Картотека проблемных ситуаций (для обучающихся начального общего образования)

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать? На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь? Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?
Иконка файла материала kartoteka_problemnyh_situatsiy_dlya_obuchayushchihsya.docx
Картотека проблемных ситуаций для обучающихся  начального общего образования ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ  Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь  делать?  На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?  Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?  Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?  Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой­то  предмет. Что ты будешь делать?  Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает  покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?  Перед тобой два перехода «зебра» и подземный.  Через какой ты пойдешь?  Какой переход более безопасный?  Почему опасно разговаривать при переходе дороги?  Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить  путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь? СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ             Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).  Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не  успел. Что будешь делать? Почему? Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты  поступишь именно так, а не иначе?              Ситуация с огнём.  В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?   Дым в соседней квартире. Твои действия?                 Ситуация с водой.     Видишь, что кто­то тонет. Как поступишь?    В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что  потом? Почему?  Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые  ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать  отряд помощи и предложить пути решения проблемы.  Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в  Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой  воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки);  используя географическую карту, предложить способы доставки.   Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в  результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.  В уголке «ОБЖ» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос  детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?   Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее  изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои  предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».  В уголок «ОБЖ» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога,  появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?  В уголке «ОБЖ» находится сюжетная картина, изображающая голые,  больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и  как можно ему помочь. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ  ­Татьяна Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень  рассердились?­ Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  ­А я видела, как Рита сломала цветок.  Что можно сказать о поступке Риты?  Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?   У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.  Никита закричал.­ Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.  Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?   Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.  ­ Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.  Права ли Наташа в такой ситуации?   Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.  Никита в раздевальной комнате кричит.  ­Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.  Катя молча подошла и помогла Саше.  Чей поступок верный?    Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей  выглянул в раздевальную комнату и кричит.  Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.  Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.  Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.   Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты  карандаш. Рита встала и пересела на другое место.  Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?   Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с  ним. Артем подошел и сказал Славе.  ­Ты предатель.Рома обиделся.  Как ты думаешь, почему?   Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.  Витя говорит.  ­ Не нужна мне ваша добавка.  Что бы ты сказал Валентине Ивановне?  СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»  «…люди не знали об опасности» Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление,  внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.    «…в школе объявили тревогу» Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить  знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту  реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание  помогать друг другу.  «…съесть незнакомую ягоду» Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и  опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить  высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к  незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.  «…собака напала на ребенка»Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними  животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с  домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых  животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать  любовь к животным