу (несколько прямоугольников, а затем даётся задание убрать две палочки так, чтобы получился один прямоугольник. Необходимо помочь тем детям, которые не смогли справиться с заданием.  3. Из шести палочек дети составляют домик по образцу, а затем превращают домик во флажок, переложив две палочки. Педагогу нужно поощрять детей, нашедших правильное решение.  4. Сначала дети строят домик по образцу, а затем перекладывают одну палочку так, чтобы   домик   был   перевёрнут   в   другую   сторону.   В   завершении   игры   можно   предложить детям придумать свои фигуры и выложить их из палочек.  96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель : Развивать умения обобщать объекты, выделять главное в них.  Игровой материал: карточки с изображением знакомых предметов.  Ход работы:  Предлагаются   детям   карточки   с   изображением   различных   предметов,   где   один   по существенным признакам отличается от других. После того, как ребёнок выполнит задание, его надо спросить, почему он так считает.  ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Игровой материал: Список слов.  Ход работы: Детям зачитывают слова и просят назвать их одним словом.  Лиса, заяц, медведь, волк ­ (звери)  Сосна, ель, берёза. – (деревья)  Кровать, стул, диван, кресло ­ (мебель)  Шапка, юбка, майка, платье ­ (одежда)  Сыр, колбаса, хлеб, масло ­ (продукты)  Для   детей   постарше   дать   обобщающее   слово   и  предложить   им   назвать   конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.  111 112 113 114 115 116 117 118 Овощи…. огурец. помидор, картофель, кабачок Фрукты…. банан, яблоко, груша, мандарин Птицы…. Ворона, сорока, воробей, скворец Транспорт… поезд, автобус, машина, мотоцикл Домашние животные …. кошка, собака, корова, лошадь Дикие животные…. лиса, заяц, медведь, волк ИГРА  «ЛАБИРИНТЫ» Цель:   Развитие   тонкой   моторики   руки,   зрительно­двигательной   координации, последовательности мышления.119 120 121 Предложить детям провести линию карандашом, не отрывая руки от письма.  ИГРА « БУСИНКИ» Нанизывание   бусинок   на   леску.   Нужно   следить   за   тем,   чтобы   была   определённая последовательность при формировании бус. Можно показать различные варианты бус.  122 123 ИГРА « ТРАФАРЕТЫ» Предложить детям обвести карандашом любой трафарет. Соскальзывание карандаша с края трафарета говорит о плохой зрительно­двигательной координации.  124 125 ИГРА « ПОПАДИ В ТОЧКУ» Попросить детей отвести руку с карандашом вверх на расстоянии 10­15 см. от листа, а затем   предложить   попасть   кончиком   карандаша   в   точку.   Внимание   детей   обращают   на точность выполнения задания, не регламентируя скорость движения.  126 127 ИГРА « ШТРИХОВКА»  Педагог просит детей заштриховать фигурки прямыми или косыми линиями так, чтобы линии не пересекались.  128 129  «Делай, как я» Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия. 130 Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому   сигналу   ведущего   первый   ребенок   поднимает   вверх   правую   руку,   по   второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую. 131 Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку,   выбывает   из   игры.   Так   продолжается   до   тех   пор,   пока   не   останется   один победитель. 132 133  « Расставить посты» Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия. 134 Описание   игры:   дети   маршируют   друг   за   другом.   Впереди   идет   командир.   Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок   должен   немедленно   остановиться   и   стоять   на   посту   не   двигаясь,   а   остальные продолжают   ходьбу.   Так   командир   расставляет   всех   детей   в   задуманном   им   порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок. 135 136 137  «Цветные треугольники» (доп. Отбоева Е. В.) Цель: развитие произвольного внимания  и вербальной памяти. Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10­12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все   треугольники,   один   круг   и   два   квадрата»   или:   «Вам   нужно   заштриховать   синим карандашом   все   круги,   зеленым   карандашом   все   квадраты,   а   красным   карандашом   все треугольники». Если дети справляются с первым   заданием, то в следующий раз условия можно усложнять. 138  «Не пропусти профессию»139 140 Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий.   Всякий   раз,   когда   среди   слов   встречается   название   профессии,   дети   должны хлопнуть в ладоши. Варианты слов: ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА, ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА, БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА, СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР, ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ, РЕЧЬ,   СЛЕДОВАТЕЛЬ,   ПАМЯТЬ,   ЭЛЕКТРОМОНТЕР,   ЖИВОТНОВОД,   ЛГУН, 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК. 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178  «Не пропусти растение» Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий.   Всякий   раз,   когда   среди   слов   встречается   название   растения,   дети   должны хлопнуть в ладоши. Варианты слов: ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА. ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА… Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто­то один (чемпион). 190 191  «Запретный номер» Цель:   развитие   произвольного   внимания,   самоконтроля,   самодисциплины,   а   также закрепление навыков счета. 192 Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто­то один (чемпион). 193 194 195  «Птица, не птица» Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции. Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать   и,   если   прозвучит   слово,   обозначающее   не   птицу,   подать   сигнал   ­   топать   или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха ­ это кто?" 