Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Анива
Конспект открытого занятия
«Едут, едут по Берлину наши казаки»
Ф.И.О. педагога: Надежда Валерьевна Сон
Возраст детей: 16 лет
Дата и время проведения: 20.12.2018 г.
Место проведения: МБОУ СОШ №1 г. Анива
г. Анива,
2018 г.
Цель: приобщение детей к искусству пения в вокальной группе посредством исполнения исторических казачьих песен.
Задачи:
1). Познакомить обучающихся с военными историческими событиями, связанные с казачеством; разучивать музыкальное произведение «Казаки в Берлине» (роль казаков в Великой Отечественной войне) в соответствии с музыкальным сопровождением.
2). Развивать музыкально-исполнительские навыки: правильная певческая постановка, правильное положение головы, звук на опоре, дыхание, выразительное исполнение песни, точное интонирование с чёткой дикцией.
3). Воспитывать духовно-нравственные качества личности посредством исполнения музыкальных произведений военной тематики, раскрывающих нравственные ценности человека (чувства патриотизма).
Тип занятия – изучение нового материала.
Оборудование и материалы: фортепиано, мультимедийная презентация, текст песен, пословицы, видиофильм.
Содержание занятия
№ |
Этапы и форма работы |
Время |
1. |
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в прошлое, в 1941 год. Какие возникают у вас ассоциации, связанные с этим годом. Назовите одно слово (Германия, СССР, Армия, солдат, война, герой, история, танк, фронт, воин и т.д). Педагог выслушивает варианты каждого ребёнка. |
3 |
2. |
Основная часть Педагог: (1слайд) В 1941 году гитлеровская Германия напала на СССР. Советская армия терпела поражение. Очень быстро ситуация подошла до критической точки. Вот тут-то и вспомнили о старинных русских боевых традициях. Армию стали перестраивать по образцу царской армии: были введены погоны, вновь появилось понятие «офицер», была возрождена духовная основа русского воинства - Православие. Были возрождены и казачьи полки. Само собой, что это были уже не те полки, что при царском правлении. Во-первых, казачьи формирования в полном объеме уже было не восстановить. Были почти уничтожены Уральское, Сибирское, Забайкальское, Уссурийское, Якутское казачьи войска. Казачьи полки формировались на Дону и Кубани. По составу они не были однородны, в них влились потомки терских, сибирских и др. казаков. У казаков уже не было той военной подготовки, какая была у их дедов и отцов, были разрушены основы воспитания казачьей молодежи, когда военный опыт передавался из поколения в поколение. Но недаром гласит восточная мудрость: «Сын тигра рождается тигром». Казачьи полки доказали, что достойны славы своих предков! Недаром немецкий солдат (2слайд) Альфред Курц писал домой: «Все, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков как возмездия всевышнего».
С казачеством, их характером связано очень много пословиц и поговорок. Например, прочитаем хором (3 слайд) Кто пули боится, тот в казаки не годится. - Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Ответы детей). Молодцы. Еще она пословица, прочитаем хором (4слайд) Стой за правду горою, тогда и люди за тобою. - Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Ответы детей). Замечательно.
Педагог: Перед вами два стола, на которых лежат конверты. Делимся на 2 команды. Первая - подходит к столу № 1. Вторая - подходит к столу № 2. Ваша задача достать содержимое конверта и собрать из слов пословицы. У вас 2 минуты. Готовы? Время пошло.
Педагог: Как вы понимаете смысл этих пословиц, (5слайд) Как ложкой, так и шашкой - и за столом, и в сражении горазд. (6слайд) И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.) (Ответы детей) Молодцы!
Педагог: Казаки, идя на войну, клялись победить или умереть. В боях проявляли мужество и храбрость, не только мужчины, но и женщины.
(7слайд) Просмотр фильма про казачью песню.
Педагог: Сегодня у вас есть возможность прикоснуться к истории наших предков и исполнить песню «Едут, едут по Берлину наши казаки…». Ребята, прослушайте песню и постарайтесь подобрать слова, которые подходят к определению характера этой песни.