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 Прилетели птицы:  Прилетели птицы: Голуби, синицы,  Голуби,  синицы, Мухи и стрижи…  Цапли, соловьи,    Окуни и воробьи. Прилетели птицы:  Голуби, синицы,  Прилетели птицы: Аисты, вороны,   Голуби, синицы,  Галки, макароны  Палки и стрижи,    Бабочки, чижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы,  Прилетели птицы: Лебеди, куницы,  Голуби, синицы, Галки и стрижи,   Аисты, кукушки, Чайки и моржи.  Маленькие плюшки   Лебеди и утки Прилетели птицы:   И спасибо шутке! Голуби, синицы,  Чибисы, чижи,  Сойки и ужи. Прилетели птицы:216 217 218 219 220 221 Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы.  «Кто кем будет?» Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи. Описание   игры:   дети   сидят   по   кругу.   Ведущий,   обращаясь   по   очереди   к   каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч): 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 «КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ) …ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК, МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ, СЕМЕЧКО, ИКРИНКА, ГУСЕНИЦА, МУКА, ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ, ТКАНЬ, УЧЕНИК, БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА, ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК, ТЕЛЕНОК, ДОСКА, ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК, ЯГНЕНОК? При   обсуждении   ответов   важно   подчеркнуть   возможность   нескольких   вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. 235 236 237  «Найди лишнее слово» Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.  Описание игры: детям зачитывается   серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов.   3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.  238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА. КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА. СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК. ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА. ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА. ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ. ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК. КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА. ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА. ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК. МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ. НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.255 256 257 "На что это похоже"? Цель: развитие образного мышления Описание   игры:   само   понятие   образного   мышления   подразумевает   оперирование образами,   проведение   различных   операций   (мыслительных)   с   опорой   на   представления. Поэтому   усилия   здесь   должны   быть   сосредоточены   на   формировании   у   детей   умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. 258 Задание:   надо   придумать   как   можно   больше   ассоциаций   на   каждую   картинку. Оценивается   количество   и   качество   (оригинальность)   образов.   Упражнение   хорошо проводить с группой детей в форме соревнования. 259 260 261 Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. Цель: развитие образного мышления. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 262 263 "Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата». "Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника". 264 265 "Составить два разных квадрата из 7 палочек". Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры. 266 267 "В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника". "В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата". 268 269 270 "Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок". "Переложить   6   палочек   так,   чтобы,   из   корабля   получился   танк". «Скажи наоборот » 271 Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова. 272 Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при   этом   слово,   к   которому   ребенок   должен   подобрать   слово,   противоположное   по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему. 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 БЕЛЫЙ БЛЕДНЫЙ БОГАТЫЙ ВЕСЕЛЫЙ БОЛЬНОЙ СТАРЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ МОКРЫЙ ЧЕСТНЫЙ УЗКИЙ ЯСНЫЙ ДРУЖБА РАДОСТЬ ТЬМА287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 СТАРИК ЗИМА ДЕНЬ ОГОНЬ   глаголы действия ТАЯТЬ  ЗАСЫПАТЬ ПОДНИМАТЬСЯ НЫРЯТЬ НАГРЕВАТЬ РИСОВАТЬ ПАЧКАТЬ ЧИНИТЬ ПОДЖИГАТЬ ВЫТАСКИВАТЬ РАЗРЕЗАТЬ ПРИГЛАШАТЬ "Кто без чего не обойдётся". Цель: развитие словесно­логического мышления. Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"   Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. 307 Примерные           подошва, рыба,   здание,   (шнурки,   (берег, (автомобиль, (карты, Сапоги Река Город Игра Чтение Война Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради) каблук, рыболов, толпа, картинка, сражения, (глаза, (самолёт, книга, пушки, штрафы,     игроки,                     задания:   молния, тина, улица,     наказания,   печать, ружья,         голенище) вода) велосипед) правила) слово) солдаты)                     308 309 310  «О чем я сказала?» Цель: развитие мышления, речи. Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов: 311 312 313 314 315 316 ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья) ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)  НОС (у человека, самолета, корабля, чайника) УШКО (у куклы, иглы, у кошки) НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок) РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)317 318 319 МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.    «Снежный ком» Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий. 320 321 Количество играющих: любое. Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое­либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и  добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 ­12 чело 322 323 Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия. Описание игры: дети должны в течение 10­15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя. 324 Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети. 325 326 327  « Знайка» Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи. Игру   можно   проводить   после   занятия   по   ИЗО   или   рисования   детей   в   свободной деятельности. 328 329 Необходимые приспособления: мольберт с рисунком. Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы   рисунка,   изображенных   на   нем   предметов,   их   расположения.   «Знайка»   должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как. 330 331 332 333 334  «На мостике» Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: две команды. Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». 335 Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. 336 337  «Головомяч» (К. Фопель) Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.338 339 340 341 342 343 344 345 Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей. Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками! Усложнить   игру   можно,   предложив   поднимать   мяч   втроем.   После   этого   можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч? 346 Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой   координацией.   Но   тем   не   менее   она   интересна   как   возможность   достичь определенного   результата   совместными   усилиями.   Исходное   положение,   из   которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей. 347 348 349 350 351 352  «Трио» (К. Фопель) Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща. Возраст: от 6 лет. Количество играющих: кратное трем. Необходимые приспособления: пустые коробки из­под обуви. Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит   левую   ногу,  а  стоящий   слева   —  правую.  Таким   образом,  получается   невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием. 353 Комментарий: эта игра   интересна как игра­соревнование, в процессе которого детям необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми­дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям. 354 355 356 357 358 359 360 361  «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина) Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.  Возраст: любой. Количество играющих: группа детей Необходимые приспособления; стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, соединяя ладони (можно предложить детям зажать   какой­то   предмет   между   ладонями).   Соединенные   таким   образом,   они   должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья, разложенные по полу игрушки и т. д. 362 Комментарий:  усложнить   игру   можно,   если   дать   задание   передвигаться   прыжками, бегом, на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.363 364 365 366 367  «Поварята» Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Возраст: старше 4­х лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются,   что   они   будут   «готовить»   —   суп,   компот,   салат   и   т.   д.   Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем­нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра за­ канчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». 368 Комментарий:   хорошо,   если   ведущий   будет   выполнять   какие­либо   действия   с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать  закипание, перемешивание.   Эта   игра   помогает   снять   мышечные   зажимы,   скованность   через   легкий имитационный массаж. 369 370 371 372 373 374 375  «Рисуем портреты» Цель: развитие творческого воображения, коммуникативных навыков. Возраст: старше 4­х лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: участники разбиваются на пары. Один   —   натурщик,   он   должен   сосредоточиться   и   постараться   не   менять   позу   и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно цветочками, звездочками, снежинками, шарами, морковками и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь.  376 «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары  обмениваются  «шедеврами», обсуждают, что не так, как было  бы  лучше. Возможно  повторное  рисование,  исправление  недочетов. Из  полученных портретов собирается целая галерея. 377 378 379 380 381 382 383  «Жмурки»  Цель: преодоление коммуникативных страхов. Возраст: старше 4­х лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые   звуки:   «ку­ку»,   «ля­ля»,   «а   вот   и   я!»   Схватив   попавшегося,   водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку. 384 385 Предостережение: Следите,   чтобы   ребенок   долго   не   «жмурился»   в   поисках   игроков,   как   только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью. 386 387  «Мышь и мышеловка»  Цель:   развитие   эмпатии,   отработка   способов   поведения   в   одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации. 388 389 Возраст: старше 4­х лет. Количество играющих: группа детей.390 Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка (м. б., сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными   способами   вылезти   из   мышеловки:   отыскать   «дыру»,   уговорить   кого­то раздвинуть   играющих,   найти   другие   способы   действий,   но   выбраться   из   создавшейся ситуации. 391 392 Предупреждение: Взрослый  следит,  чтобы  ноги  «мышеловки»  не делали больно мышке. Если взрослый замечает,   что   мышонок   загрустил   и   не   может   выбраться,   он   регулирует   ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его». 393

Посмотрите также