(8слайд) Прослушивание песни.
Педагог: Назовите слова, которые подходят к определению характера этой песни. Ответы детей. (смелая, чёткая, задорная, решительная…)
Педагог: Подготовим наш голосовой аппарат. Распевка (под аккомпанемент): 1. 1. Для того, чтобы наша речь была четкой, выполним упражнения для артикуляции. Итак, приступим. - Проснулся казак, почистил зубы (упражнение); - причесался (упражнение); -сел на коня и поскакал (упражнение); -и остановился (упражнение). Молодцы. Хорошо размяли мышцы лица.
2. Упражнение на дыхание (Упражнения «резкий вдох-выдох, длинный вдох-выдох». Тренировочное упражнение, направленное на выработку навыка диафрагменного дыхания, на увеличение объема легких)
3. Пение в унисон: - дай-май-бай (освобождение челюсти); - бри-бра-брэ (активировать язык, губы); - лю-ля-ле (для улучшения чистоты интонации); - ле-му, гу-ду (ориентирование в нижних в верхних нотах); - «От топота копыт пыль по полю летит».
(8слайд) Пение песенного произведения «Казаки в Берлине».
Педагог: Сейчас мы свами еще раз прослушаем песню в этот раз будем следить по тексту. (Автор стихов - Ц. Солодарь, авт. музыки Дм. и Дан. Покрасс, 1945 г.) Текст песни. По берлинской мостовой
Припев: Казаки, казаки, Едут, едут по Берлину Наши казаки.
Он коней ведет шажком. Припев тот же.
Задержаться он бы рад. Дарит казаку.
Припев тот же. По берлинской мостовой Снова едет верховой, Про дивчину, про казачку Говорит друзьям: "Эх вернусь на тихий Дон, Как вернусь в родимый дом, Синеглазую казачку снова встречу там..." Припев тот же
(9слайд) Пение под минус.
Ритмическая пауза. (Под песню «Казаки…) А сейчас мы с вами соединим песню с движениями.
Подведение итогов. Педагог: Ребята, как вы думаете, что вызывала эта песня в сердцах казаков? (смелость, отвагу, веру в то, что любые сложности будут преодолимы). Педагог: Что является особенностью исторической песни? (в них очень верно отображены истинные исторические факты и события, передаются сила народа, его отвага. Эти песни хранятся в памяти народной. Передаются они Из поколения в поколение, славя наших народных героев и их подвиги в борьбе за родное Отечество). Педагог: Молодцы, ребята! Живите дружно, пойте песни, любите и изучайте свой край, берегите его. Спасибо за работу. |
10 |
|
Самоанализ
Цель: приобщение детей к искусству пения в вокальной группе посредством исполнения исторических казачьих песен.
Задачи:
1). Познакомить обучающихся с военными историческими событиями, связанные с казачеством; разучивать музыкальное произведение «Казаки в Берлине» (роль казаков в Великой Отечественной войне) в соответствии с музыкальным сопровождением.
2). Развивать музыкально-исполнительские навыки: правильная певческая постановка, правильное положение головы, звук на опоре, дыхание, выразительное исполнение песни, точное интонирование с чёткой дикцией.
3). Воспитывать духовно-нравственные качества личности посредством исполнения музыкальных произведений военной тематики, раскрывающих нравственные ценности человека (чувства патриотизма).
Тип занятия – изучение нового материала.
Оборудование и материалы: фортепиано, мультимедийная презентация, текст песен, пословицы, видиофильм.
Принципы обучения: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.
Методы обучения:
· наглядно-зрительный метод: метод вокальной демонстрации;
· словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение);
· практический метод: практические задания, упражнения.
Используемые педагогические технологии:
1. Информационные технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Личностно-ориентированные технологии.
Этапы работы:
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Сообщение темы и цели занятия.
3.Основная часть.
4. Упражнения на дыхание. Распевание под аккомпанемент.
5.Практическая часть. Исполнение музыкальных произведений в соответствии с музыкальным сопровождением.
6.Итоги занятия.
Цели, задачи были достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.